Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела о нарушении АМЗ от 11 января 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №014/01/17.1-1684/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«

11»

 

января

 

2023

года

                                                          г. Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17.1-1684/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

*** – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Члены Комиссии:

*** – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

При участии в дистанционном режиме с использованием систем видеоконференцсвязи:

*** – директор муниципального образования предприятия «Ленский молокозавод» муниципальное образование «Ленский район» (на основании Распоряжения муниципальное образование «Ленский район» Республики Саха (Якутия);

*** - председатель контрольно-счетного органа муниципального образования «Ленский район» (на основании Решения сессии Районного совета Депутатов от 26 марта 2018 года №14-3).

В отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела №014/01/17.1-1684/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

рассмотрев дело №014/01/17.1-1684/2022 по признакам нарушения муниципального предприятия «Ленский молокозавод» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ЗАКЛЮЧИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) было рассмотрено заявление Контрольно-счетного органа Муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) (далее – Заявитель) (вх. № 6751э от 07.09.2022 г.) на действия Администрации Муниципального образования «Ленский район» (далее – Администрация), ООО «Батамайское» и муниципального унитарного предприятия «Ленский молокозавод» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) (далее – МУП «Ленский молокозавод») указывающее на признаки нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 16 и пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения действий МУП «Ленский молокозавод» в части предоставления муниципального имущества в безвозмездное временное пользование ООО «Батамайское» без проведения торгов, установлено наличие признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №21 от 06.12.2022 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/17.1-1684/2022 о нарушении антимонопольного законодательства и определения о назначении дела №014/01/17.1-1684/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.12.2022 в отношении муниципального унитарного предприятия «Ленский молокозавод» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) (678144, Республика Саха (Якутия), Ленский улус, г. Ленск, ул. Победы, д. 13 «Б», ОГРН 1031400601209 ИНН 1414010608) возбуждено дело №014/01/17.1-1684/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

К участию в деле в качестве заявителя привлечен:

- Контрольно-счетный орган Муниципального образования «Ленский район» (678144, Республика Саха (Якутия), Ленский улус, г. Ленск, улица Ленина дом 65, ОГРН 1091414000226, ИНН 1414014095).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены:

- Администрация муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) (678144, Республика Саха (Якутия), Ленский улус, г. Ленск, улица Ленина, дом 65, ОГРН 1031400599152, ИНН: 1414009962);

- Общество с ограниченной ответственностью «Батамайское» (678164, Республика Саха (Якутия), Ленский улус, село Батамай, улица Центральная, дом 1, ОГРН 1141450000196, ИНН: 1414016367);

Согласно определению о назначении дела №014/01/17.1-1684/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.12.2022 рассмотрение дела №014/01/17.1-1684/2022 было назначено на «11» января 2023 года в 15 часов 00 минут.

Во исполнение определения о назначении дела №014/01/17.1-1684/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.12.2022 ООО «Батамайское» направил пояснения в которых указал, что считает передачу производственной базы, в т.ч. нежилые помещения, подлежащие передаче на праве безвозмездного пользования ООО «Батамайское» по договору №525/05 от 25 мая 2022 г. справедливой.

На рассмотрении дела от 11.01.2023 председатель контрольно-счетного органа муниципального образования «Ленский район» поддержал доводы, изложенные в заявлении от 07.09.2022 №01-20/30.

На рассмотрении дела от 11.01.2023 директор МУП «Ленский молокозавод» МО «Ленский район» РС (Я) поддержал пояснения №274 от 22.12.2022 г. в которых указано, что развитие санкционного давления на страну, подтолкнула МУП «Ленский молокозавод» к принятию конкретных действий для осуществления продовольственной безопасности Ленского района. МУП «Ленский молокозавод» является единственным учредителем ООО «Батамайское», которое непосредственно занимается мясомолочным производством, что также отражено в стратегии экономического развития Ленского района. МУП Ленский молокозавод» были переданы нежилые помещения на праве безвозмездного пользования ООО «Батамайское» в количестве 6 объектов, расположенные в РС (Я), Ленский район, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1 по договору №25/05 от 25.05.2022 г. Данные объекты предназначены для развития животноводства и растениеводства, чем ООО «Батамайское» и занимается на данных объектах. Также указал, что изучая материалы дела и доводы Якуткого УФАС России, МУП «Ленский молокозавод» понимает. Что возможно данные объекты были переданы с нарушением антимонопольного законодательства, но на момент передачи объектов в виду вышеперечисленных причин, факты нарушения были не замечены, а передача объектов в пользование ООО «Батамайское» была крайне необходима.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

Учредительным документом МУП «Ленский молокозавод» является Устав муниципального унитарного предприятия «Ленский молокозавод» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) утвержденный постановлением главы муниципального образования «Ленский район» от 16.04.2021 г. №01-03-249/1 (далее – Устав).

Функции и полномочия учредителя по управлению имуществом, закрепленным за МУП «Ленский молокозавод», осуществляются муниципальным образованием «Ленский район» (пункт 1.2 Устава).

В соответствии с пунктом 4.14 Устава МУП «Ленский молокозавод» владеет и пользуется имуществом, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Собственника и назначением имущества.

Распоряжением главы Муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию «Ленский молокозавод» муниципального образования «Ленский район» от 05 марта 2022 года №01-04-382/2 из казны МО «Ленский район» передано муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения согласно приложению МУП «Ленский район» МО «Ленский район» муниципальное имущество.

Письмом от 25.05.2022 №01-09-2127/2 МУ «Ленский район» РС (Я) согласовал вопрос заключения договора безвозмездного пользования с ООО «Батамайское» на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: РС (Я), Ленский район, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1.

Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятием.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В Стратегии социально-экономического развития Ленского района на период до 2030 года главной задачей развития малого и среднего предпринимательства является развитие малого и среднего предпринимательства как источника повышения качества жизни населения, формирования среднего класса, создания местного производства, формирование конкурентоспособной муниципальной экономики путем создания благоприятных условий для экономического развития района, основанного в том числе и на запуске нового конкурентоспособного местного производства. Главной задачей муниципальной программы «Развитие предпринимательства Ленского района» является формирование благоприятной деловой среды для субъектов малого предпринимательства на основе повышения доступности ресурсов и качества муниципальных услуг, популяризация предпринимательства и формирование кадрового потенциала.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Согласно части 2 статьи 11 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию.

Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

25.05.2022 МУП «Ленский молокозавод» МО «Ленский район» РС (Я) с одной стороны, и ООО «Батамайское» с другой стороны, был заключен договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями №25/05 от 25 мая 2022 года (далее - Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора МУП «Ленский молокозавод» МО «Ленский район» РС (Я) передает, а ООО «Батамайское» принимает в безвозмездное временное пользование имущество, учитываемое на балансе МУП «Ленский молокозавод» МО «Ленский район» РС (Я) в качестве объектов основных средств (далее – помещения), и обязуется вернуть Помещения в том состоянии, в каком он их получил, с учетом нормального износа.

В соответствии с пунктом 1.2. Договора в безвозмездное пользование передаются Помещения, указанные в Приложении № 1 к настоящему договору, а именно:

Перечень нежилых помещений, подлежащие передаче на праве безвозмездного пользования ООО «Батамайское» по договору №25/05 от 25 мая 2022 года:

- нежилое здание (свинарник), площадь 473,6 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:222;

- нежилое здание (молоканка), площадь 55,8 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:32;

- нежилое здание (коровник), площадь 2197,4 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:53;

- нежилое здание (силосная траншея), площадь 319 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:55;

- нежилое здание (гараж на 14 автомашин), площадь 662,1 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:52;

- нежилое здание (гараж), площадь 112,7 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:54.

Из представленных в Якутское УФАС России материалов следует, что поименованный выше предмет договора используется с целью развития животноводства, разведения крупного рогатого скота, коз, овец, свиней, лошадей, птиц и растениеводство на территории Ленского района.

Из представленных в Якутское УФАС России материалов следует, что поименованные нежилые помещения спроектированы и построены как единый объект агропромышленного комплекса, в сходящими в его состав сельскохозяйственными зданиями и сооружениями.

В силу пункта 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Исходя из положений пункта 1.2 Договора предоставление вышеуказанных нежилых помещений переданы в безвозмездное пользование, закрепленных за учреждением на праве хозяйственного ведения.

Указанный Договор заключен без проведения торгов.

Как указывает Администрация МО «Ленский район», законодательство не содержит каких-либо исключений для безвозмездной передачи имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения в безвозмездное пользование обществу, где МУП является 100% учредителем, и единственная доля Уставного капитала принадлежит единственному учредителю общества. Муниципальное предприятие вправе распоряжаться недвижимым имуществом только с согласия собственника муниципального имущества.

Документы, подтверждающие заключение вышеуказанного договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями, предусматривающего переход прав владения и пользования муниципальным имуществом в соответствии с исключениями, предусмотренными частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

При проведении анализа Якутское УФАС России руководствовалось Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок № 220).

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования;

б) предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.10 Порядка № 220, установлено следующее.

Исходя из материалов настоящего дела, совокупности имеющихся доказательств, особенностей товарного рынка, временной интервал исследования определен датой заключения Договора - с 25.05.2022 г. по настоящее время.

Предметом договора №25/05 от 25 мая 2022 года являются нежилые помещения, подлежащие передаче на праве безвозмездного пользования ООО «Батамайское» по договору №25/05 от 25 мая 2022 года указанные в Приложении:

- нежилое здание (свинарник), площадь 473,6 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:222;

- нежилое здание (молоканка), площадь 55,8 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:32;

- нежилое здание (коровник), площадь 2197,4 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:53;

- нежилое здание (силосная траншея), площадь 319 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:55;

- нежилое здание (гараж на 14 автомашин), площадь 662,1 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:52;

- нежилое здание (гараж), площадь 112,7 кв.м., расположение по адресу: РС (Я), Ленский р-н, с. Батамай, ул. Центральная, д. 1, кадастровый номер 14:14:060006:54.

Круг лиц (хозяйствующих субъектов), потенциально желающих получить право на безвозмездное пользование муниципальным имуществом является неопределенным, и может быть выявлен лишь при публичном объявлении конкурса (аукциона) в установленном законом порядке.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Предоставление МУП «Ленский молокозавод» вышеуказанного муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества в безвозмездное пользование и препятствуют доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что действия МУП «Ленский молокозавод» нарушают положения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/17.1-1684/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к заключению о том, что муниципальное унитарное предприятие «Ленский молокозавод» муниципального образования «Ленский район» при заключении договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями №25/05 от 25 мая 2022 года без проведения торгов, нарушила требования пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

Председатель Комиссии:          

 

       ***

Члены Комиссии:                       

 

***

 

 

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны