Решение №014/07/3.2-1577/2020 Решение по жалобе №014/07/3.2-1577/2020 от 17 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/07/3.2-1577/2020

г. Якутск «17» июня 2020г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

 – главного государственного инспектора антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

 – ведущего-специалиста эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), члена Комиссии;

 

Заявитель общество с ограниченной ответственностью «Промышленно-Торговый центр «УРАЛ-АСПЕКТ» (место нахождения: 620075, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д.52, оф.405-е, ИНН 6662072657, ОГРН 1026605424196) (далее – ООО ПТЦ «УРАЛ-АСПЕКТ», Заявитель), надлежащим образом уведомлены, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия;

в присутствии посредством сервиса web-видеоконференцсвязи:

представителя ответчика 

представителей третьего лица, 

рассмотрев жалобу от 08.06.2020 г. (вх. №538) ООО «ПТЦ «УРАЛ-АСПЕКТ» на действия Заказчика ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку рентгенотелевизионной установки (РТУ) для досмотра багажа и материальных ценностей для оснащения контрольно-пропускного пункта (КПП) объекта Якутского Укрупненного Центра ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (извещение №320090430458 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от 08.06.2020 г. (вх. №538) ООО «ПТЦ «УРАЛ-АСПЕКТ» на действия Заказчика ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку рентгенотелевизионной установки (РТУ) для досмотра багажа и материальных ценностей для оснащения контрольно-пропускного пункта (КПП) объекта Якутского Укрупненного Центра ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (извещение №320090430458 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указал следующие доводы:

«Общество с ограниченной ответственностью «Промышленно-Торговый центр «УРАЛ-АСПЕКТ» считает решение о признании ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС» (ИНН 7715570403) участником занявшее первое место неправомерным по следующим основаниям: В соответствии с извещением о запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства и пп. б) и. 9 ч. 5 ст. 3.4. ФЗ-223 участник должен предоставлять информацию и документы, подтверждающие соответствие участника единым квалификационным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением.

По адресу из сети «Интернет»

http://www.fsb.ru/fsb/science/single.htm%21id%3D10438106%40fsbResearchart.html представлен орган по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в части технических средств и систем досмотра, интеллектуального видеонаблюдения:

- Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр «Орион» Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФГУП «НТЦ «Орион»)».

На основании перечня выданных сертификатов ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ЭИРФЛОТ ТЕХНИКС» отсутствует в перечне, следовательно, отсутствует и сертификат соответствия требованиям Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требовании к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

Таким образом, ООО «ПТЦ «УРАЛ-АСПЕКТ» считает, что ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС» нарушила пп. б) п. 9 ч. 5 ст. 3.4. ФЗ-223, а именно не предоставила копии документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и документацией об электронном аукционе следствие чего действия Заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и протокол подведения итогов аукциона в электронной форме от 28 мая 2020 года являются незаконным и необоснованным».

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы было назначено на «17» июня 2020 г. в 16 часов 00 минут.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются специальными по отношению к закону о защите конкуренции.

Таким образом, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон №223-ФЗ), согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях.

В соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, жалоба ООО «Промышленно-Торговый центр «УРАЛ-АСПЕКТ» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы пришла к выводу о признании жалобы ООО «ПТЦ «УРАЛ-АСПЕКТ» необоснованной по следующим основаниям:

27.03.2020 на официальном сайте www.zakupki.ru размещено извещение о проведении закупки №32009043045.

Способ размещения закупки: запрос котировок в электронной форме участниками которого могут являться субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предмет закупки: поставка рентгенотелевизионной установки (РГУ) для досмотра багажа и материальных ценностей для оснащения контрольно-пропускного пункта (КПП) объекта Якутского Укрупненного Центра ЕС ОрВД Филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

НМЦ: 3 749 700,00 руб.

Дата рассмотрения заявок- 26 мая 2020 г.

Дата подведения итогов: 28.05.2020 г.

Согласно итоговому протоколу от 28 мая 2020 года победителем запроса котировок признан участник с номером заявки №3003 ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС». Предложение по цене: 2 750 000,00 руб.

Второе место – участник с номером заявки 5643 ООО «ПТЦ «УРАЛ-АСПЕКТ».

В п.16 протокола указано, что заключение договора по результатам запроса котировок в электронной форме участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, будет производиться в порядке и в сроки, установленные ч.2.с.47 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Согласно ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участниками закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам а также к условиям исполнения договора, требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке которые не указаны в документации о закупке.

Как указано в ч.10 ст.3.2, Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика

Закупочную деятельность Заказчика регламентирует Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (утверждено приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД от 02.10.2019) (далее – Положение о закупках).

Согласно п.2 статьи 11 Положения о закупках при формировании требований к закупаемым товарам, работам, услугам Заказчиком должны учитываться действующие на момент закупки требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к соответствующим товарам, работам, услугам об обязательной сертификации, об обязательном наличии санитарно-эпидемиологического заключения, а также положения Федерального закона от 27 декабря 2020 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».

В соответствии с п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу п.9 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ, в документации о закупке должны быть требования к участникам такой закупки.

Согласно п.29 извещения о закупке, Заявка на участие в закупке должна содержать:

1) заявку на участие в закупке с предложением Участника закупки в отношении предмета закупки, а в случае закупки товара наименование страны происхождения (форма № 1);

2) согласие Участника запроса котировок в электронной форме на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (Форма№ 1.2);

3) сведения об Участнике закупки и подтверждающие документы:

а) анкета, с указанием наименования, фирменного наименования (при наличии), сведения об организационно-правовой форме, места нахождения, почтового адреса (для юридического лица), идентификационного номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты (форма № 2);

б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 6 (шесть) месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Участника закупки - юридического лица;

г) документы, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным Заказчиком в пп.1 п.28 извещения о закупке, в случае, если данные требования установлены извещением о закупке, а также декларация о соответствии Участника закупки требованиям, установленным пп.2-5 п.28 извещения о закупке в соответствии с Положением о закупках товаров, работ услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;

д) копии учредительных документов Участника закупки (для юридического лица);

е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения;

ж) выписка сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» содержащая информацию об Участнике закупки или декларация о соответствии Участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Таким образом, в извещении о закупке отсутствуют требования о наличии в составе заявки сертификата соответствия.

Как указано в ч.8 ст.12.2 Федерального закона от 09.02.2017 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и  порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

В Техническом задании Заказчика (приложение №1 к извещению о запросе котировок в электронной форме) есть пункт о требованиях по сертификации, согласно которому требуется наличие сертификата соответствия требованиям, предъявляемым Правилами обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (утв. Постановлением Правительства №969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности») (далее – Правила).

В п.2.1.2 проекта договора указано, что одновременно с передачей товара поставщик обязан предоставить Заказчику оригиналы счета, счета-фактуры (при наличии), товарной накладной (ТОРГ-12), акта приема-передачи товара, сертификата (декларации) соответствия.

Вместе с тем, из содержания жалобы заявителя следует, что в реестре выданных сертификатов соответствия на сайте ФСБ России, отсутствуют сведения о победителе закупок.

Согласно ч.3 Правил участниками обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности являются:

а) федеральные органы по сертификации;

б) органы по сертификации – организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами по сертификации на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;

в) испытательные лаборатории

г) заявители – юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

В ходе рассмотрения жалобы, представители победителя закупок ООО «Торговый дом Эйрфлот Техникс» пояснили, что они получают сертификаты соответствия от производителя вместе с товаром. Следовательно, в реестре выданных сертификатов соответствия должен быть производитель товара.

Таким образом, исходя из содержания документации о закупке, приложенного к документации проекта договора можно сделать вывод, что сертификат соответствия предъявляется не в составе заявки, а на момент передачи товара поставщиком заказчику. Действующее законодательство не ограничивает Заказчика в вопросе выбора способа предоставления поставщиком сертификата: в составе заявки или одновременно с передачей товара.

Учитывая изложенное, оценив все доводы заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия Якутского УФАС России не находит основания для признания жалобы обоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ПТЦ «УРАЛ-АСПЕКТ» (ИНН 6662072657, ОГРН 1026605424196) на действия ФГУП «Госкопорация по ОрВД» в лице филиала «Аэроновигация Северо-Восточной Сибири» (ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку рентгенотелевизионной установки (РТУ) для досмотра багажа и материальных ценностей для оснащения контрольно-пропускного пункта (КПП) объекта Якутского Укрупненного Центра ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (извещение №320090430458 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) – необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны