Решение №014/07/3-204/2023 РЕШЕНИЕ №014/07/3-204/2023 от 16 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №014/07/3-204/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск 16 марта 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Управление подводных и строительных работ» (ИНН 2465266938) (далее – ООО «УПСР», Заявитель): <...> (представитель по доверенности);

от заказчика, акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (ИНН 1435142972) (далее – АО «Сахатранснефтегаз», Заказчик): <...> <...> <...> (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобу ООО «УПСР» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении запроса котировок в электронной форме на водолазное обследование подводного перехода через р. Лена 1, 2 нитка (ПК69-73) (извещение №32312110079 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/),

установила:

27.02.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО «УПСР» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении запроса котировок в электронной форме на водолазное обследование подводного перехода через р. Лена 1, 2 нитка (ПК69-73) (извещение №32312110079 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/).

Доводы жалобы:

10 февраля 2023 года на сайте Единой информационной системы в сфере закупок («ЕИС», адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.zakupki.gov.ru) размещено Извещение №32312110079 о проведении закупочной процедуры в форме запроса котировок в электронной форме (далее по тексту – закупка или закупочная процедура) на право заключения договора на оказание услуг по проведению водолазного обследования объекта: «Подводный переход магистрального газопровода через р. Лена 1 нитка» ПК76+00 – ПК77+00; ПК89+00 – ПК90+00; общей протяженностью 185 п.м.; «Подводный переход магистрального газопровода через р. Лена 2 нитка» ПК51+50 – ПК52+50;

ПК64+50 – ПК65+50; ПК70+00 – ПК72+50; общей протяженностью 440 п.м. в соответствие с Техническим заданием (далее по тексту – предмет закупки) для нужд АО «Сахатранснефтегаз» (далее по тексту – Заказчик).

Изучив документацию, прилагаемую к Извещению закупочной процедуры, ООО «Управление подводных и строительных работ» (ИНН: 2465266938, КПП: 246501001; ОГРН: 1122468006847; далее по тексту – Участник) 13 февраля 2023 года и 16 февраля 2023 года подало запросы разъяснений (исх. №13.02/2023-712 от 13.02.2023г., исх. №16.02/2023-717 от 16.02.2023г) по следующим вопросам:

1. В запросе разъяснений от 13.02.2023г.:

1.1. о включении в состав закупочной документации «Регламент по техническому обслуживанию подводного перехода магистральных газопроводов через р. Лена» или направлении указанной НТД в форме электронного документа (скан-копии) на электронную почту ООО «УПСР» по адресу: diving@list.ru;

1.2. о сообщении правовых оснований (с указанием нормы права) установленного требования о предоставлении Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (водолазные работы), вместо выписки из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

1.3. о сообщении проектных сведений о подводном переходе и участке акватории подводного перехода (тип монтажа, глубины, скорость течения и т.д.).

2. В запросе разъяснений от 16.02.2023г.:

2.1. об изложении п. 16 Технического задания в следующей (или аналогичной редакции): «Наличие членства в СРО. Наличие в выписке из реестра членов СРО сведений о наличии права осуществлять инженерные изыскания в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)» или предоставлении правовых оснований (с указанием нормы права) установленного требования о предоставлении выписки из реестра членов СРО с правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).

15 февраля 2023 года и 17 февраля 2023 года в ЕИС размещены разъяснения по вышеуказанным запросам, дополнительная информация, а также закупочная документация с изменениями. Требование о членстве в саморегулируемой организации Заказчиком исключено.

В ответе от 17 февраля 2023 года Заказчиком сообщается, что «закупочная документация содержит исчерпывающий перечень работ, подлежащих выполнению, лицом признанным победителем по результатам проведения закупочных процедур. В данном случае, проведение инженерных изысканий не входит в указанный в техническом задании перечень выполняемых работ». Также в ответе от 17 февраля 2023 года Заказчиком сообщается, что «результаты проведения водолазного обследования подводного перехода магистрального газопровода не предназначены для подготовки проектной документации, реконструкции указанного объекта, либо строительства нового объекта капитального строительства. Обследование подводного перехода осуществляется исключительно в целях эксплуатационного контроля за техническим состоянием объекта, определения целостности газопровода, наличия, либо отсутствия опасных участков путем водолазного обследования и осуществления фото- и видеосъемок».

Данная позиция, по мнению Заказчика, подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 мая 2021 г. №21954-ТБ/02, в котором даны следующие разъяснения относительного членства в СРО при выполнении работ в рамках эксплуатационного контроля за объектом капитального строительства: «согласно частям 6 и 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должен обеспечиваться в том числе эксплуатационный контроль за их техническим состоянием путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения (в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и соответствия требованиям технических регламентов, проектной документации). При этом к лицам, выполняющим работы по техническому обслуживанию зданий, сооружений и эксплуатационному контролю за их техническим состоянием, требование о членстве в саморегулируемой организации соответствующего вида Градостроительным кодексом РФ не установлено».

Кроме того, Заказчиком указано, что включение требований о членстве потенциальных участников закупки, а равно Исполнителя, определяемого по итогам закупки, в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, в закупочную документацию может быть признано в качестве нарушения антимонопольного законодательства. Обоснованность такой позиции, по мнению Заказчика, подтверждается решением Башкортостанского УФАС России от 30.07.2021 №ТО002/06/105-1526/2021.

В дополнение к вышеизложенному, в ответе от 17 февраля 2023 года Заказчиком указано наименование Участника.

Таким образом, Участник приходит к выводу о том, что Заказчиком допущены следующие нарушения:

1. Не установлено обязательное требование о членстве потенциальных участников закупки, а равно Исполнителя, определяемого по итогам закупки, в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, что приводит к нарушению права Участника на добросовестную конкуренцию, путём допуска к участию в закупке лиц, не имеющих права выполнять работы (оказывать услуги) по предмету закупки;

2. В нарушение требований ч.3 ст.3.2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ Заказчиком, в ответе от 17 февраля 2023 года на запрос разъяснений Участника, указано наименование Участника.

Вышеуказанная позиция Участника основана на следующем:

1. Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий (п. 2 ч. II Перечня видов инженерных изысканий).

2. Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.02.2021 г. №АКПИ20-912, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.05.2021 г. №АПЛ21-132, п.2 ч.II Постановления Правительства РФ от 19.01.2006 г. №20 признан не противоречащим действующему законодательству в части отнесения к видам инженерных изысканий обследования состояния строительных конструкций зданий и сооружений.

В Решении Верховного Суда РФ от 10.02.2021 г. №АКПИ20-912 отмечается следующее:

ч.4 ст.47 ГрК РФ предусматривает, что инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения как материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, о факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории, так и материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

3. В силу ч. 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ.

4. Письмом №38887-ЛС/02 от 20.09.2018 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъясняется, что работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений <…> могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

5. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 октября 2022 года по Делу №А07-27021/21 (далее по тексту – Решение АС РБ от 26.10.2022 по Делу №А07‑27021/21) решение Башкортостанского УФАС России от 30.07.2021 №ТО002/06/105-1526/2021, на которое ссылается Заказчик, признано незаконным и отменено в полном объёме.

В Решении АС РБ от 26.10.2022 по Делу №А07-27021/21, в частности отмечается, что:

а. работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выполняемых по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий;

б. работы, предусмотренные Техническим заданием, являются инженерными изысканиями вследствие своего характера и установленным требованиям к результатам.

6. В соответствие с п. 9 Технического задания закупки (далее по тексту – ТЗ), установлено требование о применении, в числе прочего, «Регламента по техническому обслуживанию подводного перехода магистральных газопроводов через р. Лена (далее по тексту – Регламент)». В соответствие с п.п. 10.2 Регламента, результаты приборного и водолазного контроля подводных участков перехода оформляются актом обследования подводного перехода (приложение 5 к Регламенту), к которому прилагаются чертежи: топографического плана перехода, продольных профилей подводного трубопровода, поперечных профилей трубопроводов в местах их оголения или провисания (приложение 1 к Регламенту).

Кроме того, п.17 ТЗ предусмотрены требования к техническому отчёту по результатам водолазного обследования, который, в числе прочего, должен содержать: результаты обследования с указанием GPS-координат выявленных нарушений, дефектную ведомость, выводы и рекомендации, профили газопровода с указанием пикетов, дна реки и уровня воды.

В соответствие с п.19 ТЗ, обследованию подлежит не только участок трубопровода, но и дно прилегающей акватории, а также осмотр (установление наличия) и состояния элементов (пригрузов), обеспечивающих надёжность.

В соответствие с п.п.5.1.3 СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства», создание и обновление инженерно-топографических планов (в том числе в цифровой форме) трассирование линейных объектов, а также инженерно-гидрографические работы входят в состав инженерно-геодезических изысканий.

Таким образом, по мнению Участника очевидно, что предметом оказания услуг является водолазное обследование подводного перехода магистрального газопровода через р. Лена, в объёме, предусмотренном ТЗ, с целью определения его технического состояния, а также состояния дна прилегающей акватории.

Принимая во внимание позицию Арбитражного суда Республики Башкортостан, изложенную в Решении от 26.10.2022 по Делу №А07-27021/21 и аналогичности правоприменения, следует вывод о том, что услуги по предмету закупки, по своему характеру и составу, являются инженерными изысканиями.

Довод Заказчика об отсутствии, в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ, требований о членстве в саморегулируемой организации соответствующего вида к лицам, выполняющим работы по техническому обслуживанию зданий, сооружений и эксплуатационному контролю за их техническим состоянием неприменим к подрядным организациям, поскольку, в соответствие с п.п.3.1, 3.2 Регламента, ответственность за техническое состояние подводного перехода, его техническое обслуживание и контроль возлагается на Заказчика (при подаче запроса разъяснений Участником не ставился вопрос о членстве Заказчика в саморегулируемой организации), а подрядные организации, в соответствие с п.п.3.5 Регламента, выполняющие обследования подводного перехода газопровода, проектирование и осуществляющие капитальный ремонт, несут ответственность за качественное выполнение работ. Представленное разграничение ответственности свидетельствует о том, что подрядные организации, выполняющие обследование, проектирование, ремонт, не являются эксплуатационными организациями и не вправе осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием подводного перехода».

По мнению заявителя, действия (бездействие) Заказчика содержат нарушение части 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Просит признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителей заказчика следует, что заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения. Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг акционерного общества «Сахатранснефтегаз», утвержденным решением Советом директоров АО «Сахатранснефтегаз» от 05.12.2018, с изменениями, утвержденными протоколами №252 от 17.03.2020, №265 от 12.03.2021, №268 от 27.05.2021, №271 от 27.07.2021, №282 от 21.03.2022, №284 от 21.04.2022, №291 от 30.09.2022 и №295 от 26.12.2022 (далее – Положение о закупке).

Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «https://zakupki.gov.ru/» (ЕИС) сведений установлено следующее.

  1. Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее также – извещение, документация) размещены в ЕИС 10.02.2023
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 2 162 783.64 рублей.
  3. Дата окончания подачи заявок: 07.03.2023.
  4. Дата подведения итогов закупки: 07.03.2022.

Согласно представленным оператором торговой площадки ООО «РТС-тендер» сведениям установлено, что на участие в закупочной процедуре подана 1 заявка.

Согласно доводу жалобы, Заказчиком не установлено обязательное требование о членстве потенциальных участников закупки, а равно Исполнителя, определяемого по итогам закупки, в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, что приводит к нарушению права Участника на добросовестную конкуренцию, путём допуска к участию в закупке лиц, не имеющих права выполнять работы (оказывать услуги) по предмету закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с части 3.1 статьи 3 Закона о закупках запрос котировок в электронной форме является одним из способов проведения конкурентных закупок.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 15.1 Положения о закупках, под запросом котировок в электронной форме в целях Федерального закона №223‑ФЗ и настоящего Положения о закупке понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора. Документация при проведении запроса котировок не оформляется. Запрос котировок, проводится в электронной форме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 27 настоящего Положения о закупке. Проведение запроса котировок в электронной форме обеспечивается на электронной площадке ее оператором согласно регламенту работы такой площадки.

В соответствии с пунктом 8.17. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с настоящим Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из размещенных в ЕИС сведений следует, что способом проведения закупки (извещение (извещение №32312110079) является запрос котировок в электронной форме на водолазное обследование подводного перехода через р. Лена 1,2 нитка (ПК69-73).

Согласно Извещению о закупке №32312110079, приложение к извещению о закупке состоит из: Блок I. Информационная карта, Блок II. Формы для заполнения, Блок III. Техническое задание, Блок IV. Проект договора, Блок V. Обоснование НМЦД. Приложение к извещению является неотъемлемой частью извещения о закупке.

Согласно пункту 6 Информационной карты Заказчик установил требование к выполнению работ (оказанию услуг) в соответствии с Техническим заданием.

Заказчиком в Техническом задании не было указано требование к участникам закупочной процедуры об их членстве в СРО, при выполнении водолазного обследования подводного перехода через р. Лена.

Согласно пункту 1 Технического задания, предметом закупки является водолазное обследование объекта:

«Подводный переход магистрального газопровода через р. Лена 1 нитка» ПК76+00 – ПК77+00; ПК89+00 – ПК90+00; общей протяженностью 185 п. м;

«Подводный переход магистрального газопровода через р. Лена 2 нитка» ПК51+50 – ПК52+50; ПК64+50 – ПК65+50; ПК70+00 – ПК72+50; общей протяженностью 440 п. м».

Пунктом 19 «Требования к техническим характеристикам и количеству товара, работ, услуг» Технического задания к выполняемым работам отнесены:

– водолазная видеосъемка участка трубопровода (пункт 19.2 Технического задания);

– водолазная видеосъемка дна участка (пункт 19.3 Технического задания);

– водолазная видеосъемка и установление наличия и состояния пригрузов и их креплений (пункт 19.4 Технического задания).

По окончании проведения водолазных работ Исполнитель должен представить:

– Технический отчет (пункт 19.5 Технического задания), который должен содержать следующие материалы:

1) Общие сведения;

2) Результаты видеосъемки с указанием GPS координат выявленных нарушений;

3) Дефектная ведомость (приложение №1);

4) Выводы и рекомендации;

5) Видеосъемка длины обнаженного или провисающего участка, величины провиса, антикоррозионной изоляции, грузов трубопровода, подводной части берегоукрепления;

6) Фото и видео материалы;

7) Акты выполненных работ.

– Презентация в электронном формате (пункт 19.5 Технического задания).

Между тем, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 15 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) инженерные изыскания – изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования».

В силу части 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Согласно части 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения, в том числе, материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Исходя из приведенных норм ГрК РФ, исполнитель должен являться членом СРО изыскателей, если договором подряда на подготовку проектной документации предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий и указанные инженерные изыскания выполняются исполнителем самостоятельно.

Перечень видов инженерных изысканий, а также положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 №20.

При этом, постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 №20 установлено, что к специальным видам инженерных изысканий относятся обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.

Таким образом, при выполнении указанного выше вида специальных инженерных изысканий, проводится обязательное исследование грунтов, путем проведения инженерно-геологических исследований грунтовых оснований.

В соответствии с пунктом 4.1 «СП 47.13330.2016 Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1033/пр) (далее – СНиП 11-02-96), инженерные изыскания – обязательная часть градостроительной деятельности, обеспечивающая комплексное изучение природных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) и факторов техногенного воздействия на территорию объектов капитального строительства для решения следующих задач:

- установления функциональных зон и определения планируемого размещения объектов при территориальном планировании;

- выделения элементов планировочной структуры территории и установления границ земельных участков, на которых предполагается расположить объекты капитального строительства, включая линейные сооружения;

- определения возможности строительства объекта;

- выбора оптимального места размещения площадок (трасс) строительства;

- принятия конструктивных и объемно-планировочных решений;

- составления прогноза изменений природных условий;

- разработки мероприятий инженерной защиты от опасных природных процессов;

- ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Согласно письму Минстроя России №38887-ЛС/02 от 20.09.2018, постановление Правительства РФ от 19.01.2006 №20, статья 47 ГрК РФ распространяется на обследование строительных конструкций зданий и сооружений для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии членства в СРО необходимо, если целью выполнения являющихся предметом закупки работ является разработка проектно-сметной документация для последующего строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Комиссия установила, что основной задачей осмотра и обследования подводного перехода при эксплуатации магистрального газопровода является оценка его технического состояния. Для повышения безопасности магистральных газопроводов на участках подводных переходов необходимо вести комплексное и систематическое наблюдение (мониторинг), как за состоянием самого трубопровода, так и за русловыми деформациями на данном участке.

Водолазное обследование подводного перехода – проводимый водолазами визуальный и приборный контроль состояния подводных трубопроводов.

Перечень видов работ по водолазному обследованию подводных переходов газопроводов при эксплуатации, согласно таблице 2 Регламента по техническому обслуживанию подводных переходов магистральных газопроводов через водные преграды, утвержденному РАО «Газпром» 10.06.1996 (далее – Перечень работ РД 51-3-96), включает в себя:

- визуальный осмотр и оценка состояний береговых информационных знаков, реперов и указателей газопровода, наблюдения за положением и переформированием берегового склона и линий уреза воды;

- определение гидрологических характеристик реки (уровня воды, скоростей течения);

- обнаружение утечки газа;

- определение состояния надводной части берегоукрепления и береговых склонов:

- определение состояния подводной части берегоукрепления;

- приборной определение фактического планового и высотного положения всех ниток газопровода относительно линии дна и склонов берега с установлением оголенных и провисающих участков газопровода;

- измерение на береговых участках в зонах переменного уровня толщины стенки трубопровода;

- водолазное обследование обнаженных и провисающих участков газопроводов с определением длины и величины провиса, состояния изоляционного покрытия, устойчивости и изменения расположения балластных грузов с применением при необходимости подводной видеосъемки;

- топографическая съемка русла и берегов в границах не менее трех с половиной ширин реки (соответствующей среднемеженному уровню) вверх по течению от крайней верхней нитки перехода газопровода и не менее полутора расчетных ширин реки вниз по течению от крайней нижней нитки перехода газопровода с охватом прибрежных полос.

Из анализа размещенных заказчиком в ЕИС конструктивных сведений о подводном переходе и акватории подводного перехода Комиссия установила, что в силу конструктивных особенностей подводный переход не имеет на грунте подводной акватории конструктивного основания, то есть фундамента, заглубленных в грунт опорных элементов и т.п.

Также Комиссия установила, что водолазно-обследовательские работы производятся в соответствии с программой, установленной Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 №517 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» (далее – ФНП №517).

Водолазное обследование (диагностика) осуществляется в соответствии с пунктами 123, 129, 130, 131 и 135 ФНП №517 в целях обнаружения повреждений газопровода, повреждений изоляции газопровода и обнаружения провисших участков газопровода и результаты выполненных работ не предназначены для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

При этом Комиссия отмечает, что перечисленные в Техническом задании водолазные работы не оказывают непосредственного влияния на безопасность объекта капитального строительства, так как осуществляются без применения технических средств, позволяющих выполнить подводную дефектоскопию или гидроакустическое обследование дна в районе подводного перехода, путем выполнения видеосъемки.

При сопоставлении Перечня работ РД 51-3-96 с предметом закупки и его описанием Комиссией сделан вывод, что водолазная видеосъемка участка трубопровода, дна участка, пригрузов и их креплений не является видом инженерных изысканий.

Таким образом, Комиссия установила, что содержание Технического задания не предусматривает для исполнителя выполнение работ по инженерным изысканиям в соответствии требованиям части 2 статьи 47 ГрК РФ для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Установленные таким образом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что при эксплуатации подводных переходов магистральных газопроводов через водные преграды, водолазное обследование посредством проведения видеосъемки на данном объекте не могут быть отнесены к инженерно-изыскательским работам, и, следовательно, не требуют обязательного наличия у исполнителя свидетельств о допуске к таким работам, выдаваемых саморегулируемыми организациями при выполнении работ на объектах капитального строительства.

Следовательно, не включение Заказчиком, при размещении закупки на оказание услуг по обследованию технического состояния подводного перехода способом водолазной видеосъемки, требования о наличии у участника закупки членства в СРО в области инженерных изысканий, является правомерным, не противоречит части 2 статьи 47 ГрК, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, указанных в жалобе Заявителем.

Таким образом, довод Заявителя о необходимости установления в Закупочной документации требования выписки СРО выполняющих инженерные изыскания не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

Согласно второму доводу жалобы, в нарушение требований части 3 статьи 3.2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223‑ФЗ Заказчиком, в ответе от 17 февраля 2023 года на запрос разъяснений Участника, указано наименование Участника.

В ходе рассмотрения жалобы по существу от представителя ООО «УПСР» поступило устное заявление об отзыве второго довода жалобы о том, что Заказчиком, в ответе от 17.02.2023 на запрос разъяснений Участника, указано наименование Участника.

Согласно части 24 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей.

В связи с данными обстоятельствами у Комиссии не имеется оснований для рассмотрения данного довода.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу ООО «Управление подводных и строительных работ» на действия (бездействие) заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении запроса котировок в электронной форме на водолазное обследование подводного перехода через р. Лена 1, 2 нитка (ПК69-73) (извещение №32312110079) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны