Решение б/н по жалобе от 10 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-2385/2020

г. Якутск                                                 резолютивная часть оглашена «07» сентября 2020 года

        изготовлено в полном объеме «10» сентября 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя:

^^^^ – представителя ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия» по доверенности №1 от 14.08.2020;

"""" – представителя АК «АЛРОСА» (ПАО) по доверенности №А02-2102/14-418 от 01.08.2018;

Рассмотрев жалобу N 014/07/3-2385/2020 ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия» на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса цен в электронной форме на поставку комплектов вертикальных высокочувствительных одиночных сейсмоприемников с собственной частотой 10 Гц (извещение №32009285196 на официальном сайте торгов РФ www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) 19 августа 2020 года поступила жалоба ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия» (далее – Заявитель) на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса цен в электронной форме на поставку комплектов вертикальных высокочувствительных одиночных сейсмоприемников с собственной частотой 10 Гц (извещение №32009285196 на официальном сайте торгов РФ www.zakupki.gov.ru) (далее – Закупка).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) (утвержденным Наблюдательным советом АК «АЛРОСА» (ПАО) от 15.11.2018 (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 30 июня 2020 года АК «АЛРОСА» (ПАО) опубликовано извещение 32009285196 о проведении запроса цен в электронной форме на поставку комплектов вертикальных высокочувствительных сейсмоприемников с собственной частотой 10 Гц.

Заказчиком выступает АК «АЛРОСА» (ПАО) (678174, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Ленина, д. 6)

Предмет закупки: Поставка комплектов вертикальных высокочувствительных сейсмоприемников с собственной частотой 10 Гц;

Дата опубликования извещения о проведении закупки: 30.06.2020 г.;

Начальная (максимальная) цена договора: 2 736 000 рублей (без учета НДС, Цена с учетом транспортных затрат до места поставки);

Дата начала срока подачи заявок - 30.06.2020 (МСК+6);

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) - 10.07.2020 в 03:00 (МСК+6);

Дата рассмотрения заявок: 21.07.2020;

Дата подведения итогов: 04.08.2020;

На участие в закупке подано и допущено к участию 2 (две) заявки.

- ООО «Новый Востокгео»;

- ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия».

Из Жалобы следует, что при проведении закупки Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно неправомерно не применен приоритет товаров российского происхождения в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Уведомлением от 20.08.2020 N 02/3305 антимонопольный орган назначил рассмотрение жалобы по существу на 27.08.2020.

В целях принятия справедливого решения, Комиссией было решено продлить срок принятия решения по жалобе до 07.09.2020 уведомлением от 31.08.2020 N 02/3443 в целях получения дополнительной информации.

Заявителем представлены в антимонопольный орган дополнения к жалобе (исх. № М-260820-01 от 26.08.2020 и исх. №М-030920-01 от 03.09.2020) с приложениями.

Заказчиком в свою очередь представлено Комиссии дополнение №1 от 03.09.2020 к возражениям от 26.08.2020.

Комиссия антимонопольного органа по рассмотрению жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - постановление № 925) установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона о закупках предусмотрен Постановлением № 925, согласно абзацу «а» пункта 5 которого установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке, в том числе, следующих сведений: требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

В соответствии с пунктом 3 Постановлением Правительства от 16.09.2019 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925), принятого в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3(1) Постановления № 925 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный вдокументации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

Таким образом, в случае если продукция, предложенная участниками аукциона, отсутствует в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, при этом такими участниками представлено предложение о поставке российского продукции, таким участникам предоставляется приоритет в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 (15%).

Применение национального приоритета предусмотрено закупочной документацией Заказчика (п. 7.2).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 приоритет товаров российского происхождения применяется заказчиком на стадии заключения договора по результатам аукциона, а именно путем снижения цены договора, предложенное победителем закупки, в случае если таким участником предложена продукция иностранного происхождения (при наличии предложений о поставке российских товаров иными участниками закупки).

Из протокола № 5600-1000068873-2 от 21.07.2020 следует, что Заказчиком принято решение допустить всех участников и провести переторжку.

Протоколом №5600-1000068873-3 от 04.08.2020 Заказчиком принято решение признать победителем ООО «Новый Востокгео» с ценой предложения 2 142 000,00.

Заявителем в свою очередь был предложен товар с ценовым предложением 2 394 000,00.

Из материалов жалобы следует что, заявитель ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия» предложил к поставке товар российского происхождения «Высокочувствительный одиночный сейсмоприемник GS-ONE», производство ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия» - Российская Федерация (подтверждается Сертификатом о происхождении товара СТ-1 № 8063957).

Победитель закупки ООО «Новый Востокгео» предложил к поставке товар производителя страны Китай «Геофон YF-SOLO 10HZ одиночный GS-One, с отводом длиной 1м диаметр 5.33 мм, биметаллические жилы, на конце коннектор КСК-2 без гайки, производство Baoding Yongcheng Tianfeng Geophysical Equipment Co. Ltd. – Китай (подтверждается Заявлением о соответствии от 08.07.2020 б/н).

Из протоколов составленных в ходе проведения закупки следует, что Заказчиком приоритет в соответствии с Постановлением № 925 не был предоставлен.

Вместе с тем, учитывая, что при проведении закупки не может быть применен 30 % приоритет в соответствии с пунктом 3(1) Постановления № 925, в связи с отсутствием товара заявителя в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, а также учитывая наличие в заявках участников закупки предложений о поставке иностранного и российского оборудования, Комиссия Управления ФАС России приходит к выводу о неправомерном неприменении Заказчиком приоритета в размере 15% товару российского происхождения в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925.

Комиссия считает, что Заказчик необоснованно не предоставил приоритет в размере 15% в отношении российского товара заявителя.

Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев обстоятельства жалобы приходит к выводу, что действия Заказчика по неприменению приоритета в соответствии с Постановлением №925 противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают права заявителя.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия» на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса цен в электронной форме на поставку комплектов вертикальных высокочувствительных одиночных сейсмоприемников с собственной частотой 10 Гц (извещение №32009285196 на официальном сайте торгов РФ www.zakupki.gov.ru), обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ;

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений;

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии:          

 

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны