Решение №б/н РЕШЕНИЕ №014/07/3-2401/2020 по результатам рассмотрения жал... от 31 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»

677027, г. Якутск,

Ул. Кирова, 18, корп. А
ozikjkh@mail.ru

uordok@jkhsakha.ru

 

ООО «РариТЭК Авто Групп»

678960,  г. Нерюнгрил,

Ул. Северная,  д. 13

info@raritek.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ №014/07/3-2401/2020

по результатам рассмотрения жалобы

 

г. Якутск                                                                                                      28 августа 2020 года                                                                                                   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

 <...> председателя Комиссии;

<...>, члена Комиссии;

<...>, члена Комиссии;

в отсутствии представителя надлежаще извещенного заявителя общество с ограниченной ответственностью «РариТЭК Авто Групп» (ООО «РариТЭК Авто Групп») (ИНН 1434047476),

в присутствии представителей заказчика, закупочной комиссии Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ГУП «ЖКХ РС (Я)») <...> по доверенности, <...> по доверенности, <...> по доверенности

рассмотрев жалобу ООО «РариТЭК Авто Групп»   на действия (бездействие) заказчика, отборочной комиссии Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ГУП «ЖКХ РС (Я)») при проведении отбора продавца предмета лизинга для поставки  специализированной техники по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» в целях финансовой аренды (лизинга) (извещение № 32009377296), нарушающие Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

у с т а н о в и л а:

24.08.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «РариТЭК Авто Групп»   на действия (бездействие) заказчика, отборочной комиссии ГУП «ЖКХ РС (Я)») при проведении отбора продавца предмета лизинга для поставки  специализированной техники по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» в целях финансовой аренды (лизинга) (извещение № 32009377296), нарушающих законодательство о закупках.

27.08.2020 поступило дополнение и уточнение к жалобе ООО «РариТЭК Авто Групп».

Согласно доводам заявителя, по Положение о закупке от 30.12.2019 г. ГУП ЖКХ не предусматривает проведение такого способа закупки как отбор продавца предмета лизинга. Заявитель считает, что процедура отбора продавца предмета лизинга нарушает постановление Правительства РФ от 21.06.2012 №616 в части подачи заявки в письменной форме.

Также заявитель полагает, что установление стоимостных критериев отбора «опыт участника по успешной поставке товара, наличие материально-технических ресурсов» в документации отбора продавца лизинга в части присвоения 40 баллов в случае расположения сервисного центра в г. Якутске на собственных охраняемых площадях, в случае наличия у участника арендованных площадей только 20 баллов, а при  наличии сертифицированного  сервисного центра в г. Якутске присваивается дополнительно 20 баллов. Полагает, что установить порядок и подкритерии оценки не позволяют присвоить максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников.

Заявитель считает, что не у каждого участника может быть свой сервисный центр , тем более в собственности, полагает, что указанное требование ограничивает количество участников закупки, поскольку отсутствие сервисного центра не может повлиять на технические характеристики, качество, безопасность и потребительские свойства приобретаемого товара. Считает, что у победителя отбора ООО «Якутмотосервис» отсутствует ОКВЭД  предусмотренный данной закупкой (отбором). А также считает, что необходимость  требовать в составе заявки  решения об одобрении крупной сделки отсутствует, так как сама процедура отбор продавца предмета лизинга на поставку специализированной техники по обращению с твердыми бытовыми отходами для нужд ГУП ЖКХ РСЯ) не предусматривает заключение с заказчиком и победителем договора.

Также в дополнении и уточнении заявитель уточняет, что сделка на сумму 22592 666,66 рублей не является для  ООО «РариТЭК Авто Групп» крупной и не выходит за рамки обычной деятельности, что видно из приложенной в составе заявки бухгалтерской отчетности. Заявитель сообщает, что представленное с составе заявки решение единственного участника от 11.11.2019 г. об одобрении сделок на сумму 150 000 000 рублей произошло в связи с её ошибочным направлением и не применимо к данному отбору, так как отбор продавца лизинга проходил не в электронной форме и не является аукционом, следовательно данное решение не применимо к отбору продавца, тем более 11.06.2020 принято новое решение об одобрении сделок  заключаемых в рамках электронного аукциона на сумму 600 000 000 рублей.

ООО «РариТЭК Авто Групп» считает, заказчика нарушившим Закон о закупке при выборе способа определения продавца не предусмотренного положением о закупке, неправомерным отклонение заявки общества в связи отсутствием в составе заявки решения об одобрении сделки на сумму 226 591 666,66 рублей,    просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание, а также отменить протокол №32009377296 от 11.08.2020 аннулировать результаты отбора продавца предмета лизинга.

Представители  ГУП «ЖКХ РС (Я)»  с доводами заявителя не согласились и пояснили, что Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)», утвержденным приказом №1251-п от 30.12.2019 г. (в ред. от 03.08.2020г. № 575-п) процедура  отбора продавца предмета лизинга предусмотрена, что подтверждается  ссылкой https://zakupki.gov.ru/epz/orderclause/quicksearch/search.html?searchString=1435133520&morphology=on&pageNumber=1&sortDirection=false&recordsPerPage=_10&showLotsInfoHidden=false&regionDeleted=false&sortBy=UPDATE_DATE на действующее Положение от 03.08.2020 г. в разделе 10 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ пунктом 10.3 предусмотрена специальная процедура - выбор продавца предмета лизинга. Ссылка на действующее Положение от 03.08.2020.

Сообщили, что процедура отбора продавца предмета лизинга в силу п.п.10.3.3 Положения о закупке  от 03.08.2020 г. не является процедурой закупки и не налагает на Заказчика обязанностей по заключению договоров с участниками, подавшими заявки на участие в отборе. Закон №223-ФЗ не содержит нормы, которая бы лишала заказчиков права проводить отбор продавца предмета лизинга.  Уточнили, что отбор продавца предмета лизинга нельзя расценивать как самостоятельную закупку, по результатам которой заключается договор.

Считают  довод заявителя на нарушение требований постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 (ред. от 30.12.2015) "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" не состоятельным, ввиду проведения заказчиком специальной процедуры, которая не является закупкой, так как по итогам отбора продавца предмета лизинга не предполагается заключение договора поставки с Заказчиком.  Предполагаемый договор поставки будет заключен между продавцом предмета лизинга и  лизингодателем после проведения  электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу).

В части установления стоимостных критериев отбора «опыт участника по успешной поставке товара, наличие материально-технических ресурсов» представители ГУП «ЖКХ РС (Я)»  сообщили, что при установлении данного критерия заказчик исходил из того, что предмет закупки в будущем будет включать не только поставку но и ремонт техники в течение гарантийного срока. Уточнил, что первостепенным фактором наличия при этом является удаленность региона от материковой части России, ограниченность и сложность транспортного сообщения Республики Саха (Якутия) с другими регионами РФ.

Сообщают, что поскольку предметом отбора является определение поставщика специализированной техники по обращению с твердыми коммунальными отходами,  оперативность ремонта техники, вышедшей из строя, будет напрямую влиять на оказание своевременных, эффективных и качественных коммунальных услуг населению, уточнили, что аналогичный довод изложен в решении Камчатского УФАС № 1783/05 от 31 мая 2019 г.№ 31907827897.

Также пояснили, что наличие сертифицированного сервисного центра, расположенного на собственных охраняемых площадях в городе Якутске и включающего в себя: открытые площади для грузового автотранспорта, помещения для проведения технического обслуживания и ремонта имеющие участки (цеха), обуславливается тем, что существенное количество единиц специализированной техники указанные в спецификации будут направлены в Арктические районы республики. Соответственно, специализированная техника нуждается в дополнительной подготовке к транспортировке и дальнейшей эксплуатации в районах с экстремальными погодными условиями.

Полагают, что названный подкритерий не является ограничением участия в закупке тех участников, которые не имеют сервисный центр в г. Якутске, наличие сервисного центра в собственности или аренде влияет только на количество присваиваемых баллов при оценке заявок.

Пояснили, что в Документации отсутствует требование о наличии у участника собственного сервисного центра, считают что установление критериев оценки заявок не противоречит требованиям Закона о закупках считают, установление  указанного подкритерия  не противоречит  и не является по своей природе требованием к участнику размещения заказа, так как используется только при оценки конкурсной заявки и не может быть основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе (в отличие от требований).

В  части представления ООО «РариТЭК Авто Групп» в составе заявки письма с  решением об одобрении или о совершении крупной сделки на сумму не превышающую 150 000 000 (сто пятьдесят миллионов) рублей,  представители заказчика сообщили, что ценовое предложение данного участника составило 220 058 000 (двести двадцать миллионов пятьдесят восемь тысяч) рублей, следовательно отклонение заявки участника на основании согласно пп.9 п.2.1.2 документации отбора, правомерно, поскольку требование данного документа необходимо ввиду дальнейших договорных отношений между Продавцом и Лизингодателем.

Просят признать жалобу ООО «РариТЭК Авто Групп» необоснованной

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 2  Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных указанной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

04.08.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32009377296 на поставку специализированной техники по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» в целях финансовой аренды (лизинга)», в том числе документация отбора продавца лизинга на поставку специализированной техники по обращению с твердыми коммунальными отходами  для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» в целях финансовой аренды (лизинга).

Срок окончания подачи заявки на участие в отборе продавца лизинга 11.08.2020 в 10:00 (время местное).

12.08.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол 32009377296 комиссии  ГУП «ЖКХ РС (Я)» по процедуре рассмотрения, оценке и сопоставлению заявок на участие в отборе продавца предмета лизинга на поставку специализированной техники по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» в целях финансовой аренды (лизинга) по извещению № 32009377296  от 11.08.2020.

Как следует из материалов рассмотрения жалобы, ООО «РариТЭК Авто Групп» 10.08.2020  подало заявку на участие в отборе продавца предмета лизинга.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

ГУП «ЖКХ РС (Я)»    в целях финансовой аренды (лизинга) провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», утвержденного  приказом №1251-п от 30.12.2019 г. (в ред. от 03.08.2020г. № 575-п)  (далее – Положение).

Из положений частей 2 и 3 статьи 3 Закона о закупках видно, что закупка товаров работ, услуг может проводиться в форме аукциона или конкурса. Кроме того, указано, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуется, в числе прочего, принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношении к участникам закупки.

Указанные принципы предусматривают, необходимость установления единых требований ко всем участникам одной закупки и недопустимость использования разных требований или критериев оценки заявок участников.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

По смыслу положений статей 1, 2 и 3 Закона о закупках, при организации закупок заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, в том числе критерия измеримости (пункт 4 части 1 статьи 3 данного Закона). При этом принципиальное значение приобретают как равные условия для всех претендентов, исключающие признаки дискриминации и несправедливой конкурентной борьбы, так и эффективное использование заказчиками денежных средств и сокращение их издержек (с учетом показателей цены, качества и надежности). Баланс интересов заказчиков и участников закупок обусловлен именно этими категориями.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Такое же положение содержится и в п. 10.3 действующего  Положения о закупке  от 03.08.2020 г. в разделе 10 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ пунктом 10.3 предусмотрена специальная процедура - выбор продавца предмета лизинга. Что подтверждается Положением от 03.08.2020  размещенным по ссылке: https://zakupki.gov.ru/epz/orderclause/quicksearch/search.html?searchString=1435133520&morphology=on&pageNumber=1&sortDirection=false&recordsPerPage=_10&showLotsInfoHidden=false&regionDeleted=false&sortBy=UPDATE_DATE . 

Таким образом, процедура закупки в соответствии с Законом о закупках может проводиться в два этапа, когда в первую очередь выбирается лизингодатель, потом - продавец, а также в один этап, когда происходит одновременный выбор продавца и лизингодателя. Каких-либо требований закона на этот счет нет, поэтому заказчики вправе самостоятельно структурировать процедуру закупки лизинговой услуги. При этом, выбор продавца лежит на лизингополучателе. Заключение договора лизинга между лизингодателем и лизингополучателем, второй этап который состоит  договора купли-продажи предмета лизинга между продавцом и лизингодателем.

При этом выбор заказчиком продавца не подразумевает заключение с ним договора купли-продажи предмета лизинга. Следовательно, выбирая продавца, заказчику необходимо информировать участников, что закупка производится не с целью непосредственной покупки заказчиком, а с целью выбора контрагента для лизингодателя. При одноэтапной закупке участники не будут знать о том, кто является лизингодателем. Хотя из статьи 667 ГК РФ следует, что продавец должен быть уведомлен лизингодателем, имущество приобретается для целей лизинга.

Даже если закупка будет проведена последовательно в два этапа, выбор продавца будет сделан лизингополучателем, то в итоге заказчик будет выступать стороной только в договоре лизинга. Следовательно, если условиями участия в процедуре закупки будет поставка имущества в течение определенного срока, а продавец нарушит этот срок или вообще не поставит имущество, то риск быть признанным недобросовестным поставщиком лежит на лизингодателе, несмотря на то что выбор сделан лизингополучателем.

В силу пункта 2.1.1. Документации участник подает заявку на участие в отборе в письменной форме в запечатанном конверте. При этом на таком конверте указывается наименование отбора, на участие в котором подается данная заявка. Каждый поступивший конверт с заявкой регистрируется Заказчиком. По требованию участника Заказчик выдает расписку в получении конверта с такой заявкой с указанием даты и времени его получения.

В пункте 9 Информационной карты содержатся требования к требования к форме заявки на участие в отборе, согласно которому участник подает заявку на участие в отборе в письменной форме в запечатанном конверте. При этом на таком конверте указывается наименование отбора, на участие в котором подается данная заявка.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Таким образом,   довод заявителя на нарушение Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 (ред. от 30.12.2015) "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" в части нарушения порядка проведения отбора продавца лизинга способом не предусмотренным в настоящем  постановлении №616  не обоснован, поскольку проведение заказчиком специальной процедуры отбора продавца лизинга не нарушает требования  Закона о закупках и может проводиться в два этапа, когда в первую очередь выбирается продавец, потом - лизингодатель, а также в один этап, когда происходит одновременный выбор продавца и лизингодателя. Каких-либо требований закона на этот счет нет, поэтому заказчики вправе самостоятельно структурировать процедуру закупки лизинговой услуги.

При этом как установлено документацией по итогам отбора продавца предмета лизинга не предполагается заключение договора поставки с Заказчиком.  Предполагаемый договор поставки будет заключен между продавцом предмета лизинга и  лизингодателем после проведения  электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу).

Таким образом, отбор производится с целью определения поставщика товара и участник подает заявку на участие в отборе в письменной форме в запечатанном конверте.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, в разделе IV документации отбора, установлен критерий и порядок оценки заявок на участие в отборе продавца и предмета лизинга, заявки участников оцениваются и сопоставляются исходя из следующих критериев:

1) Стоимостные критерии оценки (цена товара) – 60% (коэффициент значимости);

2) Нестоимостной критерий оценки: Квалификация участника конкурса - 40% (коэффициент значимости);

  1. Оценка заявок участников по стоимостным критериям:

Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена договора" ЦБi, определяется по формуле:

ЦБi = Цmin / Цix 100,

Где ЦБi – количество баллов по критерию;

Цmin – минимальное предложение из сделанных участниками отбора;

Цi – предложение участника, которое оценивается

 

  1. Нестоимостные критерии отбора: «Квалификация участника отбора»

 

Закупочная Комиссия при оценке и сопоставлении Заявок на участие в отборе в соответствии с критерием «Квалификация Участника отбора» оценивает Заявки на участие по следующим подкритериям:

 

 

п/п

Подкритерии оценки

«Опыт участника по успешной поставке товара, наличие материально-технических ресурсов»

Значимость

подкритериев и

порядок начисления

баллов

Документы и сведения,

служащие для расчета

критериев

1

Наличие у Участника конкурса опыта поставки  специализированной техники

Максимальное число баллов по критерию равно 40, порядок начисления баллов указан в таблице №1

Копии завершенного Договора (не менее одного), на комплексную поставку аналогичной техники  на сумму не меньше чем цена настоящей документации заключенные не ранее 2018 года с обязательным приложением подписанных с обеих сторон товарных накладных ТОРГ-12 или УПД на полный объем или актов приема-передачи

2

Обеспеченность материально - техническими ресурсами:

Максимальное число баллов по критерию равно 60, порядок начисления баллов указан в таблице № 2

 

 

 

 

Сервисный центр, расположенный на собственных охраняемых площадях в г. Якутске и включает в себя:

•  открытые площади для грузового автотранспорта.

•  помещения для проведения технического обслуживания и ремонта имеющие участки (цеха).

 

- Копии свидетельств о праве собственности на площади и помещения или Выписки из ЕГРН, полученные не ранее чем за 3 (три) месяца до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса (либо действующий договоры аренды);

 

 

Наличие сертифицированного  сервисного центра в  г. Якутске

 

- Копии «сертификата соответствия ЕАС»

 

 

Таблица №2

Обеспеченность материально - техническими и трудовыми ресурсами

Количество

баллов

Сервисный центр, расположенный на собственных охраняемых площадях в г. Якутске и включает в себя:

•        открытые площади для грузового автотранспорта

•        помещения для проведения технического обслуживания и ремонта имеющие участки (цеха)

 

- отсутствие (не предоставление) документов

- наличие арендованных площадей и помещений

- наличие собственных площадей и помещений

 

 

 

 

 

0

20

40

Наличие сертифицированного сервисного центра в г. Якутске

- отсутствие сервисного центра

 - наличие сервисного центра

 

0

20

 

  1. Порядок начисления баллов

3.1. Итоговые баллы по каждому критерию определяются путем произведения количества баллов (суммы баллов по показателям) на значимость критерия.

3.2 Итоговое количество баллов, присваиваемых заявке по результатам оценки и сопоставления, определяется как сумма итоговых баллов по каждому критерию.

3.3. Победителем отбора признается участник, заявке которого присвоено наибольшее количество баллов

В ходе рассмотрения дела установлено, что специфика отбора продавца лизинга, предполагает в последующем  не только поставку, но и ремонт техники в течение гарантийного срока. При этом с учетом  удаленности региона от материковой части России, сезонности инфраструктурной доступности арктических районов и сложности транспортного сообщения Республики Саха  (Якутия) с другими регионами Российской Федерации, а также определением поставщика специализированной техники по обращению с твердыми коммунальными отходами и оперативность ремонта техники, вышедшей из строя, напрямую будет влиять на оказание коммунальных услуг населению.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 декабря 2010 г. №11017/10 по делу №А06- 6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.  

Таким образом, заказчику, планирующему приобретать имущество в лизинг, необходимо довольно подробно прописывать процедуру закупки имущества в лизинг в соответствующей документации, учитывать особенности структуры лизинговых правоотношений, а лизинговым компаниям следует проводить глубокий анализ документации о закупках, проверять наличие факторов, а если закупка производится в соответствии с Законом о закупках, а также прогнозировать риск наступления ответственности за нарушение законодательства о закупках. Данная требование связано с решением специальных производственных задач, в рамках которых  обслуживание оборудования не может производиться на территории другого региона, а также  невозможности выводить оборудование из работы на продолжительное время, которое требуется для обслуживания нужд населения на трудно доступных северных территориях  республики.

При таких обстоятельствах требования  о наличии сертифицированного сервисного центра, расположенного на собственных охраняемых площадях в городе Якутске и включающего в себя: открытые площади для грузового автотранспорта, помещения для проведения технического обслуживания и ремонта имеющие участки (цеха), обусловлено  тем, что существенное количество единиц специализированной техники, указанные в спецификации будут дальнейшем использоваться для нужд Арктических районов республики.

Согласно части 6 статьи 3 настоящего закона, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Соответственно, для их направления по месту назначения специализированная техника нуждается в дополнительной подготовке к транспортировке и дальнейшей эксплуатации в районах с экстремальными погодными условиями в связи с чем с учетом сложности поставляемого оборудования, обязательств поставщика, по обеспечению надлежащего качества поставляемой техники, предусмотренных статьями 469, 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, дополнительные требования к продавцу о наличии сертифицированного сервисного центра, расположенного на собственных охраняемых площадях в городе Якутске на территории региона  являются справедливыми, и не могут быть расценены как направление на ограничение конкуренции. Вышеуказанные требования распространяются на всех без исключения участников закупки, что не создает преимущественного положения отдельным лицам.

В материалы дела не представлена информация о наличии у заявителя каких – либо непреодолимых препятствий для выполнения вышеуказанных требований для участия в процедуре отбора. Кроме того, с составе своей заявки участник ООО «РариТЭК Авто Групп» от 05.08.2020г. №РАГ-0997 изъявил о своем согласии участвовать  в  отборе на условиях, установленных документацией отбора, направило свою заявку. Каких либо запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении отбора и (или) документации отбора в том числе от ООО «РариТЭК Авто Групп» в адрес заказчика не поступало, что указывает на то, что участник не имел вопросов относительно предмета, способа и требования конкурса по отбору продавца  лизинга.

На основании вышеизложенного довод заявителя о том, что документация  необоснованно ограничивает конкуренцию и не соответствует Закону о закупках не подтвержден материалами дела.

Иных ограничений, предъявляемых к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, Закон не содержит.

Согласно доводам ООО «РариТЭК Авто Групп» в части отклонения заявки участника представленное с составе заявки решение единственного участника от 11.11.2019 г. об одобрении сделок на сумму 150 000 000 рублей произошло в связи с её ошибочным направлением и не применимо к данному отбору, так как отбор продавца лизинга проходил не в электронной форме и не является аукционом, следовательно данное решение не применимо к отбору продавца, тем более 11.06.2020 принято новое решение об одобрении сделок  заключаемых в рамках электронного аукциона на сумму 600 000 000 рублей. В связи с чем, ООО «РариТЭК Авто Групп» считает неправомерным отклонение заявки общества в связи отсутствием в составе заявки решения об одобрении сделки на сумму 226 591 666,66 рублей.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что в силу пункта  9 документации отбора  решение об одобрении или о совершении крупной сделки (его копию), если требование о необходимости такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника закупок поставка товаров, выступающих предметом лизинга, являются крупной сделкой. Если указанные действия не считаются для участника отбора крупной сделкой, либо в соответствии с законодательством не требуется согласие (одобрение) на совершение крупной сделки, то предоставляется соответствующее письмо.

Из  протокола № 32009377296 комиссии  ГУП «ЖКХ РС (Я)» по процедуре рассмотрения, оценке и сопоставлению заявок на участие в отборе продавца предмета лизинга на поставку специализированной техники по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» в целях финансовой аренды (лизинга) по извещению № 32009377296  от 11.08.2020 следует, что заявка ООО «РариТЭК Авто Групп»  отклонена на основании п.п. 1) п. 10.3.22. Положения о закупках от 30.12.2019г. (в ред. от 03.08.2020 № 575-п), согласно которому  Комиссия по закупкам отказывает участнику в допуске к участию в процедуре отбора в следующих случаях,  если  выявлено несоответствие участника требованиям документации отбора или настоящего Положения.

Таким образом, материалами дела установлено, что в составе заявки ООО «РариТЭК Авто Групп» не представило решение об одобрении сделки на сумму 226 591 666,66 рублей, а представленное обществом  решение единственного участника от 11.11.2019  об одобрении сделок на сумму 150 000 000 рублей не соответствует  требованиям предусмотренным пп.9 п.2.1.2 документации отбора.

Вместе с тем, данные обстоятельства подтверждаются   предоставленными ООО «РариТЭК Авто Групп» в составе заявки решением единственного участника от 11.11.2019  об одобрении сделок на сумму 150 000 000 рублей, а также письменными пояснениями представленными в материалы настоящего дела в качестве  уточнения к жалобе от 25.08.2020 №30 согласно которому работником общества по ошибке не было направлено письмо предназначенное для этих целей от 04.08.2020, а направлено решение единственного участника от 11.11.2019  об одобрении сделок на сумму 150 000 000 рублей.

Таким образом, материалами дела установлено, что ООО «РариТЭК Авто Групп» в составе заявки предоставило документ не соответствующим  п. 10.3.22. Положения о закупках от 30.12.2019г. (в ред. от 03.08.2020 № 575-п) что послужило основанием для отклонения заявки в связи с несоответствием обязательного документа согласно пп.9 п.2.1.2 документации отбора, а именно не соответствует документ о решении об одобрении или о совершении крупной сделки, одобрение такой сделки представлено на сумму не превышающую 150 000 000 (сто пятьдесят миллионов) рублей.

 В связи с чем, отборочной  комиссией заказчика с учетом представленных доказательств, правомерно принято решение об отклонении заявки ООО «РариТЭК Авто Групп».

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

В силу положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки путем осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

Признать жалобу общество с ограниченной ответственностью «РариТЭК Авто Групп» (ООО «РариТЭК Авто Групп») (ИНН 1434047476) на действия (бездействие) заказчика, закупочной комиссии Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ГУП «ЖКХ РС (Я)») при проведении отбора продавца предмета лизинга для поставки  специализированной техники по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)» в целях финансовой аренды (лизинга) (извещение № 32009377296),   необоснованной.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны