Решение №014/07/3-308/2023 РЕШЕНИЕ №014/07/3-308/2023 от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №014/07/3-308/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск 23 марта 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи, при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая компания «Арсенал» (ИНН 0276918246) (далее – Заявитель, ООО ПКК «Арсенал»): <...> (представитель по доверенности);

от заказчика, акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (ИНН 1435142972) (далее – Заказчик, АО «Сахатранснефтегаз»): <...> <...> (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобу ООО ПКК «Арсенал» на действия (бездействие) Заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку материалов и оборудования для охранных, охранно-пожарных систем, систем видеонаблюдения и систем управления контролем доступа (СКУД) (извещение №32312138546 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/),

установила:

15.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО ПКК «Арсенал» на действия (бездействие) Заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку материалов и оборудования для охранных, охранно-пожарных систем, систем видеонаблюдения и систем управления контролем доступа (СКУД) (извещение №32312138546 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/).

Доводы жалобы: «21 февраля 2023 г. Акционерное общество «Сахатранснефтегаз» разместило в ЕИС (http://zakupki.gov.ru) извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку материалов и оборудования для охранных, охранно- пожарных систем, систем видеонаблюдения и систем управления контролем доступа (СКУД) (идентификационный код закупки 32312138546).

Согласно п.6 ч.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества «Сахатранснефтегаз», утвержденному Советом директоров «05» декабря 2018 г., установлены единые требование к участникам закупки: Заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную Заказчиком в извещении об осуществлении конкурентной закупке, документации о конкурентной закупке информацию, а именно: Следующие информацию и документы об участнике закупки, подавшем заявку на участие в конкурентной закупке: оригинал справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (форма по КНД 1160080, утвержденная Приказом ФНС России от 28.12.2016 №ММВ-7-17/722@, в случае изменения/отмены данного приказа применяется форма справки, утвержденная таким изменяющим/отменяющим приказом), датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы. Справка на бумажном носителе подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью. Справка, формируемая в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата)

Заявка на участие в закупке ООО ПКК «Арсенал» была отклонена на основании пункта 11.15.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг в связи с несоответствием заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении о закупке / документации о закупке, а именно: в связи с отсутствием оригинала справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (форма по КНД 1160080, утвержденная Приказом ФНС России от 28.12.2016 №ММВ-7-17/722@, в случае изменения/отмены данного приказа применяется форма справки, утвержденная таким изменяющим/отменяющим приказом), датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы.

ООО ПКК «Арсенал» разместил справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций по форме по КНД 1160080, данная справка была предоставленная ИФНС России.

Полагаем, что отклонение заявки привело к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки предоставил справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций по форме по КНД 1160080, выданной ИФНС России».

По мнению Заявителя, действия (бездействие) Заказчика содержат нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Просит признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителей Заказчика следует, что Заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения. Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны иные сведения, определенные Положением о закупке.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг акционерного общества «Сахатранснефтегаз», утвержденным решением Советом директоров АО «Сахатранснефтегаз» от 05.12.2018, с изменениями, утвержденными протоколами №252 от 17.03.2020, №265 от 12.03.2021, №268 от 27.05.2021, №271 от 27.07.2021, №282 от 21.03.2022, №284 от 21.04.2022, №291 от 30.09.2022 и №295 от 26.12.2022 (далее – Положение о закупке).

Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «https://zakupki.gov.ru/» (ЕИС) сведений установлено следующее.

  1. Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее также – извещение, документация) размещены в ЕИС 21.02.2023
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 4 767 741,00 рублей.
  3. Дата окончания подачи заявок: 03.03.2023.
  4. Дата подведения итогов закупки: 03.03.2022.

10.03.2023 проведена процедура рассмотрения заявок на участие в процедуре №32312138546, по итогам которой составлен протокол №182/2023 (32312138546) Заседания закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 10.03.2023.

Согласно данному протоколу, заявка Заявителя с порядковым номером 2 (ООО ПКК «Арсенал») была отклонена от участия в закупке на основании пункта 11.15.2 Положения о закупке в связи с несоответствием заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении о закупке / документации о закупке, а именно:

«1) Отсутствие документов, установленных пунктом 22 Блока I Информационная карта: оригинал справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (форма по КНД 1160080, утвержденная Приказом ФНС России от 28.12.2016 №ММВ-7-17/722@, в случае изменения/отмены данного приказа применяется форма справки, утвержденная таким изменяющим/отменяющим приказом), датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы».

Заявитель с указанным решением не согласен так как, по мнению представителя ООО ПКК «Арсенал» в составе заявки была предоставлена справка ИФНС России о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций по форме по КНД 1160080.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с части 3.1 статьи 3 Закона о закупках, запрос котировок в электронной форме является одним из способов проведения конкурентных закупок.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 15.1 статьи 15 Положения о закупках, под запросом котировок в электронной форме в целях Федерального закона №223-ФЗ и настоящего Положения о закупке понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора. Документация при проведении запроса котировок не оформляется. Запрос котировок, проводится в электронной форме. Проведение запроса котировок в электронной форме обеспечивается на электронной площадке ее оператором согласно регламенту работы такой площадки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 15.5 статьи 15 Положения о закупке, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:

1) форма заявки на участие в запросе котировок;

2) информация, предусмотренная частью 7.2 настоящего Положения о закупке, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 9 настоящего Положения о закупке;

3) требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса котировок в соответствии со статьей 8 настоящего Положения о закупке;

4) иные сведения, определенные настоящим Положением о закупке.

Пунктом 22 Блока I Информационная карта Извещения о закупке установлены требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке установленные подпунктами 1-19 пункта 9.3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз».

Согласно подпункту 6 пункта 9.3.1 статьи 9 Положения о закупках, Заявка на участие в закупке должна содержать оригинал справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (форма по КНД 1160080, утвержденная Приказом ФНС России от 28.12.2016 №ММВ-7-17/722@, в случае изменения/отмены данного приказа применяется форма справки, утвержденная таким изменяющим/отменяющим приказом), датированной не ранее чем за три календарных месяца до даты опубликования извещения о проведении настоящей закупки на официальном сайте единой информационной системы. Справка на бумажном носителе подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью. Справка, формируемая в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

В письме от 05.08.2016 №Д28и-1966 Минэкономразвития России указало, что заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке и документации о закупке установить перечень требований к участнику закупки.

Так, заказчик вправе требовать от участников закупок представления справки об отсутствии у таких участников задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Данная позиция находит свое отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2021 №Ф05-23636/2020 по делу №А40‑14521/2020), в котором отмечается в частности следующее.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, закрепленный пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, направлен на сокращение издержек заказчика и предполагает наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Финансовые показатели деятельности участника позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем, использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Принцип равноправия, закрепленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Установление требования об отсутствии у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам обусловлено необходимостью допускать к участию в закупке только тех лиц, которые добросовестно относятся к своим обязанностям налогоплательщика, возложенным на них действующим законодательством.

Кроме того, наличие у участника закупки задолженности по налоговым обязательствам свидетельствуют о неблагоприятном финансовом состоянии компании, не позволяющем своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, сборы и иные обязательные платежи.

Допуск такого участника к участию в закупке в случае его победы может привести к ненадлежащему исполнению договора.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что представление участником закупки в составе заявки оригинала справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (подпункт 6 пункта 9.3.1 статьи 9 Положения о закупках) не противоречит требованиям Закона о закупках.

В этой связи, Комиссия отмечает, что Положением о закупках предусмотрено требование к участникам закупки предоставить оригинал справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (форма по КНД 1160080, утвержденная Приказом ФНС России от 28.12.2016 №ММВ-7-17/722@, в случае изменения / отмены данного приказа применяется форма справки, утвержденная таким изменяющим / отменяющим приказом).

Комиссия также отмечает, что форма по КНД 1160080 утверждена приказом ФНС России от 28.12.2016 №ММВ-7-17/722@, который утратил силу в связи с принятием Приказа ФНС России от 06.08.2021 №ЕД-7-19/728@ «Об утверждении формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме» и утверждением формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам форма по КНД 1160082.

Данное обстоятельство по мнению Комиссии не противоречит требованиям Положения о закупке в части формулировки подпункта 6 пункта 9.3.1 о случае изменения / отмены установленной формы.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» о предоставлении документов, представленных в составе заявок участников закупки.

Из представленных оператором сведений и документов Комиссия установила, что участником закупки ООО ПКК «Арсенал» в составе заявки представлена копия справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов форма по КНД 1120101, которая не тождественна требованиям Заказчика, установленным Извещением о проведении закупки и Положением закупке о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций форма по КНД 1160080.

Комиссия также отмечает, что Заявитель указал в жалобе, что предоставил в составе поданной заявки справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций форма по КНД 1160080.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

В соответствии с пунктом 11.15 Положения о закупках, Закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурентной закупке в случаях, указанных в настоящем Положении о закупке.

Закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурентной закупке если участник конкурентной закупки не соответствует требованиям к участнику такой закупки указанным в извещении об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке.

Согласно подпункту 1 пункта 11.15.2 Положения о закупке, Закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурентной закупке в случае несоответствия заявки на участие в конкурентной закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении конкурентной закупке и (или) документации о конкурентной закупке в соответствии с настоящим Положением о закупке, в том числе не предоставления документов, определенных в извещении об осуществлении конкурентной закупке и (или) документации о конкурентной закупке, и (или) несоответствия форм документов, представленных участником такой закупки требованиям, определенным в извещении об осуществлении конкурентной закупки и (или) документацией о конкурентной закупке.

Таким образом Комиссия приходит к выводу, что заявка ООО ПКК «Арсенал» отклонена закупочной комиссией Заказчика АО «Сахатранснефтегаз» правомерно, ввиду отсутствия в составе заявки участника оригинала справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, процентам (форма по КНД 1160080/ форма по КНД 1160082).

На основании вышеизложенного, оценив доводы Заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу ООО ПКК «Арсенал» (ИНН 0276918246) на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» (ИНН 1435142972) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку материалов и оборудования для охранных, охранно-пожарных систем, систем видеонаблюдения и систем управления контролем доступа (СКУД) (извещение №32312138546) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...><...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны