Решение №№ 014/07/3.2-748/2020 1. Признать жалобу ООО «РНК» на действия (бездействие) заказ... от 9 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Айхальское предприятие жилищного хозяйства»

678190, РС (Я), Мирнинский р-он, п.Айхал, ул. Промышленная, д. 11

mupapzhh@mupapzhh.ru.

ООО «РНК»

625023, г. Тюмень, ул. Пржевальского,

д. 33, корп.1, офис 24,

info@rnk72.ru.

РЕШЕНИЕ № 014/07/3.2-748/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 09 апреля 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...>– заместителя начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

в отсутствие:

заявителя общества с ограниченной ответственностью «РНК» (далее – ООО «РНК», заявитель), представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие от 03.04.2020 исх.№РНК-21 (вх. №3481э от 06.04.2020) ;

заказчика, муниципального унитарного предприятия «Айхальское предприятие жилищного хозяйства», представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие от 26.03.2020 №205 (вх. №3205э от 26.03.2020) (далее – МУП «Айхальское предприятие жилищного хозяйства»),

рассмотрев жалобу ООО «РНК» на действия (бездействие) заказчика МУП «Айхальское предприятие жилищного хозяйства» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению испытаний электропроводки, замеров сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств жилых домов п. Айхал МУП «АПЖХ» (извещение № 32008956763), нарушающие Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «РНК» на действия (бездействие) заказчика МУП «Айхальское предприятие жилищного хозяйства» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению испытаний электропроводки, замеров сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств жилых домов п. Айхал МУП «АПЖХ» (извещение № 32008956763), нарушающие законодательство о закупках.

Согласно доводу заявителя, по условию, указанному в пункте 10 извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению испытаний электропроводки, замеров сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств жилых домов п. Айхал МУП «АПЖХ», заявителем ООО «РНК» были переведены денежные средства в размере 110 304 (ста десяти тысяч триста четырех) рублей на специальный счет, открытый в ПАО «Сбербанк». Однако в момент формирования и подачи заявки было выявлено, что оператор электронной площадки не имеет права блокировать денежные средства на специальном счете, открытом в уполномоченном банке, поскольку в данной закупке не установлено требование участия в ней только субъектов малого и среднего предпринимательства. Заявитель считает, что извещение о закупке заказчика противоречит регламенту работы электронной площадки, полагает что данные действия со стороны заказчика недопустимы.

Из письменных пояснений заказчика следует, что заказчик с жалобой согласен.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы ООО «РНК» обоснованной.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статье (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

МУП «Айхальское предприятие жилищного хозяйства» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МУП «Айхальское предприятие жилищного хозяйства», утвержденном директором В.Н. Курявым 17.12.2018 года (далее – Положение).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 18 которого под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

05.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32008956763 о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению испытаний электропроводки, замеров сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств жилых домов п. Айхал МУП «АПЖХ», документация о закупке, утвержденная директором В.Н. Курявым, а также проект договора. Начальная (максимальная) цена договора: 5 515 200,00 российский рубль;

24.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол №5/2020-Р рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 24.03.2020;

30.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол №7/2020-И подведения итогов на участие в открытом аукционе от 30.03.2020.

В соответствии с пунктом 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Пунктом 10 извещения о закупке установлено следующее:

«10. Обеспечение заявки: требуется, 2% от НМЦК 110 304 (сто десять тысяч триста четыре) рубля 00 копеек. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в уполномоченных банках».

Статья 3.4 Закона о закупках регулирует особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3.4 Закона о закупках, при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - специальный банковский счет).

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, использование участниками закупок специальных счетов, открытых в банках, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 №1451-р, осуществляется исключительно в отношении конкурентных процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Как следует из извещения и закупочной документации рассматриваемой закупки, а также информации из сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, рассматриваемая закупка не проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оператором торговой площадки, организующей процедуру приема заявок по рассматриваемой закупке, является ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Согласно «Памятке участника в торговой секции по 223-ФЗ», размещенной на официальном сайте ЗАО «Сбербанк-АСТ» по ссылке https://utp.sberbank-ast.ru/Trade/Notice/55/Instruktsii, использование специального счета возможно только в процедурах закупок, проводимых для субъектов малого и среднего предпринимательства. По иным типам процедур, специальный счет не применяется. Денежные средства в размере обеспечения заявки, установленного в извещении, блокируются на лицевом счете участника на универсальной торговой площадке при подаче заявки.

ООО «РНК», в соответствии с требованиями заказчика, установленными в пункте 10 извещения, перевело денежные средства в размере 113 000 (ста тринадцати тысяч) рублей 00 копеек на специальный счет, открытый в ПАО «Сбербанк», что подтверждается платежным поручением №43 от 16.03.2020, выданное Тюменским отделением №29 ПАО «Сбербанк».

Как следствие, заявка ООО «РНК» не была принята в обработку оператором электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что в данном случае денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в закупке, должны быть переведены на лицевой счет участника, открытый в электронной торговой площадке «Сбербанк АСТ». Требование заказчика, установленное в пункте 10 извещения о внесении участниками закупки денежных средств, предназначенных для обеспечения заявок, на специальный счет, открытый в уполномоченном банке, противоречит части 25 статьи 3.2, части 13 статьи 3.4 Закона о закупках, цели Закона о закупках в части расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «РНК» на действия (бездействие) заказчика МУП «Айхальское предприятие жилищного хозяйства» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению испытаний электропроводки, замеров сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств жилых домов п. Айхал МУП «АПЖХ» (извещение № 32008956763) обоснованной.
  2. Признать заказчика МУП «Айхальское предприятие жилищного хозяйства» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 25 статьи 3.2, часть 13 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику МУП «Айхальское предприятие жилищного хозяйства» предписание об устранении допущенного нарушения.

4. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

  <...> 

Члены комиссии:

   <...> <...> 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны