Заключение №014/01/10-660/2020 ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела № 014/01/10-660/2020 от 7 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГУП «ЖКХ РС(Я)»

uordok@jkhsakha.ru, tarif@jkhsakha.ru

ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ»

umaymed@bk.ru, tuyara-2006@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 014/01/10-660/2020

город Якутск 7 июня 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

в присутствии на заседании:

от заявителя, Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Верхоянская центральная районная больница» (ИНН 1409001855, ОГРН 1021400620515) (далее – ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ», заявитель): <...> (представителя по доверенности);

от ответчика, Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145) (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)») <...> <...>  (представителей по доверенностям),

рассмотрев дело №014/01/10-660/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ГУП «ЖКХ РС(Я)» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» по вопросу правильности расчета тарифа на тепловую энергию для заключения договора с ГУП «ЖКХ РС(Я)» по монокотельной «Туббольница» п.Эсе-Хая Верхоянского района» (далее – котельная «Туббольница») на 2019-2020 годы, так как по мнению заявителя указанные тарифы необоснованно завышены.

К обращению Заявителя приложены приказ ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 27.12.2018 №987-п «Об установлении предельной цены на тепловую энергию, неподлежащей государственному регулированию», приказ ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 09.01.2020 №43-п «Об установлении предельной цены на тепловую энергию, неподлежащей государственному регулированию» и приказ ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 14.01.2020 №75-п «Об установлении предельной цены на горячую воду (горячее водоснабжение) и теплоноситель, неподлежащих государственному регулированию».

Письмом Якутского УФАС России от 19.02.2020 №03/623 в адрес ГУП «ЖКХ РС(Я)» были истребованы мотивированные нормами права письменные пояснения по вышеуказанным обстоятельствам, основные производственные показатели котельной «Туббольница» за 2018 год, нормативы технологических потерь, удельного расхода топлива, запаса топлива, утвержденных постановлением Правления ГКЦ PC(Я), при установлении долгосрочных тарифов на период 2019-2023 годы по п.Эсе-Хая, с приложением производственных показателей по котельной «Туббольница» и документы бухгалтерской отчетности подтверждающее фактические расходы на производство за 2017-2018 годы по котельной «Туббольница».

Из пояснений ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 26.02.2020 №01-905/2.31 следует, что ГКЦ РС(Я), руководствуясь частью 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении, Закон №190-ФЗ), а также пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 (далее – Основы ценообразования №1075), исключило все так называемые «монокотельные» из области регулируемых тарифов вне зависимости от мощности и поставляемых объемов тепловой энергии.

По мнению ГУП «ЖКХ РС(Я)» монокотельная имеет более высокую себестоимость производства из-за высокой доли постоянных затрат при малых объемах генерации тепловой энергии. Рост тарифа котельной «Туббольница» связан прежде всего с повышением заработной платы (в силу повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума), ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, ГСМ, с завершением льготного периода по налогу на имущество и влияния иных объективных факторов.

При этом ГУП «ЖКХ РС(Я)» сообщает, что при расчете плановой товарной выручки на 2019 год, необходимой для производства и реализации товара по монокотельной, была сохранена принятая ГКЦ PC(Я) в 2018 году методика расчета тарифов, цены на товары и услуги, также учтенные регулятором в тарифах 2019 года. Были учтены такие факторы, как снижение цен на уголь, увеличение цен на дизельное топливо, электрическую энергию, подвозную воду, а также повышение заработной платы работников ГУП «ЖКХ РС(Я)».

12.03.2020 по результатам рассмотрения заявления ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» приказом от 12.03.2020 №12 в отношении ГУП «ЖКХ РС(Я)» возбуждено дело № 014/01/10-660/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции.

29.10.2020 определением от 29.10.2020 рассмотрение дела № 014/01/10-660/2020 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу № А58-638/2020 от 11.02.2020.

16.05.2022 определением о возобновлении дела №014/01/10-660/2020 о нарушении антимонопольного законодательства возобновлено производство по делу №014/01/10-660/2020.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В силу положений абзаца 12 пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.201 №220 (далее – Порядок), анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях;

в) определение географических границ товарного рынка.

Согласно пункту 4.7 Порядка, в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев, в том числе: технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка на товарном рынке без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 12.1 Порядка доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется на основании статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно абзацу 2 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче тепловой с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

ГУП «ЖКХ РС(Я)» является единой теплоснабжающей организацией в муниципальном образовании Верхоянский район Республики Саха (Якутия) и в силу требований статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, а также согласно схеме теплоснабжения МО «Поселок Эсе‑Хайя» и согласованной Главой МО «Поселок Эсе-Хайя» схеме тепловых сетей котельной «Туббольница», положение ГУП «ЖКХ РС(Я)» на локальном товарном рынке п.Эсе-Хайя в границах тепловых сетей котельной «Туббольница» является доминирующим.

На основании вышеизложенного, антимонопольным органом установлено наличие обстоятельств, создававших возможность для ГУП «ЖКХ РС(Я)» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг теплоснабжения в период с 01.01.2019 по 30.06.2020 в границах тепловых сетей котельной «Туббольница».

Согласно постановлению ГКЦ РС(Я) от 01.12.2017 № 512, установленный в том числе для котельной «Туббольница» п.Эсе-Хая регулируемый тариф на тепловую энергию в 2018 году составлял:

с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 14 604,96 руб/Гкал;

с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 15 803,8 руб/Гкал.

Согласно постановлению ГКЦ РС(Я) от 17.12.2018 № 177/1, установленный в том числе для котельной «Туббольница» п.Эсе-Хая регулируемый тариф на тепловую энергию в 2019 году составлял:

с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 15 803,8 руб/Гкал;

с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 15 472,87 руб/Гкал.

Из положений пункта 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, пункта 5(2) Основ ценообразования №1075 следует, что государственное регулирование тарифов на тепловую энергию после 01.01.2018 сохраняется в случаях, когда тепловая энергия необходима для оказания коммунальных услуг населению и приравненных к нему категорий.

В этой связи ГКЦ РС(Я) котельная (монокотельная) «Туббольница» в с. Эсе-Хая была исключена из сферы государственного ценового регулирования.

Приказом ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 27.12.2018 № 987-п (далее – Приказ № 987-п) для котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хая тариф на тепловую энергию в 2019 году был установлен следующим образом:

с 01.01.2019 по 30.06.2019 – действовал утвержденный ГКЦ РС(Я) тариф для соответствующего поселения в размере 15 803,8 руб/Гкал;

с 01.07.2019 по 31.12.2019 – согласно вышеуказанному Приказу № 987-п, действовал тариф («предельная цена на тепловую энергию») в размере 23 349,45 руб/Гкал (с ростом 47,8% к первому полугодию 2019 года).

ГУП «ЖКХ РС(Я)» для котельной «Туббольница» п. Эсе-Хая нерегулируемый тариф на тепловую энергию в 2020 устанавливался следующим образом:

с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 23 349,45 руб/Гкал, Приказ № 1190-п от 27.12.2019;

с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 25 053,45 руб/Гкал, Приказ № 43-п от 09.01.2020 (с ростом 7,3% к первому полугодию 2020 года).

Таким образом, со второго полугодия 2019 года в результате дерегулирования цена на тепловую энергию возросла с 15 803,8 руб/Гкал до 25 053,45 руб/Гкал во втором полугодии 2020 года, то есть на 58,5%.

Согласно частям 2.1 и 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, а также пункту 5(5) Основ ценообразования № 1075, установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

Якутское УФАС России, при проверке расчета предельных цен на 2019-2020 годы установило, что в расчете цен не указываются в полном объеме технические показатели, не обосновываются статьи расходов, не отражаются расходы базового периода в соответствии с требованием Приказа ФСТ России от 13.06.2013 №760-э.

Расходы на топливо в ценах 2019 и 2020 годов учтены в размере 12 028,19 тыс.руб и 12 080,79 тыс.руб соответственно, фактические расходы на топливо за 2018 год составили всего 10 809,7 тыс.руб при этом на 2019 год планировалось снижение цен на уголь до 1,5% и, следовательно, расходы должны снизиться до 11%.

Расходы на электроэнергию учтены в ценах 2019 и 2020 год в размере 322,21 тыс.руб и 370,7 тыс.руб соответственно, при этом фактические расходы за 2018 год составили всего 213,17 тыс.руб, что, учитывая рост цен на электроэнергию на 20%, расходы должны быть учтены в размере 255,8 тыс.руб, то есть ниже на 31% чем учтено в цене.

Кроме, того в состав цены на 2020 год включены выпадающие доходы в размере 1 535 тыс.руб, расходы на технологический транспорт в размере 775,95 тыс.руб, тогда как в соответствии приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э данные расходы учитываются на основании фактических данных статистической и бухгалтерской отчетности.

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что ГУП «ЖКХ РС(Я)» после отмены государственного ценового регулирования, установил предельную цену на тепловую энергию для абонентов, подключенных к котельной «Туббольница» п.Эсе-Хая Верхоянского района», на 2019 и 2020 годы свыше сумм необходимой валовой выручки (НВВ), то есть превышающих уровень обоснованных экономически расходов и нормативной прибыли.

Установленные по результатам анализа представленных ГУП «ЖКХ РС(Я)» документов факты послужили основанием для принятия Якутским УФАС России решения о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ Якутского УФАС России от 12.03.2020 № 12) в отношении ГУП «ЖКХ РС(Я)» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В адрес ГУП «ЖКХ РС(Я)» было направлено Определение о назначении дела №014/01/10-660/2020 от 24.03.2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, содержащее в том числе установленные Якутским УФАС России на дату направления основания для возбуждения дела о нарушении ГУП «ЖКХ РС(Я)» антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как установлено антимонопольным органом в результате проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке тепловой энергии (стр. 2), ГУП «ЖКХ РС(Я)» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности (услуги по передаче тепловой энергии) и занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке на территории МО «Поселок Эсе-Хая» в границах тепловых сетей котельной «Туббольница» в связи, с чем на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

На основании установленных обстоятельств Якутское УФАС России Определением по делу 014/01/10-660 от 14.10.2020 истребовало, а ГУП «ЖКХ РС(Я)» письмом от 26.10.2020 №02-4238/2.3 представило в том числе «Анализ достаточности тарифов по котельной «Туббольница» за 2019 год» с пояснительной запиской и приложением справок бухгалтерского учета о фактических расходах денежных средств за отчетный период 2019 год, заверенных печатью и подписью должностного лица Филиала Верхоянского района ГУП «ЖКХ РС(Я)».

Представленный «Анализ достаточности тарифов по котельной «Туббольница» за 2019 год» с подробным расчетом отопительного тарифа на период 2019-2020 по статьям затрат на тепловую энергию котельной «Туббольница» в сопоставимых данных бухгалтерского учета о фактических затратах на ее производство за 2019 год содержал в том числе следующее.

Анализ достаточности тарифов за 2019 год по тепловой энергии, вырабатываемой котельной «Туббольница» п.Эсе-Хая Верхоянского района (основные статьи)

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Баланс производства

 

 

 

 

 

I.2

Полезный отпуск, всего

Гкал

941,36

850,43

-90,93

90,3

 

Отопление/Вентиляция/Кондиционирование

Гкал

892,54

800,66

-91,88

89,7

 

Открытая система ГВС

Гкал

48,82

49,77

0,95

101,9

I.4

Потери

Гкал

184,57

398,56

213,98

215,9

I.4.1

в % от отпуска в сеть

%

16,39

31,91

15,52

194,7

I.5

Отпуск в сеть

Гкал

1 125,93

1 248,98

123,05

110,9

I.6

Собственные нужды источника тепла

Гкал

57,68

58,33

0,64

101,1

I.7

Выработка тепловой энергии

Гкал

1 183,61

1 307,31

123,70

110,5

I.8

Итого ПО (без учета хоз. нужд)

Гкал

1 125,93

1 248,98

123,05

110,9

Смета расходов

 

 

 

 

 

I

Операционные (подконтрольные) расходы

тыс. руб.

5 564,18

4 522,08

-1 042,11

81,3

I.1

Расходы на приобретение сырья и материалов

тыс. руб.

53,45

21,50

-31,94

40,2

I.3

Расходы на оплату труда

тыс. руб.

4 885,35

4 299,62

-585,72

88,0

I.4

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

тыс. руб.

3,40

8,31

4,91

244,5

I.5

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, в т.ч.:

тыс. руб.

3,40

10,20

6,81

300,3

I.7

Расходы на обучение персонала

тыс. руб.

23,67

 

-23,67

 

I.11

Прочие расходы цеховых

тыс. руб.

 

27,41

27,41

 

I.13

Прочие операционные расходы

тыс. руб.

594,92

155,03

-439,89

26,1

II

Неподконтрольные расходы

тыс. руб.

3 840,01

2 640,01

-1 199,99

68,8

II.1.2

Арендная плата

тыс. руб.

0,18

 

-0,18

 

II.1.4

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в т.ч.:

тыс. руб.

93,33

169,21

75,88

181,3

II.1.5

Отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

1 481,85

1 341,00

-140,85

90,5

II.1.6

Расходы по сомнительным долгам

тыс. руб.

 

21,20

21,20

 

II.1.7

Амортизация

тыс. руб.

502,68

328,96

-173,72

65,4

II.1.8

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам

тыс. руб.

949,61

251,19

-698,42

26,5

II.1.9

Услуги банков

тыс. руб.

59,01

163,59

104,58

277,2

II.1.10

Прочие неподконтрольные расходы

тыс. руб.

753,35

364,86

-388,48

48,4

II.1.10.

Технологический транспорт

тыс. руб.

753,35

347,86

-405,49

46,2

II.1.10.

Прочие неподконтрольные расходы

тыс. руб.

 

17,00

17,00

 

III

Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

тыс. руб.

12 456,74

12 123,38

-333,36

97,3

III.1

Топливо

тыс. руб.

12 028,19

11 278,10

-750,08

93,8

VII.

Джебарики-Хаинский уголь

тнт

441,54

575,35

133,81

130,3

XI

Показатели транспортировки топлива

тыс.руб.

10 610,00

9 448,47

-1 161,53

89,1

XII

Стоимость хранения, переработки и взвешивания топлива

тыс.руб.

263,27

385,53

122,26

146,4

III.3

Электрическая энергия

тыс. руб.

322,21

634,84

312,63

197,0

III.3.1.2.

Тариф на энергию

руб./кВт

4,71

4,69

-0,02

99,5

III.3.1.2.

Объём энергии

тыс.кВтч

68,35

135,36

67,01

198,0

III.5

Теплоноситель

тыс. руб.

106,34

210,44

104,09

197,9

 

ИТОГО расходы

тыс. руб.

21 860,93

19 285,47

-2 575,46

88,2

IV

Прибыль

тыс. руб.

119,31

5,86

-113,46

4,9

IV.2

Денежные выплаты соц. характера (по коллективному договору)

тыс. руб.

4,57

5,86

1,28

128,0

IV.5

Прочая прибыль

тыс. руб.

114,74

 

-114,74

 

X

ИТОГО необходимая валовая выручка

тыс. руб.

21 980,24

19 291,32

-2 688,91

87,77

 

Тариф

руб/Гкал

23 349,45

22 684,25

-665,20

97,15

В ходе изучения представленных материалов установлено следующее.

Раздел: Баланс производства (Технические показатели).

Здание котельной «Туббольница» представляет из себя деревянное здание 1987 года ввода в эксплуатацию (постройки). К котельной подключены 4 объекта ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» – инфекционное отделение, кухня (пищеблок), психонаркологическое отделение и туберкулезная больница. Общая протяженность тепловых сетей составляет 337 погонных метра.

Анализ раздела «Баланс производства»

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Баланс производства

 

 

 

 

 

I.2

Полезный отпуск, всего

Гкал

941,36

850,43

-90,93

90,3

I.2.1

Отопление/Вентиляция/Кондиционирование

Гкал

892,54

800,66

-91,88

89,7

I.2.2

Открытая система ГВС

Гкал

48,82

49,77

0,95

101,9

I.4

Потери

Гкал

184,57

398,56

213,98

215,9

I.4.1

в % от отпуска в сеть

%

16,39

31,91

15,52

194,7

I.5

Отпуск в сеть

Гкал

1 125,93

1 248,98

123,05

110,9

I.6

Собственные нужды источника тепла

Гкал

57,68

58,33

0,64

101,1

I.7

Выработка тепловой энергии

Гкал

1 183,61

1 307,31

123,70

110,5

I.8

Итого ПО (без учета хоз. нужд)

Гкал

1 125,93

1 248,98

123,05

110,9

Согласно показаниям прибора учета тепловой энергии, полезный отпуск [I.2][1] за 2019 год, по сравнению с предусмотренным тарифом объемом 941,36 Гкал, составил на 850,43 Гкал (ниже тарифа на 9,7%), в том числе:

- на отопление объектов теплоснабжения [I.2.1] – 800,66 Гкал (ниже тарифа на 10,3%);

- на горячее водоснабжение из открытой системы отопления [I.2.2] – 49,77 Гкал (выше тарифа на 1,9%).

При этом потери тепловой энергии в сетях [I.4], по сравнению с предусмотренным тарифом объемом 184,57 Гкал, составили 398,56 Гкал, что выше тарифной величины в 2,15 раза или составляет уровень 215,9%.

Выявление непредусмотренных тарифным расчетом потерь в свою очередь привел к необходимости их компенсации и соответствующему росту показателя отпуска тепловой энергии [I.5] с тарифной величины 1 125,93 Гкал до факта 1 248,98 Гкал, что превысило уровень тарифа на 10,9%.

При этом общая выработка тепловой энергии [I.7], по сравнению с предусмотренным тарифом объемом 1 183,61 Гкал составила 1 307,31 Гкал, что выше тарифа на 23,7%.

На основании полученных при анализе указанного раздела данных можно сделать вывод о том, что использованные при разработке тарифа на 2019 год производственно-технические показатели работы котельной «Туббольница» в части производства и передачи тепловой энергии не соответствуют фактическому техническому состоянию оборудования котельной и тепловых сетей, что в свою очередь привело к превышению объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии и фактическому двукратному росту потерь тепловой энергии по сравнению с тарифом, что в свою очередь обусловило необходимость выработки дополнительного объема тепла на источнике тепловой энергии в количестве 123,70 Гкал или на уровне 10,5% от тарифного объема тепловой энергии за счет потребителя.

Указанный дополнительный объем тепловой энергии 123,7 Гкал в стоимостном выражении утвержденной Приказом №987-п предельной цены на тепловую энергию котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хая на 2019 год в размере 23 349,45 р/Гкал соответствует сумме расходов 2 888 326,96 рублей () без учета НДС.

Раздел: Смета расходов. Операционные подконтрольные расходы.

Анализ статьи «I. Операционные (подконтрольные) расходы»

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Смета расходов

         

I

Операционные (подконтрольные) расходы

тыс. руб.

5 564,18

4 522,08

-1 042,11

81,3

I.1

Расходы на приобретение сырья и материалов

тыс. руб.

53,45

21,50

-31,94

40,2

I.3

Расходы на оплату труда

тыс. руб.

4 885,35

4 299,62

-585,72

88,0

I.4

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

тыс. руб.

3,40

8,31

4,91

244,5

I.5

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, в т.ч.:

тыс. руб.

3,40

10,20

6,81

300,3

I.7

Расходы на обучение персонала

тыс. руб.

23,67

 

-23,67

 

I.11

Прочие расходы цеховых

тыс. руб.

 

27,41

27,41

 

I.13

Прочие операционные расходы

тыс. руб.

594,92

155,03

-439,89

26,1

Из анализа статьи «Операционные (подконтрольные) расходы» [I], в частности установлено следующее.

Фактические операционные (подконтрольные) расходы [I] составили 4 522,08 тыс. рублей, что ниже указанных в тарифе по данному разделу 5 564,18 тыс. рублей на 1 042,11 тыс. рублей. Избыток по тарифным расходам данной статьи формируется прежде всего под влиянием статей:

1) Расходы на приобретение сырья и материалов [I.1] – 31,94 тыс. рублей.

2) Расходы на оплату труда [I.3] – 585,72 тыс. рублей.

3) Расходы на обучение персонала [I.7] – 23,67 тыс. рублей.

4) Прочие операционные расходы [I.13] – 439,89 тыс. рублей.

Из представленных пояснений установлено, что по статье Расходы на приобретение сырья и материалов [I.1] фактические затраты составили – 21,50 тыс.руб., включая расходы на материалы для текущего ремонта – 6,2 тыс.руб., ГСМ – 0,26 тыс.руб., продукция технического назначения – 10,64 тыс.руб., на канцелярские и хозяйственные товары – 1,89, реагенты – 2,49 тыс.руб.

При этом запланированные в тарифе мероприятия по текущему ремонту (капитальному ремонту) выполнены не были, не была в полном объеме закуплена продукция техническая назначения, не были выполнены в полном объеме запланированные работы по содержанию и техническому обслуживанию источника тепла и тепловых сетей.

Расходы на оплату труда [I.3] оказались завышены на сумму 585,72 тыс. рублей, так как произошло сокращение численности производственного персонала котельной «Туббольница» с 7,23 до 5,80 штатных единиц, что привело к сокращению расходов на оплату труда работников аварийно-диспетчерской службы, инженерно-технических работников и оплату труда прочего персонала, включая расходы на оплату труда сбытовой организации и исполнительной дирекции.

Прочие операционные расходы [I.13] завышены по статьям «общехозяйственные расходы» на сумму 126,68 тыс. рублей, а также «льготный проезд к месту отдыха» на сумму 292,92 тыс. рублей.

Таким образом в ходе анализа установлено, что в целом по статье «Операционные (подконтрольные) расходы» необоснованное завышение тарифа по совокупности фактических расходов составило 1 042,11 тыс. рублей, что соответствует избыточности тарифного расчета по данной статье на 18,7% ().

Смета расходов. Неподконтрольные расходы.

Анализ статьи «II. Неподконтрольные расходы»

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Смета расходов

         

II

Неподконтрольные расходы

тыс. руб.

3 840,01

2 640,01

-1 199,99

68,8

II.1.2

Арендная плата

тыс. руб.

0,18

 

-0,18

 

II.1.4

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в т.ч.:

тыс. руб.

93,33

169,21

75,88

181,3

II.1.5

Отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

1 481,85

1 341,00

-140,85

90,5

II.1.6

Расходы по сомнительным долгам

тыс. руб.

 

21,20

21,20

 

II.1.7

Амортизация

тыс. руб.

502,68

328,96

-173,72

65,4

II.1.8

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам

тыс. руб.

949,61

251,19

-698,42

26,5

II.1.9

Услуги банков

тыс. руб.

59,01

163,59

104,58

277,2

II.1.10

Прочие неподконтрольные расходы

тыс. руб.

753,35

364,86

-388,48

48,4

II.1.10.

Технологический транспорт

тыс. руб.

753,35

347,86

-405,49

46,2

II.1.10.

Прочие неподконтрольные расходы

тыс. руб.

 

17,00

17,00

 

Из анализа статьи «Неподконтрольные расходы» [II], в частности установлено следующее.

Фактические операционные (подконтрольные) расходы [II] составили 2 640,01 тыс. рублей, что ниже указанных в тарифе по данному разделу 3 840,01 тыс. рублей на 1 199,99 тыс. рублей. Избыток по тарифным расходам данной статьи формируется прежде всего под влиянием статей:

1) Отчисления на социальные нужды [II1.5] – 140,85 тыс. рублей.

2) Амортизация [II1.7] – 173,72 тыс. рублей.

3) Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам [II.1.8] – 698,42 тыс. рублей.

4) Прочие неподконтрольные расходы [II.1.10] – 388,48 тыс. рублей.

Завышение тарифных расходов по статье «отчисления на социальные нужды» [II1.5] объясняется сокращением количества работников и взаимосвязанного с этим фактором уменьшением фонда оплаты труда.

Завышение тарифных расходов по статье «Амортизация» [II1.7] указывает на ошибочность выполненного расчета затрат по данной статье и носит необоснованный характер, так как тарифный уровень расходов не подтверждается данными бухгалтерского учета.

Завышение тарифных расходов по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам» [II.1.8] в составе которой учитываются в том числе проценты по кредитным договорам, связанным с приобретением топлива, что указывает на ошибочность выполненного расчета затрат по данной статье и носит необоснованный характер, так тарифный уровень расходов не подтверждается данными бухгалтерского учета.

В этой связи необходимо отметить, что завышение тарифа по статье «прочие неподконтрольные расходы» [II.1.10] произошло в связи с избыточностью предусмотренных тарифом затрат на «технологический транспорт» при том, что в 2019 году по сравнению с тарифом по факту было использовано на 133,81 тонн больше угольного топлива (Джебарики-Хаинский уголь [VII]) в натуральном исчислении (см. таблицу).

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Смета расходов

         

VII.

Джебарики-Хаинский уголь

тнт

441,54

575,35

133,81

130,3

Кроме того, необходимо отметить, что в статье «Неподконтрольные расходы» содержится ошибочный показатель фактических затрат по статье «Расходы по сомнительным долгам» [I.2.1.6] на сумму 21,20 тыс. рублей, который не может быть применен, так как потребителей категории «Население» и приравненных к ним категорий данная монокотельная не отапливает.

Также необходимо отметить, что источником уплаты расходов по статье «Услуги банка» является статья «Прибыль (предпринимательская прибыль)» и данные расходы подлежат исключению из данного Раздела.

Таким образом в ходе анализа установлено, что в целом по статье «Неподконтрольные расходы» необоснованное завышение тарифа по совокупности фактических расходов составило 1 199,99 тыс. рублей, что соответствует избыточности тарифного расчета по данной статье на 31,2% ().

Раздел: Смета расходов. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

Анализ статьи «III. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя»

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Смета расходов

         

III

Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

тыс. руб.

12 456,74

12 123,38

-333,36

97,3

III.1

Топливо

тыс. руб.

12 028,19

11 278,10

-750,08

93,8

VII.

Джебарики-Хаинский уголь

тнт

441,54

575,35

133,81

130,3

XI

Показатели транспортировки топлива

тыс.руб.

10 610,00

9 448,47

-1 161,53

89,1

XII

Стоимость хранения, переработки и взвешивания топлива

тыс.руб.

263,27

385,53

122,26

146,4

III.3

Электрическая энергия

тыс. руб.

322,21

634,84

312,63

197,0

III.3.1.2.

Тариф на энергию

руб./кВт

4,71

4,69

-0,02

99,5

III.3.1.2.

Объём энергии

тыс.кВтч

68,35

135,36

67,01

198,0

III.5

Теплоноситель

тыс. руб.

106,34

210,44

104,09

197,9

Из анализа статьи «Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя» [III], в частности установлено следующее.

Фактические операционные (подконтрольные) расходы [II] составили 12 123,38тыс. рублей, что ниже указанных в тарифе по данному разделу 12 456,74 тыс. рублей на 333,36 тыс. рублей, что составляет 97% от тарифного значения. Избыток по тарифным расходам данной статьи формируется прежде всего под влиянием статей:

1) Топливо [II1.5] – 750,08 тыс. рублей.

2) Показатели транспортировки топлива [XI] – 1 161,53 тыс. рублей.

Как отмечалось на стр.8 настоящего заключения, в 2019 году по сравнению с тарифом по факту было использовано на 133,81 тонн больше угольного топлива (Джебарики-Хаинский уголь [VII]) в натуральном исчислении.

Завышение тарифных расходов в целом по статье «Топливо» [III.3] указывает на ошибочность выполненного расчета затрат по данной статье и носит необоснованный характер, так как тарифный уровень расходов не подтверждается данными бухгалтерского учета.

Завышение тарифных расходов по статье «Показатели транспортировки топлива» [XI] в составе которой учитываются в том числе расходы на водный фрахт и расходы на перевозку угля автомобильным транспортом указывает на ошибочность выполненного расчета затрат по данной статье так как тарифный расчет был выполнен для значительно меньшего количества завозимого топлива и, таким образом, носит необоснованный характер, так тарифный уровень расходов не подтверждается данными бухгалтерского учета.

Таким образом в ходе анализа установлено, что в целом по статье «Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя» [III], составили 12 123,38 тыс. рублей, что ниже указанных в тарифе по данному разделу 12 456,74 тыс. рублей на 333,36 тыс. рублей, что составляет 97,3% от тарифного значения.

Анализ итоговых показателей расчета тарифа

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

 

ИТОГО расходы

тыс. руб.

21 860,93

19 285,47

-2 575,46

88,2

IV

Прибыль

тыс. руб.

119,31

5,86

-113,46

4,9

IV.2

Денежные выплаты соц. характера (по коллективному договору)

тыс. руб.

4,57

5,86

1,28

128,0

IV.5

Прочая прибыль

тыс. руб.

114,74

 

-114,74

 

X

ИТОГО необходимая валовая выручка

тыс. руб.

21 980,24

19 291,32

-2 688,91

87,77

 

Тариф

руб/Гкал

23 349,45

22 684,25

-665,20

97,15

Из анализа итоговых показателей основных статей «Анализа достаточности тарифов за 2019 год по тепловой энергии, вырабатываемой котельной «Туббольница» п.Эсе-Хая Верхоянского района» установлено следующее.

Показатель «Расходы итого» по данным бухгалтерского учета составил 19 285,47 тыс. рублей, что ниже указанного в тарифе значения 21 860,93 тыс. рублей на 2 575,46 тыс. рублей и составляет 88,2% тарифного значения.

С учетом выплат социального характера по коллективному договору в сумме 5,86 тыс. рублей, фактическая величина показателя «Необходимая валовая выручка» составила 19 291,32 тыс. рублей, что ниже указанного в тарифе значения 21 860,93 тыс. рублей на 2 575,46 тыс. рублей и составляет 87,7% тарифного значения.

Следовательно, показатель «Необходимая валовая выручка» превышает уровень экономически обоснованных расходов и не соответствует требованиям Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075.

Представленный письмом ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 02.06.2022 №228 анализ достаточности фактически сложившегося календарного тарифа по котельной «Туббольница» за 2019 год в сопоставимых данных бухгалтерского учета о фактических затратах на ее производство за 2019 год содержал в том числе следующее.

Анализ достаточности фактического календарного тарифа за 2019 год по тепловой энергии, вырабатываемой котельной «Туббольница» п.Эсе-Хая Верхоянского района (основные статьи)

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Баланс производства

         

I.2

Полезный отпуск, всего

Гкал

1 041,91

850,43

-191,48

81,6

 

Отопление/Вентиляция/Кондиционирование

Гкал

958,50

800,66

-157,85

83,5

 

Открытая система ГВС

Гкал

83,41

49,77

-33,64

59,7

I.4

Потери

Гкал

163,29

398,56

235,26

244,1

I.4.1

в % от отпуска в сеть

%

13,55

31,91

18,36

235,5

I.5

Отпуск в сеть

Гкал

1 205,20

1 248,98

43,78

103,6

I.6

Собственные нужды источника тепла

Гкал

58,50

58,33

-0,17

99,7

I.7

Выработка тепловой энергии

Гкал

1 263,71

1 307,31

43,61

103,5

I.8

Итого ПО (без учета хоз. нужд)

Гкал

1 205,20

1 248,98

43,78

103,6

Смета расходов

         

I

Операционные (подконтрольные) расходы

тыс. руб.

4 627,72

4 522,08

-105,64

97,7

I.1

Расходы на приобретение сырья и материалов

тыс. руб.

145,04

21,50

-123,53

14,8

I.3

Расходы на оплату труда

тыс. руб.

4 085,92

4 299,62

213,71

105,2

I.4

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

тыс. руб.

4,13

8,31

4,18

201,1

I.5

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, в т.ч.:

тыс. руб.

7,90

10,20

2,30

129,2

I.7

Расходы на обучение персонала

тыс. руб.

11,76

 

-11,76

 

I.11

Прочие расходы цеховых

тыс. руб.

 

27,41

27,41

 

I.13

Прочие операционные расходы

тыс. руб.

372,97

155,03

-217,94

41,6

II

Неподконтрольные расходы

тыс. руб.

3 824,09

2 640,01

-1 184,07

69,0

II.1.2

Арендная плата

тыс. руб.

2,51

 

-2,51

 

II.1.4

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в т.ч.:

тыс. руб.

80,26

169,21

88,95

210,8

II.1.5

Отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

1 238,73

1 341,00

102,27

108,3

II.1.6

Расходы по сомнительным долгам

тыс. руб.

5,37

21,20

15,83

394,9

II.1.7

Амортизация

тыс. руб.

606,67

328,96

-277,71

54,2

II.1.8

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам

тыс. руб.

1 070,84

251,19

-819,65

23,5

II.1.9

Услуги банков

тыс. руб.

28,95

163,59

134,64

565,0

II.1.10

Прочие неподконтрольные расходы

тыс. руб.

790,76

364,86

-425,90

46,1

II.1.10.

Технологический транспорт

тыс. руб.

790,76

347,86

-442,90

44,0

II.1.10.

Прочие неподконтрольные расходы

тыс. руб.

 

17,00

17,00

 

III

Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

тыс. руб.

11 594,09

12 123,38

529,29

104,6

III.1

Топливо

тыс. руб.

11 179,74

11 278,10

98,37

100,9

VII.

Джебарики-Хаинский уголь

тнт

463,47

575,35

111,88

124,1

XI

Показатели транспортировки топлива

тыс.руб.

9 639,75

9 448,47

-191,28

98,0

XII

Стоимость хранения, переработки и взвешивания топлива

тыс.руб.

316,98

385,53

68,55

121,6

III.3

Электрическая энергия

тыс. руб.

310,77

634,84

324,07

204,3

III.3.1.2.

Тариф на энергию

руб./кВт

4,25

4,69

0,44

110,4

III.3.1.2.

Объём энергии

тыс.кВтч

73,17

135,36

62,19

185,0

III.5

Теплоноситель

тыс. руб.

103,58

210,44

106,86

203,2

 

ИТОГО расходы

тыс. руб.

20 045,89

19 285,47

-760,42

96,2

IV

Прибыль

тыс. руб.

54,48

5,86

-48,63

10,7

IV.2

Денежные выплаты соц. характера (по коллективному договору)

тыс. руб.

4,57

5,86

1,28

128,0

IV.5

Прочая прибыль

тыс. руб.

49,91

 

-49,91

 

X

ИТОГО необходимая валовая выручка

тыс. руб.

20 025,1

19 291,32

-733,77

96,3

 

Тариф

руб/Гкал

19 219,60

22 684,25

3 464,65

118,0

В ходе изучения представленных материалов установлено следующее.

Раздел: Баланс производства (Технические показатели).

Здание котельной «Туббольница» представляет из себя деревянное здание 1987 года ввода в эксплуатацию (постройки). К котельной подключены 4 объекта ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» – инфекционное отделение, кухня (пищеблок), психонаркологическое отделение и туберкулезная больница. Общая протяженность тепловых сетей составляет 337 погонных метра.

Анализ раздела «Баланс производства»

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Баланс производства

 

 

 

 

 

I.2

Полезный отпуск, всего

Гкал

1 041,91

850,43

-191,48

81,6

I.2.1

Отопление/Вентиляция/Кондиционирование

Гкал

958,50

800,66

-157,85

83,5

I.2.2

Открытая система ГВС

Гкал

83,41

49,77

-33,64

59,7

I.4

Потери

Гкал

163,29

398,56

235,26

244,1

I.4.1

в % от отпуска в сеть

%

13,55

31,91

18,36

235,5

I.5

Отпуск в сеть

Гкал

1 205,20

1 248,98

43,78

103,6

I.6

Собственные нужды источника тепла

Гкал

58,50

58,33

-0,17

99,7

I.7

Выработка тепловой энергии

Гкал

1 263,71

1 307,31

43,61

103,5

I.8

Итого ПО (без учета хоз. нужд)

Гкал

1 205,20

1 248,98

43,78

103,6

Согласно показаниям прибора учета тепловой энергии, полезный отпуск [I.2] за 2019 год, по сравнению с предусмотренным тарифом объемом 1 041,91 Гкал, составил 850,43 Гкал (ниже тарифа на 18,4%), в том числе:

- на отопление объектов теплоснабжения [I.2.1] – 800,66 Гкал (ниже тарифа на 16,5%);

- на горячее водоснабжение из открытой системы отопления [I.2.2] – 49,77 Гкал (ниже тарифа на 40,3%).

При этом потери тепловой энергии в сетях [I.4], по сравнению с предусмотренным тарифом объемом 184,57 Гкал, составили 398,56 Гкал, что выше тарифной величины в 2,4 раза или составляет уровень 244,1%.

Выявление непредусмотренных тарифным расчетом потерь в свою очередь привел к необходимости их компенсации и соответствующему росту показателя отпуска тепловой энергии [I.5] с тарифной величины 1 205,20 Гкал до факта 1 248,98 Гкал, что превысило уровень тарифа на 3,69%.

При этом общая выработка тепловой энергии [I.7], по сравнению с предусмотренным тарифом объемом 1 263,71 Гкал составила 1 307,31 Гкал, что выше тарифа на 3,5%.

На основании полученных при анализе указанного раздела данных можно сделать вывод о том, что использованные при разработке тарифа на 2019 год производственно-технические показатели работы котельной «Туббольница» в части производства и передачи тепловой энергии не соответствуют фактическому техническому состоянию оборудования котельной и тепловых сетей, что в свою очередь привело к превышению объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии и фактическому двукратному росту потерь тепловой энергии по сравнению с тарифом, что в свою очередь обусловило необходимость выработки дополнительного объема тепла на источнике тепловой энергии в количестве 43,78 Гкал или на уровне 3,6% от тарифного объема тепловой энергии за счет потребителя.

Указанный дополнительный объем тепловой энергии 43,78 Гкал в стоимостном выражении утвержденной Приказом №987-п предельной цены на тепловую энергию котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хая на 2019 год в размере 23 349,45 р/Гкал соответствует сумме расходов 1 022 238,92 рублей () без учета НДС.

Раздел: Смета расходов. Операционные подконтрольные расходы.

Анализ статьи «I. Операционные (подконтрольные) расходы»

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Смета расходов

         

I

Операционные (подконтрольные) расходы

тыс. руб.

4 627,72

4 522,08

-105,64

97,7

I.1

Расходы на приобретение сырья и материалов

тыс. руб.

145,04

21,50

-123,53

14,8

I.3

Расходы на оплату труда

тыс. руб.

4 085,92

4 299,62

213,71

105,2

I.4

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

тыс. руб.

4,13

8,31

4,18

201,1

I.5

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, в т.ч.:

тыс. руб.

7,90

10,20

2,30

129,2

I.7

Расходы на обучение персонала

тыс. руб.

11,76

 

-11,76

 

I.11

Прочие расходы цеховых

тыс. руб.

 

27,41

27,41

 

I.13

Прочие операционные расходы

тыс. руб.

372,97

155,03

-217,94

41,6

Из анализа статьи «Операционные (подконтрольные) расходы» [I], в частности установлено следующее.

Фактические операционные (подконтрольные) расходы [I] составили 4 522,08 тыс. рублей, что ниже указанных в тарифе по данному разделу 4 627,72 тыс. рублей на 105,67 тыс. рублей. Избыток по тарифным расходам данной статьи формируется прежде всего под влиянием статей:

1) Расходы на приобретение сырья и материалов [I.1] – 123,53 тыс. рублей.

2) Прочие операционные расходы [I.13] –217,94 тыс. рублей.

Из представленных пояснений установлено, что по статье Расходы на приобретение сырья и материалов [I.1] фактические затраты составили – 21,50 тыс.руб., включая расходы на материалы для текущего ремонта – 6,2 тыс.руб., ГСМ – 0,26 тыс.руб., продукция технического назначения – 10,64 тыс.руб., на канцелярские и хозяйственные товары – 1,89, реагенты – 2,49 тыс.руб.

При этом запланированные в тарифе мероприятия по текущему ремонту (капитальному ремонту) выполнены не были, не была в полном объеме закуплена продукция техническая назначения, не были выполнены в полном объеме запланированные работы по содержанию и техническому обслуживанию источника тепла и тепловых сетей.

Прочие операционные расходы [I.13] завышены по статьям «общехозяйственные расходы» на сумму -217,94 тыс. рублей, в том числе за счет статьи «льготный проезд к месту отдыха» на сумму 135,34 тыс. рублей.

Таким образом в ходе анализа установлено, что в целом по статье «Операционные (подконтрольные) расходы» необоснованное завышение тарифа по совокупности фактических расходов составило -105,64 тыс. рублей, что соответствует избыточности тарифного расчета по данной статье на 2,3%.

Смета расходов. Неподконтрольные расходы.

Анализ статьи «II. Неподконтрольные расходы»

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Смета расходов

         

II

Неподконтрольные расходы

тыс. руб.

3 824,09

2 640,01

-1 184,07

69,0

II.1.2

Арендная плата

тыс. руб.

2,51

 

-2,51

 

II.1.4

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в т.ч.:

тыс. руб.

80,26

169,21

88,95

210,8

II.1.5

Отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

1 238,73

1 341,00

102,27

108,3

II.1.6

Расходы по сомнительным долгам

тыс. руб.

5,37

21,20

15,83

394,9

II.1.7

Амортизация

тыс. руб.

606,67

328,96

-277,71

54,2

II.1.8

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам

тыс. руб.

1 070,84

251,19

-819,65

23,5

II.1.9

Услуги банков

тыс. руб.

28,95

163,59

134,64

565,0

II.1.10

Прочие неподконтрольные расходы

тыс. руб.

790,76

364,86

-425,90

46,1

II.1.10.

Технологический транспорт

тыс. руб.

790,76

347,86

-442,90

44,0

II.1.10.

Прочие неподконтрольные расходы

тыс. руб.

 

17,00

17,00

 

Из анализа статьи «Неподконтрольные расходы» [II], в частности установлено следующее.

Фактические операционные (подконтрольные) расходы [II] составили 2 640,01 тыс. рублей, что ниже указанных в тарифе по данному разделу 3 824,09 тыс. рублей на 1 184,07 тыс. рублей. Избыток по тарифным расходам данной статьи формируется прежде всего под влиянием статей:

  1. Амортизация [II1.7] – 277,71 тыс. рублей.
  2. Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам [II.1.8] – 819,65 тыс. рублей.
  3. Прочие неподконтрольные расходы (статья «технологический транспорт» [II.1.10] – 425,90 тыс. рублей.

Завышение тарифных расходов по статье «Амортизация» [II1.7] указывает на ошибочность выполненного расчета затрат по данной статье и носит необоснованный характер, так как тарифный уровень расходов не подтверждается данными бухгалтерского учета.

Завышение тарифных расходов по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам» [II.1.8] в составе которой учитываются в том числе проценты по кредитным договорам, связанным с приобретением топлива, что указывает на ошибочность выполненного расчета затрат по данной статье и носит необоснованный характер, так тарифный уровень расходов не подтверждается данными бухгалтерского учета.

В этой связи необходимо отметить, что завышение тарифа по статье «прочие неподконтрольные расходы» [II.1.10] произошло в связи с избыточностью предусмотренных тарифом затрат на «технологический транспорт» при том, что в 2019 году по сравнению с тарифом по факту было использовано на 111,88 тонн больше угольного топлива (Джебарики-Хаинский уголь [VII]) в натуральном исчислении (см. таблицу).

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Смета расходов

         

VII.

Джебарики-Хаинский уголь

тнт

463,47

575,35

111,88

124,1

Кроме того, необходимо отметить, что в статье «Неподконтрольные расходы» содержится ошибочный показатель фактических затрат по статье «Расходы по сомнительным долгам» [I.2.1.6] на сумму 21,20 тыс. рублей, который не может быть применен, так как потребителей категории «Население» и приравненных к ним категорий данная монокотельная не отапливает.

Также необходимо отметить, что источником уплаты расходов по статье «Услуги банка» является статья «Прибыль (предпринимательская прибыль)» и данные расходы подлежат исключению из данного Раздела.

Таким образом в ходе анализа установлено, что в целом по статье «Неподконтрольные расходы» необоснованное завышение тарифа по совокупности фактических расходов составило -1 184,07 тыс. рублей, что соответствует избыточности тарифного расчета по данной статье на 31,0%.

Раздел: Смета расходов. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

Анализ статьи «III. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя»

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

Смета расходов

         

III

Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

тыс. руб.

11 594,09

12 123,38

529,29

104,6

III.1

Топливо

тыс. руб.

11 179,74

11 278,10

98,37

100,9

VII.

Джебарики-Хаинский уголь

тнт

463,47

575,35

111,88

124,1

XI

Показатели транспортировки топлива

тыс.руб.

9 639,75

9 448,47

-191,28

98,0

XII

Стоимость хранения, переработки и взвешивания топлива

тыс.руб.

316,98

385,53

68,55

121,6

III.3

Электрическая энергия

тыс. руб.

310,77

634,84

324,07

204,3

III.3.1.2.

Тариф на энергию

руб./кВт

4,25

4,69

0,44

110,4

III.3.1.2.

Объём энергии

тыс.кВтч

73,17

135,36

62,19

185,0

III.5

Теплоноситель

тыс. руб.

103,58

210,44

106,86

203,2

Из анализа статьи «Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя» [III], в частности установлено следующее.

Фактические операционные (подконтрольные) расходы [II] составили 12 123,38тыс. рублей, что выше указанных в тарифе по данному разделу 11 594,09 тыс. рублей на 529,29 тыс. рублей, что составляет 104,6% от тарифного значения.

Как отмечалось на стр.8 настоящего заключения, в 2019 году по сравнению с тарифом по факту было использовано на 111,88 тонн больше угольного топлива (Джебарики-Хаинский уголь [VII]) в натуральном исчислении.

Анализ итоговых показателей расчета тарифа

п/п

Наименование статьи

ед. изм.

Тариф 2019

ФАКТ 2019

Отклонение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

 

ИТОГО расходы

тыс. руб.

20 045,89

19 285,47

-760,42

96,2

IV

Прибыль

тыс. руб.

54,48

5,86

-48,63

10,7

IV.2

Денежные выплаты соц. характера (по коллективному договору)

тыс. руб.

4,57

5,86

1,28

128,0

IV.5

Прочая прибыль

тыс. руб.

49,91

 

-49,91

 

X

ИТОГО необходимая валовая выручка

тыс. руб.

20 025,1

19 291,32

-733,77

96,3

 

Тариф

руб/Гкал

19 219,60

22 684,25

3 464,65

118,0

Из анализа итоговых показателей основных статей анализа достаточности фактически сложившегося календарного тарифа по котельной «Туббольница» за 2019 установлено следующее.

Показатель «Расходы итого» по данным бухгалтерского учета составил 19 285,47 тыс. рублей, что ниже указанного в тарифе значения 20 045,89 тыс. рублей на 760,42 тыс. рублей и составляет 96,2% тарифного значения.

С учетом выплат социального характера по коллективному договору в сумме 5,86 тыс. рублей, фактическая величина показателя «Необходимая валовая выручка» составила 19 291,32 тыс. рублей, что ниже указанного в тарифе значения 20 025,1 тыс. рублей на 733,77 тыс. рублей и составляет 96,3% тарифного значения.

Следовательно, показатель «Необходимая валовая выручка» фактически сложившегося календарного тарифа за 2019 год существенно превышает уровень экономически обоснованных расходов и не соответствует требованиям Основ ценообразования №1075.

В этой связи необходимо отметить, что в представленных расчетах (отопительном и календарном) существенно завышена величина полезного отпуска тепловой энергии на объекты потребителя по сравнению с фактическими данными потребления тепловой энергии, что, как указывалось ранее, подтверждает выводы о том, что использованные при разработке тарифа на 2019 год производственно-технические показатели работы котельной «Туббольница» в части производства и передачи тепловой энергии не соответствуют фактическому техническому состоянию оборудования котельной и тепловых сетей, что в свою очередь привело к превышению объема отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии и фактическому двукратному росту потерь тепловой энергии по сравнению с тарифом, что в свою очередь обусловило необходимость выработки дополнительного объема тепла на источнике тепловой энергии.

Целями Закона о защите конкуренции выступают обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).

Для достижения данных целей хозяйствующие субъекты и органы власти должны действовать в рамках действующего законодательства и не выходить за пределы запретов, установленных антимонопольным законодательством: их поведение не должно быть направлено на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление или возможности ущемления интересов других лиц.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).

Часть 2 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

Нарушение антимонопольного законодательства является злоупотреблением права, то есть превышением пределов осуществления гражданских прав.

Как установлено на страницах 3-4 настоящего заключения, ГУП «ЖКХ РС(Я)» является единой теплоснабжающей организацией в муниципальном образовании Верхоянский район Республики Саха (Якутия) и в силу требований статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, а также согласно схеме теплоснабжения МО «Поселок Эсе-Хайя» и согласованной Главой МО «Поселок Эсе-Хайя» схеме тепловых сетей котельной «Туббольница», положение ГУП «ЖКХ РС(Я)» на локальном товарном рынке п.Эсе-Хайя в границах тепловых сетей котельной «Туббольница» является доминирующим.

Таким образом, ГУП «ЖКХ РС(Я)», занимая доминирующее положение на локальном рынке тепловой энергии в границах сетей теплоснабжения котельной «Туббольница», установив приказом от 27.12.2018 №987 на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 предельную цену (тариф) на тепловую энергию, поставляемую монопотребителю ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» в размере 23 349,45 руб./Гкал, выше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, и продлившим приказом от 27.12.2019 №1190‑п действие приказа от 27.12.2018 №987 в части действия указанного тарифа на период с 01.01.2020 по 30.06.2020, обязав таким образом ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» оплачивать предоставляемые услуги теплоснабжения по монопольно высокой цене, ущемило права и законные интересы ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ».

Вышеизложенные действия (бездействие) ГУП «ЖКХ РС(Я)» не могут расцениваться в качестве совершенных в допустимых пределах осуществления гражданских прав и содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Председатель комиссии <...> 

Члены комиссии: <...> <...> 

  1. Здесь и далее в квадратных скобках указан номер строки по статьям и разделам таблицы, содержащей описываемый показатель. ↑

Связанные организации

Связанные организации не указаны