Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы от 13 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе N 014/07/3-3038/2020

 

г. Якутск                                           Резолютивная часть оглашена: «11» ноября 2020 г.

                                                           Изготовлено в полном объеме: «13» ноября 2020 г.      

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

************ – Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*********** – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*********** – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя:

********* – Директор ООО «ТД Зуропласт» (Приказ № 1 от 28.04.2015 г. о назначении на должность Директора ООО «ТД Зуропласт»);

********** – представителя ответчика по доверенности №А02-2102/14-148 от 01.08.2018 г.

Участником закупки (победителем) ООО «Рустех» представлено ходатайство б/н от 09.11.2020 о рассмотрении жалобы без участия представителя ООО «Рустех» учитывая и принимая во внимание возражения ООО «Рустех»;

 

Рассмотрев жалобу № 014/07/3-3038/2020 Общества с ограниченной ответственностью «ТД Зуропласт» (далее – Заявитель) на действия Акционерного общества «Алроса» (публичное акционерное общество) (далее – Заказчик) при проведении и организации аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки покрытия дорожного (мобильных плит) участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Закупка) (извещение №32009514008 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 02 ноября 2020 года поступила жалоба ООО «ТД Зуропласт» на действия АО «Алроса» (ПАО) при проведении и организации аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки покрытия дорожного (мобильных плит) участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32009514008 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) (утвержденным Наблюдательным советом АК «АЛРОСА» (ПАО) от 15.11.2018 (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 22 сентября 2020 года АО «Алроса» (ПАО) опубликовано извещение 32009514008 о проведении аукциона в электронной форме на поставку покрытия дорожного (мобильных плит) участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и Документация по закупке.

Заказчиком аукциона выступает Акционерное общество «Алроса» (публичное акционерное общество) (678175, Республика Саха (Якутия) ,улус Мирнинский, город Мирный, улица Ленина, дом 6)

Предмет договора: Поставка покрытия дорожного (мобильных плит);

Дата опубликования извещения о проведении закупки: 22.09.2020 г.;

Номер извещения: 32009514008;

Начальная (максимальная) цена договора: 6 794 425,00 рублей (НДС: 20%, Сумма без НДС: 5 662 020,83 рублей);

Дата начала срока подачи заявок - 22.09.2020 (МСК);

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика): - 30.09.2020 в 12:00 (МСК);

Дата рассмотрения первых частей заявок (по местному времени заказчика): 05.10.2020 (МСК);

Дата и время начала срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика): 07.10.2020 в 09:00 (МСК);

Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика): 07.10.2020 в 09:20 (МСК);

Дата проведения сопоставления ценовых предложений (по местному времени заказчика): 07.10.2020 (МСК);

Дата рассмотрения вторых частей заявок (по местному времени заказчика): 19.10.2020 (МСК);

Дата подведения итогов: 28.10.2020 (МСК).

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок № 70110-1 от 05.10.2020 г. по окончании приема заявок на участие в закупке поступило 7 (семь) заявок:

- Заявка ООО «ТД ЗУРОПЛАСТ»;                 

- Заявка ООО «ГЕОС»;

- Заявка ООО «РУСТЕХ»;

- Заявка ООО «ГРУППА ОМПАНИЙ «ИНТРАТУЛ»;

- Заявка ООО «ИНКОМГОРМАШ»;

- Заявка ООО «ВОСТОК»;

- Заявка ООО «МАСТЕР ВЕКТОР».

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок №70110-2 от 19.10.2020 г. было принято решение отклонить заявку ООО «ИНКОМГОРМАШ».

Согласно протоколу итогов №70110-4-к от 28.10.2020 г. победителем закупки признан ООО «РУСТЕХ».

В поданной жалобе Заявитель обжалует действия заказчика в части необоснованного допуска участника к дальнейшему участию в конкурсе.

Заказчик представил в антимонопольный орган необходимые для рассмотрения материалы, возражение по жалобе заявителя, в которых считает допуск заявки участника правомерным.

Участником торгов (победителем закупки) было направлено возражение на жалобу (вх. 11651э от 10.11.2020 г.).

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия антимонопольного органа по рассмотрению жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно п. 9 ст. 3.2. Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6.1. статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев предусмотренных частью 6.1. статьи 3 Закона о закупках.

Аналогичные условия отражены в п. 19.2. Положения о закупке.

В свою очередь, при составлении документации к закупке, Заказчик, выполнил условия предусмотренные частью 6.1. статьи 3 Закона о закупках. В Приложении № 9.2. (спецификация) были отражены такие характеристики как:

  1. Условия эксплуатации;
  2. Назначение и количество материала;
  3. Нормативная нагрузка;
  4. Конфигурация, тип дорожной питы;
  5. Технические характеристики плиты;
  6. Тип соединения;
  7. Замковые устройства;
  8. Требования к документации.

Заказчиком полностью выполнены требования части 6.1. статьи 3 Закона о закупках, с возможностью поставки аналога.

В п. 1.2.37 Документации о закупке допускается возможность поставки эквивалентной продукции, критерии определения соответствия эквивалента установлены следующим образом:

  1. Соответствие параметров, указанных в техническом задании (или спецификации);
  2. Произведенные замены (аналоги) должны быть совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны);
  3. Превосходить по качеству товар, предлагаемых параметров продукции указанный в техническом задании (или спецификации).

Заявитель в доводах жалобы указал, что заявка ООО «Рустех» не соответствует показателям определённым в документации о закупке, а именно:

  1. Материал плит;
  2. Толщина плиты;
  3. Плотность изделия;
  4. Нормативная гусеничная нагрузка.

При описании товара-аналога ООО «Рустех» в своей спецификации указал, плиту НЦК-110С, а также параметры которые соответствуют этой плите.

Согласно заявке представленной ООО «Рустех», требования к документации выполнены, представлены все необходимые документы подтверждающие соответствие плит требованиям заказчика. Помимо предоставленных документов ООО «Рустех» в спецификации указал пояснения относительно совместимости предлагаемого аналога.

Параметр спецификации ISOTRACK X

Пояснения относительно совместимости

Стандартная панель с положительной плавучестью и двухсторонним протектором, обеспечивающим эффективность сцепления в любом направлении

Предлагается аналог – плита из другого материала, не всплывающая в условиях обильных подтоплений и соответственно не требующая подсыпки грунта и коррекции

Технические характеристики плиты: Материал плит- высокомолекулярный полиэтилен (марка не менее 500); Внешняя поверхность – рифленая; Рабочий диапазон температур: от +60 до -60; Плотность изделия: не более 680 кг/м3 (положительная плавучесть)

Предлагается аналог – плита из резиновых гранул, склеенных связующим, армированным внутренним металлическими арматурными каркасами с замковыми соединениями. Материал полностью соответствует эксплуатационным характеристикам п. 1 и п. 2 спецификации. Плотность изделия не соответствует полиэтилену, но имеются документы, подтверждающие использование плит на неустойчивых грунтах и болотах I и II типов, отсутствие плавучести является преимуществом.

 

Конфигурация, тип дорожной плиты:

Длина – 4-6 м, ширина 2-3 м, толщина 60-105 мм.

Предлагается аналог – плита толщиной 115 мм. т.е. выше на 10 мм. (отклонение менее чем на 9,5%) и не является существенным фактором, так как не является характеристикой, влияющей на эксплуатацию карьерной техники.

Нормативная нагрузка:

На 1 колесо: 26 т.

На 1 ось Общая нагрузка от колесного автомобиля = 78 т.

Гусеничная = 120 т.

Нормативная гусеничная нагрузка- по требованию спецификации не соответствует. Данная характеристика указана на одну плиту. При расчете на 1м2 плиты данная характеристика будет соответствовать. Кроме этого, отклонение менее чем на 8% не является существенным ввиду соответствии с эксплуатационным характеристикам п.1 и п.2 спецификации.

Заказчиком при сопоставлении заявки участника на соответствие Документации о закупке было определено следующее:

  1. Материал плит – превосходство аналога;
  2. Толщина плиты – существенная совместимость (равноценность товаров);
  3. Плотность изделия – превосходство товара;
  4. Нормативная гусеничная нагрузка – существенная совместимость (равноценность товаров).

Таким образом, заявка ООО «Рустех» содержит все установленные заказчиком требования при предложении эквивалентного (аналогичного) товара, а именно в заявке указаны: марка товара, производитель, технические условия, документация подтверждающая соответствие, результаты испытаний.

В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 13.10.2017 №305-КГ17-8138 в  отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона № 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

В пункте 8 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлена обязанность Заказчика руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к частникам закупки.

Из пояснений Заказчика следует, что в рассматриваемой закупке все участники были поставлены в равное положение, были допущены все технические предложения участников содержащие аналоги, в том числе изготовленные из других материалов, и победителем признан участник, предложивший более низкую стоимость, закупочным органом не допущено ущемления или ограничения конкуренции.

Рассмотрение эквивалентности (аналогичности) товара, существенности тех или иных его показателей, характеристик осуществляется исключительно Заказчиком, так как сопряжены с условиями эксплуатации и нуждами самого Заказчика. Выбор наилучшего предложения среди прочих равных является исключительно правом Заказчика.

Следовательно, устанавливая в документации о закупке возможность поставки аналога товара (эквивалента), Заказчик обязан в документации установить параметры эквивалентности поставляемых товаров или параметры определения соответствия поставляемого товара требуемому, или параметры, по которым возможно определить равнозначность или превосходство предлагаемого к поставке товара.

В свою очередь, отсутствие в конкурсной документации параметров определения соответствия или эквивалентности поставляемого товара не может служить основанием для отклонения поданной заявки на основании ее несоответствия требованиям такой документации.

Необходимо отметить, что пунктом 3.3. Документации о закупке предусмотрено право поставщика на разъяснение извещения и/или документации о закупке.

Согласно п. 1.2.16 Документации о закупке дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений извещения и/или документации о закупке определена с момента публикации в единой информационной системе по 25.09.2020 12:00:00 Россия, Москва (МСК).

Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев обстоятельства жалобы приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат и не нарушают Закон о закупках, Положение о закупках и не нарушают права заявителя.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ТД Зуропласт» (ИНН 7731265809, ОГРН 1157746397490) на действия АО «Алроса» (ПАО) (ИНН 1433000147, ОГРН 1021400967092) при проведении и организации аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки покрытия дорожного (мобильных плит) участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32009514008 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

 

 

 

************

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

*************

 

 

 

 

 

*************

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны