Решение №430 Решение по жалобе №014/07/3-430/2021 от 31 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/07/3-430/2021

г. Якутск «31» марта 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 – временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

 – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

 – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), члена Комиссии,

в присутствии посредством сервиса web-видеоконференцсвязи:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «ЧЕТРА» 

при участии от ответчика муниципального унитарного предприятия Алданского района «Алданские пассажирские перевозки» 

рассмотрев жалобу от 23.03.2021 г. (вх. №2250э) ООО «ЧЕТРА» на действия заказчика МУП «Алданские пассажирские перевозки» при проведении и организации тендера в электронной форме на поставку бульдозера (извещение №32110089517 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба 23.03.2021 г. (вх. №2250э) ООО «ЧЕТРА» на действия заказчика МУП Алданского района «Алданские пассажирские перевозки» при проведении и организации тендера в электронной форме на поставку бульдозера (извещение №32110089517 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru)

Заявитель в жалобе указал следующие доводы:

«1. Нарушения Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».

Согласно постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» утвержден перечень промышленных товаров и их минимальные доли закупок от совокупного годового объема закупок таких товаров. Положения указанного постановления применяются к закупкам, осуществляемым с 01.01.2021г.

По коду ОКПД2 28.92.21 «Бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом» установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения в размере 90% утвержденного годового объема. Согласно опубликованного Заказчиком плана закупок (в ред. от 16.03.2021) в плане закупок предусмотрена закупка 1 ед. бульдозера по коду ОКПД 2 28.92.21.

Учитывая, что Заказчиком в ТЗ указан бульдозер импортного производства Shantui SD26, обращаем Ваше внимание, что для исполнения требований ФЗ №223-ФЗ Заказчику необходимо в плане закупок товаров, работ, услуг в текущем году утвердить, и в дальнейшем приобрести продукции по коду ОКПД 2 28.92.21 на сумму не менее 9-кратного объема текущей закупки (15 139 594,25 руб.), на сумму 136 256 348,25 руб.

В настоящее время в плане закупок Заказчика не предусмотрено приобретение продукции по коду ОКПД 2 28.92.21 в объеме, позволяющем считать действия Заказчика соответствующим требования ФЗ №223-ФЗ.

2. Ограничение числа участников

В п. 3 Приложения 1 к Извещению «Требования к объекту закупки» поставщиком указано место поставки - 678900 Республика Саха (Якутия), г. Алдан, пер. Металлистов, д. 3.

В п. 4 Приложения 1 к Извещению «Требования к объекту закупки» поставщиком указан срок поставки товара – 5 календарных дней с даты подписания Договора.

При этом Заказчиком не обоснован столь короткий срок поставки в труднодоступный удаленный с точки зрения логистики район.

Заказчиком не указано и не подтверждено, что закупка осуществляется вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций

Надлежащим образом исполнить договор без нарушения сроков поставки может только поставщик, заблаговременно получивший информацию о проведении процедуры и доставивший продукцию на склад в г. Алдан.

Указанное требование технического задания, прописанного Заказчиком, имеет признаки нарушения целей и принципов, установленные ст. 1, 3 ФЗ №223-ФЗ.

Заказчиком используются способы ограничения конкуренции, противоречащие п.8. ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условия.

3. Нарушение требований к договору

Согласно п. 5.2 ст. 3 ФЗ №223-ФЗ при осуществлении закупок товаров в договор включается информация о стране происхождения.

Заказчиком в опубликованном в составе документации проекте договора поставки отсутствует указание на обязательность предоставления сведений о стране происхождения бульдозера. В прилагаемых приложениях отсутствуют поля для заполнения данных сведений, отсутствует ссылка на обязательность предоставления указанной информации.

Считаем, что проект договора, представленный к закупочной документации, не соответствует требованиям ФЗ №223-ФЗ в части предоставления сведений о стране происхождения товара.

На рынке Российской Федерации представлены несколько промышленных бульдозеров требуемого класса импортного и отечественного производства, имеющих схожие характеристики по производительности, эксплуатационным характеристикам запрашиваемому Заказчиком Shantui SD26.»

ООО «ЧЕТРА» направил запрос разъяснений от 19.03.2021 и считает, что Заказчик ответом на запрос от 22.03.20121 только подтверждает наличие ограничений конкуренции, не дает ответ по сути направленного запроса.

ООО «ЧЕТРА» просит приостановит закупку и признать жалобу обоснованной.

МУП «Алданские пассажирские перевозки» предоставило письменное возражение на жалобу ООО «ЧЕТРА» (вх. №2521 от 30.03.2021г.) в котором просят признать жалобу необоснованной.

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы было назначено на «13» февраля 2020 г. в 16 час. 15 мин.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются специальными по отношению к Закону о защите конкуренции.

Таким образом, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон №223-ФЗ), согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях.

В соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, жалоба ООО «ЧЕТРА» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы пришла к выводу о признании жалобы ООО «ЧЕТРА» необоснованной по следующим основаниям.

17.03.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение №32110089517 о проведении открытого тендера в электронной форме (неконкурентный способ закупки).

Организатором закупки является МУП Алданского района «Алданские пассажирские перевозки»

Предмет закупки: приобретение бульдозера Shantui, модель SD 26

Дата начала срока подачи заявок: 17.03.2021

Дата окончания подачи заявок: 23.03.2021

Дата подведения итогов: 24.03.2021

Из части 2 статьи 3 Закона о закупках следует, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений указанного выше Федерального закона.

В части 3.2 статьи 3 Закона о закупках указано, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Закупочную деятельность Заказчика регламентирует Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Алданские пассажирские перевозки» (утв. приказом №57 от 20.05.2020 г.)

Как указано в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом тендере в электронной форме №2009711 к участию в открытом тендере в электронной форме допущена только одна заявка. В связи с этим, открытый тендер в электронной форме признан несостоявшимся на основании пункта 24.4.4. Положения о закупках для нужд МУП «Алданские пассажирские перевозки». Договор заключен с единственным заявка которого признана соответствующей требованиям – ЗАО «Техсервис».

Из содержания жалобы Заявителя следует, что в плане закупок Заказчика не предусмотрено приобретение бульдозеров и бульдозеров с поворотным отвалом (ОКПД 2 28.92.21), согласно Постановлению Правительству РФ от 03.12.2020 №2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее – Постановление №2013) также, Заявитель указывает, что Заказчик ограничил число участников путем установления короткого срока доставки товара.

Согласно приложению к Постановлению №2013 по коду ОКПД 2 28.92.21 «Бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом» минимальная доля закупок товаров российского происхождения установлена в размере 90% утвержденного годового объема.

План закупки - это документ, содержащий сведения о процедурах, запланированных заказчиком, сроках их проведения, предмете, форме и способах закупки.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона о закупках, Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Согласно части 5.1 ст.3 Закона о закупках договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Из пояснений Заказчика следует, что 22 февраля на автодороге Томмот-Ыллымах, в связи с сильными и длительными морозами в текущем зимнем периоде, на 6 участках дороги общей протяжённостью около 5 км образовались наледи. Поселок Ыллымах остается без постоянного проезда жизнеобеспечивающих служб. В связи с этим, комиссией в составе С. –  Ж. –  А.-  были составлены акты визуального обследования технического состояния автомобильной дороги г. Томмот – с. Ыллымах от 24.02.2021 г. и 10.03.2021 г.

Таким образом, неконкурентный способ закупки и короткие сроки поставки товара были выбраны Заказчиком по причине исключительного случая в потребности в закупке вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.

Доводы заявителя о том, что в нарушение п.5.2 ст.3 Закона о закупках в опубликованном в составе документации проекте договора поставки Заказчика отсутствует указание на обязательность предоставления сведений о стране происхождения бульдозера, признаны необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч. 5.2. ст. 3 Закона о закупках при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении включается информация о стране происхождения товара.

Таким образом, информация о стране происхождения товара может быть включена в договор при его непосредственном заключении.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЧЕТРА» (ИНН 2130007530, ОГРН 1062130012009) на действия заказчика МУП Алданского района «Алданские пассажирские перевозки» (ИНН 1402014118 ОГРН 1031400019353) при проведении и организации тендера в электронной форме на поставку бульдозера (извещение №32110089517 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru) – необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны