Решение №14/07/3-3394/2020 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3394/2020 от 28 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3394/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 28 декабря 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,

при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Уральская Трубопромышленная Компания» (далее – ООО ПКФ «УТК», заявитель): управляющий <...> (лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица),

от заказчика, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)», заказчик): <...> <...> (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобу ООО ПКФ «УТК» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку труб стальных бесшовных (извещение № 32009707669),

установила:

16.12.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО ПКФ «УТК» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку труб стальных бесшовных (извещение № 32009707669) (далее – жалоба, закупка).

Из сути поданной жалобы следует, что поданная заявителем заявка отклонена заказчиком неправомерно.

Просят признать жалобу обоснованной.

Заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия Якутского УФАС России, заслушав лиц, участвовавших в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», утвержденным приказом генерального директора ГУП «ЖКХ РС (Я)» от 30.12.2019 № 1251-п.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее.

  1. Извещение о проведении открытого конкурса, документация о проводимой закупке (далее – извещение, документация) размещены в ЕИС 23.11.2020.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 4 472 764,01 рублей.
  3. Дата начала срока подачи заявок: 24.11.2020.
  4. Дата окончания подачи заявок: 07.12.2020.
  5. Дата рассмотрения заявок и дата подведения итогов закупки: 07.12.2020.
  6. На участие в закупке поданы 8 заявок, из которых 4 признаны соответствующей требованиям документации о закупке.

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 32009707669-02 от 07.12.2020 заказчиком (закупочной комиссией заказчика) в отношении заявки ООО ПКФ «УТК» принято решение: «Отклонить заявку участника в связи с не предоставлением в составе заявки обязательного документа, согласно требованиям пп.7 п.15 извещения, а именно отсутствует копия Сертификата либо декларация соответствия товара или Декларация ТС. На основании п.п.3 п.1.7.7. Положения о закупках от 30.12.2019 г.».

Комиссия Якутского УФАС России считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках, предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статью 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно подпункту 3 пункта 1.7.7. Положения о закупках, Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в случае если участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки.

Подпунктом 7 пункта 15 Информационной карты Документации установлено, что в составе обязательных к представлению документов на участие в запросе котировок в электронной форме направляется копия Сертификата либо декларации соответствия товара или Декларация ТС.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании), установлено что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о техническом регулировании обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

– принятия декларации о соответствии;

– обязательной сертификации.

Получение участником закупки указанных сертификатов требует значительных временных и финансовых затрат со стороны участника закупки, что является административным барьером для участия в закупке.

Кроме того, требование заказчика о представлении в составе заявки участника закупки сертификата соответствия или декларации о соответствии обременяет участников закупки необходимостью заблаговременно произвести / приобрести указанную в Техническом задании Документации продукцию.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание факт отсутствия норм законодательства об обязательном применении указанных сертификатов, установление данного отборочного требования ограничивает количество участников закупки, так как обременяет участника закупки необходимостью запросить указанные документы у изготовителя. При этом наличие таких сертификатов не указывает на более высокий уровень квалификации изготовителя, а также не свидетельствует о том, что участником закупки будет предложено лучшее условие договора.

В связи с изложенным установление указанного требования в Закупочной документации противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно письму оператора электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» исх.№ 5139 от 21.12.2020, по результатам проведения открытого запроса котировок в электронной форме (№ 32009707669) 18.12.2020 г. между заказчиком – ГУП «ЖКХ РС(Я)» и участником закупки ООО «А Групп» заключен договор, в связи с чем, приостановить торги в части заключения договора не предоставляется возможным.

Согласно размещенной в ЕИС информации о договоре № 51435133520200002850000 установлено, что:

– Дата и время заключения договора: 18.12.2020 09:47 (МСК+6)).

– Цена договора: 4 255 700,00 рублей с НДС (3 546 416,67 рублей без НДС).

Между тем, ценовое предложение заявителя в составе заявки на сумму 4 906 079,22 руб с НДС или 4 088 399,35 руб без НДС, следовательно, отклонение заявки ООО ПКФ «УТК» не могло оказать существенное влияние на результаты закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что требование, установленное подпунктом 7 пункта 15 Извещения, является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести или приобрести соответствующий товар для получения копии указанных документов, либо запросить вышеуказанные документы у производителя или дилера, официального представителя, что противоречит содержанию подпункта 2 пункта 1.1.8 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

В соответствии изложенному, поданная заявителем жалоба признается обоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

  1. Признать жалобу ООО ПКФ «Уральская Трубопромышленная Компания» на действия заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку труб стальных бесшовных (извещение № 32009707669) обоснованной.
  2. Признать Заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» нарушившим часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. В связи с заключением договора от 18.12.2020 № 51435133520200002850000 между заказчиком ГУП «ЖКХ РС(Я)» и победителем закупки ООО «А Групп» обязательное к исполнению предписание не выдавать.
  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны