Постановление б/н П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного нак... от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 014/04/9.21-11/2024

об административном правонарушении

 

г. Якутск                                                                                                      19 февраля 2024 года  

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев материалы дела № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении в отношении  юридического лица – публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», общество), зарегистрированного в качестве юридического лица 28.11.2009, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021401047260, ИНН 1435028701, КПП 143501001, расположенного по адресу: 677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, д. 14,

у с т а н о в и л:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. А. (далее - Заявитель) (вх. № 11703-ЭП/23 от 09.11.2023), в котором сообщается о неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. ., (к.н. №. ).

По итогам рассмотрения обращения гр. А. определением о возбуждении дела № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении и проведении административного расследования 09.01.2024 главным государственным  инспектором отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в отношении ПАО «Якутскэнерго» возбуждено дело № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведено административное расследование.

По итогам административного расследования 26.01.2024 главным государственным инспектором отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в присутствии представителей ПАО «Якутскэнерго» составлен протокол об административном правонарушении  № 014/04/9.21-11/2024.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ПАО «Якутскэнерго» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещено, определение о возбуждении дела                     № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.01.2024 направлено на электронную почту inform@yakutskenergo.ru 09.01.2024, зарегистрировано обществом за входящим номером №102 от 10.01.2024;  потерпевшему гр. А.  вручено лично 09.01.2024.

12.01.2024 ПАО «Якутскэнерго» представлены истребованные определением пояснения и приложения.

Копия протокола по делу № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении от 26.01.2024 направлена ПАО «Якутскэнерго» нарочно по адресу: 677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, д. 14, зарегистрировано обществом за входящим номером № 2135 от 06.02.2024 и потерпевшему гр. А. вручено лично 26.01.2024.

Определением о назначении времени и даты рассмотрения дела                                           № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении от 08.02.2024 рассмотрение дела № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении назначено на 19 февраля 2024 года в 15 часов 00 минут (время якутское) по адресу: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 214.

Копия определения о назначении времени и даты рассмотрения дела                                   № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении от 08.02.2024 направлена ПАО «Якутскэнерго» на электронную почту inform@yakutskenergo.ru, зарегистрировано обществом за входящим номером № 2378 от 08.02.2024.

На рассмотрение дела № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении явились представители лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевший гр. А.

Представители ПАО «Якутскэнерго» отводов, ходатайств перед рассмотрением настоящего дела не заявили, поддержали пояснения, представленные обществом 12.01.2024; вину не признали, указав, что ПАО «Якутскэнерго» приняты все меры для осуществления технологического присоединения.

Потерпевший гр. А. отводов, ходатайств перед рассмотрением настоящего дела не заявил, пояснил, что претензии оставляет в силе, также он обратился                                          в ПАО «Якутскэнерго» с требованием выплатить неустойку за нарушение сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям своего объекта в размере 42 560, 00 рублей, подтвердил, что в настоящее время денежные средства за длительное осуществление подключения к электрическим сетям не получил, заявление приобщено к материалам дела. Представитель ПАО «Якутскэнерго» пояснила, что заявление гр. А. зарегистрировано обществом и в настоящее время находится на рассмотрении.

  Заслушав объяснения потерпевшего, представителей лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришел к следующим выводам.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. А., в котором сообщается о неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. --2, (к.н. № -).

Как следует из материалов настоящего дела, 27.05.2023 гр. А. обратился в ПАО «Якутскэнерго» с заявкой на присоединение к электрическим сетям электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт объекта: «земельный участок», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. -, (к.н. № -).

17.07.2023 ПАО «Якутскэнерго» направлены заявителю технические условия                                № 5023Н1406 для технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя: 10 кВт, категория надежности: III, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение: 0,38 кВ, срок оказания услуги по технологическому присоединению 30 рабочих дней к электрическим сетям ПАО «Якутскэнерго (далее – Технические условия), точка присоединения: СОТ «Речник».

17.07.2023 между гр. А. и ПАО «Якутскэнерго» заключен договор № 5023Н1406 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор) и выданы технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя: 10 кВт, категория надежности: III, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение: 0,38 кВ, срок оказания услуги по технологическому присоединению 30 рабочих дней. Оплата за осуществление технологического присоединения объекта к электрическим сетям осуществлена 18.07.2023.

19.07.2023 ПАО «Якутскэнерго» направило письмо в адрес СОТ «Речник» о присоединении объекта гр. А. к электрическим сетям товарищества.

27.07.2023 после уточнения владельца электрических сетей, расположенных возле границ земельного участка Заявителя, выданы технические условия № 5023Н1406, точка присоединения вместо СОТ «Речник» - СОТ «Маяк».

27.07.2023 ПАО «Якутскэнерго» направило письмо в адрес СОТ «Маяк» о присоединении объекта гр. А.  к электрическим сетям товарищества.

19.09.2023 ПАО «Якутскэнерго» направило в адрес Главы ГО «город Якутск» об оказании содействия в присоединении, в связи с отсутствием ответа от СОТ «Маяк».

17.11.2023 ПАО «Якутскэнерго» направило письмо в адрес Главы ГО «Жатай» об оказании содействия в решении вопроса присоединения.

16.12.2023 ПАО «Якутскэнерго» уведомило об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Якутскэнерго».

На момент направления обращения заявителя в антимонопольный орган 09.11.2023 мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям, сетевой организацией не выполнены.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Представили ПАО «Якутскэнерго» при рассмотрении настоящего дела пояснили, что после уточнения владельцев объектов электросетевого хозяйства 27.07.2023 в технических условиях внесены изменения в части точки присоединения, поскольку расстрояние по прямой от границ земельного участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства общества составляет 350 метров, а до объектов электросетевого хозяйства некоммерческого объединения – не более 15 метров. Расстояние от границ СОТ «Маяк» до объектов заявителя составляет не более 15 метров, при составлении технических условий было принято решение определить точку присоединения от сетей СНТ. Данное решение уменьшало сроки оказания услуги присоединения с 12 месяцев на 30 рабочих дней и размер платы по договору для заявителя. Причиной длительного технологического объекта Абрахова Л.С. явилось возникновение обстоятельства, независящего от сторон договора технологического присоединения, а именно отказ СОТ «Маяк» в согласовании присоединения с использованием электрических сетей товарищества. Просят прекратить дело                                   № 014/04/9.21-11/2024, также приложили письмо в адрес СОТ «Маяк» от 27.07.2023                      № 215/2539 с просьбой произвести фактическое присоединение энергопринимающих устройств гр. А. к воздушной линии электропередачи.

В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил; независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами (пункт 6 Правил № 861).

Разделом X Правил № 861 определены особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5), 13(8) и 14 Правил                      № 861.

В соответствии с абзацем 3 пункта 108 Правил № 861, результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно абзацу 1 пункта 110 Правил № 861, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением N 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя.

гр. А.., исходя из имеющихся документов, относится к категории заявителей-физических лиц, поименованных в пункте 14 Правил № 861 технологического присоединения.

Пунктом 103 Правил № 861 технологического присоединения предусмотрено, что Договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.

Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме.

Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил.

В счет на оплату технологического присоединения по договору включается плата за технологическое присоединение в полном объеме.

Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил определены главой X Правил. В силу пункта 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил № 861 технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 (2) - 13 (5) и 14 настоящих Правил                    № 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

Абзацем 2 подпункта «б» пункта Правил № 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже; расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров; отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя; от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);

Как следует из материалов дела, гр. А.. оплатил за осуществление технологического присоединения к электрическим сетям своего объекта, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. -, (к.н.№ -) от 18.07.2023 в размере 42 560, 00 рублей.

В рассматриваемой ситуации срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя определяется в соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861, и не может превышать 30 рабочих дней со дня заключения договора.

Как указано выше, технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя: 10 кВт заявителю выданы 17.07.2023, при этом Абраховым Л.С. внесена  оплата за осуществление технологического технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя от 18.07.2023, следовательно, срок исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, путем обеспечения возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и составления уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения объекта заявителя к электрическим сетям является 29.08.2023.

При этом, как следует из материалов рассмотрения административного дела уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Якутскэнерго» составлено 16.12.2023, т.е. по истечению срока исполнения обязательств 30 рабочих дней.

СОТ «Маяк» представило письменные пояснения из которых следует, что в июле 2023 гр. А.. представил письмо от ПАО «Якутскэнерго», адресованное  председателю СОТ «Речник» о необходимости провести технологическое присоединение, технические условия к письму отсутствовали. гр. А. порекомендовали обратиться в ПАО «Якутскэнерго» для уточнения сведений, приложили письмо на имя СОТ «Речник». В декабре 2023 специалист ПАО «Якутскэнерго» обратился к товариществу, что необходимо подключить объект гр. А. к электрическим сетям и направил технические условия, также в конце декабря 2023 ПАО «Якутскэнерго» осуществили технологическое присоединение собственными силами. Препятствий СОТ «Маяк» не чинил в технологическом присоединении объекта заявителя.

На основании вышеизложенного, ПАО «Якутскэнерго» в нарушение требований абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 ПАО «Якутскэнерго» нарушило сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению по заявке                      Абрахова Л.С.

Таким образом, обстоятельства неосуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. -, кад. № - к электрическим сетям в сроки установленных пунктом 16 Правил № 861 материалами настоящего дела подтверждаются.

Кроме того, обращение гр. А.. от 17.01.2024 в адрес ПАО «Якутскэнерго» с требованием выплатить неустойку за нарушение сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям своего объекта в размере 42 560, 00 рублей, в настоящее время не удовлетворено.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701) является передача электроэнергии.

Технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного рынка.

ПАО «Якутскэнерго» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности – услуги по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, постановлением ФЭК России от 19.12.1997 № 127/8 по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» и в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии и обязано соблюдать Правила № 861.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям предусмотрена административная ответственность.

Ранее постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 014/04/9.21-80/2023 Якутского УФАС России от 03.03.2023 ПАО «Якутскэнерго» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление вступило в законную силу 02.04.2023.

Учитывая изложенное, действия (бездействие) юридического лица –                                   ПАО «Якутскэнерго»  нарушают положения абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил               № 861 и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 3 статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (формы вины в виде умысла и неосторожности), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (данная позиция отражена в пункте 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях).

При осуществлении своей деятельности ПАО «Якутскэнерго» обязано было соблюдать требование норм действующего законодательства и у общества имелась возможность не нарушать положения абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861.

Однако ПАО «Якутскэнерго» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований в установленный для технологического присоединения срок.

Как установлено материалами дела обстоятельств, объективно препятствующих ПАО «Якутскэнерго» соблюсти требования абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил      № 861 не выявлено. В ходе рассмотрения дела установлено, что у ПАО «Якутскэнерго» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике.

Из имеющихся материалов дела не следует, что ПАО «Якутскэнерго» приняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения абзаца 2 подпункта «б» пункта 16, в том числе до фактического технологического присоединения 16.12.2023.

ПАО «Якутскэнерго» было обязано предпринять все необходимые меры и в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня заключения договора, выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по вышеуказанному адресу, между тем в период с 18.07.2023 по 28.08.2023 обществом направлены только запросы в адрес СОТ «Речник» 19.07.2023, СОТ «Маяк» 27.07.2023.

ПАО «Якутскэнерго» не представило доказательств невозможности соблюдения требований Правил № 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

В связи с изложенным довод представителей ПАО «Якутскэнерго» об отсутствии вины в действиях общества не может быть признан обоснованным.

На основании вышеизложенного наличие вины в действиях (бездействии) ПАО «Якутскэнерго», выразившихся в нарушении абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил                   № 861 путем нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлено.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № 014/04/9.21-11/2024 от 26.01.2024, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Место совершения административного правонарушения677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, д. 14.

Дата и время совершения административного правонарушения: 29.08.2023.

Согласно санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Ранее ПАО «Якутскэнерго» привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 014/04/9.21-80/2023 Якутского УФАС России от 03.03.2023 ПАО «Якутскэнерго» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление вступило в законную силу 02.04.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

При наличии доказательств того, что лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, до совершения данного правонарушения допускало совершение административного правонарушения, применение статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях недопустимо.

С учетом данных обстоятельств замена административного штрафа на предупреждение невозможна.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П).

Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, характер совершенного ПАО «Якутскэнерго» административного правонарушения, период осуществления технологического присоединения к сетям, должностное лицо приходит к выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей 00 коп.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не выявлено, равно как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 2.2, 3.1, 3.5, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

1. Признать ПАО «Якутскэнерго» (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, адрес юридического лица: 677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова,                               д. 14) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей 00 коп.

2. ПАО «Якутскэнерго» выдать на основании статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательное для исполнения представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 014/04/9.21-11/2024

об административном правонарушении

 

г. Якутск                                                                                                      19 февраля 2024 года  

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев материалы дела № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении в отношении  юридического лица – публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», общество), зарегистрированного в качестве юридического лица 28.11.2009, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021401047260, ИНН 1435028701, КПП 143501001, расположенного по адресу: 677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, д. 14,

у с т а н о в и л:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. А. (далее - Заявитель) (вх. № 11703-ЭП/23 от 09.11.2023), в котором сообщается о неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. ., (к.н. №. ).

По итогам рассмотрения обращения гр. А. определением о возбуждении дела № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении и проведении административного расследования 09.01.2024 главным государственным  инспектором отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в отношении ПАО «Якутскэнерго» возбуждено дело № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведено административное расследование.

По итогам административного расследования 26.01.2024 главным государственным инспектором отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в присутствии представителей ПАО «Якутскэнерго» составлен протокол об административном правонарушении  № 014/04/9.21-11/2024.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ПАО «Якутскэнерго» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещено, определение о возбуждении дела                     № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.01.2024 направлено на электронную почту inform@yakutskenergo.ru 09.01.2024, зарегистрировано обществом за входящим номером №102 от 10.01.2024;  потерпевшему гр. А.  вручено лично 09.01.2024.

12.01.2024 ПАО «Якутскэнерго» представлены истребованные определением пояснения и приложения.

Копия протокола по делу № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении от 26.01.2024 направлена ПАО «Якутскэнерго» нарочно по адресу: 677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, д. 14, зарегистрировано обществом за входящим номером № 2135 от 06.02.2024 и потерпевшему гр. А. вручено лично 26.01.2024.

Определением о назначении времени и даты рассмотрения дела                                           № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении от 08.02.2024 рассмотрение дела № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении назначено на 19 февраля 2024 года в 15 часов 00 минут (время якутское) по адресу: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 214.

Копия определения о назначении времени и даты рассмотрения дела                                   № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении от 08.02.2024 направлена ПАО «Якутскэнерго» на электронную почту inform@yakutskenergo.ru, зарегистрировано обществом за входящим номером № 2378 от 08.02.2024.

На рассмотрение дела № 014/04/9.21-11/2024 об административном правонарушении явились представители лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевший гр. А.

Представители ПАО «Якутскэнерго» отводов, ходатайств перед рассмотрением настоящего дела не заявили, поддержали пояснения, представленные обществом 12.01.2024; вину не признали, указав, что ПАО «Якутскэнерго» приняты все меры для осуществления технологического присоединения.

Потерпевший гр. А. отводов, ходатайств перед рассмотрением настоящего дела не заявил, пояснил, что претензии оставляет в силе, также он обратился                                          в ПАО «Якутскэнерго» с требованием выплатить неустойку за нарушение сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям своего объекта в размере 42 560, 00 рублей, подтвердил, что в настоящее время денежные средства за длительное осуществление подключения к электрическим сетям не получил, заявление приобщено к материалам дела. Представитель ПАО «Якутскэнерго» пояснила, что заявление гр. А. зарегистрировано обществом и в настоящее время находится на рассмотрении.

  Заслушав объяснения потерпевшего, представителей лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришел к следующим выводам.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. А., в котором сообщается о неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. --2, (к.н. № -).

Как следует из материалов настоящего дела, 27.05.2023 гр. А. обратился в ПАО «Якутскэнерго» с заявкой на присоединение к электрическим сетям электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт объекта: «земельный участок», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. -, (к.н. № -).

17.07.2023 ПАО «Якутскэнерго» направлены заявителю технические условия                                № 5023Н1406 для технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя: 10 кВт, категория надежности: III, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение: 0,38 кВ, срок оказания услуги по технологическому присоединению 30 рабочих дней к электрическим сетям ПАО «Якутскэнерго (далее – Технические условия), точка присоединения: СОТ «Речник».

17.07.2023 между гр. А. и ПАО «Якутскэнерго» заключен договор № 5023Н1406 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор) и выданы технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя: 10 кВт, категория надежности: III, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение: 0,38 кВ, срок оказания услуги по технологическому присоединению 30 рабочих дней. Оплата за осуществление технологического присоединения объекта к электрическим сетям осуществлена 18.07.2023.

19.07.2023 ПАО «Якутскэнерго» направило письмо в адрес СОТ «Речник» о присоединении объекта гр. А. к электрическим сетям товарищества.

27.07.2023 после уточнения владельца электрических сетей, расположенных возле границ земельного участка Заявителя, выданы технические условия № 5023Н1406, точка присоединения вместо СОТ «Речник» - СОТ «Маяк».

27.07.2023 ПАО «Якутскэнерго» направило письмо в адрес СОТ «Маяк» о присоединении объекта гр. А.  к электрическим сетям товарищества.

19.09.2023 ПАО «Якутскэнерго» направило в адрес Главы ГО «город Якутск» об оказании содействия в присоединении, в связи с отсутствием ответа от СОТ «Маяк».

17.11.2023 ПАО «Якутскэнерго» направило письмо в адрес Главы ГО «Жатай» об оказании содействия в решении вопроса присоединения.

16.12.2023 ПАО «Якутскэнерго» уведомило об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Якутскэнерго».

На момент направления обращения заявителя в антимонопольный орган 09.11.2023 мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям, сетевой организацией не выполнены.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Представили ПАО «Якутскэнерго» при рассмотрении настоящего дела пояснили, что после уточнения владельцев объектов электросетевого хозяйства 27.07.2023 в технических условиях внесены изменения в части точки присоединения, поскольку расстрояние по прямой от границ земельного участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства общества составляет 350 метров, а до объектов электросетевого хозяйства некоммерческого объединения – не более 15 метров. Расстояние от границ СОТ «Маяк» до объектов заявителя составляет не более 15 метров, при составлении технических условий было принято решение определить точку присоединения от сетей СНТ. Данное решение уменьшало сроки оказания услуги присоединения с 12 месяцев на 30 рабочих дней и размер платы по договору для заявителя. Причиной длительного технологического объекта Абрахова Л.С. явилось возникновение обстоятельства, независящего от сторон договора технологического присоединения, а именно отказ СОТ «Маяк» в согласовании присоединения с использованием электрических сетей товарищества. Просят прекратить дело                                   № 014/04/9.21-11/2024, также приложили письмо в адрес СОТ «Маяк» от 27.07.2023                      № 215/2539 с просьбой произвести фактическое присоединение энергопринимающих устройств гр. А. к воздушной линии электропередачи.

В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил; независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами (пункт 6 Правил № 861).

Разделом X Правил № 861 определены особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5), 13(8) и 14 Правил                      № 861.

В соответствии с абзацем 3 пункта 108 Правил № 861, результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно абзацу 1 пункта 110 Правил № 861, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением N 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя.

гр. А.., исходя из имеющихся документов, относится к категории заявителей-физических лиц, поименованных в пункте 14 Правил № 861 технологического присоединения.

Пунктом 103 Правил № 861 технологического присоединения предусмотрено, что Договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.

Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме.

Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил.

В счет на оплату технологического присоединения по договору включается плата за технологическое присоединение в полном объеме.

Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил определены главой X Правил. В силу пункта 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил № 861 технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 (2) - 13 (5) и 14 настоящих Правил                    № 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

Абзацем 2 подпункта «б» пункта Правил № 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже; расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров; отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя; от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);

Как следует из материалов дела, гр. А.. оплатил за осуществление технологического присоединения к электрическим сетям своего объекта, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. -, (к.н.№ -) от 18.07.2023 в размере 42 560, 00 рублей.

В рассматриваемой ситуации срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя определяется в соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861, и не может превышать 30 рабочих дней со дня заключения договора.

Как указано выше, технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя: 10 кВт заявителю выданы 17.07.2023, при этом Абраховым Л.С. внесена  оплата за осуществление технологического технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя от 18.07.2023, следовательно, срок исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, путем обеспечения возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и составления уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения объекта заявителя к электрическим сетям является 29.08.2023.

При этом, как следует из материалов рассмотрения административного дела уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Якутскэнерго» составлено 16.12.2023, т.е. по истечению срока исполнения обязательств 30 рабочих дней.

СОТ «Маяк» представило письменные пояснения из которых следует, что в июле 2023 гр. А.. представил письмо от ПАО «Якутскэнерго», адресованное  председателю СОТ «Речник» о необходимости провести технологическое присоединение, технические условия к письму отсутствовали. гр. А. порекомендовали обратиться в ПАО «Якутскэнерго» для уточнения сведений, приложили письмо на имя СОТ «Речник». В декабре 2023 специалист ПАО «Якутскэнерго» обратился к товариществу, что необходимо подключить объект гр. А. к электрическим сетям и направил технические условия, также в конце декабря 2023 ПАО «Якутскэнерго» осуществили технологическое присоединение собственными силами. Препятствий СОТ «Маяк» не чинил в технологическом присоединении объекта заявителя.

На основании вышеизложенного, ПАО «Якутскэнерго» в нарушение требований абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 ПАО «Якутскэнерго» нарушило сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению по заявке                      Абрахова Л.С.

Таким образом, обстоятельства неосуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Жатай, СОТ «Маяк», уч. -, кад. № - к электрическим сетям в сроки установленных пунктом 16 Правил № 861 материалами настоящего дела подтверждаются.

Кроме того, обращение гр. А.. от 17.01.2024 в адрес ПАО «Якутскэнерго» с требованием выплатить неустойку за нарушение сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям своего объекта в размере 42 560, 00 рублей, в настоящее время не удовлетворено.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701) является передача электроэнергии.

Технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного рынка.

ПАО «Якутскэнерго» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности – услуги по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, постановлением ФЭК России от 19.12.1997 № 127/8 по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» и в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии и обязано соблюдать Правила № 861.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям предусмотрена административная ответственность.

Ранее постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 014/04/9.21-80/2023 Якутского УФАС России от 03.03.2023 ПАО «Якутскэнерго» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление вступило в законную силу 02.04.2023.

Учитывая изложенное, действия (бездействие) юридического лица –                                   ПАО «Якутскэнерго»  нарушают положения абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил               № 861 и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 3 статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (формы вины в виде умысла и неосторожности), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (данная позиция отражена в пункте 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях).

При осуществлении своей деятельности ПАО «Якутскэнерго» обязано было соблюдать требование норм действующего законодательства и у общества имелась возможность не нарушать положения абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861.

Однако ПАО «Якутскэнерго» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований в установленный для технологического присоединения срок.

Как установлено материалами дела обстоятельств, объективно препятствующих ПАО «Якутскэнерго» соблюсти требования абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил      № 861 не выявлено. В ходе рассмотрения дела установлено, что у ПАО «Якутскэнерго» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике.

Из имеющихся материалов дела не следует, что ПАО «Якутскэнерго» приняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения абзаца 2 подпункта «б» пункта 16, в том числе до фактического технологического присоединения 16.12.2023.

ПАО «Якутскэнерго» было обязано предпринять все необходимые меры и в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня заключения договора, выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по вышеуказанному адресу, между тем в период с 18.07.2023 по 28.08.2023 обществом направлены только запросы в адрес СОТ «Речник» 19.07.2023, СОТ «Маяк» 27.07.2023.

ПАО «Якутскэнерго» не представило доказательств невозможности соблюдения требований Правил № 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

В связи с изложенным довод представителей ПАО «Якутскэнерго» об отсутствии вины в действиях общества не может быть признан обоснованным.

На основании вышеизложенного наличие вины в действиях (бездействии) ПАО «Якутскэнерго», выразившихся в нарушении абзаца 2 подпункта «б» пункта 16 Правил                   № 861 путем нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлено.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № 014/04/9.21-11/2024 от 26.01.2024, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Место совершения административного правонарушения677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, д. 14.

Дата и время совершения административного правонарушения: 29.08.2023.

Согласно санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Ранее ПАО «Якутскэнерго» привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 014/04/9.21-80/2023 Якутского УФАС России от 03.03.2023 ПАО «Якутскэнерго» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление вступило в законную силу 02.04.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

При наличии доказательств того, что лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, до совершения данного правонарушения допускало совершение административного правонарушения, применение статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях недопустимо.

С учетом данных обстоятельств замена административного штрафа на предупреждение невозможна.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П).

Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, характер совершенного ПАО «Якутскэнерго» административного правонарушения, период осуществления технологического присоединения к сетям, должностное лицо приходит к выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей 00 коп.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не выявлено, равно как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 2.2, 3.1, 3.5, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

1. Признать ПАО «Якутскэнерго» (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, адрес юридического лица: 677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова,                               д. 14) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей 00 коп.

2. ПАО «Якутскэнерго» выдать на основании статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательное для исполнения представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны