Постановление №№ 014/04/7.29-1970/2021 см. приложение от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 014/04/7.29-1970/2021

об административном правонарушении

 

 город Якутск                                                                                                           21 сентября 2021 года

 

Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, составленный заместителем прокурора г. Мирного РС (Я)  в отношении  в отношении должностного лица – директора МКУ «Межпоселенческая информационно-библиотечная система» муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (далее – МКУ «МИБС») а также иные материалы дела, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Прокуратурой г. Мирного РС (Я) проведена проверка исполнения требований заказчиком МКУ «Межпоселенческая информационно-библиотечная система» муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (далее Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) при реализации соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта в целях реализации регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» национального проекта «Культура» в части заключения муниципальных контрактов с единственным поставщиком, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 23.66 Кодекса РФ об административных правонарушениях контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе  частью 1 статьи 7.29 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 61711/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции в том числе по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, имеет право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 014/04/7.29-1970/2021 об административном правонарушении от 13.09.2021, рассмотрение настоящего дела назначено на 21 сентября 2021 года в 15 часов 00 минут удаленно посредством сервиса web-видеоконференцсвязи TrueConf по адресу https://fas1.tconf.rt.ru/c/8651710896.

На рассмотрение дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении –к  видеоконференции не присоединилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия ( вх. № 8046э от 20.09.2021 г.).

Изучив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и имеющиеся в материалах дела документы, пришел к следующим выводам.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей

Вместе с тем, в силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из смысла пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следует, что в случае превышения установленного указанной нормой лимита заключения контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) заказчик обязан осуществлять определение поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством конкурентных способов, таких как конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

На основании частей 1 - 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

28.01.2021 года Министерством культуры и духовного развития РС (Я) и Администрацией МО «Мирнинский район» заключено соглашение о предоставлении межбюджетного трансфера  в целях реализации регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» национального проекта «Культура», в размере 5 млн. рублей на переоснащение муниципальной библиотеки № 9 МКУ «МБИС» по модельному стандарту.

Согласно общей смете от 15.01.2021 г. на создание муниципальной библиотеки № 9 п. Светлый МКУ «МБИС», предусмотрена закупка мебели на общую сумму 1 237 119,00 рублей.

Как следует из плана-графика на 2021 год, размещенного в единой информационной системе 13.01.2021 г. и обновленного 27.01.2021 г., заказчиком МКУ «МИБС» запланировано заключение муниципальных контрактов с единственным поставщиком на общую сумму 2 358 680,73 рубля, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В рамках предоставленной субсидии МКУ «МБИС» 18.03.2021 г.  заключены 2 муниципальных контракта с ООО «Родник» № 556 на сумму 556 994,00 рубля и № 583 на сумму 583 585,00 рублей на поставку мебели. Со сроком поставки товара по 30.06.2021 г. Указанные контракты  также были исполнены в один день – 22.07.2021 г.

Таким образом, как следует из материалов дела заказчиком МКУ «МБИС» при заключении муниципальных контракта с ООО «Родник» № 556 на сумму 556 994,00 рубля и № 583 на сумму 583 585,00 рублей на поставку мебели,  допущено нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, выразившееся в дроблении единой закупки на две с целью формального соблюдения пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Статьей 107 Закона о контрактной системе установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Распоряжением главы МО «Мирнинский район» от 19.08.2008 № 288 директором МКУ «МИБС» назначена. В соответствии с пунктом 3.9 Устава МКУ «МИБС»  от 22.11.2011 № 965, зарегистрированного в ЕГРЮЛ 29.11.2011 г., руководитель учреждения от имени учреждения без доверенности, совершает в установленном порядке от имени учреждения гражданско-правовые сделки, направленные на достижение уставных целей учреждения.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 должностной инструкции руководителя МКУ «МИБС», руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, организует   административно-хозяйственную и финансовую деятельность учреждения, обеспечивает своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств учреждения.

В соответствии со статей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе отсутствие состава административного правонарушении.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ заключается в противоправных деяниях, которые выражаются, в том числе принятии решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из диспозиции указанной нормы следует, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, выражается в действии в виде заключения договоров с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Постановлением прокурора г. Мирного РС (Я) в действиях должностного лица – директора МКУ «МИБС» выявлен факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, в виде принятия решения о заключении 18 марта 2021 года двух договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - обществом с ограниченной ответственностью "Родник" № 536 и № 583.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается недоказанность факта намеренного дробления закупок в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных закупок.

Наоборот, заказчик воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и в целях скорейшего удовлетворения муниципальных потребностей и освоении выделенных на это лимитов бюджетных обязательств заключил договоры с единственным поставщиком.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предусмотрено заключение библиотеками контрактов с единственным поставщиком на сумму, не превышающую шестьсот тысяч рублей, в том числе при соблюдении условия, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Таким образом, договоры заключены в отсутствие превышения установленной пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

При этом нарушение заказчиком годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, в материалах дела отсутствует.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Положения части 2 статьи 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" и пункта 5 части 1 статьи 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, распространяется на лиц, совершивших такое нарушение.

Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14.07.2015 N 20-П пришел к следующим выводам:

в Российской Федерации как правовом демократическом государстве привлечение виновного лица к административной или уголовной ответственности, которые являются разновидностями публично-правовой ответственности, осуществляется на основании закона, действовавшего на момент совершения им противоправного общественно опасного деяния, при этом в случае переоценки общественной опасности совершенного деяния в сторону усиления и соответствующего изменения правового регулирования не допускается распространение на лицо, привлекаемое к такой ответственности, закона, ухудшающего его положение, в частности посредством увеличения размера наказания или замены наказания более строгой санкцией;

в то же время исходя из гуманистических соображений на такое лицо распространяются изменения закона, обусловленные снижением общественной опасности наказуемого деяния и предполагающие вследствие этого ослабление меры ответственности, в том числе заменяющие вид ответственности на менее строгий, т.е. изменения, которые - в контексте общеправового регулирования и с учетом всех правовых последствий нововведений в сложившейся структуре права - могут расцениваться как улучшающие правовое положение лица, совершившего противоправное деяние;

иное понимание соответствующих правовых предписаний, действующих во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, прежде всего ее статьи 54, допускало бы возможность их необоснованной формализации и применения вопреки смыслу и роли законодательных изменений.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе библиотеки могут осуществлять закупки с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму, превышающую шестьсот тысяч рублей.

Также, пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не содержит каких-либо ограничений в части предметов заключаемых контрактов. Данная норма содержит лишь одно ограничение - в части объема таких закупок. Таким образом, привлеченным лицом не совершены действия, противоречащие законодательству о контрактной системе.

С учетом вышеизложенного, в действиях должностного лица – директора МКУ «МИБС» Никофоровой А.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 2.4, 2.9, 7.29, 23.66, 29.9, 29.10, 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

п о с т а н о в и л:

 

Прекратить производство по делу № 014/04/7.29-1970/2021 об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора МКУ «Межпоселенческая информационно-библиотечная система» муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В силу статей 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны