Решение №02-13 /13А Решение по делу №02-13 /13А о нарушении антимонопольного за... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №02-13 /13А о нарушении антимонопольного законодательства

 

г.Якутск                                                              резолютивная часть оглашена 21 марта 2013г.

изготовлено в полном объеме 28 марта 2013г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ярыгиной О.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Дураевой Н.С. – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Анквич Т.П. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии:

От ответчика - Министерства образования Республики Саха (Якутия) <…>, по доверенности, <…> по доверенности. 

От заинтересованного лица – ЧОУ «Авторская основанная общеобразовательная школа Говоров А.И. – Будищевой Н.Н.»  директор  <…>

рассмотрев дело №02-13/13А возбужденное по признакам нарушения Министерством  образования Республики Саха (Якутия) (677000, г. Якутск, пр. Ленина, 30) пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции»

 

у с т а н о в и л а:

 

14 февраля 2013г. в Управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление Министерства образования Республики Саха (Якутия) о даче согласия на предоставление государственной преференции Частному образовательному учреждению «Авторская основная общеобразовательная школа Говоровой А.И. – Будищевой Н.Н.» г. Якутск, Республики Саха (Якутия), с целью развития образования и науки, путем передачи субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 352 000, 00 рублей.

В ходе рассмотрения заявления, установлено, что вместо проекта акта о предоставлении государственной преференции приложен утвержденный министром <…> приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2012г. №01-16/5653 «Об увеличении субсидии негосударственным общеобразовательным учреждениям на повышение заработной платы работников административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, непосредственно связанных с образовательным процессом в рамках установленного государственного задания в 2012 году» с приложением «Распределение средств субсидии негосударственным образовательным учреждениям на повышение заработной платы работников в 2012г.»:

  1. Негосударственное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» г. Якутск, Республики Саха (Якутия) в размере 340 000,00 рублей;
  2. Частное общеобразовательное учреждение «Авторская основная общеобразовательная школа Говоровой А.И. – Будищевой Н.Н.» г. Якутск, Республики Саха (Якутия) в размере 352 000,00 руб.   
  3. Автономная общеобразовательная некоммерческая организация  «Гуманитарный лицей» г. Якутск, Республики Саха (Якутия) в размере 756 000,00 руб.
  4. Негосударственное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия во имя Святого Иннокентия митрополита Московского» г. Мирный, Республики Саха (Якутия) в размере 468 000, 00  рублей;

ИТОГО: 1 916 000, 00 рублей.

Приказом №19 Якутского УФАС России от 15.03.2013г. возбуждено дело по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

На рассмотрении дела представители Министерства образования Республики Саха (Якутия)  вменяемое нарушение не признают, считают, что 19 декабря 2012 г. за №08-11/1161 с их стороны было направлено уведомление «Об увеличении субсидии негосударственным образовательным учреждениям на повышение заработной платы в 2012 году». В связи с этим считают, что поскольку они ранее получали согласие на вышеуказанных лиц, должны были только уведомить об увеличении субсидии.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив представленные документы, пояснения и доводы лиц участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно ч.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Ст. 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен порядок предоставления государственной преференции.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеющий намерение предоставить государственную преференцию подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции, к указанному заявлению прилагаются обязательные документы в соответствии с п.1-6 ч.1 ст.20 Закона О защите конкуренции, в том числе проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества. 

Антимонопольный орган рассматривает представленное заявление и по результатам рассмотрения принимает одно из указанных в п. 1-4 ч.3 ст. 20 Закона О защите конкуренции решений: о даче согласия, об отказе, о продлении сроков рассмотрения заявления, о даче согласия на предоставление преференции  с введением ограничений.

14 февраля 2013г. в Управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление Министерства образования Республики Саха (Якутия) о даче согласия на предоставление государственной преференции Частному образовательному учреждению «Авторская основная общеобразовательная школа Говоровой А.И. – Будищевой Н.Н.» г. Якутск, Республики Саха (Якутия), с целью развития образования и науки, путем передачи субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 352 000, 00 рублей.

Вместо проекта акта о предоставлении государственной преференции приложен утвержденный министром <…> приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2012г. №01-16/5653 «Об увеличении субсидии негосударственным общеобразовательным учреждениям на повышение заработной платы работников административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, непосредственно связанных с образовательным процессом в рамках установленного государственного задания в 2012 году».

В ходе рассмотрения дела установлено, что по платежному поручению №8007 от 21.12.2012 Министерством образования Республики Саха (Якутия) перечислены средства в размере 352 000, 00 рублей на счет ЧОУ «Авторская основанная школа Говоровой А.И.- Будищевой Н.Н.».

Комиссией антимонопольного органа установлено, что под исключения когда предварительное согласие антимонопольного органа не требуется, которые перечислены в части 3, ст. 19 Закона О защите конкуренции данный случай не подпадает. Кроме того, не подпадает под исключение установленное п.5 ч. 4 статьи 19 Закона О защите конкуренции -предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка. Поскольку из материалов дела установлено, что Министерство образования Республики Саха (Якутия) предоставило субсидии только четырем вышеуказанным в приказе хозяйствующим субъектам. При этом на территории Республики Саха (Якутия) осуществляют образовательную деятельность в соответствии лицензией на право ведения, образовательной деятельности по общеобразовательному направлению образовательной программы (вид образовательной программы - основная) всего 8 образовательных учреждений:

  1. Негосударственное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия во имя  Святого Иннокентия митрополита Московского» г. Мирный, Республики Саха (Якутия) СЯ №000025;
  2. Негосударственное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» г. Якутск, Республики Саха (Якутия) СЯ №000957;
  3. Автономной общеобразовательной некоммерческой организации «Гуманитарный лицей» г.Якутск, Республики Саха (Якутия) А №076415;
  4. Частное общеобразовательное учреждение «Авторская основная общеобразовательная школа Говоровой А.И. – Будищевой Н.Н.» г. Якутск, Республики Саха (Якутия) СЯ №002726;
  5. Негосударственное общеобразовательное учреждение Частная средняя общеобразовательная школа «Личность» СЯ №001016;
  6. Негосударственное образовательное учреждение «Байкальский лицей»;
  7. Негосударственное общеобразовательное учреждение «Классическая гимназия имени Иннокентия Московского» г. Якутск;
  8. Негосударственное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад «Туймаада».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что предоставление субсидий Министерством образования Республики Саха (Якутия) негосударственным образовательным учреждениям по приказу Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 19.12.2012г.№01-16/5653 «Об увеличении субсидии негосударственным общеобразовательным учреждениям на повышение заработной платы работников административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, непосредственно связанных с образовательным процессом в рамках установленного государственного задания в 2012 году» подпадает под понятие государственная преференция.

Министерство образования Республики Саха (Якутия) представило также довод, что иные участники рынка, которым не предоставлялась субсидия в 2012г. не имеют аккредитации, в связи с этим не могут претендовать на получение субсидии.

Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что НОУ «Начальная школа – детский сад» не имея аккредитацию, получала субсидию. А негосударственное общеобразовательное учреждение Частная средняя общеобразовательная школа «Личность» имея аккредитацию не получала субсидию в 2012г.

При этом довод Министерства образования Республики Саха (Якутия) о том, что остальные негосударственные образовательные учреждения не обращались с заявлением о получении субсидии отклоняется в связи со следующим.

Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Порядок предоставления субсидий негосударственным образовательным учреждениям установлен Постановление Правительства РС(Я) от 26.07.2010 N 329 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) негосударственным образовательным организациям на осуществление деятельности по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях".

Согласно п.2 вышеуказанных Правил субсидии предоставляются негосударственным образовательным организациям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения нормативных затрат на оказание ими услуг физическим и (или) юридическим лицам при выполнении государственного задания. Пунктом 4 установлены требования для получателей субсидии, в том числе указано наличие аккредитации.

В вышеуказанных Правилах не установлен заявительный порядок получения субсидий. Кроме того Министерство образования Республики Саха (Якутия) в обоснование своих доводов не представило доказательств направления писем в адрес иных негосударственных образовательных учреждений, которые могли бы претендовать на получение субсидии из бюджета Республики Саха (Якутия).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Министерством образования Республики Саха (Якутия) созданы неравные условия для получение государственной поддержки в виде субсидии, для участников рынка предоставления образовательных услуг, что в том числе не способствует развитию конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

Довод Министерства образования Республики Саха (Якутия) о том, что письмом от 19 декабря 2012г. за №08-11/1161 было направлено уведомление Об увеличении субсидии негосударственным образовательным учреждениям на повышение заработной платы в 2012г. году,а не заявление о даче согласия на предоставление преференции несостоятелен, в связи со следующим.

Статьей 23 Закона О защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень полномочий, которые осуществляет антимонопольный орган, в связи с этим антимонопольный орган не уполномочен рассматривать уведомления от органов государственной власти об увеличении субсидий.

В рамках полномочий установленных Федеральным законом О защите конкуренции Якутское УФАС России направило ответ о том, что предоставление субсидий подпадает под понятие государственная преференция и необходимо направить заявление в соответствии с требованиями установленными ст. 19, 20 Закона О защите конкуренции.

При этом вышеуказанный довод не опровергает соблюдение порядка предоставления государственной преференции, поскольку ранее выданное решение УФАС по РС(Я) по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной преференции ЧОУ «Авторская основная общеобразовательная школа Говоровой А.И. – Будищевой Н.Н.»от 19.03.2012г. исх. №02/1012 давалось на определенную сумму - 3 019 000 руб.

Таким образом, дополнительная субсидия из бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 352 000, 00 рублей переданная ЧОУ «Авторская основная общеобразовательная школа Говоровой А.И. – Будищевой Н.Н.»по приказу Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2012г. №01-16/5653 «Об увеличении субсидии негосударственным общеобразовательным учреждениям на повышение заработной платы работников административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, непосредственно связанных с образовательным процессом в рамках установленного государственного задания в 2012 году» никак не может рассматриваться как ранее предоставленная государственная преференция.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается- предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Министерства образования Республики Саха (Якутия), по предоставлению государственной преференции без согласования антимонопольного органа Частному образовательному учреждению «Авторская основная общеобразовательная школа Говоровой А.И. – Будищевой Н.Н.» г. Якутск, Республики Саха (Якутия), с целью развития образования и науки, путем передачи субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 352 000, 00 рублей, по приказу Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2012г. №01-16/5653 «Об увеличении субсидии негосударственным общеобразовательным учреждениям на повышение заработной платы работников административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, непосредственно связанных с образовательным процессом в рамках установленного государственного задания в 2012 году», образуют состав нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с тем, что переданные средства использованы на оплату заработной платы работников негосударственных образовательных учреждений непосредственно связанных с образовательным процессом, Комиссия решила не выдавать предписание о принятии мер по возврату средств.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

  1. Признать Министерство образования Республики Саха (Якутия) по делу №02-13/13А нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» -   предоставление государственной преференции без согласования антимонопольного органа Частному образовательному учреждению «Авторская основная общеобразовательная школа Говоровой А.И. – Будищевой Н.Н.»,с целью развития образования и науки, путем передачи субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 352 000, 00 рублей.
  2.  Выдать Министерству образования Республики Саха (Якутия) предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                                   О.А.Ярыгина

 

Члены комиссии:                                                                                                                 Н.С.Дураева

 

Т.П.Анквич

 

 

 

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны