Решение б/н Решение от 25 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-148/2022
г. Якутск «25» февраля 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
<....>
При участии:
<....>
Рассмотрев жалобу ООО «АБ» на действия (бездействие) заказчика АО «Я» при проведении запроса предложений в электронной форме, на отбор поставщика на оказание услуг по переработке и доставке груза для нужд АО «Я»
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от ООО «АБ» на действия (бездействие) заказчика АО «Я» при проведении запроса предложений в электронной форме, на отбор поставщика на оказание услуг по переработке и доставке груза для нужд АО «Я».
Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:
1. Согласно «Положения о закупках товаров работ услуг АО «Я»» от 12.07.2021 года, п.8.7.9.2. Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными, установленными документацией о запросе предложений в соответствии с критериями и в порядке, приложения №1 настоящего Положения. Совокупная значимость таких критериев должна составлять 100 (сто) процентов.
п.8.7.9.7. Закупочная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений и подписывается всеми присутствующими членами закупочной комиссии, представителем Заказчика и размещается Заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.
В данном протоколе отсутствует порядок оценки заявок участников закупки по критериям «Цена Договора. Значимость критерия - 40%» и «Квалификация участника. Значимость критерия - 60%», и нам не представляется возможным прийти к выводу об объективности порядка оценки заявок.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем порядке оценки заявок участников запроса предложений по показателям «Цена договора» и «Квалификация» повлекли нарушение наших прав в части победы в вышеуказанной закупке.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”,
ПРОШУ:
1. Признать жалобу обоснованной;
2. Отменить все составленные протоколы;
3. Запросить данные из заявок участников непосредственно с электронной площадки «тендер»;
4. Произвести пересчёт итоговых баллов в соответствии с Методикой оценки сопоставления заявок на участие в закупке, указанной в документации запроса предложений;
5. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
6. Выдать оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов;
Руководитель организации Б.»
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Документацией на проведение запроса предложений в электронной форме на отбор поставщика на оказание услуг по переработке и доставке груза для нужд АО «Я» на 2022г.
Заказчик: Акционерное общество "Я";
Предмет договора: отбор поставщика на оказание услуг по переработке и доставке груза для нужд АО «Я»;
Дата публикации извещения: 26.01.2022;
Дата начала срока подачи заявок: 26.01.2022 (МСК);
Дата и время окончания подачи заявок: 07.02.2022 в 08:00 (МСК);
Дата подведения итогов: 07.02.2022 (МСК).
Уведомлением о поступлении жалобы Якутским УФАС России от 08.02.2022 02/348 была принята жалоба к рассмотрению и присвоен номер №014/07/3-148/2022.
Уведомление направлено сторонам, рассмотрение назначено на 16.02.2022 года в 15 ч 00 минут посредством видеоконференцсвязи.
15.02.2022 в целях получения сведений, был сделан запрос оператору электронной площадки: ООО «тендер»
15.02.2022 от АО «Я» поступило возражение по жалобе.
16.02.2022 в 15 ч 00 мин. посредством видеоконференцсвязи Комиссия Якутского УФАС России рассмотрела жалобу № 014/07/3-148/2022, однако в ходе рассмотрения жалобы возникли вопросы, по поводу порядка оценки заявок. В целях получения более достоверной информации, был объявлен перерыв в заседании комиссии по рассмотрению жалобы № 014/07/3-148/2022 до 25.02.2022 г.
16.02.2022 уведомление об объявлении перерыва в заседании комиссии по рассмотрению жалобы направлено сторонам.
16.02.2022 был направлен запрос на получение дополнительных пояснений.
24.02.2022 от АО «Я» поступили дополнительные пояснения.
25.02.2022 в 11 ч 00 мин. посредством видеоконференцсвязи Комиссия Якутского УФАС России рассмотрела жалобу № 014/07/3-148/2022, заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Часть 2 статьи 2 Закона о закупках устанавливает, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Оценка заявок по запросу предложений производилась в соответствии с пунктом 3.8. Методики оценки сопоставления заявок Документации на проведение запроса предложений в электронной форме на отбор поставщика на оказание услуг по переработке и доставке груза для нужд АО «Я» на 2022 года.
Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке – действия закупочной комиссии, осуществляемые в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены документацией о закупке.
Критерий – определенный документацией о закупке показатель, на основании которого осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в закупке и в отношении которого в документации о закупке установлены его содержание и значимость.
Подкритерии оценки – исчерпывающий перечень показателей, набор функциональных или качественных характеристик, используемых для оценки заявок по критериям «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара», «качество работ (услуг) и (или) квалификация участника закупки».
Предмет оценки – в достаточной степени определенные и формализованные показатели, раскрывающие вопрос о том, что именно будет оцениваться и за что будут начисляться балы.
Рейтинг заявки – оценка в баллах, получаемая по результатам оценки по конкретному критерию.
Значимость критерия – определенный в процентном отношении вес данного критерия оценки в предусмотренной документацией системе критериев оценки (сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в документации о закупке, должна составлять 100%.
Коэффициент значимости – применяемый для расчета итогового рейтинга коэффициент, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.
Итоговый рейтинг заявки по критерию оценки – рейтинг, который рассчитывается путем умножения рейтинга заявки по конкретному критерию оценки на значимость (коэффициент значимости) такого критерия.
Итоговый рейтинг заявки (общий по всем критериям оценки) – применяемый для ранжирования заявок рейтинг, который рассчитывается путем сложения итоговых рейтингов по всем установленным в документации о закупке критериям оценки, т.е. рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость (коэффициент значимости).
Ранжирование заявок – присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта, которое производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке, при этом заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается 1-й номер.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК И ИЗ ЗНАЧИМОСТИ
Значимость критериев выражается в процентах. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в документации о закупке составляет 100%.
Настоящей методикой определены соотношения значимостей критериев:
При оценке заявок по указанным выше критериям не допускается использование подкритериев. Критерии |
Значимость |
Подкритерии |
Цена договора |
Mах 40% |
Нет |
Квалификация участника |
Max 60% |
Да |
Итого |
100% |
х |
ВИДЫ ПРИМЕНЯЕМЫХ ФОРМУЛ
Методикой установлено, что в процессе оценки и сопоставления заявок для каждой из них рассчитывается рейтинг, представляющий собой оценку заявки в баллах. Итоговый рейтинг получается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации о закупке, умноженных на их значимость.
По результатам расчета итогового рейтинга каждой заявке присуждается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта.
Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается 1-й номер.
Так, для определения рейтингов Методикой закрепляется обязанность заказчика использовать утвержденные формулы по каждому критерию оценки, при этом использовать данные формулы необходимо в том виде, в котором они предусмотрены Методикой. В свою очередь, формула есть не что иное, как отражение того, кто предложил лучшие условия исполнения контракта.
Значимость, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Цена Договора при сопоставлении заявок принимается без учета НДС.
Коэффициент значимости – 0,40 (40 : 100) Рейтинг, присуждаемый заявке по данному критерию, определяется по формуле:
A - A max i Ra = --------- x 100, i A max где: Ra i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
A max - начальная цена, установленная в документации о закупке
A i - предложение i-го участника закупки по цене
|
||||||||||||||||
2. Квалификация участника. Значимость критерия – 60% Коэффициент значимости – 0,60 (60 : 100) Оценка заявок по критерию «Квалификация участника закупки» осуществляется с использованием следующих подкритериев:
Определение победителя Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга i-й заявки. Итоговый рейтинг i-й заявки рассчитывается по формуле: Rитог i = Ra i *Kai + Rc i* Kbi где: Rитог i – итоговый рейтинг i-й заявки; Kai – коэффициент значимости i-й заявки по критерию «Цена договора»; Kbi - коэффициент значимости i-й заявки по критерию «Квалификация участника».
Значение R итог i при сопоставлении заявок принимается с округлением до тысячных.
|
При рассмотрении и оценке заявки ООО «АБ» по подкритерию «Опыт работы» было рассмотрены представленные участником 10 копий договоров перевозки грузов за период с 2018-2020 годы вместе с приложениями и актам об оказании услуг:
№ |
Реестровый номер договора (контракта) |
Дата подписания контракта |
Цена контракта (договора) |
Сопоставимый характер – Наличие переработки грузов |
Акты по услуге |
1 |
57724490000190003380000 |
05.11.2019 |
4 919 503,32 |
отсутствует |
4 563 005,42 не все акты предоставлены |
2 |
SBR035-1700014478000249 |
23.01.2018 |
3 739 748,23 |
отсутствует |
3 739 748,23 |
3 |
44-2018-31705975143/9 |
06.04.2018 |
40 155 926,61 |
отсутствует |
51 047535,36 сумма актов не совпадает (превышает) с ценой договора) |
4 |
57724261610180046730000 |
29.11.2018 |
9 452 796,98 |
отсутствует |
1 7640902,25 сумма актов не совпадает (превышает) с ценой договора) |
5 |
57724261610180046750000 |
29.11.2018 |
12 185 626,38 |
отсутствует |
6 844 508,13 не все акты предоставлены |
6 |
57724261610180046880000 |
29.11.2018 |
7 233 653,64 |
отсутствует |
7 862 666, 86 сумма актов не совпадает (превышает) с ценой договора) |
7 |
SBR035-190014478000086 |
25.04.2018 |
4 920 000,00 |
отсутствует |
4 879 000 не все акты предоставлены |
8 |
57724490000190010530000 |
14.11.2019 |
3 882 000,00 |
отсутствует |
3 790 000 не все акты предоставлены |
9 |
57724490000190010510000 |
14.11.2019 |
4 224 000,00 |
отсутствует |
4 035 000 не все акты предоставлены |
10 |
SBR03 5-200014478000134 |
21.04.2020 |
4 980 525,33 |
отсутствует |
4 934 467,45 не все акты предоставлены |
По результатам рассмотрения было установлено, что во всех представленных договорах отсутствует условие сопоставимости характера - услуги переработки грузов вагонами. Также при проверке положительного опыта исполнения договоров по наличию актов, соответствующих цене (стоимости) договора, было установлено, что только по 4 договорам имеются акты, которые соответствуют либо превышают по стоимости установленную в представленных договорах цену.
Таким образом, закупочной комиссией было принято к учету 4 договора перевозки грузов, представленных ООО «АБ» наиболее соответствующих требования подкритерия «Опыт работы».
В соответствии с условиями подкритерия «Опыт работы», в случае если участник закупки имеет положительный опыт осуществления поставок сопоставимого характера и объемов в количестве от 1 до 4 договоров (контрактов), то ему начисляется 2 балла.
В результате оценки заявки, участнику №2 по подкритерию «Опыт работы» было начислено 2,00 балла, которое в рейтинге по подкритерию «Квалификация участника» с учетом значимости подкритерия 0,5, составил 1,00 балл.
По подкритерию «Наличие в собственности или в аренде грузовых автомобилей с грузоподъемностью свыше 10 тонн» было начислено 0 баллов с учетом значимости подкритерия 0,5, в связи с тем, что участник представил документы на 6 единиц техники, однако в нарушение условий оценки на все единицы техники не были представлены ПТС на транспортные средства.
Таким образом, итоговый рейтинг по критерию "Квалификация участника" с учетом отсутствия баллов по подкритерию «Наличие в собственности или в аренде грузовых автомобилей с грузоподъемностью свыше 10 тонн» и коэффициента значимости критерия «Квалификация участника» (0,6) составил 0,6 баллов.
Таким образом, оценка заявки ООО «АБ», закупочной комиссией, является правомерной, поскольку порядок оценки заявок и требования к заявкам предусмотрены документацией о закупках, также при расчете в полной мере учтена квалификация участника.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу о том, что заказчиком не были нарушены требованиями действующего законодательства, порядок оценки заявок участников объективен и правомерен.
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «АБ» (ИНН:<....>, ОГРН: <....>) на действия (бездействие) заказчика АО «Я» ИНН: <....>, ОГРН:<....>) при проведении запроса предложений в электронной форме, «Отбор поставщика на оказание услуг по переработке и доставке груза для нужд АО «Якутский хлебокомбинат» – необоснованной;
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: |
|
Ю. |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
Е. |
|
|
|
|
|
Т. |