Решение №014/07/3-1288/2022 РЕШЕНИЕ №014/07/3-1288/2022 от 9 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №014/07/3-1288/2022

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 9 сентября 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – вр. и. о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя руководителя отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством видеоконференцсвязи, при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Налоговые и бухгалтерские консультанты» (ОГРН 1027400579216, ИНН 7404031215; далее – Заявитель, ООО «НБК»): <...> (представитель по доверенности);

от заказчика, акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (ОГРН 1021401044500, ИНН 1435073060) (далее – АО «АК «ЖДЯ», Заказчик): <...> <...> (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобу ООО «НБК» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению финансового аудита (извещение №0900700002522000001) в порядке статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

25.08.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО «НБК» б/н от 02.09.2022 (вх. №6646э от 05.09.2022) на действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению финансового аудита (извещение №0900700002522000001).

По из сути поданной жалобы следует, что Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя на основаниях, которые не были установлены извещением о проведении открытого конкурса.

Просит признать жалобу обоснованной.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы и пояснения, установила следующее.

В соответствии с положениями совместного письма Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудите), осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) АО «АК «ЖДЯ» является юридическим лицом, действующим в соответствии с Законом о закупках. Также согласно предмету рассматриваемого открытого конкурса объектом закупки является оказание услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемому в соответствии с Законом об аудите.

Таким образом Заявитель обжалует действия о нарушении в действиях конкурсной комиссии, выразившееся в ненадлежащем применении порядка оценки заявок, в связи с чем Жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном положением статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичная позиция изложена в письме Центрального Аппарата ФАС России № ПИ/41992/22 от 26.04.2022.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики, помимо Закона о закупках, также руководствуются Гражданским Кодексом Российской Федерации (в том числе статья 6, статья 10, статья 11), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, к которым относится Закон о защите конкуренции (в том числе статья 17, статья 18.1).

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках, данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика. Заказчик осуществляет отбор аудиторской организации в соответствии со статьей 5 Закона об аудите.

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудите договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Законом о контрактной системе).

Таким образом, при проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчику следует применять нормы Закона о контрактной системе в части порядка проведения открытого конкурса, определенные параграфом 2 главы 3 Закона о контрактной системе, в том числе статьей 48 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей.

Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «а», «б» и «г» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «р» пункта 1, подпунктом «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Из материалов рассмотрения жалобы следует, 05.08.2022 в Заказчиком размещено в ЕИС извещение №0300700009822000001 о проведении открытого конкурса в электронной форме № 133.08-22 на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «АК «ЖДЯ» за 2022 год, утвержденное распоряжением АО «АК «ЖДЯ» от 04.08.2022 г № 728 на оказание услуг (далее – извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта: 950 000,00 рублей с учетом НДС.

Дата начала подачи заявок: 05.08.2022

Дата окончания срока подачи заявок: 29.08.2022.

Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 30.08.2022.

Дата подведения итогов: 31.08.2022.

На участие в конкурсе было подана 14 заявок из которых 1 отклонена.

Согласно размещенному в ЕИС протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке №0300700009822000001 от 30.08.2022, комиссия заказчика в отношении заявки ООО «НБК» приняла решение:

Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором

Решение о признании второй части заявки соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении второй части заявки на участие в закупке

Обоснование решения об отклонении второй части заявки на участие в закупке

Итоговая оценка второй части заявки по критерию, установленному п.4 ч.1. ст.32 Закона №44-ФЗ

112487672

Отклонена

Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона №44 ФЗ)

(Отклонение по п.1 ч.12 ст.48 Закона №44-ФЗ). Несоответствие предоставленных документов требованиям Федерального закона от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части количества сотрудников, имеющих Единый аттестат.

Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

Как указано выше, вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «р» пункта 1, подпунктом «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Согласно указанным нормам Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:

1) информацию и документы об участнике закупки:

м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;

р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона;

2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:

в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

Возражениях заказчик указывает, что АО «АК «ЖДЯ» является хозяйствующей структурой, в уставном капитале которого доля участия субъекта Российской Федерации превышает 25 процентов, соответственно, в силу требований п. 7 ч. 1 ст. 5.1. Закона об аудите, АО «АК «ЖДЯ» является общественно значимой организацией.

Пунктом 1 части 12 Извещения о проведении обсуждаемого конкурса установлено требование, предъявляемое к участнику открытого конкурса соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, предоставление услуг по проведению финансового аудита.

В заявке на участие в конкурсе заявитель приложил документы, подтверждающие квалификацию на единственного аудитора, а именно квалификационный аттестат № 01-000233 от 28.11.2011г. и трудовой договор № 5/2022 от 01.08.2022г. заключенный с Гриневой Н.Н., иных документов не предоставлено.

Исходя из предоставленных документов закупочная комиссия АО «АК «ЖДЯ» рассматривала работника заявителя Гриневу Н.Н., как потенциального руководителя аудита общественно значимой организации.

Пунктом 1 части 1 статьи 5.2. Закона об аудите предусмотрено, что руководитель аудита общественно значимой организации должен являться работником аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, по основному месту работы.

Пунктом 1.2. предоставленного трудового договора от 01.08.2022г. № 5/2022 предусмотрено, что работа по указанному договору для Гриневой Н.Н. является работой по совместительству.

Комиссия проанализировав содержание извещения установила следующее.

Частью 12 извещения установлены требования, предъявляемые к участникам и перечень документов, которые должны быть представлены участником открытого конкурса.

Так согласно пункту 1 части 12 извещения требованиям, предъявляемые к участникам открытого конкурса: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом, указанный пункт не содержит сведений, указаний к каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации должен соответствовать участник рассматриваемого конкурса.

Вместе с тем, требования к документам, которые участник закупки должен представить в составе заявки на участие в конкурсе определны частью 13 извещения.

Так, согласно пункту 1 части 13 извещения участник закупки должен представить в составе заявки на участие в конкурсе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса - копию выписки из реестра аудиторов и аудиторских организаций, который ведётся саморегулируемой организацией аудиторов в отношении своих членов, подтверждающая членство Участника закупки в данной саморегулируемой организации аудиторов.

А также, согласно пункту 6 части 13 извещения документы, подтверждающие квалификацию Приложение № 3 Критерии оценки заявки. Непредставление в составе заявки документов, подтверждающих квалификацию Участника закупки, не является основанием для отклонения Заявки.

Аналогичные требования к составу второй части заявки установлены подпунктами 3, 4 пункта 10.2 статьи 10 конкурсной документации.

Комиссия, изучив представленные оператором электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» сведения о заявках участников закупки, установила следующее.

В составе второй части заявки ООО «НБК» содержаться следующие документы:

Наименование документа

Содержание

Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)

 

Наименование страны происхождения товара

 

Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки

решение о крупной сделке.pdf

Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ

Карточка НБК.docx

Выписка ЕГРЮЛ.pdf

ИНН.pdf

ОГРН.pdf

Решение о назначении директора.pdf

Устав.pdf

Выписка СМП.pdf

Декларация о соответствии требованиям, установленным п.3-5, 7-11 ч.1 ст.31 Федерального закона №44-ФЗ.docx

Декларация об отсутствии в РНП.doc

Декларация СМП.doc

Свидетельство о членстве НБК.pdf

Справка НБК 28.07.2022.pdf

Стандартная выписка НБК 28.07.2022.pdf

Приложение № 6 Формы документов.docx

аттестат ст. 1.pdf

ТД Гринева подпис.pdf

Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

Декларация о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ

Декларация.pdf

Наименование критерия

Наименование показателя

Предложение

Информация и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона №44-ФЗ

Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта

 

Количество штатных аудиторов

 

Количество штатных аудиторов с единым аттестатом, выданным Саморегулируемой организацией

 

Наличие у участников закупки финансовых ресурсов

 

Из анализа содержания заявки ООО «НБК» следует, что в составе второй части заявки заявителя имеется выписка из реестра аудиторов и аудиторский организаций саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» (СРО ААС) от 27.07.2022 №50109-ЮС/22, а также свидетельство о членстве ООО «НБК» в СРО ААС от 15.12.2016 (протокол №266) №9025.

Таким образом, принимая во внимание что объектом рассматриваемого конкурса является оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Комиссия приходит к выводу, что указанными документами ООО «НБК» подтвердило соответствие требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, поскольку пунктом 1 части 12 извещения каких либо других конкретных требований не установлено, а также согласно пункту 1 части 13 извещения определено, что участник закупки должен представить в составе заявки на участие в конкурсе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса - копию выписки из реестра аудиторов и аудиторских организаций, который ведётся саморегулируемой организацией аудиторов в отношении своих членов, подтверждающая членство участника закупки в данной саморегулируемой организации аудиторов, а следовательно отклонение второй части заявки ООО «НБК» по основанию непредставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе неправомерно и не соответствует подпункту «а» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Касательно возражений заказчика, о том, что в согласно пункту 1 части 1 статьи 5.2. Закона об аудите предусмотрено, что руководитель аудита общественно значимой организации должен являться работником аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, по основному месту работы Комиссия отмечает следующее.

Содержание извещения и другие прилагаемые к нему документы не содержит сведений о том, что заказчик АО «АК «ЖДЯ» является общественно значимой организацией, равно как и не содержит сведений о том, что в со составе второй части заявки участникам рассматриваемого конкурса необходимо представить сведения о руководителе аудиторской организации, в том числе копии трудового договора или иных документов.

Документы, представляемые в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 Приложения №3 к извещению «Критерии оценки заявки» - копии трудовых договоров или трудовых книжек аудиторов являются основаниям для оценки заявок участников по критерию «Квалификация участника закупки» и в силу пункта 6 части 13 извещения, подпункта 4 пункта 10.2 статьи 10 конкурсной документации непредставление в составе заявки документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для отклонения заявки.

На основании изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Налоговые бухгалтерские консультанты» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «Железные дороги Якутии» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению финансового аудита (извещение №0300700009822000001) обоснованной.

2. Признать Заказчика АО «АК «Железные дороги Якутии» нарушившим подпункт «а» пункта 1 части 11 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Заказчику АО «АК «Железные дороги Якутии» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны