Решение №СК/4475/24 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1253/2024 по результатам рассмотрения жал... от 14 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 014/07/3-1253/2024

по результатам рассмотрения жалобы

 

город Якутск                                                                                                       12 августа 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи при участии:

от заявителя, акционерного общества «Торговый дом Добромаш» (далее – АО «ТД Добромаш», заявитель): представителей по доверенности;

от заказчика, акционерного общества «Акционерная компания «Железные Дороги Якутии» (далее - АО «АК «ЖДЯ», заказчик): представителя по доверенности,

рассмотрев жалобу АО «ТД Добромаш» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку товара «токарно-карусельный станок с ЧПУ» (извещение № 32413793646), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

установила:

29.07.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АО «ТД Добромаш» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку товара «токарно-карусельный станок с ЧПУ» (извещение № 32413793646).

АО «ТД Добромаш» в поданной жалобе не согласно с признанием первой части заявки не соответствующей требованиям по основанию «Несоответствие технического предложения участника требованиям технического задания: в техническом предложении не указаны сроки поставки, место поставки, условия оплаты». Так заявитель указывает следующее:

Отклонение заявки на том лишь основании, что в предложении в отношении предмета закупки не указаны сроки поставки, место поставки, условия оплаты заявитель считает незаконным и в подтверждение своей позиции приводит следующие доводы:

Из содержания Формы 6 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Поставка токарно-карусельного станка с ЧПУ» следует, что поставка осуществляется исключительно для АО «АК «ЖДЯ», с базисом поставки, как однозначно следует из документации, располагающимся по следующему адресу - РС (Я), г. Алдан, мкр. Солнечный, ул. Строителей 37, Локомотивное депо ст. Алдан. Поставка по другим адресам документацией не предусмотрена. Нет других вариантов поставки, кроме как на базис поставки, указанный в документации. Также, из содержания Формы 6 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Поставка токарно-карусельного станка с ЧПУ» следует, что Максимальный срок поставки товара в течение 240 (двухсот сорока) календарных дней с момента подписания договора, с правом досрочной поставки, а Поставщик вправе предложить, свой вариант срока поставки, не выходящий за пределы срока указанного в документации. Кроме того, в Форме 6 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Поставка токарно-карусельного станка с ЧПУ» прописаны Условия оплаты: Первый платеж – 80% стоимости после прибытия оборудования на площадку Заказчика. Окончательный платеж – 20% стоимости после подписания Акта ввода в эксплуатацию станка. Оплата производится в российских рублях по безналичному расчету, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Изготовителя.

То есть Форма технического предложения в отношении предмета закупки не предполагает внесения в нее сведений о сроке поставки (он вправе их внести, но срок уже указан), месте поставки и условиях оплаты. Данные условия уже определены документацией.

При этом, Заявителем срок поставки предмета закупки был указан в Форме 1 «Заявка. Коммерческое предложение» и составлял 60 календарных дней. Таким образом, причины отклонения заявки АО «ТД Добромаш» носят исключительно формальный характер.

Учитывая, что предоставление документов имеет своей целью подтверждение соответствия требованиям Заказчика и согласие на выполнение услуг под определенными условиями, Заказчик должен действовать таким образом, чтобы избегать формального подхода при оценке заявок. Формализм при оценке заявок, когда документы отклоняются только по тому основанию, что не соответствуют определенной форме, противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Проект договора также содержит указание на то, что место поставки определено и не связано с местом, указанным участником в составе заявки, в связи с чем его дублирование является избыточным при том условии, что документация не содержала четкого и однозначного прямого требования о представлении сведений о месте поставке, которые бы было проигнорировано участником.

Формальное обоснование решения о несоответствии требованиям закупочной документации в данном случае не соответствует принципам справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленным в статье 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АО «АК «ЖДЯ» представлены письменные возражения на жалобу в которых заказчик не согласен с доводами заявителя, считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конкурсная документация по закупке подготовлена и разработана в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках, и содержит исчерпывающий перечень требований к заявке участника.

Таким образом Форма №6 «Техническое предложение» является неотъемлемой частью конкурсной документации. Нормы Закона о закупках не запрещают Заказчику установить форму заявки при соблюдении требований Закона о закупках. Руководствуясь требованиями Закона о закупках, при проведении конкурентной закупки, Заказчик вправе установить форму заявки и требовать от участника закупки ее соблюдения. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур участника, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В предоставленном техническом предложении Заявитель не указал сроки поставки, место поставки, условия оплаты. Требования по срокам поставки, месту поставки, условиям оплаты являются существенными для Заказчика. Заявитель, подавая техническое предложение с отсутствующими существенными условиями, не выразил безоговорочного согласия с условиями участия в закупке. Следовательно, причины отклонения заявки Заявителя считаем правомерными.   

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из жалобы следует, что права и законные интересы заявителя нарушены действиями заказчика, выразившимися в осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и порядка осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Согласно частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», утвержденным решением Совета директоров АО «АК «ЖДЯ» от 02.12.2022 № 5/3 (Положение о закупке).

10.07.2024 в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства32413793646 и документация о закупке (далее – Извещение, Документация).

Предмет закупки: «Поставка токарно-карусельного станка с ЧПУ».

Начальная (максимальная) цена договора: 19 500 000, 00 рублей в том числе НДС 20%.

Дата начала срока подачи заявок: 10.07.2024

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 18.07.2024 14:00

Порядок подачи заявок: в электронной форме

Дата рассмотрения первых частей заявок: 18.07.2024

Дата рассмотрения вторых частей заявок: 22.07.2024

Дата подведения итогов: 22.07.2024.

19.07.2024 в ЕИС размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе № 3142353, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, согласно которому на момент начала рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе подано 2 заявки, рассмотрев которые комиссия приняла решение заявку № 2 признать несоответствующей требованиям по основанию «Несоответствие технического предложения участника требованиям технического задания:  в техническом предложении не указаны сроки поставки, место поставки, условия оплаты».

Как указано выше, заявитель не согласен с признанием первой части заявки АО «ТД Добромаш» несоответствующей требованиям документации о закупке, считает такое решение формальным, Форма 6 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Поставка токарно-карусельного станка с ЧПУ» не предполагает внесения в нее сведений о сроке поставки (он вправе их внести, но срок уже указан), месте поставки и условиях оплаты, а также что срок поставки предмета закупки был указан в Форме 1 «Заявка. Коммерческое предложение».

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В силу пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Статьей 3.4 Закона о закупках определены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Так, согласно части 19.5 указанной статьи заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке среди субъектов малого и среднего предпринимательства заказчик вправе установить обязанность представления предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Согласно пункту 2.5.1 Положения о закупке участник подает заявку на участие в конкурсе в порядке, в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

В разделе 1 документации рассматриваемой закупки приведена инструкция по участию в конкурсе, в том числе подготовка заявок на участие в конкурсе.

Так, пунктом 1.20.1 документации о закупке установлены требования к подготовке Технического предложения (I часть заявки), пунктом 1.20.2 Требования к Участникам (II часть заявки), пунктом 1.20.3 Требования к подготовке Коммерческого предложения (III часть заявки Ценовое предложение).

В пункте 1.21.1 документации о закупке приведен перечень документов, подаваемых в I части заявки, в пункте 1.21.2 перечень документов, подтверждающих соответствие участника обязательным требованиям, подаваемых во II части заявки, в пункте 1.21.3 перечень прочих документов, подаваемых во II части заявки, в пункте 1.21.4 перечень документов, подаваемых в III части заявки ценовое предложение.

Согласно пункту 1.21.1 I части заявки должна содержать Форму 6 – «Техническое предложение», оформленную в соответствии с требованиями п. 1.20.1 конкурсной документации.

Согласно пункту 1.20.1 документации о закупке Техническое предложение должно быть подготовлено в соответствии с требованиями настоящего пункта, в полном соответствии с Формой 6, с условиями Проект договора и Технического задания, установленными в документации о закупке. 

В составе технического предложения Участник подаёт заполненную Форму 6. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям Технического задания. Техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, предусмотренные документацией о закупке и необходимые для оценки заявки участника. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении и оценке заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах. Все условия заявки участника понимаются заказчиком буквально, в случае расхождений показателей изложенных цифрами и прописью, приоритет имеют написанные прописью.

Все условия, указанные в техническом предложении, должны быть изложены таким образом, чтобы заказчик мог определить конкретные показатели, характеристики предлагаемых товаров, работ, услуг.

В случае поставки товаров в техническом предложении должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемого товара по каждой номенклатурной позиции.

Если участником конкурса предлагается эквивалентный товар, участник в техническом предложении должен указать по каждому наименованию эквивалентного товара марку, модель, название, производителя, конкретные характеристики и их значения, соответствующие требованиям документации о закупке. В случае непредставления указанной информации товар не будет рассматриваться как эквивалентный.

Содержащиеся в техническом предложении материалы и документы должны быть представлены в таком виде и содержать столько информации, чтобы было видно, что содержание Заявки на участие в конкурсе обеспечивает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в строгом соответствии с требованиями документации о закупке и гарантирует Участником надлежащее исполнение обязательств по договору.

Согласно пункту 1.20.3 документации о закупке Коммерческое предложение должно быть подготовлено в соответствии с требованиями настоящего пункта, в соответствии с Формой 1 с условиями Проекта договора, Технического задания, установленными в документации о закупке и в соответствии с требованиями установленными настоящим пунктом.

В составе документации о закупке имеется Форма 6 которая содержит техническое предложение «Поставка токарно-карусельного станка с ЧПУ», в том числе следующие условия: Общие требования, предъявляемые к станку; Специальная технологическая оснастка; Комплект поставки станка специального токарно-карусельного с ЧПУ; Сопроводительная документация; Основные технические данные; Место доставки поставляемого товара; Срок поставки товара; Условия оплаты.

Из изложенного следует, что заявка на участие в рассматриваемой закупке подается в двух частях и предложения участника закупки о цене договора, при этом первая часть заявка должны быть составлена по Форме 6, которая должна содержать описание поставляемого товара, который является предметом закупки, о его функциональных характеристиках (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристиках, а также  сведения о месте доставки поставляемого товара, сроке поставки товара и условиях оплаты.

Комиссией из анализа документов, имеющихся в составе АО «ТД Добромаш» установлено, что в первой части заявки заявителя имеется файл «Документ Microsoft Word (.docx)» под наименованием «13464 Тех. описание DM5112 (1)» содержащий Технологическое описание поставляемого товара «Вертикальный токарный станок с ЧПУ», при этом не содержит сведений о месте доставки поставляемого товара, сроке поставки товара и условиях оплаты.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы по существу, заказчик указал, что предлагаемый заявителем к поставке товар не соответствует потребностям заказчика, в том числе из представленной заявителем и заказчиком информации установлено, что предлагаемый АО «ТД Добромаш» к поставке «Вертикальный токарный станок с ЧПУ» не соответствует установленным заказчиком техническим требованиям, в том числе по пункту 6 Формы 6 – «Техническое предложение» по установленной характеристике «Мощность электродвигателя главного движения, кВт» - 30, заявителем предложено значение - 22 кВт, по установленной характеристике «Ход суппорта по горизонтали, мм» - 775, заявителем предложено значение - 700 мм, по установленной характеристике «Ход ползуна суппорта по вертикали, мм» - 700, заявителем предложено - 650мм, а также не указаны характеристики: Ход поперечины, мм 660; Скорость перемещения поперечины, м/мин 0,45; Наибольшее допустимое усилие резания, кН 28; Пределы подач суппорта, мм/об 0,03 - 12,5; Количество подач суппорта, не менее 18; Скорость установочных перемещений суппорта, мм/мин 5 – 2000; Количество ступеней частот вращения планшайбы 18; Диаметр планшайбы, мм 1120; Наименьший диаметр обрабатываемого изделия, мм 800 и пр.

При этом заказчиком было пояснено, что фактически заявка заявителя была отклонена из-за несоответствия предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика, однако такое основание не было отражено в протоколе.

Таким образом и принимая во внимание, что в силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке, а также в соответствии с пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке среди субъектов малого и среднего предпринимательства заказчик вправе установить обязанность представления предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, Комиссия приходит к выводу, что первая часть заявки АО «ТД Добромаш» не соответствует установленным заказчиком требованиям к содержанию, оформлению первой части заявки, а также установленным техническим характеристикам товара.

Пунктом 2.7.3 Положения о закупке установлено, что по результатам рассмотрения заявок комиссия по закупкам принимает решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе или об отказе в допуске.

В соответствии с пунктом 2.7.4 Положения о закупке комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, Положения о закупке и конкурсной документации обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных п. 1.10.1 Положения о закупке.

Согласно подпункту 4 пункта 1.10.1 Положения закупке комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в случае если в представленных документах или в заявке указаны недостоверные и/или не указаны сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.

На основании изложенного, признание первой части заявки АО «ТД Добромаш» несоответствующей требованиям документации о закупке не противоречит положениям Закона о закупках, Положения о закупке и условиям документации о закупке.

Довод заявителя о том, что срок поставки предмета закупки был указан в Форме 1 «Заявка. Коммерческое предложение» Комиссия признает несостоятельным и отмечает, что Форма 1 – «Коммерческое предложение», оформленное в соответствии с требованиями документации согласно пункту 1.21.4 документации о закупке должна быть подана в III части заявки, а именно в предложении участника закупки о цене договора и которая рассматривается после осуществления процедуры рассмотрения первых частей заявок.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и возражения заказчика, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

Признать жалобу жалобу АО «ТД Добромаш» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку товара «токарно-карусельный станок с ЧПУ» (извещение № 32413793646) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны