Решение (комиссия) №ИЛ/1562/24 ​​​​​​​РЕШЕНИЕ по делу 014/01/10-900/2023 о прекращении про... от 26 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 014/01/10-900/2023 о прекращении производства по делу о нарушении

антимонопольного законодательства

г. Якутск резолютивная часть оглашена «15» марта 2024 года

изготовлено в полном объеме «26» марта 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

*** – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Члены Комиссии:

*** – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии в дистанционном режиме с использованием систем видеоконференцсвязи:

*** - представителя по доверенности от 24.04.2023 №24.04.23 АО «Зырянский угольный разрез».

*** - представитель по доверенности от 20.11.2023 №564 ГУП «ЖКХ РС (Я)».

рассмотрев дело №014/01/10-900/2023 по признакам нарушения АО «Зырянский угольный разрез» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) были рассмотрено заявление ГУП «ЖКХ РС (Я)» (далее – заявитель) от 07.03.2023 № б/н (вх. №1694 от 09.03.2023) на действия АО «Зырянский угольный разрез» (далее – Ответчик) указывающее на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №44/23 от 06.06.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и определения о назначении дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2023 в отношении акционерного общества «Зырянский угольный разрез» (678761, Республика Саха (Якутия), Верхнеколымский улус, с. Угольное, ул. Дорожная, д. 12, ОГРН: 1071448000722, ИНН 1408004469, КПП 140801001) возбуждено дело №014/01/10-900/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2023 рассмотрение дела №014/01/10-900/2023 было назначено на «09» августа 2023 года в 15 часов 00 минут.

Во исполнение определения о назначении дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2023 АО «Зырянский угольный разрез» направило письменный отзыв по обстоятельствам дела, в котором указывает, что при анализе доминирующего положения на рынке угля марки «Ж» Комиссия не рассмотрела зависимость Компании от потребителей угля марки «Ж» Компания не устанавливала и поддерживает монопольно высокие цены на вышеуказанном рынке. На 2023 год увеличение цены реализации на голь марки «Ж» на 20% считает обоснованным.

На рассмотрении дела 09.08.2023 представитель АО «Зырянский угольный разрез» поддержал доводы, изложенные в отзыве в полном объеме.

Во исполнение определения о назначении дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 09.08.2023 и запроса информации от 16.08.2023 г. №АК/3477/23 АО «Зырянский угольный разрез» направило пояснение относительно обстоятельств дела, в котором указало, что со второго квартала 2023 года установлена цена 4890 руб./тн без НДС на условиях франко-склад Компании с погрузкой. Цена повышена со второго квартала 2023 года по сравненною с ценой на 2022 год га 11%.

Согласно определению об отложении дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 09.08.2023 рассмотрение дела №014/01/10-900/2023 было назначено на «06» сентября 2023 года в 15 часов 00 минут.

На рассмотрении дела 06.09.2023 представитель АО «Зырянский угольный разрез» поддержал доводы, изложенные в отзыве в полном объеме.

Согласно определению об отложении №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.09.2023 рассмотрение дела №014/01/10-900/2023 было назначено на «23» октября 2023 года в 16 часов 00 минут.

Письмом №23/62 от 20.10.2023 г. АО «Зырянский угольный разрез» направил справку о задолженности ГУП «ЖКХ» РС (Я) перед АО «Зырянский угольный разрез» по договору на поставку каменного угля №40266 от 09.01.2023.

Согласно определению об отложении рассмотрения дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.10.2023 рассмотрение дела №014/01/10-900/2023 было назначено на «15» ноября 2023 года в 15 часов 00 минут.

Согласно определению об отложении рассмотрения дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.11.2023 рассмотрение дела №014/01/10-900/2023 было назначено на «12» января 2024 года в 15 часов 00 минут.

В адрес АО «Зырянский угольный разрез» направлен запрос информации от 12.12.2023 №ИЛ/5938/23.

19.12.2023 г. в Якутское УФАС России от АО «Зырянский угольный разрез» поступило пояснение (исх. №93-2/ФС от 19.12.2023) относительно запроса информации от 12.12.2023 №ИЛ/5938/23 с предоставление сведений согласно запроса.

Согласно письму №93-2/ФС от 19.12.2023 АО «Зырянский угольный разрез» указало, что таблицы с №1 по №5 заполнены отдельно за 2022 год и отчетный период — 9 месяцев 2023 года. За 9 месяцев 2023 года дана прогнозная себестоимость будет сформирована к дате предоставления налоговой отчетности за 2023 г.

Относительно таблицы №5 АО «Зырянский угольный разрез» указало, что в срок указанный в запросе информации от 12.12.2023 №ИЛ/5938/23 не представляется возможным представить полные сведения.

Таблица №6 АО «Зырянский угольный разрез» не заполнялась, в связи с ем, что такого рода учет не ведется.

Также АО «Зырянский угольный разрез» представлен перечень лиц, входящих в одну группу по форме утвержденной Приказом ФАС России от 20.11.2006 №293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».

Согласно определению об отложении рассмотрения дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 12.01.2024 рассмотрение дела №014/01/10-900/2023 было назначено на «28» февраля 2024 года в 15 часов 00 минут.

19.01.2024 г. от АО «Зырянский угольный разрез» поступил уточненный ответ на запрос информации от 12.12.2023 №ИЛ/5938/23.

Согласно определению об отложении рассмотрения дела №014/01/10-900/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.03.2024 рассмотрение дела №014/01/10-900/2023 было назначено на «12» марта 2024 года в 16 часов 30 минут.

От ГУП «ЖКХ РС (Я)» поступило дополнение по делу согласно которому, ГУП «ЖКХ РС (Я)» просит выдать Ответчику предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об установлении экономически обоснованной цены на уголь и о необходимости производства перерасчета в рамках заключенных договоров на поставку угля на 2023 год по ценам, установленным решением.

Определением об объявлении перерыва от 12.03.2024 г. в рассмотрении дела №014/01/10-900/2023 рассмотрение назначено на «15» марта 2024 года в 14 часов 30 минут.

По результатам рассмотрения действий АО «Зырянский угольный разрез» в части роста стоимости поставки каменного угля за одну тонну для прочих потребителей на территории Верхнеколымского улуса, установлено наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Датой присвоения АО «Зырянский угольный разрез» - ОГРН является 26.11.2007, действует на основании Устава и осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли.

Согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «Зырянский угольный разрез» осуществляет добычу коксующегося угля открытым способом.

Статья 10 Закона о защите конкуренции несет запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Таким образом, для квалификации действий АО «Зырянский угольный разрез» по статье 10 Закона о защите конкуренции наличие доминирующего положения является обязательным.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В силу части 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.

Так, согласно данным государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности Федеральной налоговой службы выручка АО «Зырянский угольный разрез» за 2022 год составила 1 082 499 тыс. руб.

В том числе, АО «Зырянский угольный разрез» представлен перечень лиц, входящих в одну группу, согласно которому ООО «Туймаада-Уголь» входит в группу лиц, с АО «Зырянский угольный разрез» по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, на АО «Зырянский угольный разрез» не распространяются исключения, предусмотренные частью 2.1 и 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Якутским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Регламент), проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки каменного угля марки: «Ж» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года, по результатам которого составлен аналитический отчет от 05.06.2023 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» вся территория Республики Саха (Якутия) является местностью, которая относится к районам Крайнего Севера.

Экстремальные природно-климатические условия, сложная транспортная доступность и ограниченные сроки завоза грузов в субъекты Российской Федерации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, в короткие сроки навигации.

При выявлении условий обращения услуги (товара), ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (покупателем), учтено следующее:

- территориальное расположение продавца и покупателя услуг –покупатели угля расположены в Верхнеколымском улусе, однако уголь ими закупается как правило, по принципу приближенности поставщика марки, которую они используют в своей деятельности.

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности). К специфическим особенностям Северо - Восточных территорий России, какой среди прочих является Республика Саха (Якутия) (большая территория – 3083,5 тыс. км², значительная отдалённость от других регионов, отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России, малоразвитая транспортная инфраструктура внутри региона).

- особенности транспортной инфраструктуры, возможность/невозможность перемещения товара к покупателю.

Стоимость перевозки в зависимости от удаленности продавца от потребителя на территории Республики Саха (Якутия), так как транспортные расходы (в частности расходы на топливо) являются одной из составляющих, в конечной стоимости товара и занимают существенную часть в затратах покупателя.

На выбор потребителем – поставщика, влияет принцип приближенности последнего. Это так же влияет и на поставку угля в сроки, установленные в договоре, а также на возможность поиска перевозчика по найму, либо перевозку собственными силами (наличие необходимого состава автопарка).

Для перевозки больших (средних) объемов угля необходимо наличие автотранспорта с определённой грузоподъемностью и находящегося постоянно на линии. Если покупателю в процессе потребления необходим большой запас угля, то могут возникнуть сложности при его перевозке в другие улусы (районы).

- климатические особенности Республики Саха (Якутия) так же влияют на доставку твердого топлива между районами региона. Так, в зимний период возможен срыв графиков поставок из-за непогоды, отсутствия автомобильных дорог надлежащего качества, и пропускной способности автодорог. Учитывая, то что часть угля доставляется на территорию Республики Саха (Якутия) водным транспортом в том числе с помощью переправы, по автозимнику, необходимо успеть завершить поставку до закрытия навигационного периода, либо с момента открытия автозимника (ледовой переправы);

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) 522 населенных пункта относятся к труднодоступным и отдаленным (81 процент), из них 242 населенных пункта не имеют круглогодичной транспортной доступности, в связи с чем доставка грузов в эти населенные пункты возможна только автомобильным транспортом в период автозимника.

Согласно проанализированным договорам поставки предусмотрена реализация угля конкретной марки.

Район производства и потребления угля совпадают (либо близко расположены) по причине изначального заложенного принципа снижения транспортных издержек.

Как установлено Комиссией Якутского УФАС России, АО «Зырянский угольный разрез» заключил договоры только с близлежащими районами, а такие хозяйствующие субъекты при проведении «теста гипотетического монополиста» сообщили, что при повышении при повышении стоимости приобретатели будут покупать рассматриваемый товар (в большинстве случаев) у того же поставщика, на территории Верхнеколымского района улуса в связи с транспортной доступностью.

Таким образом, снижения объема продаж товара в пределах Верхнеколымского района, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов), расположенных в пределах таких границ товарного рынка, не произойдет (так как объемы потребляемого угля котельными рассматриваемых улусов рассчитаны на поддержание отопительного сезона, а сокращение объемов может вызвать критическую ситуацию с теплоснабжением и подачей горячей воды для потребителей региона).

На основании вышеизложенного, при проведении анализа нельзя учитывать иные хозяйствующие субъекты, в связи с тем, что рынок поставки каменного угля (для прочих потребителей) в Верхнеколымском улусе не является конкурентным, а именно из-за того, что на территории Верхнеколымского улуса отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, которые занимаются поставкой каменного угля (для прочих потребителей).

Комиссия, изучив материалы проведенного исследования, в том числе с учетом стопроцентной доли АО «Зырянский угольный разрез» на вышеуказанном товарном рынке за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, пришла к выводу, что положение АО «Зырянский угольный разрез» на товарном рынке поставки каменного угля марки: «Ж» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года является доминирующим.

В результате проведенного исследования по итогам 2022 года установлено, что рынки оптовой торговли углем энергетическим марки «Ж», в границах Верхнеколымского улуса являются высококонцентрированными.

По итогам 2022 года на рынке оптовой торговли углем марки «Ж» предварительно в географических границах Верхнеколымского улуса признаки доминирующего положения выявлены в отношении АО «ЗУР» с долей 100%. Конкурентную среду на вышеназванном рынке можно оценить, как не развитую.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции, Якутское УФАС России пришло к выводу о том, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Зырянский угольный разрез» по итогам 2022 года занимало доминирующее положение на рынке поставки каменного угля марки: «Ж» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия).

В соответствии с частью 5¹ статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 014/01/10-900/2023.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на поставку каменного угля (для прочих потребителей) не подлежат государственному регулированию.

Конечная цена в договоре поставки угля (для прочих потребителей) устанавливается компанией (либо иным лицом, владеющим правом поставки каменного угля для прочих потребителей) самостоятельно.

АО «Зырянский угольный разрез» установлена цена реализации каменного угля марки «Ж» в размере ***, по отношению к цене, установленной в 2022 году увеличилась на 20%.

В 2023 году между АО «Зырянский угольный разрез» и ГУП «ЖКХ РС (Я)» заключен договор на поставку каменного угля №40266 от 09.01.2023 г. Цена за 1 (одну) тонну каменного угля марки «Ж» за 1 квартал 2023 г. составляет ***(без учета НДС). Объем поставки на первый квартал составляет *** тонн.

Далее, 03.07.2023 г. между ГУП «ЖКХ РС (Я)» и АО «Зырянский угольный разрез» заключено дополнительное соглашение к договору на поставку каменного угля от 09.01.2023 г. оставшейся части каменного угля марки «Ж» в объеме 123 065 тонн с уменьшением цены договора до *** (то есть на *** рублей).

Розничные цены на каменный уголь, реализуемый прочим потребителям, не подлежат государственному регулированию. Таким образом, в полномочия Госкомцен РС (Я) не входит согласование и утверждение цен на уголь АО «Зырянский угольный разрез», реализуемый для прочих групп потребителей.

Между тем, в рамках поручений Главы Республики Саха (Якутия) *** №Пр-898-А1 от 13.02.2023 г. и Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)*** №Пр-248-П1 от 03.11.2022 г.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения поступивших материалов Якутским УФАС России были направлены соответствующие запросы в адрес Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) и Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).

Комиссия Якутского УФАС России при анализе сведений покупателей каменного угля марки «Ж» за период с 01.01.2022 г по 30.09.2023 г. АО «Зырянский угольный разрез» установила следующее.

На территории Верхнеколымского района хозяйственную деятельность по добыче каменного угля марки «Ж» открытым способом осуществляет только АО «ЗУР».

Предприятие ведет разработку Надеждинского каменноугольного месторождения на основании лицензии ЯКУ14842ТЭ.

Основным потребителем каменного угля АО «Зырянский угольный разрез» является ГУП «ЖКХ РС (Я)».

Согласно пояснениям к запросу исх. №23/27 от 27.03.2023 года АО «Зырянский угольный разрез» сообщило, что повышение цены на уголь связано с уменьшением добычи каменного угля марки «Ж» в 2023 году с (250 тыс. тонн до 110 тыс. тонн), по причине остатков нереализованного каменного угля марки «Ж» на складе АО «Зырянский угольный разрез» за прошлые периоды, а также сокращением объёмов реализации угля для прочих потребителей, в том числе для Покупателя – АО «Чукоэнерго» (объемы закупаемого угля составляют 2019 год – 105 000 тонн, 2020 тонн – 55 000 тонн, 2021 год – 45 000 тонн.

По состоянию на 30.09.2023 г. АО «Зырянский угольный разрез» заключил договоры на поставку коксующего угля марки «Ж» с 16 контрагентами.

В 2022 году цена на каменный уголь марки «Ж» составляла: январь-март***., ноябрь *** (для ИП), апрель*** (для ИП), июль-сентябрь*** руб.т. (рост от цены на начало года 5,7%), январь-декабрь ***(15%), июль *** (28,1%). Данная цена зависела от потребителей и способа закупки.

В 2023 году цена на коксующий уголь марки «Ж» составляла: февраль-апрель *** август-сентябрь ***(11,4%), январь-сентябрь ***. (20%). Данная цена зависела от потребителей и способа закупки.

Вместе с тем, согласно письму от 26.01.2023 г. №1-14.3-06/379 цены реализации угольной продукции разреза «Нерюнгринский» определены рыночными условиями и не зависят от сформировавшейся себестоимости.

Исходя из представленной информации АО «Зырянский угольный разрез» стоимость каменного угля марки «Ж» повысилась в связи со следующим:

- Рост закупочных цен ГСМ на **% в 1 полугодии и дополнительный рост закупочных цен со второго полугодия еще на **%, в общей сложности изменение закупочных цен ГСМ на **%.

- Рост утверждённых тарифов на электроэнергию для предприятия до**% ;

- Рост утвержденных тарифов на тепло и водоснабжения для предприятия до **%

- Увеличение арендной платы на земельный участок до**%.

- По показателю «услуги производственные» включающие в себя ставки на услуги по перевозке угля до**%.

- Рост тарифов на оказание охранных услуг до **%;

- Индексация оплаты труда работников АО «Зырянский угольный разрез» до**%;

- Рост стоимости аммиачной селитры в результате роста закупочных цен и стоимости доставки до месторождения до ***%;

- Включение прогнозного увеличения стоимости запасных частей по импортной горнодобывающей технике на уровень роста курса доллара на ***%;

- Рост тарифов на услуги военизированной горноспасательной службы до*%;

- Рост амортизации до 19%, связанный с вводом в эксплуатацию в 2023 году нового горного оборудования;

- Рост расходов на уплату НДПИ в результате введения дополнительного сбора в размере 380 тыс. руб./т., а также рост курса доллара, учитываемого в расчете ежемесячной ставки на коксующийся уголь до **%.

Согласно информации ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России направленной письмом от 14.07.2023 №Исх-36/251 уголь марки Ж добывается в:

1. Республике Саха (Якутия):

- ООО «Эльгауголь»;

- АО ГОК «Инаглинский».

2. Кемеровская область – Кузбасс (Кузнецкий угольный бассейн»:

- ООО «Шахта им. С.Д. Тихова»;

- ООО «ММК-уголь»;

- АО «Черниговец»;

- АО «разрез Шестаки»;

- ООО «Шахта Юбилейная»;

- АО «Шахта Полосухинская»;

- АО «Шахта Антоновская»;

- ООО «Распадская угольная компания».

3. Республика Коми (Печорский угольный бассейн):

- АО «Воркутауголь».

4. Республика Бурятия:

- ООО «УК «Межегейуголь».

5. Чукотский автономный округ:

- ООО «Берингпромуголь».

Цена с качественными характеристиками как у АО «Зырянский угольный разрез» производится АО «разрез Шестаки», ООО «Шахта Юбилейная», ООО «Эльгауголь», АО ГОК «Инаглинский», ФГУП ГТ «Артикуголь» и реализовался в 2022 и 2023 году по следующим средним ценам:

п/п

Наименование

Средняя цена в 2022 году

Средняя цена в 2023 году

Ж рядовой (0-100)

 

1.

ООО «Эльгауголь»

8764

9910

Ж рядовой (0-300)

1

АО «разрез Шестаки»

5375

-

2

ООО «Шахта Юбилейная»

4912

3467

3

ООО «Эльгауголь»

9662

-

4

АО ГОК «Инаглинский»

2712

-

5

ФГУП ГТ «Артикуголь»

-

6880

Средняя цена реализации

6357

6752

Согласно вышеуказанному письму на формирование цены на товарную продукцию влияют несколько факторов. В Кемеровской области, Республике Коми и Республике Саха (Якутия) добытый уголь подвергается переработке на обогатительных фабриках для последующего формирования требуемой коксовой шихты при производстве кокса на коксохимических заводах и металлургических комбинатах страны. В силу этих особенностей, формируется два сегмента сбыта угля на угольном рынке – рынок рядовых углей и рынок концентраторов (после обогащения, с получением концентрата, высококачественного сырья) с улучшенными потребительскими свойствами и, соответственно, более высокой ценой реализации угля.

С учетом Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости и обогащения угля (сланца) утвержденной первым заместителя Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 25 декабря 1996 года и документов, представленных АО «Зырянский угольный разрез» на рассмотрение дела №014/01/10-900/2023, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об обоснованном повышении стоимости поставки каменного угля марки «Ж» на 20% в 2023 году.

На заседании Комиссии 28.02.2024 в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято и направлено в адрес лиц, участвующих в деле, заключение об обстоятельствах дела № 014/01/10-900/2023 и наличии признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 014/01/10-900/2023 в Якутское УФАС России от Ответчика поступили письменные пояснения.

Согласно которым, АО «Зырянский угольный разрез» считает, что анализ состояния конкуренции не содержит в себе полную информацию о долях хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке и потребителей, не указание продуктовых границ товарного рынка.

Якутским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Регламент), проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки каменного угля марки: «Ж» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года, по результатам которого составлен аналитический отчет от 05.06.2023 г.

В соответствии с частью 5¹ статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 014/01/10-900/2023 и приобщен к материалам дела.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка (абзацы 1 - 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции) (абзацы 1 - 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Учитывая изложенное, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что цена АО «Зырянский угольный разрез» на поставку каменного угля марки «Ж» установленная договором на поставку каменного угля №40266 от 09.01.2023 и дополнительным соглашением к договору на поставку каменного угля №40266 от 09.01.2023 от 03.07.2023 г., не превышает стоимость товара, обеспечивающего возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, а также цену, которая сформировалась на иных конкурентных товарных рынках.

Комиссия Якутского УФАС России по результатам рассмотрения материалов дела №014/01/10-900/2023 приходит к выводу об отсутствии нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях АО «Зырянский угольный разрез».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-900/2023, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 10, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 014/01/10-900/2023, возбужденное в отношении акционерного общества «Зырянский угольный разрез» (678761, Республика Саха (Якутия), Верхнеколымский улус, с. Угольное, ул. Дорожная, д. 12, ОГРН: 1071448000722, ИНН 1408004469, КПП 140801001) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны