Решение б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-415/2024 по результатам рассмотрения жало... от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 014/07/3-415/2024

по результатам рассмотрения жалобы

 

город Якутск                                                                                                        10 апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Бушинг Групп Рус» (далее – ООО «Бушинг Групп Рус», заявитель): представителя по доверенности;

от заказчика, организатора закупки публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик, организатор закупки): представителей по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Бушинг Групп Рус» от 02.04.2024 №20/1 (вх. № 3949-ЭП/24 от 03.04.2024) на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту: «Лот № 65101-ТПИР ОТМ-2024-ЯЭ: ОКДП2 27.90.33.120 Поставка вводов высоковольтных для Якутской ГРЭС в рамках инвестиционного проекта M_508-792» (извещение № 32413291732), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

установила:

03.04.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Бушинг Групп Рус» от 02.04.2024 №20/1 (вх. № 3949-ЭП/24 от 03.04.2024) на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту: «Лот № 65101-ТПИР ОТМ-2024-ЯЭ: ОКДП2 27.90.33.120 Поставка вводов высоковольтных для Якутской ГРЭС в рамках инвестиционного проекта M_508-792» (извещение № 32413291732).

Заявитель в поданной жалобе не согласен с отклонением заявки ООО «Бушинг Групп Рус» на участие в рассматриваемой закупке по основанию подпункта «а» пункта 4.9.6 Документации о закупке.

ПАО «Якутскэнерго» с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражение, а также истребованные антимонопольным органом документы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из жалобы следует, что права и законные интересы заявителя нарушены действиями заказчика, выразившимися в осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и порядка осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Согласно частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденного решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 12.04.2023 №359, на основания решения Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 29.12.2023 № 24 (далее – Положение о закупках).

16.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении закупки № 32413291732 и документация о закупке (далее – Извещение, Документация) конкурса в электронной форме.

Предмет закупки: «Лот № 65101-ТПИР ОТМ-2024-ЯЭ: ОКДП2 27.90.33.120 Поставка вводов высоковольтных для Якутской ГРЭС в рамках инвестиционного проекта M_508-792».

Начальная (максимальная) цена договора: 17 760 000,00 рублей без учета НДС.

Дата начала подачи заявок: «16» февраля 2024г

Дата и время окончания срока подачи заявок: «04» марта 2024г. в 12 ч. 00 мин.  (по московскому времени).

Дата окончания рассмотрения заявок: «26» марта 2024 г.

Дата подведения итогов закупки: «08» апреля 2024 г.

29.03.2024 в ЕИС размещен протокол заседания Закупочной комиссии от 26.03.2024 № 65101-Р согласно которому на участие в рассматриваемой закупке поступило 5 заявок, по результатам рассмотрения, которых 3 заявки отклонены от дальнейшего рассмотрения, в том числе заявка участника ООО «Бушинг Групп Рус» отклонена на основании пп. а) п 4.9.6 Документации о закупке, как несоответствующую следующим требованиям:

1.1.        Участником в составе заявки предоставлен сертификат соответствия, подтверждающий соответствие серийного выпуска вводов требованиям ГОСТ Р 55187-2012, выданный на основании Протокола испытаний № 2955 Е от 11.01.2023 года, выданный испытательной лабораторией "Экспресс-Тест", аттестат аккредитации РОСС.RU.31532.04ИЖЧ0.ИЛ05" - данная лаборатория отсутствует в гос. реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росаккредитация https://fsa.gov.ru/ , что не соответствует требованию п. 1.1.  Таблицы 4, в котором установлены следующие требования: «Участник должен представить сертификат соответствия, подтверждающий соответствие серийного выпуска вводов требованиям ГОСТ Р 55187-2012 с обязательным предоставлением протоколов сертификационных испытаний, на основании которых выдан сертификат соответствия. Лаборатория, проводившая сертификационные испытания, должна присутствовать в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росаккредитация https://fsa.gov.ru/ на момент испытаний.

Указанное несоответствие требованиям документации о закупке является достаточным основанием для отклонения заявки данного участника.

1.2.        Участником  в составе заявки для подтверждения качества, заявленных характеристик, конструктива и соответствия предлагаемой продукции ГОСТ Р 55187-2012 предоставлен протокол периодических испытаний на соответствие заявленных характеристик вводов согласно требований ГОСТ Р 55187-2012  предоставлен протокол испытаний № 2955 Е от 11.01.2023 года, выданный испытательной лабораторией "Экспресс-Тест", аттестат аккредитации РОСС.RU.31532.04ИЖЧ0.ИЛ05" - данная лаборатория отсутствует в гос. реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росаккредитация https://fsa.gov.ru/ , что не соответствует требованию п. 1.1.  Таблицы 4, в котором установлены следующие требования: «для подтверждения качества, заявленных характеристик, конструктива и соответствия предлагаемой продукции ГОСТ Р 55187-2012, в составе заявки Участник должен представить протоколы периодических испытаний на соответствие заявленных характеристик вводов согласно требований ГОСТ Р 55187-2012 (п. 8.3.1).  Лаборатория, проводившая сертификационные испытания, должна присутствовать в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росаккредитация https://fsa.gov.ru/ на момент испытаний.

Указанное несоответствие требованиям документации о закупке является достаточным основанием для отклонения заявки данного участника.

Несогласие с отклонением заявки участника ООО «Бушинг Групп Рус» послужило основанием для обращения заявителя в антимонопольный орган.

Как указывает заявитель в жалобе, в составе заявки ООО «Бушинг Групп Рус» представлен сертификат соответствия № 0028721, подтверждающий соответствие серийного выпуска вводов требованиям ГОСТ Р 55187-2012 с обязательным предоставлением протокола сертификационных испытаний № 2955Е от 11.01.2023 на основании которого выдан сертификат соответствия № 0028721.

При этом заявитель отмечает, что Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 не содержит требований об обязательной сертификации продукции - высоковольтные вводы, на территории Российской Федерации нет ни одной лаборатории, которая аккредитована Росаккредитацией по всем пунктам ГОСТ Р 55187-2012, сертификаты соответствия на высоковольтные вводы выпущены в системе добровольной сертификации «Прибор – Эксперт», в связи с чем размещены в реестре системы добровольной сертификации «Прибор – Эксперт».

Протокол периодических испытаний с переводом на русский язык, аттестат аккредитации лаборатории в национальной системе сертификации № CNAS L0681 проводивший периодические испытания. Данная лаборатория имеет аккредитацию от Международной организации по аккредитации лабораторий и потому их протоколы испытаний маркируются знаком ILAC-MRA, принадлежащим Международной организации по аккредитации лабораторий, который используют аккредитованные им органы по оценке соответствия, знак ILAC-MRA на документах содержащих результаты работ по оценке соответствия придает этим документам вес за рубежом, поскольку прямо указывает, что он выдан органом по оценке соответствия, чья аккредитация имеет международное признание.

ПАО «Якутскэнерго» в возражениях на доводы жалобы указывает, что требование заказчика о наличии в составе заявки сертификатов соответствия и протоколов испытаний с положительными результатами, проведенных аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центре) документально подтверждает, что участник предлагает продукцию, соответствующую национальным стандартам Российской Федерации, а также обусловлено спецификой закупаемого оборудования и самой деятельностью  ПАО «Якутскэнерго», в полной мере несущее ответственность за бесперебойное обеспечение потребителей Республики Саха(Якутия).

Заявка участника отклонена не за отсутствие Сертификата о соответствии, а за отсутствие лаборатории в реестре Росаккредитации.

Также в протоколе приемо-сдаточных испытаний, производственный номер 251081, переведенном на русский язык, указана дата проведения испытаний 15.11.2023, то есть позднее, чем выдан Сертификат соответствия № 0028721 от 21.01.2023. Данные несоответствия свидетельствует о наличии в составе документов Участника недостоверных сведений или намеренно искаженной информации.

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 36.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Пунктами 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

Как указано выше, заявка ООО «Бушинг Групп Рус» отклонена на основании подпункта «а» пункта 4.9.6 Документации о закупке, согласно которому по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:

а)           несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие: недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов, внутренних противоречий между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа, а также (в случае проведения закупки с использованием ЭТП) противоречий между документами заявки и сведениями, указанными Участником в структурированных формах на ЭТП;

Разделом 4.5 Документации о закупке установлен порядок подготовки заявок, в том числе согласно пункту 4.5.1.1 Документации о закупке Участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 – СОСТАВ ЗАЯВКИ) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

Разделом 11 Приложения № 4 к Документации о закупке определен состав заявки, согласно которому заявка на участие в закупке должна содержать следующий комплект документов с учетом требований подраздела 4.5, а также иных условий Документации о закупке.

В соответствии с пунктом 13 раздела 11 Приложения № 4 к Документации о закупке [при наличии в Технических требованиях Заказчика требований к дополнительным документам, включаемых в состав заявки в качестве подтверждения соответствия поставляемой продукции]: Копии документов, подтверждающих соответствие предлагаемой к поставке продукции требованиям, установленным в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке).

При этом указано, что в случае если по каким-либо причинам Участник не может предоставить какой-либо из требуемых документов, он может в составе заявки приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа (однако предоставление данной справки носит исключительно информационный характер и не может являться основанием для снятия с Участника обязанности по предоставлению требуемого документа).

Приложением №1 к Документации о закупке определены следующие Технические требования закупаемой продукции предмета рассматриваемой закупки «Ввод высоковольтный»:

Ввод высоковольтный, тип: ГНЛПIV-90-126/2000: Напряжение наибольшее рабочее 50 Гц, кВ-126; Напряжение наибольшее рабочее фазное, кВ-73; Напряжение испытательное для частичных разрядов (ЧР), кВ-126; Уровень ЧР, пКл-10; Напряжение испытательное 50 Гц, 1 мин., кВ-230; Напряжение испытательное грозового импульса полной волны 1,2/50мкс, кВ-550; Номинальный ток, А-2000; Ток термической стойкости в течение 2 с Ith, кА-50; Ток динамической стойкости  Id, кА-125; Разрядное расстояние (верх/низ),мм- Не менее 1083/1083;

Длина пути утечки min, мм- Не менее 4050; Угол установки, град.- 90; Испытательная консольная нагрузка, Н-4000.

Способами подтверждения участником соответствия требованиям является согласие с требованием, и Участник в составе своей заявки для проверки соответствия заявленных характеристик и конструктива предложенной продукции, предоставляет следующие документы, подтверждающие соответствие предлагаемой им продукции установленным требованиям:

- Участник должен представить сертификат соответствия, подтверждающий соответствие серийного выпуска вводов требованиям ГОСТ Р 55187-2012 с обязательным предоставлением протоколов сертификационных испытаний, на основании которых выдан сертификат соответствия. Лаборатория, проводившая сертификационные испытания, должна присутствовать в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росаккредитация https://fsa.gov.ru/ на момент испытаний.

- для подтверждения качества, заявленных характеристик, конструктива и соответствия предлагаемой продукции ГОСТ Р 55187-2012, в составе заявки Участник должен представить протоколы периодических испытаний на соответствие заявленных характеристик вводов согласно требований ГОСТ Р 55187-2012 (п. 8.3.1).  Лаборатория, проводившая сертификационные испытания, должна присутствовать в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росаккредитация https://fsa.gov.ru/ на момент испытаний.

-чертежи с габаритными и установочными размерами.

Национальный стандарт российской федерации ГОСТР 55187-2012 «Вводы изолированные на номинальные напряжения свыше 1000 в переменного тока» распространяется на вводы переменного тока частотой от 15 до 60 Гц, на номинальные напряжения свыше 1000 В, предназначенные для трансформаторов (автотрансформаторов), реакторов, выключателей, в т. ч. генераторных, КРУЭ, а также на линейные и съемные вводы разного назначения. Вводы должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТР 55187-2012, и конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке

Согласно пункту 8.1 ГОСТР 55187-2012 для проверки вводов на соответствие требованиям настоящего стандарта предприятие- изготовитель проводит приемо-сдаточные, квалификационные, периодические и типовые испытания. Результаты испытаний оформляют протоколами или сертификатами, которые предъявляются потребителю по его требованию. Результаты приемо-сдаточных испытаний и проверок заносятся в паспорт ввода.

Комиссией из анализа документов, имеющихся в составе ООО «Бушинг Групп Рус» установлено, что заявителем к поставке предложен «Ввод высоковольтный тип: FCRGIS-126/2000, номенклатурный номер: N114-02WS» для подтверждения соответствия техническим требованиям ГОСТ Р 55187-2012 заявителем в составе заявки представлен сертификат соответствия № 0028721 системы добровольной сертификации «Прибор – Эксперт», сроком действия с 21.01.2023 по 22.01.2026 выданный ООО «ЭнрегоКомплект-Групп» на основании протокола испытаний №2955Е от 11.01.2023, выданной испытательной лабораторией «Экспресс-Тест» и протокол периодических испытаний с переводом на русский язык, аттестат аккредитации испытательной лаборатории CNAS L0681, пояснительная записка №1, №2.

Между тем, как установлено Комиссией и не отрицается заявителем лаборатория, проводившая испытания «Экспресс-Тест» отсутствует в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росаккредитация https://fsa.gov.ru/, что не соответствует установленным требованиям Документации о закупке (Приложение №1 к Документации о закупке, пункт 13 раздела 11 Приложения № 4 к Документации о закупке), а следовательно отклонение заявки ООО «Бушинг Групп Рус» на основании подпункта «а» пункта 4.9.6 Документации о закупке не противоречит требованиям Закона о закупках.

Касательно доводов заявителя о том, что требование установленное заказчиком о наличии результатов испытаний, оформленных сертификатами, протоколами неправомерно поскольку Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 не содержит требований об обязательной сертификации продукции - высоковольтные вводы Комиссия отмечает, что заявитель согласился на все условия закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в закупке, в том числе на условие об аккредитации лаборатории, проводившей такие испытания в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росаккредитация https://fsa.gov.ru/, при этом указанный довод указывает на несогласие ООО «Бушинг Групп Рус» с положениям документации о закупке,

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в части обжалования положений закупочной документации.

Комиссия также отмечает, что оспариваемые заявителем положения закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее «04» марта 2024г. в 12 ч. 00 мин.  (по московскому времени).

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями закупочной документации.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и возражения представителей заказчика, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

Признать жалобу ООО «Бушинг Групп Рус» от 02.04.2024 №20/1 (вх. № 3949-ЭП/24 от 03.04.2024) на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки по лоту: «Лот № 65101-ТПИР ОТМ-2024-ЯЭ: ОКДП2 27.90.33.120 Поставка вводов высоковольтных для Якутской ГРЭС в рамках инвестиционного проекта M_508-792» (извещение № 32413291732) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны