Решение №014/07/3-2711/2021 РЕШЕНИЕ №014/07/3-2711/2021 от 20 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №014/07/3-2711/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 20 января 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,

при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Алескор» (далее – заявитель, ООО «Алескор»): <...> генеральный директор ООО «Алескор»;

от заказчика и организатора закупок, акционерного общества «Аэропорт Якутск» (далее – заказчик, организатор закупок, АО «Аэропорт Якутск») «Аэропорт Якутск»: <...> <...> (представители по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Алескор» на действия (бездействие) заказчика АО «Аэропорт Якутск» при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение пенообразователя для нужд СПАСОП (извещение №32110961807),

установила:

28.12.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Алескор» от 27.12.2021 №151-12/21 (вх.№11141э от 28.12.2021) на действия (бездействие) заказчика АО «Аэропорт Якутск» при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение пенообразователя для нужд СПАСОП (извещение №32110961807).

Из сути поданной жалобы и выступления представителя Заявителя следует, что содержание Технических требований извещения о закупке нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Просит признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителей Заказчика следует, что Заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.

Просят признать жалобу необоснованной.

Изучив имеющиеся в деле документы Комиссия установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Положением о закупке продукции o закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества «Аэропорт Якутск» (редакция № 4), утвержденным решением Совета директоров АО «Аэропорт Якутск» от 08.07.2021 №155 (далее – Положение о закупке).

Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «https://zakupki.gov.ru» сведений установлено следующее.

  1. Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее – извещение, документация) размещены в ЕИС 20.12.2021.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 371 669.33 рублей.
  3. Дата начала срока подачи заявок: 20.12.2021.
  4. Дата окончания подачи заявок: 28.12.2021.
  5. Дата подведения итогов закупки: 28.12.2021.
  6. На участие закупке подано 2 заявки.

В соответствии с извещением о проведении закупки №32110961807, предметом закупочной процедуры является приобретение пенообразователя.

Согласно пункту 145 Федеральных авиационные правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утвержденных приказом Минтранса от 26.11.2020 №517, пенообразователь должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и предназначаться для тушения пожара на ВС в соответствии с технической документацией к нему.

Статьей 149 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №123-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия веществ и материалов требованиям настоящего Федерального закона проводится путем декларирования их соответствия или обязательной сертификации с обязательным приложением протокола испытаний с указанием значений показателей, установленных настоящим Федеральным законом, к документам, подтверждающим соответствие веществ и материалов.

Частью 1 статьи 146 Закона №123-ФЗ предусмотрено, что подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности осуществляется по схемам обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности (далее – схемы), каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения. Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 146 Закона №123-ФЗ, подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона проводится по двум схемам: для серийно выпускаемой продукции сертификат выдается на продукцию в целом; для ограниченной партии продукции должен быть представлен на конкретную партию товара

В силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон №184-ФЗ), сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

В соответствии со статьей 2 Закона №184-ФЗ, орган по сертификации – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.

Комиссия, проанализировав доводы жалобы и заслушав пояснения участвовавших в рассмотрении лиц, установила следующее.

  1. Согласно первому доводу жалобы, в Техническом задании указано требование Заказчика, что пенообразователь должен быть произведен в соответствии с требованиями ведомственного стандарта Гражданской авиации СТ СПАСОП №01-99.

По мнению Заявителя, данное требование содержит ссылку на документ СТ СПАСОП №01-99, который не является документом, предусмотренным техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или документом, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом в Извещении отсутствует обоснование необходимости использования в Техническом задании указанного требования, что по мнению Заявителя не соответствует положениям пункта 7.2.1. Положения о закупках Заказчика.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичные требования отражены в подпункте 1 пункта 2.7.2 Положения о закупке.

В Приложении 1 к Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме «Техническое задание» (далее – Техническое задание) установлены требования к закупаемому товару.

Наименование товара: «Пенообразователь синтетический углеводородный целевого назначения ПО-РЗА, предназначен для тушения пожаров на воздушных судах и создания в аварийных ситуациях защитных покрытий на взлетно-посадочных полосах. Концентрация рабочего раствора – 6% (объемных). Аналоги не рассматриваются для исключения потери эффективности пенообразователя при возможном смешивании с имеющимся».

Техническим заданием установлены в том числе следующие характеристика товара.

9

Стойкость слоя пены средней кратности на питьевой воде на бетонном или асфальтовом основании: - сохранение высоты слоя пены от первоначальной за 50±2 мин., %, не менее

80

СТ СПАСОП № 01-99, приложение 2

12

Расчётная интенсивность подачи пены низкой кратности на питьевой воде при тушении авиационного керосина ТС-1 за время не более 60 с, дм³ (м² с), не более

0,14

СТ СПАСОП № 01-99 приложение 1

Техническое задание содержит пункт Требования по качеству, третий абзац которого устанавливает требование: Соответствие требованиям ведомственного стандарта Гражданской авиации СТ СПАСОП №01-99.

В этой связи представителями Заказчика было пояснено, что для выполнения требований нормативно-правовых документов Российской Федерации, применяемых к организации аварийно-спасательного обеспечения полетов при осуществлении закупки аварийно-спасательных средств АО «Аэропорт Якутск» дополнительно к обязательным требованиям нормативно-правовой документации Российской Федерации применяет сертификационные требования СТ СПАСОП №01-99 «Пенообразователи для тушения пожаров на воздушных судах», утвержденные 20.09.1999.

Представителем Заявителя было пояснено, что под СТ СПАСОП №01-99 понимаются «Сертификационные требования «Пенообразователи для тушения пожаров на воздушных судах. Технические требования. Методы испытаний» СТ СПАСОП № 01-99, утверждены начальником СПАСОП Федеральной службы воздушного транспорта России в 1999 году (далее – СТ СПАСОП №01-99).

В этой связи представитель Заявителя пояснил, что документ СТ СПАСОП №01-99 устанавливает требования к пенообразователям, применяемым в подразделениях ведомственной пожарной охраны службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации, к которым СПАСОП заказчика не относится, так как Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (СПАСОП ГА) ликвидирована в соответствии с постановлением Правительства России от 23.08.2007 №538 (абзац второй пункта 2), а Положение о ведомственной пожарной охране СПАСОП отменено постановлением Правительства России от 26.10.2020 №1742 (пункт 2 Приложение №2).

При этом согласно размещенным на официальном сайте ФНС России сведением, учреждение «Центр сертификации СПАСОП ГА» прекратило свою деятельность с 17.10.2016, а также исключено из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ссылка: https://pb.nalog.ru/company.html?token=691AF17CEA646507C70 AE2925C35DC6031BE01432BB836D90CA3F8A29D95D38A4831D8ABAAD94FB92D3329FA1C71659A5DA34BCA5379CA21EDF21AD1083D27AF).

Комиссия, изучив представленный материалы дела документ СТ СПАСОП №01-99 установила следующее.

Согласно пункту 1.2 СТ СПАСОП №01-99, общие технические требования, предъявляемые к пенообразователям для тушения пожаров, установлены Государственным стандартом России ГОСТ Р 50588-93 «Пенообразователи для тушения пожаров». Настоящие технические требования являются специальными требованиями, которым должны соответствовать синтетические углеводородные пенообразователи общего или целевого назначения, применяемые для тушения наземных пожаров на воздушных судах и покрытия взлетно-посадочных полос (ВПП) пеной при аварийных посадках самолетов, и не противоречат положениям ГОСТ Р 50588-93.

Между тем, согласно Приказу Росстандарта от 14.05.2012 №66-ст указанный ГОСТ Р 50588-93 отменен с 01.09.2012, а взамен действует ГОСТ Р 50588-2012.

При этом требования к обеспечению огнетушащими веществами, используемыми для аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов, регламентированы главой XI Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утвержденных приказом Минтранса России от 26.11.2020 №517.

Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что требования СТ СПАСОП №01-99 не могут быть выполнены участниками закупок в связи с отменой ГОСТ Р 50588-93 и его заменой с 01.09.2012 на ГОСТ Р 50588-2012, а также в силу прекращения деятельности сертифицирующей организации «Центр сертификации СПАСОП ГА».

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные пунктами 9 и 12 Технического задания требования к поставке пенообразователя, соответствующего требованиям недействующего ГОСТ Р 50588-93, являются невыполнимыми.

В связи с чем, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом первый довод жалобы находит свое подтверждение и признается Комиссией обоснованным.

  1. Согласно второму доводу жалобы, в Техническом задании в составе документации к товару указан «Сертификат соответствия в системе добровольной сертификации марки ПО-РЗА (6%) с температурами застывания в диапазоне от минус 5℃ до минус 60℃».

По мнению Заявителя, требуемый сертификат соответствия в системе добровольной сертификации не является документом, предусмотренным техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или документом, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В соответствии с частью 1 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Из анализа Извещения Комиссия установила, что Техническое задание содержит пункт 7. Документация, которым установлен перечень документов, предоставляемых Заказчику при поставке товара.

Абзацем третьим пункт 7. Документация Технического задания установлено требование к наличию документа «Сертификат соответствия в системе добровольной сертификации марки ПО-РЗА (6%) с температурами застывания в диапазоне от минус 5оС до минус 60оС»

В этой связи представители Заказчика пояснили, что требование о наличии Сертификата соответствия сертификационным требованиям (СТ СПАСОП ГА) на закупаемые аварийно-спасательные средства позволяет обеспечивать выполнение требований Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утвержденных приказом Минтранса России от 26.11.2020 №517, в целях обеспечения безопасности полетов в аэропорту Якутск.

Между тем, Комиссия установила, что согласно письму Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 24.06.2021 №Исх-3938/08-ОГ, в соответствии со статьей 146 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для пенообразователей предусмотрено подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, которое осуществляется по схемам обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения. Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

Вместе с тем, требования к обеспечению огнетушащими веществами, используемыми для аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов, регламентированы главой XI Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов», утвержденных приказом Минтранса России от 26.11.2020 №517.

В связи с отсутствием в вышеуказанных нормативных правовых актах требования к обязательному наличию у пенообразователей, используемых операторами аэродромов гражданской авиации, сертификатов соответствия в рамках добровольной сертификации, выдаваемых какой-либо организацией, членами рабочих групп, создаваемых Центральной аттестационной комиссией Росавиации для проведения аттестационных проверок аварийно-спасательных служб (формирований) операторов аэродромов гражданской авиации, подобные сертификаты не запрашиваются и не проверяются.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что требование Заказчика о предоставлении документа «Сертификат соответствия в системе добровольной сертификации марки ПО‑РЗА (6%) с температурами застывания в диапазоне от минус 5℃ до минус 60℃» является избыточным, поскольку для его исполнения участнику закупочной процедуры необходимо обратиться к третьему лицу для выдачи указанного документа и понести сопутствующие расходы, при том, что в рамках действующего законодательства подобные сертификаты не запрашиваются и не проверяются, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом второй довод жалобы находит свое подтверждение и признается Комиссией обоснованным.

  1. Согласно третьему доводу жалобы, в Техническом задании в составе документации к товару указан «Сертификат соответствия ПАСОП Гражданской авиации» <…> ссылка на нормативный правовой акт, в соответствии с которым должен быть выдан этот сертификат в Извещении отсутствует.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что в Техническом задании указывался сертификат соответствия системы добровольной сертификации, выдаваемый Учреждением «ЦС СПАСОП ГА» на объект сертификации пенообразователь ПО-РЗА.

Комиссия, изучив размещенный на официальном сайте производителя товара ООО «Завод Спецхимпродукт» (https://www.spena.ru) сертификат добровольной системы сертификации на товар «ПО-РЗА» №ПАСОП ГА.УЧ.18.0135, установила следующее.

Сертификат соответствия №ПАСОП ГА.УЧ.18.0135 (бланк 000170), выдан 01.11.2018 органом по сертификации Учреждение «ЦС СПАСОМ ГА», на объект сертификации пенообразователь ПО-РЗА (3%, 6%) (по ТУ 20.41.20-113-781481123-2017), согласно которому Орган по сертификации подтверждает соответствие объекта сертификации требованиям, предписанным нормативными документами, приведенными в приложении к настоящему сертификату. Основание для выдачи сертификата: Комплексное заключение по оценке соответствия сертификационным требованиям пенообразователя ПО-РЗА (3%, 6%), утвержденное 01.11.2018.

Дата выдачи сертификата: 01.11.20218. Дата действия сертификата: до 13.03.2020.

Приложение к сертификату соответствия №ПАСОП ГА.УЧ.18.0135 от 01.11.2018 содержит в том числе следующие сведения.

«Нормативная документация, на соответствие которой проведена сертификация:

1. Пенообразователь для тушения пожаров на воздушных судах. Технические требования. Методы испытания (СТ СПАСОМ №01-99), утв. 20.09.1999 г.» <…>

Пенообразователь ПО-РЗА может выпускаться в модификациях с температурой застывания от (минус) -5°С до -60°С. Технические характеристики модификаций пенообразователя ПО-РЗА с указанным диапазоном температур застывания соответствует требованиям СТ СПАСОП ГА №01-99».

Между тем, на страницах 4-5 настоящего решения Комиссия установила, что требования СТ СПАСОП №01-99 не могут быть выполнены участниками закупок в связи с отменой ГОСТ Р 50588-93 и его заменой с 01.09.2012 на ГОСТ Р 50588-2012.

В то же время, в письме Росстандарта от 26.11.2021 №18823-ИК/3 в частности указано следующее: «28.03.2007 в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации под регистрационным номером РОСС RU.И405.04ЧА00 была зарегистрирована система добровольной сертификации объектов служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (далее – Система).

Организацией, представившей Систему на регистрацию, является Некоммерческая организация – Учреждение «ЦС СПАСОП ГА» (ОГРН 1075000002000), расположенное по адресу: 141700 Московская обл., г. Долгопрудный, ул. Нагорная, 9 (тел.: +7 (495) 981-77-73; e‑mail: general@spasga.7.com1.ru).

Также информируем, что положениями Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, который в соответствии со статьей 2 указанного федерального закона представляет собой юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации, при возможном привлечении к процессу аккредитованной испытательной лаборатории.

В свою очередь, статьей 31 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено конкретное требование к органам по сертификации и испытательным лабораториям, участвующим в процессе подтверждения соответствия (как обязательного, так и добровольного), аккредитации указанных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации.

Согласно вышеуказанной статье 31 поименованного Федерального закона №184-ФЗ аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 №845 «О Федеральной службе по аккредитации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации в части формирования и ведения реестров аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц, а также осуществления федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Подробная информация об аккредитованных в лицах, в том числе органах по сертификации и испытательных лабораториях, размещена на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (www.fsa.gov.ru) в разделе «Реестры».

В этой связи Комиссия установила, что в реестрах на официальном сайте Росаккредитации Учреждение «ЦС СПАСОМ ГА» (ИНН 5008043291, ОГРН 1075000002000) отсутствует.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что требование заказчика о предоставлении документа «Сертификат соответствия ПАСОП Гражданской авиации» является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры запросить указанный документ у третьего лица при том, что рамках действующего законодательства подобные сертификаты не запрашиваются и не проверяются, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 и пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом третий довод жалобы находит свое подтверждение и признается Комиссией обоснованным.

  1. Согласно четвертому доводу жалобы, в Техническом задании содержится ссылка на фирменное наименование пенообразователя «ПО-РЗА», что не соответствует п. 6.1. статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ. Все характеристики объекта закупки в Техническом задании описаны в соответствии с ГОСТ Р 50588-2012. Указание фирменного наименования пенообразователя «ПО-РЗА» не обеспечивает более точного и четкого описания характеристик объекта закупки за исключением самого фирменного наименования, что влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Представители Заказчика пояснили, что потребность АО «Аэропорт Якутск» состоит в приобретении пенообразователя с торговым наименованием ПО-РЗА (6%), так как по мнению Заказчика данный пенообразователь имеет температуру застывания -45ºС.

В этой связи представитель Заявителя пояснил, что подобные испытания на температуру застывания проводятся производителями товара и специализированными аккредитованными организациями, сведения о проведенных испытаниях отражаются в том числе в паспорте изделия и предусмотренных действующим законодательством сертификатах соответствия, выдаваемых такими аккредитованными организациями.

Между тем, Комиссия установила, что размещенный на официальном сайте производителя товара ООО «Завод Спецхимпродукт» (https://www.spena.ru) сертификат соответствия №ПАСОП ГА.УЧ.18.0135 (бланк 000170), выдан 01.11.2018 органом по сертификации Учреждение «ЦС СПАСОМ ГА», на объект сертификации пенообразователь ПО-РЗА (3%, 6%) (по ТУ 20.41.20-113-781481123-2017) содержит сведения о том, что технические характеристики модификаций пенообразователя ПО-РЗА с указанным диапазоном температур застывания соответствует требованиям СТ СПАСОП ГА №01-99.

Учитывая, что на страницах 4-5 настоящего решения установлено, что требования СТ СПАСОП №01-99 не могут быть выполнены участниками закупок в связи с отменой ГОСТ Р 50588-93 и его заменой с 01.09.2012 на ГОСТ Р 50588-2012, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом четвертый довод жалобы находит свое подтверждение и признается Комиссией обоснованным.

  1. Согласно пятому доводу заявителя, в Техническом задании неправомерно указано, что «Аналоги не рассматриваются для исключения потери эффективности пенообразователя при возможном смешивании с имеющимся», это не соответствует пункту 3.6. документа «Порядок применения пенообразователей для тушения пожаров. Рекомендации», утвержденного МЧС России 27.08.2007.

Письмом МЧС России от 09.12.2021 №ИГ-12-285 установлено, что до утверждения новой редакции рекомендаций действуют положения рекомендаций «Порядка применения пенообразователей для тушения пожаров», утвержденных 27.08.2007.

Комиссия, изучив «Порядок применения пенообразователей для тушения пожаров. Рекомендации» (далее – Порядок), утвержденный МЧС России 27.08.2007, установила следующее.

В Порядке применения пенообразователей представлены сведения о пенообразователях, применяемых на территории России в целях пожаротушения (классификация, назначение и технические требования согласно действующим нормативным документам). Приведен порядок применения, транспортирования и хранения, проверки качества, регенерации, утилизации и обезвреживания, стабилизации свойств пенообразователей и их растворов. Изложены основные требования безопасности и охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1.1 Порядка, пенообразователи представляют собой концентрированные водные растворы поверхностно-активных веществ (ПАВ) со стабилизирующими добавками и предназначены для получения пены или растворов смачивателей, используемых при тушении пожаров.

Согласно пункту 1.2 Порядка, в Рекомендациях приводятся пенообразователи, в настоящее время выпускаемые промышленностью России и рекомендованные для применения в подразделениях ГПС (Приложение А).

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка применения, в случае необходимости при хранении или в условиях эксплуатации (при тушении) допускается смешивать биологически «мягкие» пенообразователи в рамках своего класса:

синтетические углеводородные общего назначения;

синтетические углеводородные целевого назначения:

– для использования с морской водой;

– для использования при низких температурах;

– с повышенной огнетушащей способностью;

– для тушения пеной высокой кратности.

Затем проверяются пенообразующая способность и огнетушащая эффективность пенообразователя.

При этом нормативные показатели подачи пены выбирают по наименее эффективному при тушении пенообразователю.

Фторсодержащие и протеиновые пенообразователи нельзя смешивать с синтетическими углеводородными общего и целевого назначения без снижения их огнетушащей эффективности.

Между тем, Комиссия установила, что среди пенообразователей, рекомендованных для применения в подразделениях ГПС и перечисленных в разделе «Пенообразователи синтетические углеводородные целевого назначения» пункта 1.2 Порядка, а также в Приложении А к Порядку, товар с наименованием (маркой) ПО-РЗА отсутствует.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное Техническим заданием требование о том, что «аналоги не рассматриваются для исключения потери эффективности пенообразователя при возможном смешивании с имеющимся», противоречат положениям рекомендаций «Порядка применения пенообразователей для тушения пожаров» (утверждены МЧС 27.08.2007), в связи с чем, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом пятый довод жалобы находит свое подтверждение и признается Комиссией обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках, запрос котировок в электронной форме является одним из способов проведения конкурентных закупок.

Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчик устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы.

Заказчик и организатор закупок АО «Аэропорт Якутск» признается нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 1 части 6.1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

  1. Признать жалобу ООО «Алескор» на действия (бездействие) заказчика АО «Аэропорт Якутск» при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение пенообразователя для нужд СПАСОП (извещение №32110961807) обоснованной.
  2. Признать заказчика и организатора закупок АО «Аэропорт Якутск» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 6.1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать заказчику и организатору закупок АО «Аэропорт Якутск» предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны