Определение №№ 014/01/10-450/2022 Определение о назначении от 19 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 014/01/10-450/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

город Якутск                                                                                                   19 апреля 2022 года                                                                                                     

 

   Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  на основании приказа Якутского УФАС России от  12.04.2022 № 10 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия – 98»  части 1 статьи 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление  ООО «Якутская энергосервисная компания» на действия (бездействие) ООО «Теплоэнергия-98», выразившиеся в уклонении согласования проектов узлов учета тепловой энергии объектов МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №2 имени И.С. Иванова с дошкольными группами» (с углубленным изучением отдельных предметов) МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия): учебный корпус №1 (оздоровительный эстетический центр), учебный корпус №2 (строение №1), учебный корпус №2 (строение №2), учебная мастерская, учебный корпус №2 (детский сад), пожарный водоем.

Из заявления и приложенных материалов следует, что 17.05.2021 по результатам проведения закупки между заказчиком МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №2 имени И.С. Иванова с дошкольными группами» (с углубленным изучением отдельных предметов) МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее – МБОУ Сунтарская СОШ №2, заказчик) и исполнителем ООО «Якутская энергосервисная компания» заключен энергосервисный контракт №01163000218210000200001 на выполнение работ и оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (далее – контракт).

Предметом контракта является осуществление исполнителем энергосберегающих мероприятий (оказание услуг, выполнение работ), направленных на экономию расходов по отоплению объектов заказчика и обязанность заказчика по оплате достигнутого в результате осуществления энергосберегающих мероприятий размера экономии исполнителю либо третьему лицу по его письменному распоряжению. 

Объектами энергосервиса являются: Учебный корпус №2 строение №1, Учебный корпус №2 строение №2, Учебная мастерская, Учебный корпус №2 (детский сад), Учебный корпус №1 Оздоровительный эстетический центр, находящиеся по адресу: Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с.Сунтар, ул.Ленина, д.79-1.

Согласно перечню мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на нужды отопления объектов энергосервиса, приведенному в приложении №3 к контракту ООО «Якутская энергосервисная компания» осуществляет в том числе: разработку проектной документации на установку узла учета и автоматизированного индивидуального теплового пункта в сроки: 20.05.2021 – 01.06.2021 гг.; согласование проектной документации с ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с ПП РФ №1034 в сроки 01.06.2021 – 10.07.2021 гг.

В соответствии с условиями контракта ООО «Якутская энергосервисная компания» выполнило на объектах энергосервиса мероприятия по обустройству тепловых пунктов, проектирование узлов учета тепловой энергии, установку приборов учета тепловой энергии, а также проводит постоянное техническое обслуживание.

ООО «Теплоэнергия-98», находящееся по адресу: 678290, Республика Саха (Якутия), Сунтарский район, с. Сунтар, ул. Ленина, д. 81а является ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии указанных объектов. Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 на теплоснабжающую организацию возложена обязанность по согласованию проектов узлов учета тепловой энергии, однако на неоднократные направления проектов узлов учета тепловой энергии ООО «Теплоэнергия-98» отказывает в согласовании по причине истечения сроков действия технических условий и по другим несущественным причинам.

 В ходе проведенной проверки материалов и представленных документов Якутским УФАС России установлено следующее.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

Владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (часть 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

В силу части 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 (далее – Правила №1034).

В соответствии с пунктом 17 Правил №1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно пункту 39 Правил № 1034 проект узла учета, кроме точек учета на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании:

а) технических условий;

б) требований настоящих Правил и методики;

в) технической документации на применяемые средства измерений.

В соответствии с пунктом 40 Правил №1034 технические условия содержат:  наименование и местонахождение потребителя; данные о тепловых нагрузках по каждому их виду; расчетные параметры теплоносителя в точке поставки; температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха; требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства; рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).

Согласно пункту 49 Правил № 1034 проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

В соответствии с пунктом 50 Правил №1034 потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений).

В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.

Пунктом 44 Правил №1034 определены требования к содержанию проекта узла учета, согласно которому проект узла учета содержит:

а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;

б) план подключения потребителя к тепловой сети;

в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;

г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;

д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;

е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);

ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;

з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;

и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;

к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;

л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;

м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;

н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.

Согласно пункту 51 Правил №1034 теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 Правил №1034. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

Из материалов рассмотрения заявления следует, что 30.08.2021 МБОУ Сунтарская СОШ №2 письмом исх.№ 07-03/50 направило на согласование ООО «Теплоэнергия – 98» проекты узлов учета тепловой энергии (далее - УУТЭ), разработанные на основании технических условий от 24.02.2021 со сроком действия до 30.06.2021.

24.09.2021 исх.№ 76 ООО «Теплоэнергия – 98» просит включить в проекты УУТЭ действующую подписанную редакцию договора тепловой энергии с актом разграничения балансовой принадлежности с указанием номера договора.

29.09.2021 исх.№ 07-04/60 МБОУ Сунтарская СОШ №2 направило на согласование в ООО «Теплоэнергия – 98» проекты узлов учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) по объектам:

- Учебный корпус №2 строение №2 - шифр: 08-03-21.АТС;

- Учебный корпус №2 строение №1 - шифр: 10-03-21.АТС;

- Учебный корпус №2 (детский сад) - шифр: 09-03-21.АТС;

- Учебный корпус №1 – шифр: 12-03-21.АТС;

- Учебная мастерская – шифр: 11-03-21.АТС.

04.10.2021 исх.№ 79 ООО «Теплоэнергия – 98» проекты УУТЭ направило на доработку в связи с тем, что в проектах  шифр: 09-03-21.АТС; 08-03-21АТС; 10-03-21.АТС; 12-03-21.АТС текст на страницах 18, 19, 21, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31 налегает друг на друга, по проекту шифр: 12-03-21.АТС отсутствует лист 19, по проектам шифр: 08-03-21.АТС; 10-03-21.АТС; 12-03-21.АТС наименование объектов не соответствует договору 01/2021 от 01.01.2021, количество листов во всех проектах не соответствует количеству прошитых, пронумерованных и скрепленных печатью а также в связи с истечением срока действия технических условий

27.10.2021 МБОУ Сунтарская СОШ №2 письмами исх.№ 07-04/67, №07-04/74 для оформления и согласования рабочей документации просило выдать технические условия на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя.

01.11.2021, 16.12.2021 ООО «Теплоэнергия – 98» выдало следующие технические условия:

- №1-ТУ от 01.11.2021 на объект: Учебный корпус №2 строение №1 со сроком действия до 31.12.2021;

- №2-ТУ от 01.11.2021 на объект: Учебный корпус №2 строение №2 со сроком действиям до 31.12.2021;

- №3-ТУ от 01.11.2021 на объект: Учебная мастерская со сроком действия до 31.12.2021;

- №4-ТУ от 01.11.2021 на объект: Учебный корпус №2 (детский сад) со сроком действия до 31.12.2021;

- №5-ТУ от 01.11.2021 на объект: Пожарный водоем со сроком действия до 31.12.2021;

- №1-ТУ от 16.12.2021 на объект: Учебный корпус №1 Оздоровительный эстетический центр со сроком действия до 31.12.2021.

24.11.2021 исх.№ 07-04/73 МБОУ Сунтарская СОШ №2 повторно направило на согласование проекты УУТЭ.

29.11.2021 исх.№ 93 ООО «Теплоэнергия – 98» отказало в согласовании проектов УУТЭ по ранее выявленным замечаниям, а также в связи с несоответствием тепловой нагрузки объектов техническим условиям от 01.11.2021.

02.12.2021 исх.№ 07-04/76 МБОУ Сунтарская СОШ №2 снова направило на согласование проекты УУТЭ по объектам: Учебный корпус №2 строение №2, Учебный корпус №2 (детский сад), Учебный корпус №2 строение №1, Учебная мастерская.

22.12.2021 исх.№ 96 ООО «Теплоэнергия – 98» отказало в согласовании проектов УУТЭ по ряду других выявленных замечаний.

25.12.2021 исх.№ 07-04/39 (вх.№230 от 25.12.2021) МБОУ Сунтарская СОШ №2 для оформления и согласования рабочей документации просило выдать новые технические условия.

В материалы рассмотрения заявления ответ на указанное письмо со стороны                              ООО «Теплоэнергия – 98» не представлен.

 02.01.2022 исх.№1 ООО «Теплоэнергия – 98» в ответ на заявку исх.№07-04/83 от 25.12.2021 по согласованию проектов УУТЭ сообщает МБОУ Сунтарская СОШ №2 о том, что договор № 01/2021 на поставку тепловой энергии от 01.01.2021 являющийся основанием для разработки представленных проектов в настоящий момент не действует, поскольку срок действия окончен 31.12.2021, на сайте zakupki.gov.ru договор поставки тепловой энергии на 2022 год отсутствует, в связи с чем отказывает в согласовании проектов коммерческих УУТЭ.

03.02.2022 исх.№ 07-04/05 МБОУ Сунтарская СОШ №2 снова просит                                             ООО «Теплоэнергия – 98» выдать технические условия на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя на те же объекты.

 15.03.2022 ООО «Теплоэнергия – 98» выдало следующие технические условия:

- №1-ТУ от 15.03.2022 на объект: Оздоровительный эстетический центр со сроком действия до 30.05.2022;

- №2-ТУ от 15.03.2022 на объект: Учебный корпус №2 (детский сад) со сроком действия до 30.05.2022;

- №3-ТУ от 15.03.2022 на объект: Учебный корпус №2 строение №1 со сроком действия до 30.05.2022;

- №4-ТУ от 15.03.2022 на объект: Учебный корпус №2 строение №2 со сроком действия до 30.05.2022;

- №5-ТУ от 15.03.2022 на объект: Учебная мастерская со сроком действия до 30.05.2022.

23.03.2022 исх.№ 28 МБОУ Сунтарская СОШ №2 снова направило на согласование в адрес ООО «Теплоэнергия – 98» проекты УУТЭ.

Как указано выше, в силу пункта 51 Правил №1034 на теплоснабжающую организацию возложена обязанность по согласованию рабочего проекта узла учета потребителя, в случае его соответствия пункту 44 Правил №1034.

Отказ ООО «Теплоэнергия – 98» от согласования проектов УУТЭ от 24.09.2021 исх.№76 в связи с отсутствием договора теплоснабжения и актов разграничения балансовой принадлежности не противоречит подпункту «а» пункта 44 Правил №1034 согласно которому проект узла учета должен содержать копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности.

Между тем, обстоятельства, приведенные в отказе от 04.10.2021 исх.№ 79 наложение текста друг на друга, не соответствие наименования объектов договору, не соответствие количества листов количеству прошитых, пронумерованных и скрепленных печатью, а также истечение срока действия технических условий не указывают на то, что направленные на согласование проекты УУТЭ не соответствовали техническим условиям, требованиям Правил №1034 или технической документации на применяемые средства измерений.

Действующим законодательством не установлено требований к сроку действия технических условий на проектирование узла учета тепловой энергии, соответственно замечания относительно исчисления срока действия технических условий необоснованные.

Кроме того, из писем от 29.11.2021 исх.№ 93, от 22.12.2021 исх.№ 96 следует, что                      ООО «Теплоэнергия – 98» отказывает в согласовании проектов УУТЭ по замечаниям, не выявленным ранее, что указывает на затягивание процесса согласования проектов УУТЭ и не соответствует пункту 51 Правил №1034 в соответствии с которым в случае непредоставления замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

Действия (бездействие) ООО «Теплоэнергия – 98», выразившиеся в отказе согласования проектов УУТЭ исх.№1 от 02.01.2022 по заявке исх.№07-04/83 от 25.12.2021 по причине завершения срока действия договора теплоснабжения 31.12.2021 и отсутствия на сайте zakupki.gov.ru договора поставки тепловой энергии на 2022 года грубо нарушают пункт 51 Правил №1034, поскольку на момент направления проектов УУТЭ на согласование в теплоснабжающую организацию 25.12.2021  договор теплоснабжения действовал и указанные обстоятельства не указывают на несоответствие проекта узла учета положениям пункта 44 Правил №1034.

Более того, ООО «Теплоэнергия – 98» устанавливая короткие сроки действия технических условий на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя                         (с 24.02.2021 до 30.06.2021; с 01.11.2021 до 31.12.2021; с 16.12.2021 до 31.12.2021; с 15.03.2022 до 30.05.2022) вынуждая тем самым МБОУ Сунтарская СОШ №2 неоднократно обращаться в теплоснабжающую организацию за выдачей новых технических условий, тем самым затягивая сроки согласования проектов УУТЭ, в конченом итоге ввод в эксплуатацию ПУТЭ и в последующем расчет по договору теплоснабжения по показаниям приборов учета, ущемляет права потребителя МБОУ Сунтарская СОШ №2 и заявителя ООО «Якутская энергосервисная компания» направленных на экономию расходов по оплате за потребление тепловой энергии на объектах заказчика.

Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц                                ООО «Теплоэнергия – 98», осуществляет вид деятельности: 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии).

Таким образом, ООО «Теплоэнергия – 98» являясь субъектом естественной монополии, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории Республика Саха (Якутия), Сунтарский район, с. Сунтар обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Действия (бездействие) ООО «Теплоэнергия – 98», выразившиеся в несогласовании и затягивании процесса согласования проектов узлов учета тепловой энергии объектов МБОУ Сунтраская СОШ №2, повлекшие, ущемление прав потребителя МБОУ Сунтарская СОШ №2 и заявителя ООО «Якутская энергосервисная компания» в сфере предпринимательской деятельности, указывают на признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12.04.2022 года №10 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ООО «Теплоэнергия –98»,  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

о п р е д е л и л:

1. Назначить дело № 014/01/10-450/2022 к рассмотрению на 18 мая 2022 года в 10 часов 00 минут по якутскому времени удаленно, посредством сервиса видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf».

Связанные организации

Связанные организации не указаны