Решение №014/10/18.1-2252/2020 Решение по жалобе №014/10/18.1-2252/2020 от 19 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ассоциация организаций по

обращению с отходами Республики Саха (Якутия)

 

ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ»

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/10/18.1-2252/2020

г. Якутск «19» августа 2020г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

 главного государственного инспектора антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

 старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), члена комиссии.

В присутствии посредством сервиса web-видеоконференцсвязи:

представителей заявителя 

представителей ответчика 

рассмотрев жалобу от 31.07.2020 г. (вх. 8206) Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435309565, ОГРН 1161400051009) (далее – Заявитель, Ассоциация) на действия общества с ограниченной ответственностью «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» (ИНН 1435284215 ОГРН 1141447009252) (далее – Заказчик, ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ») при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Центральной зоне Республики Саха (Якутия) ((извещение №2100700004420000004 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от 31.07.2020 г. (вх. №8206) Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) на действия ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Центральной зоне Республики Саха (Якутия) (ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЗОНА: Губинский округ городского округа «город Якутск») (извещение №2100700004420000004 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru)..

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы было назначено на «10» августа 2020 г. в 15 час. 30 мин.

Уведомлением об объявлении перерыва в заседании комиссии по рассмотрению жалобы №014/07/3-2252/2019 от 10.08.2020 г. рассмотрение жалобы по существу было назначено на «11» августа 2020 г. в 15 часов 30 мин.

Уведомлением об объявлении перерыва в заседании комиссии по рассмотрению жалобы №014/07/3-2252/2019 от 11.08.2020 г. рассмотрение жалобы по существу было назначено на «18» августа 2020 г. в 16 часов 00 мин.

Уведомлением об объявлении перерыва в заседании комиссии по рассмотрению жалобы №014/07/3-2252/2019 от 18.08.2020 г. рассмотрение жалобы по существу было назначено на «19» августа 2020 г. в 16 часов 20 мин.

ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» предоставило возражение на жалобу Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) от 07.08.2020г., (с последующими дополнениями от 10.08.2020г., 11.08.2020г., 18.08.2020г. ) в котором просят признать жалобу необоснованной.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), проводятся в форме аукционе в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) с учетом особенностей предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее – Правила).

На электронной торговой площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» РТС – тендер (https://www.rts-tender.ru) 21 июля 2020 года опубликовано извещение №210070000442000004 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Центральной зоне Республики Саха (Якутия) (ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЗОНА: Губинский округ городского округа «город Якутск»»).

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 03.08.2020

Дата проведения аукциона в электронной форме: 04.08.2020

Начальная (максимальная) цена контракта: 5 801 125,90 руб.

Заявитель в жалобе указал следующие доводы:

  1. В п.5 Раздела Технического задания конкурсной документации в сведениях об источниках образования твердых коммунальных и крупногабаритных отходов и местах их складирования, в том числе о контейнерных площадках установлено, что на территории ГО «город Якутск» сбор и вывоз твердых коммунальных отходов от населения осуществляется с многоквартирных жилых домов и с территории индивидуальной жилой застройки, садово-огороднических и дачных товариществ, нежилых помещений, отдельно стоящих зданий и сооружений. При этом в таблице сведения о местах расположения контейнерных площадок, об источниках образования отходов на территории округов с индивидуальной жилой застройкой, садово-огороднических и дачных товариществ, нежилых помещений, отдельно стоящих зданий и сооружений отсутствуют.
  2. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.06.2016г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» установлено что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Между тем, в конкурсной документации исключен коммерческий учет расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. В указанном Постановлении не предоставляется права избирательно применять норму коммерческого учета.

3. В конкурсной документации отсутствуют сведения по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО.

4. В конкурсной документации указан планируемый объем накопления отходов он равняется 21 754,766м3. Контракт заключается по условиям конкурса на 144 календарных дня с 10 августа 2020 г по 31 декабря 2020г. Таким образом суточное накопление составляет 27754,766/144=151,07 м3. Однако заказчик ссылается на то. что конкурсная документация подготовлена на основе данных заложенных в территориальной схеме, при этом не указывая в перечне адресов, приложенных к техническому заданию и количества контейнеров, установленных на санитарных точках. Исходя из данных содержащихся в территориальной схеме, в приложении «Сведения о контейнерных площадках и контейнерах, расположенных на территории РС(Я)» количество контейнеров, расположенных на указанных в техническом задании адресах равно 371 шт. (см. таблицу).

По условиям конкурса вывоз отходов с указанных адресов производится ежедневно. Исходя из количества контейнеров, установленных на площадках ежедневный объем вывозимых отходов равен (371*0.75=278,25м3). А всего за период действия договора вывезенный объем будет ровняться (278,25*144=40068 м3). Что превышает заявленный объем в 1,84 раза. Кроме того, указанный объем не содержит показателей образования отходов от юридических лиц.

Отсутствие указанных сведений не позволяет произвести учет по объему оказанной услуги.

Объем отходов принятый к расчету начальной максимальной цены контракта принят как нормативный объем образованных населением отходов (раздел II технического задания). Число жителей по округам равно 36102 чел., планируемый объем отходов 26271,46м3. .

Вместе с тем разделом III технического задании такой же объем установлен для населения уже с учетом юридических лиц на 1 этажах МКД.

Произведя самостоятельный расчет с учетом утвержденного Приказом Министерства ЖКХиЭ PC (Я) № 443 п. от 29.10.2018 г; норматива образования отходов планируемый объем отходов составляет 36 102 (число жителей) *(1,86(норматив образования отходов в год) /12(число месяцев в году) *5(количество месяцев оказываемой услуги) = 27979.05 куб метров только по жилому фонду без учета юридических лиц. Таким образом, расчет начальной максимальной цены произведен неверно.

6. Включение в пункт Договора одностороннего отказа только по инициативе Заказчика противоречит п.8, части 8 Статьи 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы пришла к выводу о признании жалобы Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) необоснованной по следующим основаниям:

  1. Согласно п.5 раздела II Технического задания, на территории ГО «город Якутск» сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) от населения осуществляется с многоквартирных жилых домов и с территории индивидуальной жилой застройки, садово-огороднических и дачных товариществ, нежилых помещений, отдельно стоящих зданий и сооружений.

Места сбора на территории ГО «город Якутск» представлены контейнерными площадками. Сведения о расположении существующих контейнерных площадок для сбора и накопления ТКО и крупногабаритных отходов на территории ГО «город Якутск», в том числе на территориях с индивидуальной жилой застройкой, садово-огороднических и дачных товариществ, содержатся в перечне в виде таблицы. Таблица содержит следующие сведения:

- наименование населенного пункта, административной территории, жилого квартала.

- место накопления ТКО (адрес загрузки мусоровоза);

- источники образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в конкурсной документации сведений о местах расположения контейнерных площадок и сведений об источниках образования отходов на территории округов с индивидуальной жилой застройкой, садово-огороднических и дачных товариществ, нежилых помещений, отдельно стоящих зданий и сооружений является необоснованным.

  1. В п.6 раздела II Технического задания указано, что стороны производят коммерческий учет объема или массы твердых коммунальных отходов при осуществлении деятельности по транспортированию ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, Постановлением Правительства от 03.06.2016г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, утвержденных Приказом Министерства ЖКХиЭ РС (Я) от 29.10.2018 №443 (далее - Приказ №443).

Как указано в п.5 Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.06.2016г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - постановление №505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.2 ст.24.10 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В Республике Саха (Якутия) нормативы накопления ТКО установлены Приказом Министерства ЖКХиЭ РС (Я) от 29.10.2018 №443 согласно которому для населенных пунктов с численностью населения 20 000 и более человек годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 расчетную единицу составляет 1,86 м3.

Кроме того, в соответствии с ч.25 ст.13.3 Закон об отходах производства и потребления территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

Согласно Приказу Министерства ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) от 14.09.2018 №360 утверждена территориальная схема по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия).

При этом, количество образующихся отходов на территории Республики Саха (Якутия) в территориальной схеме определено расчетным способом исходя из нормативов накопления.

Кроме того, исходя из смысла нормы пункта 5 Постановления №505 осуществление коммерческого учета твердых коммунальных отходов именно двумя способами, указанными в пп. «а» не является обязательным.

Таким образом, довод заявителя по поводу того, что заказчик должен был сделать коммерческий учет ТКО двумя способами, указанными в п.5 Постановления №505 не обоснован.

  1. Согласно третьему доводу заявителя, в конкурсной документации отсутствуют сведения по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО.

В соответствии п. 12 Правил документация об аукционе должна содержать следующую информацию:

а) сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;

б) сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;

в) сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии);

г) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их сборе и транспортировании;

д) сроки и порядок оплаты услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;

е) порядок контроля качества услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляемого региональным оператором;

ж) срок, на который заключается договор. При этом указанный срок не может превышать срок, на который организатору аукциона присвоен статус регионального оператора.

Таким образом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» не предусмотрена обязанность о включении в документацию об аукционе информации о количестве и объеме контейнеров.

  1. Из содержания жалобы Заявителя следует, что Заказчик не правильно рассчитал объемы образования отходов. Следовательно, расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен неверно. Заявитель в жалобе приводит собственную версию планируемого расчета объема ТКО. При расчете Заявителем допущена опечатка в виде точного копирования цифр из жалобы на аукцион по извещению №2100700004420000001:

36 102 (число жителей) *(1,86(норматив образования отходов в год)/12(число месяцев в году)*5(количество месяцев оказываемой услуги) = 27979.05 куб.м. только по жилому фонду без учета юридических лиц.

Согласно Приказу №443 норматив накопления ТКО рассчитан на год. Норма накопления ТКО – это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

В соответствии с проектом Договора расчетным периодом является 1 календарный месяц.

При этом заявителем не принят во внимание тот факт, что срок действия договора равен не пяти месяцам, а четырем месяцам и двадцати одному дню.

В п. 3 Раздела Разделе III Обоснование НМЦ Договора аукционной документации объем планируемого количества ТКО от физических лиц рассчитан следующим образом: 29876 (число жителей) * 1,86 (норматив образования отходов в год) /12 (число месяцев в году) =: 4630,78 куб. м. (объем за 1 месяц);

  1. куб. м. (объем за 1 месяц) * 4 (объем 4 полных месяцев сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) = 18 523,12 куб. м. (объем за 4 месяца);
  2. куб. м. (объем за 1 месяц) /31 (общее количество дней в августе) *21 (количество дней оказываемой услуги в августе) = 3 136,98 куб. м. (объем за 21 день в августе);

18 523,12 куб. м. (объем за 4 месяца) + 3 136,98 куб. м. (объем за 21 день в августе) = 21 660,1 куб, м. (объем фнз. лиц);

242,878 куб. м. (нормативный объем образования ТКО юр. лиц в год) / 12 (число месяцев в году) = 20,239 куб. м. (нормативный объем образования ТКО юр. лиц в месяц);

  1. куб. м. (объем образования ТКО юр. лиц в месяц) *4 (объем 4 полных месяцев сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) = 80,956 (объем образования ТКО юр. лиц за 4 месяца);
  2. куб. м. (объем образования ТКО юр. лиц в месяц) /31 (общее количество дней в августе) *21 (количество дней оказываемой услуги в августе) = 13,710 куб. м. (объем за 21 день в августе);

80,956 (объем образования ТКО юр. лиц за 4 месяца) + 13,710 куб. м. (объем за 21 день в августе) = 94,666 куб. м. (объем юр. лиц);

21 660,1 куб. м. (объем физ. лиц) + 94,666 куб. м. (объем юр. лиц) = 21 754,766 куб,м. (общий планируемый объем образования ТКО).

Расчет НМЦ Договора 21 754,766 куб.м, (общий планируемый объем образования ТКО) *266,66 (цена за 1 куб. м.) = 5 801 125,90 рублей.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу что в расчетах объема образования отходов отсутствуют ошибки.

  1. Исходя из доводов жалобы, включение в пункт договора одностороннего отказа только по инициативе Заказчика противоречит пункту 8 части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Между тем, как указано в 5 Правил при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Федерального закона, регламентирующие:

а) планирование закупок;

б) предоставление преимуществ при осуществлении закупок и установление ограничений участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

в) создание контрактных служб;

г) требования к членам комиссии по осуществлению закупок о прохождении членами комиссии профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере закупок;

д) последствия признания аукциона в электронной форме несостоявшимся, предусмотренные частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.

е) особенности исполнения контракта в части подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета, предусмотренного частью 9 статьи 94 Федерального закона;

ж) изменение и расторжение контракта.

Таким образом, включение в пункт договора одностороннего отказа только по инициативе заказчика не противоречит Закону о контрактной системе.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Ассоциации организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435309565, ОГРН 1161400051009) на действия ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» (ИНН 1435284215 ОГРН 1141447009252) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Центральной зоне Республики Саха (Якутия) (ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЗОНА: Губинский округ «город Якутск») (извещение №2100700004420000004 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru) – необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны