Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы от 12 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/07/3-1280/2022

 

г. Якутск                                                                                                       «12» сентября 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – представителя заявителя общества с ограниченной ответственностью «ОКНО-ТВ СИБИРЬ» по доверенности №56 от 30.08.2022 г.;

*** – представителя заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) по доверенности №135 от 29.03.2021 года.

Рассмотрев жалобу №014/07/3-1280/2022 общества с ограниченной ответственностью «ОКНО-ТВ СИБИРЬ» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) заказчика, закупочного комитета акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) (далее – Заказчик) при проведении непубликуемого специализированного запроса цен в электронной форме,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 02 сентября 2022 года поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ОКНО-ТВ СИБИРЬ» на действия на действия (бездействие) заказчика, закупочного комитета акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) при проведении непубликуемого специализированного запроса цен на право заключения договора поставки оборудования для Айхальского отделения КСК (извещение №SBR003-220116037100332 на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ»), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«В соответствии с разделом 1 Информационной карты, документации о проведении закупки АК «АЛРОСА» (ПАО). Сроки проведения отдельных этапов процедуры следующие:

п. 1.2.17: Рассмотрение заявок производится в составе Закупочной комиссии КСК по децентрализованным закупкам 17.06.2022 в 03:00:00 Россия, Москва (МСК) в установленном документацией порядке по адресу: 678174, РС(Я), г. Мирный, пр. Ленинградский д. 9/2 Управление КСК АК «АЛРОСА» (ПАО). Согласно уведомлению с ЭТП utp.sberbank-ast.ru протокол рассмотрения заявок опубликован заказчиком на ЭТП 22.06.2022 г.

п 1.2.18: Подведение итогов закупки производится в составе Закупочного комитета АК «АЛРОСА» (ПАО) 06.07.2022 в 09:00:00 Россия, Москва (МСК) по адресу: 678174, РС(Я), г. Мирный, ул. Московская, 9А Согласно уведомлению с ЭТП utp.sberbank-ast.ru протокол рассмотрения заявок опубликован заказчиком на ЭТП 25.07.2022 г. что нарушает установленные п. 1.2.18 документацией о закупках сроки.

п. 1.2.20 Срок заключения договора: Не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее 20 (двадцати) дней с даты:

- размещения в ЕИС протокола, содержащего решение об итогах закупки, при публикуемой форме закупки;

 – размещения на ЭТП протокола, содержащего решение об итогах закупки, при непубликуемой, электронной форме закупки;

 – направления участникам закупки протокола, содержащего решение об итогах закупки, при непубликуемой, неэлектронной форме закупки. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления Заказчика, а также в случаях, когда действия (бездействие) Заказчика при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке, договор должен быть заключен не позднее 20 (двадцати) дней с даты указанного одобрения или со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

Согласно уведомлению с ЭТП utp.sberbank-ast.ru договор на подписание победителем был опубликован заказчиком 29.08.2022 г.

В соответствии с разделом 4 Порядок заключения договора, документации о проведении закупки АК «АЛРОСА» (ПАО). Сроки заключения договора следующие:

п. 4.3.11. Сформированный проект договора должен быть направлен Заказчиком лицу, с которым заключается договор по итогам процедуры закупки, не позднее 10 (десяти) дней с момента:

1) размещения в ЕИС, при публикуемой форме закупки, размещения на ЭТП, при непубликуемой, электронной форме закупки или направления участникам закупки при непубликуемой, неэлектронной форме закупки протокола с информацией о победителе (при заключении договора с победителем); Согласно информации с ЭТП utp.sberbank-ast.ru договор на подписание Участнику закупки был направлен Заказчиком 29.08.2022. Согласно информации с ЭТП utp.sberbank-ast.ru протокол с информацией о победителе был опубликован на ЭТП 25.07.2022 г.

С учетом изложенного подписание договора победителем закупки невозможно в силу ст. 35 п. 35.1.1. положения о закупке АК «АЛРОСА» (ПАО), п. 1.2.20 Документации о закупке АК «АЛРОСА» (ПАО) 

Согласно обзору судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ нарушение заказчиком срока заключения договора влечет неправомерность признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора.

Нарушение заказчиком порядка заключения договора влечет отказ во включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков как о лице, уклонившемся от заключения договора.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прошу:

1. Признать жалобу ООО «ОКНО-ТВ СИБИРЬ» обоснованной.

2. Признать закупки недействительной.».

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО), утвержденного Наблюдательным советом АК «АЛРОСА» (ПАО) 15 февраля 2022 года (протокол № 01/351-ПР-НС от 16.02.2022), с учетом изменений, утвержденных Наблюдательным советом АК «АЛРОСА» (ПАО) 17.03.2022, (протокол №01/354-ПР-НС от 18.03.2022) (далее – Положение о закупках).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» установлено, что основаниями неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки, являются введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера в отношении заказчика, осуществляющего закупку.

Согласно Письму Минфина России от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» пунктом 1 Постановления № 301 с учетом положений части 15 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) предусмотрено обязательное неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) сведений о закупках, осуществляемых заказчиками, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми такими заказчиками заключены договоры.

На электронной торговой площадке АО «Сбербанк-АСТ» Заказчиком в лице АК «АЛРОСА» (ПАО) размещена Документация о закупке по специальному запросу цен на право заключения договора на предмет «Поставка оборудования для Айхальского отделения КСК» (далее – Документация о закупке).

Заказчик: Акционерная компания «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) (678174 РС(Я), г. Мирный, ул. Ленина, 6);

Номер извещения: SBR-003-220116037100332;

Предмет договора: поставка оборудования для Айхальского отделения КСК;

Начальная цена договора: 6 908 73,92 рублей;

Дата и время начала и окончания подачи заявок на участие в закупке – с даты размещения на ЭТП по 10.06.2022 17:00:0, Россия, Москва, (МСК);

Место, дата и время рассмотрения заявок на участие в закупке: Рассмотрение заявок производится в составе Закупочной комиссии КСК по децентрализованным закупкам 17.06.2022 в 03:00:00 Россия, Москва (МСК) в установленном документацией порядке по адресу: 678174, РС(Я), г. Мирный, пр. Ленинградский д. 9/2 Управление КСК АК «АЛРОСА» (ПАО).

Место, дата и время, подведения итогов закупки: Подведение итогов закупки производится в составе Закупочного комитета АК «АЛРОСА» (ПАО) 06.07.2022 в 09:00:00 Россия, Москва (МСК) по адресу: 678174, РС(Я), г. Мирный, ул. Московская, 9А.

Якутским УФАС России, установлено, что на участие в аукционе поступила 1 (одна) заявка:

1.           Заявка «ОКНО-ТВ СИБИРЬ»;

Согласно протоколу заседания закупочного органа АК «АЛРОСА» (ПАО) от 20 июня 2022 года №9700-1000087825-2 заявка ООО «ОКНО-ТВ СИБИРЬ» допущена до участия в закупке – протокол рассмотрения заявок размещен на ЭТП 22.06.2022.

Согласно протоколу от 06.07.2022 года №9700-1000087825-4к в связи с наличием только одного предложения от участника №3772 (ООО «ОКНО-ТВ СИБИРЬ») принято решение завершить закупку путем заключения договора с единственным участником несостоявшейся закупки на основании подпункта 3.17.5 (1) Документации о закупке. Срок исполнения договора до 30.12.2022. – протокол подведения итогов размещен на ЭТП – 22.07.2022.

02.09.2022 года в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «ОКНО-ТВ СИБИРЬ» (вх. №6641э).

05.09.2022 года Якутское УФАС России на электронный адрес сторон и электронной торговой площадки направило Уведомление о поступлении жалобы и приостановлении заключения договора до рассмотрения жалобы по существу от 05.09.2022 исх. №02/2486.

08.09.2022 АО «Сбербанк-АСТ» направило заявки участников по закупке SBR-003-220116037100332 (вх. 6778э).

08.09.2022 года Заказчик представил в антимонопольный орган необходимые для рассмотрения материалы, возражение на жалобу заявителя (вх. 6809э от 08.09.2022), в своих возражениях пояснил, что удлинение срока согласования договора, повлекшего его размещение на ЭТП 29.08.2022 способствовали действия в том числе самого заявителя. Согласно письмам Заявитель письменно выражал сомнение в исполнения договора в иной редакции. Первоначально договор на ЭТП был размещен 25.08.2022, но по ряду технических причин, прикрепление договора на ЭТП для подписания зафиксировано только 29.08.2022. А также просит признать жалобу необоснованной.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 12.09.2022 г. в 11:00.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Так в части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Согласно пункту 35.1.1 Положения о закупках по итогам проведения процедуры закупки договор заключается в срок, установленный извещением и/или документацией о закупке согласно требованиям законодательства. Оферту направляет Заказчик. Срок для заключения договора по результатам конкурентной закупки должен быть установлен не ранее 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Договоры с субъектами МСП заключаются в соответствии с пунктом 45.6.14 Положения.

В соответствии с пунктом 1.2.20 Документации о закупке не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее 20 (двадцати) дней с даты:

– размещения в ЕИС протокола, содержащего решение об итогах закупки, при публикуемой форме закупки;

– размещения на ЭТП протокола, содержащего решение об итогах закупки, при непубликуемой, электронной форме закупки;

– направления участникам закупки протокола, содержащего решение об итогах закупки, при непубликуемой, неэлектронной форме закупки. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления Заказчика, а также в случаях, когда действия (бездействие) Заказчика при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке, договор должен быть заключен не позднее 20 (двадцати) дней с даты указанного одобрения или со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

В соответствии с документами, представленными АО «Сбербанк-АСТ» проект договора со стороны Заказчика размещен на ЭТП 29.08.2022 года, регламентированный срок подписания карточки договора участником – 31.08.2022 года.

В связи с этим исходя из представленных материалов, а именно размещение итогового протокола на ЭТП 22.07.2022 года договор может быть заключен не ранее 01.08.2022, и не позднее 11.08.2022 года.

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что протокол подведения итогов закупки размещен заказчиком на электронной площадке 22 июля 2022 года. Вместе с тем, заказчиком карточка договора на подписание участником размещена только 29 августа 2022 года. Таким образом, срок, отведенный на заключение договора истек 12 августа 2022 года.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что двадцатидневный срок для заключения договора по результатам проведенной закупки истек, что является нарушением сроков заключения договора, который установлен частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

Довод заявителя признан обоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России, приходит к выводу, о наличии в действиях АК «АЛРОСА» (ПАО) нарушения части 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении закупки.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Однако обязательное к исполнению предписание Заказчику не выдается, так как Заявитель не усматривает возможность в дальнейшем подписывать договор, поскольку затягивание процесса подписания договора со стороны Заказчика привело к невозможности исполнения обязательств в установленные документацией сроки.

Статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не установлена ответственность за размещение Заказчиком договора на подписание за пределами установленных Законом о закупках сроков.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОКНО-ТВ СИБИРЬ» (ИНН 5404028762, КПП 540401001, ОГРН 1165476062949, юридический адрес: 630048, г. Новосибирск, улица Римского-Корсакова, дом 9) на действия на действия (бездействие) заказчика, закупочного комитета акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) (ИНН 1433000147, КПП 143301001, ОГРН 1021400967092, юридический адрес: Республика Саха (Якутия), город Мирный, улица Ленина, дом 6) при проведении непубликуемого специализированного запроса цен на право заключения договора поставки оборудования для Айхальского отделения КСК (извещение №SBR003-220116037100332 на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ»), обоснованной;
  2. Признать Заказчика в лице акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) нарушившим требования части 15 статьи 3.2. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  3. Предписание об устранении выявленных нарушений предусмотренное частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не выдавать.

 

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии:                                                                                 ***

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                            ***

 

                                                                                                         ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны