Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы от 29 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-403/2021

 

г. Якутск                                                                                       «29» марта 2021 года

                                                             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – Временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – главного государственного иснпектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – директора ООО «Профснаб» (Решение №3 от 10.01.2020 г.);

*** – представителя Заказчика по доверенности №02/21-юр от 12.01.2021 г.

Рассмотрев жалобу №014/07/3-304/2021 Общества с ограниченной ответственностью «Профснаб» (далее – Заявитель) на действия (бездействия) Акционерного общества «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (далее – Заказчик) при проведении и организации запроса котировок в электронной форме,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 18 марта 2021 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Профснаб» на действия (бездействия) Акционерного общества «Авиакомпания «Полярные авиалинии» при проведении и организации проведении и организации запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора приобретения авиационных масел и смазок (ВО-12, СМ-50/50, СМ-9) для нужд АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (далее – Закупка) (извещение №32110024063 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«25.02.2021г. г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 32110024063 о Запросе котировок «Приобретение авиационных масел и смазок (BO-12, CM-50/50, CM-9), для нужд АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии»»

Дата начала подачи заявок на участие в открытом запросе: 25.02.2021 (МСК+6).

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика)

10.03.2021 в 12:00 (МСК+6)

Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика 10.03.2021 (МСК+6)

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре №32110024063 от 16.03.2021г. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОФСНАБ" не допущен к процедуре в виду Несоответствие участника закупки требованиям документации (в составе заявки у участника отсутствуют паспорта качества на поставляемую продукцию, требуемые в соответствии с техническим заданием).

участником было предоставлено письмо от производителя заявленных масел, что производитель- ООО НПП Квалитет Авиа обязуется отгрузить заявленную продукцию для ООО «Профснаб». Данных гарантий от производителя не предоставил не один участник процедуры закупки.

В соответствии с п.6 ст.3 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В данной закупке имеется факт предъявления требований к участникам закупки, к предмету закупки, осуществлена оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, ограничивающие конкуренцию, нарушающие принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки, предусмотренные ст.3 Закона о закупках.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются Конституцией РФ, гражданский кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запросе котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запросе предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений, или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии с п. 6 ст. 3, Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В итоге, Заказчик отказал ООО «Профснаб» в допуске к участию в закупке, в связи с тем, своими действиями Заказчик ограничил возможность участия в закупке нескольких поставщиков, в том числе и Заявителя.

Дополнительно прошу учесть, что допущенная компания Континент ИНН 5259097454, является в реестре недобросовестных поставщиков как уклонившееся от заключения договора поставки. Протокол № 574-03 от 12.01.2021г. www.223etp.zakazrf.ru

На основании вышеизложенного,

Просим:

1.           Признать жалобу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Профснаб» - обоснованной.

2.           Выдать обязательное к исполнению предписание на устранение нарушений норм Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».»

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (3-я редакция (Утверждено решением Совета директоров Акционерного общества «авиакомпания «Полярные авиалинии» (протокол №7 от 26.12.2018) (далее – Положение о закупках).

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 25 февраля 2021 года Акционерным обществом «Авиакомпания «Полярные Авиалинии» опубликовано извещение №32110024063 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора приобретения авиационных масел и смазок (ВО-12, СМ-50/50, СМ-9) для нужд АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» и Документация по закупке.

Заказчиком запроса котировок выступает Акционерное общество «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (677014, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Жуковского, дом 10);

Предмет договора: «Приобретение авиационных масел и смазок (BO-12, CM-50/50, CM-9), для нужд АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии»»;

Дата опубликования извещения о проведении закупки: 25.02.2021 г. (в текущей редакции 03.03.2021 г.);

Номер извещения: 32110024063;

Начальная (максимальная) цена договора: 1 495 419 (один миллион четыреста девяносто пять тысяч четыреста девятнадцать) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20%;

Дата начала срока подачи заявок - 25.02.2021 (МСК+6);

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика): - 10.03.2021 в 12:00 (МСК+6);

Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) – 10.03.2021 (МСК +6);

Дата подведения итогов: 12.03.2021 (МСК+6).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре 32110024063 от 16.03.2021 по окончании срока подачи заявок до 10 марта 2021 г. было подано 4 (четыре) заявки от участников (1 заявка отозвана):

- Заявка ООО «Солярис»;

- Заявка ООО «МСК-Поволжье»;

- Заявка ООО «Континент»;

- Заявка ООО «Профснаб».

Комиссия рассмотрела заявки участников процедуры на соответствие требованиям, установленным документацией, и приняла решение о недопуске заявок ООО «Солярис» и ООО «Профснаб».

Заявка ООО «Профснаб» была отклонена по следующим основаниям: «Несоответствие участника закупки требованиям документации (в составе заявки у участника отсутствуют паспорта качества на поставляемую продукцию, требуемые в соответствии с техническим заданием)».

В поданной жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика в части необоснованного отклонения заявки от дальнейшего участия в процедуре закупки, по причине не предоставления паспорта качества на поставляемую продукцию, требуемые в соответствии с техническим заданием, по мнению Заявителя, Заказчик своими действиями ограничил возможность участия в закупке нескольких поставщиков, в том числе и Заявителя.

Заказчик представил в антимонопольный орган необходимые для рассмотрения материалы, возражение по жалобе заявителя, в которых указал, что заявка участника была отклонена правомерно, а закупка проведена с учетом действующего законодательства.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Так, в пункте 9 Информационной карты запроса котировок заказчиком установлено, что заявка на участие в запросе ценовых котировок должна быть подготовлена по форме заявки и технического задания, с учетом всех требований закупочной документации.

Пунктом 10 Информационной карты запроса котировок закреплено, что заявка, не отвечающая требованиям пункта 13.1 Закупочной документации, пункт 9 и пункт 13 информационной карты не допускается к рассмотрению, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника требованиям технического задания.

Приложение №2 Документации о закупке содержит в себе требования к предмету закупки (Масло ВО-12, Маслосмесь СМ-50/50, СМ-9) по качеству и иметь паспорт качества с отметкой ОТК и ВП МО РФ (аккредитованными на предприятии изготовителя). Товар должен соответствовать документам, подтверждающим качество и сопровождаться при отгрузке оригиналами удостоверения военного представителя и оригиналом паспорта (либо копией паспорта, заверенной синей печатью завода-изготовителя), а также копией паспорта, заверенной синей печатью Поставщика на всю поставляемую продукцию. Вышеперечисленные документы должны прилагаться участником конкурентной закупки к представляемой документации.

При этом, Заказчиком не предоставлено право представить в составе заявки иные документы, свидетельствующие о соответствии товара (например, письмо производителя либо иной документ).

ООО «Профснаб» в составе заявки предоставил письмо от производителя заваленных масел №949 от 10 ноября 2020 года, согласно которому ООО «Профснаб» является торговым партнёром ООО «НПП Квалитет», по поставке масел производства данного предприятия и уполномочена вести переговоры по поставке масел производства ООО «НПП Квалитет» и поставлять вышеуказанную продукцию потребителям в случае выигрыша ООО «Профснаб» конкурсов либо заключения прямых договоров на поставку продукции ООО «НПП Квалитет».

Также в составе заявки приложено письмо ООО «Квалитет Авиа» №4 от 14 января 2021 г. согласно которому ООО «Квалитет Авиа» является производителем следующей продукции военного и авиационного назначения:

-Масло МС-8п;

- Масло МС-8рк;

- Масло РЖ;

- Маслосмесь СМ-4,5, СМ-9, СМ-50/50;

- Масло Тегип;

- Масло ВО-12.

В соответствии с частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать на момент подачи заявки, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы (сертификат/декларация соответствия, паспорт качества, технические условия и так далее), а также документы, подтверждающие результат испытания соответствующих товаров (протоколы испытаний, заключения, подтверждающие свойства товара и так далее).

С учетом изложенного, требование о представлении участниками закупки до даты подведения итогов закупки документов, указанных в Техническом задании, обременяет участника закупки в целях участия в закупке и подаче своей заявки на участие в закупке заблаговременно произвести/приобрести указанную в техническом задании продукцию.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении паспорта качества возможность участников закупки подать заявку на участие в Запросе котировок в соответствии с вышеуказанными требованиями закупочной документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера, его официального представителя.

Также стоит учитывать, что требования Закона о закупках не обязывают участника иметь в наличии товар, необходимый к поставке, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара, предлагаемого к поставке, при подаче заявки на участие в закупке. Данное обстоятельство исключает (затрудняет) возможность представления на стадии подачи заявок на участие в закупке документов, указанных в приложении №2 к Документации запроса котировок в электронной форме.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не вправе требовать от участников процедуры вышеуказанные документы на товар.

Таким образом, требования, установленные заказчиком о представлении в составе заявки на участие в закупке паспортов качества с отметкой ОТК и ВП МО РФ (аккредитованными на предприятии изготовителя) ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Следовательно, Комиссия Якутского УФАС признает довод заявителя обоснованным.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия (бездействия) Заказчика при проведении запроса котировок нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ограничивают количество участников закупки.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что паспорт качества на авиационные масла и смазки является требованием которое ограничивает количество участников закупки, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым выдать АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Профснаб» (ИНН 5248041788, ОГРН 1175275079407, юридический адрес: Нижегородская обл., г. Городец, ул. Панфилова, д. 64А, на действия (бездействия) АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (ИНН 1435229817, ОГРН 1101435005957, юридический адрес: 677014, РС (Я), г. Якутск, ул. Жуковского, д. 10), при проведении и организации запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора приобретения авиационных масел и смазок (ВО-12, СМ-50/50, СМ-9) для нужд АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (извещение №32110024063 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru) – обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением;

4. Передать материалы рассмотренной жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

 

 

 

***

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

***

 

 

 

 

 

***

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны