Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы от 12 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Организатору торгов:

Министерство экологии, природопользования

 и лесного хозяйства РС(Я)

*

 

 

 

Заявителю:                                                                                                                                                                                                        ИП *.

                                                                                      

 

Электронная площадка:

ООО «РТС-Тендер»                                                                                                

 info223@rts-tender.ru

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/10/18.1-367/2023

 

г. Якутск                                                                                    «12» апреля 2023 г.                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции), в составе:

* – заместителя руководителя Якутского УФАС России, начальника отдела антимонопольного контроля, председателя Комиссии;

*– главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена Комиссии;

* – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

* – представителя ИП * доверенность № б/н от 22.03.2023 г.;

* – представителя Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) по доверенности № б/н от 03.04.2023 г.

* - представителя Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) по доверенности № б/н от 03.04.2023 г.

рассмотрев жалобу ИП * (далее-Заявитель) на действия (бездействие) организатора торгов Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка (кадастровый номер земельного участка: 14:22:050005:294) для осуществления рекреационной деятельности (Лот №5),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП * (вх. № 2326 от 28.03.2023 г.) на природопользования и лесного хозяйства РС(Я) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка (кадастровый номер земельного участка: 14:22:050005:294) для осуществления рекреационной деятельности (Лот №5) (извещение № 22000172210000000014, на официальном сайте ГИС-Торги https://torgi.gov.ru).

Доводы жалобы:

«На сайте https://torgi.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления  рекреационной деятельности,  для  переработки  древесины и иных лесных ресурсов и для ведения сельского хозяйства, Процедура №22000172210000000014, Лот №5.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие от 17.03.2023 г. Ув2200017221000000001400504 и протоколом о результатах аукциона U22000172210000000014-3 заявка ИП * отклонена по следующему основанию:

Предоставление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок те может быть предоставлен в аренды, заявка подана физическим лицом.

При этом в обоснование решения Заказчиком не указываются доводы.

ИП* категорически не согласна с решением комиссии заказчика, так как положения заявки полностью соответствуют положениям документации об аукционе. Считаем, что указанное решение комиссии необоснованно и принято неправомерно, так как не соответствует нормам действующего законодательства.

Согласно документации, аукцион проводится в соответствии с Лесным кодексом РФ (в ред. от 29.12.2017 №471-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли - продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона).

В соответствии с частью 8 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации аукцион является открытым по составу участников

Вместе с тем, часть 17 вышеуказанной статьи указывает, что в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка могут заключить как юридические лица, так и физические лица.

Сама аукционная документация не содержит никакой информации об ограничения к кругу участников. Более того, сам бланк заявления содержит фабулу для физического лица, предпринимателя.

Следовательно, заказчиком в требованиям однозначно установлено, что участниками могут быть как юридические, так и физические лица.

Данное извещение имеет 11 лотов. Согласно протоколу о результатах аукциона лоты №2, 3, 4, 6, 8, 9, 11 выиграли физические лица.

Согласно части 18 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации Основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:

1) несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей; 2) представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду; 3) представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений лицом, право которого на приобретение лесных насаждений на основании договора купли-продажи лесных насаждений не предусмотрено настоящим Кодексом; 4) представление заявки на участие в аукционе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; 5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или принятие заявителем-гражданином решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; 6) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе; 7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Как следует из материалов, заявка ИП * соответствовала аукционной документации. Ни под одно ограничение вышеуказанной нормы заявитель не подпадает. Задаток был внесен в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства,

Прошу:

  1. Принять данную жалобу к рассмотрению.
  2. Приостановить процедуру заключения договора аренды лесного участка до рассмотрения жалобы по существу.
  3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования действующего законодательства.
  4. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений.»

В ответ на уведомление о поступлении жалобы (исх. № 02/886 от 29.03.2023) Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) предоставило возражение на жалобу (вх. № 244э от 31.03.2023) в котором организатор торгов выразил несогласие с доводами Заявителя.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные ст. 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Таким образом, жалоба ИП *рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На официальном сайте ГИС-Торги https://torgi.gov.ru опубликовано извещение № 22000172210000000014 (на электронной площадке ООО «РТС-Тендер» https://i.rts-tender.ru) о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка (кадастровый номер земельного участка: 14:22:050005:294) для осуществления рекреационной деятельности (Лот №5).

Дата размещения извещения: 14.02.2023;

Дата начала срока подачи заявок: 15.02.2023;

Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.03.2023;

Дата и время рассмотрения заявок на участие (дата определения участников): 17.03.2023;

Дата и время торгов: 20.03.2023.

Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

Порядок подготовки и организации аукциона установлены положением Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 ЛК РФ, а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно аукционной документации Лотом № 5, является лесной участок, расположенный: Республика Саха (Якутия), местонахождение: Индигирское, Оймяконское, 87, 88 (квартал 37); 1, 2 (квартал 38), кадастровый номер земельного участка: 14:22:050005:294, площадь земельного участка: 1262129 (Квадратный метр), вид разрешённого использования земельного участка: Отдых (рекреация).

Также согласно проектной документации лесных участков (Лот №5) видом использования лесов, является осуществление рекреационной деятельности, целью предоставления лесного участка- лыжная трасса.

В соответствии с пунктом 9 проектной документации лесных участков (Лот № 5) проектирование вида использования лесов лесного участка: «Согласно лесохозяйственному регламенту Индигирского лесничества, квартал 37 выдел/часть выдела 87,88 квартал 38 выдел/часть выдела 1,2 Оймяконского участкового лесничества, в границах которого расположен проектируемый лесной участок, относится к зоне планируемого освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности».

В соответствии со статьей 4 ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (часть 1); от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (часть 2).

Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ.

В силу части 1 статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.

Частью 7 статьи 41 ЛК РФ определено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

Порядок подготовки и организации аукциона установлен статьей 78 ЛК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 2 части 18 статьи 78 ЛК РФ установлено, что основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются, в том числе, представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду.

В силу части 3 статьи 25 ЛК РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.04.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 3 статьи 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

Отсутствие такой регистрации означает невозможность лесопользования как предпринимательской деятельности.

Являясь одним из видов использования лесов, рекреационная деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность.

Следовательно, арендатор по вышеуказанному договору аренды лесного участка, осуществляющий на землях лесного фонда предпринимательскую деятельность должен быть зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, что является существенным условием договора аренды в силу указанных норм права.

Указанное также подтверждается Правилами использования лесов для рекреационной деятельности (утв. Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 908), пунктом 2 которых установлено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

Таким образом, исходя из систематического толкования норм действующего законодательства рекреационная деятельность является предпринимательской деятельностью, и право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в рассматриваемом случае имеют физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Согласно части 4 статьи 78 ЛК РФ заявление о проведении аукциона подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Комиссией Якутского УФАС установлено, что форма заявки на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (к аукциону, назначенному на 20 марта 2023 г.) содержит фабулу: «(наименование, организационно-правовая форма, место нахождение- его адрес- для юридического лица», «фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя)», «адрес места жительства (временного пребывания)», (данные документа удостоверяющего личность гражданина РФ», «Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии)».

Рассмотрев материалы, установлено, что среди заявок на участие в вышеуказанном аукционе (Лот № 5), 15.03.2023 г. в 09:00 (МСК) поступила заявка № 204701/276908 от физического лица - *.

Вместе с электронной заявкой также были представлены следующие документы:

  1. Заявка в формате PDF, согласно представленной форме заявки аукционной документации;
  2. Копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. Реквизиты;
  4. Платежное поручение.

Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 302 утверждены «Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ, согласно приложению 1 (далее - Порядок № 302) и «Требования к формату заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ, для заготовки древесины при подаче его в электронной форме, согласно приложению 2.

Согласно пункту 5 Порядка № 302 вместе с заявлением заявитель вправе представить следующие сведения:

а) о наличии заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - для юридического лица;

б) о наличии заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

в) о наличии заявителя в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства);

г) об отсутствии заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Пунктом 6 Порядка №302 установлено, что в случае, если заявителем не представлены сведения, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия.

По совокупному смыслу данных пунктов, за организатором торгов закреплена обязанность по проверке на соответствие требованиям аукционной документации поступившей заявки.

Протоколом рассмотрения заявок по аукциону аренды лесного участка в электронной форме № U22000172210000000014-1 от 17.03.2023г., аукционной комиссией принято решение отказать в допуске на дальнейшее участие в процедуре электронной заявки № 204701/276908 поданной от имени *, в соответствии с частью 7 статьи 41 ЛК РФ.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу о том, что организатор неправомерно отказал в допуске на участие в аукционе в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка (кадастровый номер земельного участка: 14:22:050005:294) электронной заявки № 204701/276908, от имени *в нарушение пункта 2 части 18 статьи 78 ЛК РФ.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ИП * на действия (бездействие) организатора торгов Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (*) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка (кадастровый номер земельного участка: 14:22:050005:294) для осуществления рекреационной деятельности (Лот №5) (извещение № 22000172210000000014, на официальном сайте ГИС-Торги https://torgi.gov.ru)- обоснованной.
  2. Признать организатора торгов Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 2 части 18 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации.
  3. Выдать организатору торгов Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) обязательное для исполнения предписание.

4.  Передать материалы рассмотренной жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:          

 

*

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

    *

 

 

 

 

 

             *

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны