Решение №б/н ООО "Сантех-Восток" на АО "Теплоэнергия" от 15 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Теплоэнергия»

677007, г. Якутск, ул. К.Д. Уткина,

д.20

zakupki@yakutskteplo.ru

ООО «Сантех-Восток»

677000, г. Якутск,

ул. Автодорожная, д.14 А

santehvostok@mail.ru

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-697/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 15 апреля 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

В присутствии сторон посредством сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО «Ростелеком»:

представителей заказчика акционерного общества «Теплоэнергия» (далее – АО «Теплоэнергия») Соколовой С.Я. по доверенности №049 от 06.-4.2020, Иванова А.С. по доверенности №050 от 10.04.2020,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Сантех-Восток» (далее - ООО «Сантех-Восток») Цыденова Д.Г-Д. по доверенности №1 от 24.03.2020,

рассмотрев жалобу ООО «Сантех-Восток» на действия (бездействие) закупочной комиссии АО «Теплоэнергия» при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры (извещение № 32008946031), нарушающие Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Сантех-Восток» на действия (бездействие) закупочной комиссии АО «Теплоэнергия» при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры (извещение № 32008946031), нарушающие законодательство о закупках.

Согласно доводу заявителя, заказчик неправомерно отклонил заявку заявителя, поскольку предлагаемые ими краны соответствуют техническим и качественным характеристикам документации. Не указание в документации возможности поставки эквивалента нарушает часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Просит признать жалобу обоснованной.

В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились, поддержали представленные ранее письменные пояснения по жалобе. Просят признать жалобу необоснованной.

В связи с истребованием у сторон дополнительных доказательств, подтверждающих их позиции по делу, Комиссия в рамках части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» приняла решение продлить срок принятия решения до 10.04.2020 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

АО «Теплоэнергия» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг» АО «Теплоэнергия», утвержденным Советом директоров В.Ю. Федоровым (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

03.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение №32008946031 о проведении запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры. Начальная (максимальная) цена договора: 3 528 360,00 российский рубль.

13.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены Протокол №32008946031-01 вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе цен от 12.03.2020, Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе цен № 32008946031-02 от 13.03.2020.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с частями 3.1, 3.2 статьи 3 Закона о закупках, конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Материалами дела установлено, что рассматриваемая закупка осуществляется способом запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры (извещение № 32008946031).

Согласно пунктам 8.1.1, 8.1.2 Положения о закупках, пунктам 1.17, 1.18 Документации рассматриваемой закупки, запрос цен - неконкурентный способ закупки, не являющийся формой проведения торгов и проведение которого не регулируется статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации и требованиями ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ определяющими условия и порядок проведения конкурентных закупок.

Запрос цен проводится в связи с конкретными потребностями Заказчика для эффективного проведения закупки Заказчику необходимо установить в документации не только требования к предмету договора, но и критерии оценки иных условий исполнения договора.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке, в числе прочего, должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 8.1.5 Положения о закупках, пункту 1.21 Документации закупки, при описании предмета запроса цен Заказчик вправе включать указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам.

Материалами дела установлено, что описание предмета рассматриваемой закупки определено заказчиком на страницах 2-11 Документации о закупке, а также в Приложении №8-«Техническое задание», согласно которым требуется 13 позиций кранов шаровых торговой марки «LD», «LD Pride».

Следовательно, в рассматриваемом случае заказчик проводит неконкурентный способ закупки – запрос цен, на который не распространяются требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе в части запрета на включение в описание предмета закупки требования или указания определенного товарного знака.

В ходе рассмотрения дела представителем заказчика было пояснено, что закупка кранов шаровых торговой марки «LD», «LD Pride» обусловлена их высоким качеством, износоустойчивостью, что снижает риск возникновения аварийных ситуаций, следовательно, сохраняются трудовые и материальные ресурсы заказчика. Ранее выкупленные шаровые краны марки «11с67п» показали себя с отрицательной стороны, поэтому заказчиком по заявлениям начальников энергорайонов «Автодорожный», «Октябрьский», «Сайсарский» г.Якутска было принято решение провести закупку шаровых кранов определенной торговой марки, а именно кранов шаровых фирмы «Маршал», что подтверждается представленными в качестве материалов дела служебными записками.

В свою очередь, представитель заявителя полагает, что технические характеристики кранов шаровых «Маршал 11с67п» полностью соответствуют техническим характеристикам, указанным в Техническим задании документации о закупке, кроме названия товарного знака.

Согласно Обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г., указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.

Заказчиком в материалы дела представлены документы, подтверждающие что закупка эквивалентного товара может привести к дополнительным затратам.

Так, при использовании на объектах заказчика АО «Теплоэнергия» запорной арматуры «Маршал 11с67п» периодически происходили аварийные ситуации, что подтверждается записями из журналов регистрации остановок (сбоев) в подаче тепловой энергии и горячего водоснабжения:

 

 

 

 

Кроме того, в материалы дела заказчиком АО «Теплоэнергия» представлены:

- служебные записки начальников энергорайонов «Автодорожный», «Октябрьский», «Сайсарский» от 09.04.2020 о количестве запорной арматуры «Маршал 11с67п», замененных в связи с отсутствием герметичности, заклиниванием, проворачиванием, всего 28 штук на 19 адресах;

- справка начальника отдела капитального ремонта и эксплуатации АО «Теплоэнергия» с пояснением технических характеристик кранов шаровых марки «LD», обуславливающих необходимость их приобретения.

Согласно пункту 3.4.2 документации о закупке, заявка на участие в запросе цен должна включать, в числе прочего, предложение участника запроса цен о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предложение о цене договора, цене единицы товара, работы, услуги и иные предложения по условиям исполнения Договора.

Качественные и функциональные характеристики указываются заявителем по форме «Техническое предложение на поставку товаров» (приложение к документации №5):

Техническое предложение на поставку

_____________________

(наименование предмета договора)

Наименование и ИНН Участника закупки: _________________________________

[Здесь Участник закупки в соответствии с Техническими требованиями, а также с учетом требований настоящей Документации о закупке приводит свое техническое предложение].

Наименование

Характеристика

ГОСТ

Ед. изм.

Кол-во

           
           
           

Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе цен №32008946031-02 от 13.02.2020 г., закупочная комиссия приняла решение отклонить заявку заявителя ООО «Сантех-Восток», обосновав следующим: « ч.1 пп. 3.6.3 п. 3.6 Документации – участник закупки не отвечает требованиям документации и Положения заказчика, а именно заявка участника не соответствует требованиям технического задания – в позициях 3-13 технического предложения указаны краны шаровые марок, отличных от требуемых – 11с67п».

Комиссией установлено, что техническое предложение заявителя ООО «Сантех-Восток», представленное в соответствии с Формой «Техническое предложение», не соответствует требованиям Технического задания заказчика по следующим характеристикам:

По техническому заданию заказчика (позиции с 3 по 9 ТЗ)

Предложение ООО «Сантех-Восток»

1

Класс герметичности ГОСТ 54808-2011

ГОСТ 9544

2

Узел ограничения хода КШ должен быть выполнен за одно целое со шпинделем и не должно являться отдельным элементом конструкции

Нет информации

3

Горловина: Ст.20

Нет информации

4

Шток: коррозийно-стойкий сталь (20х13)

Нет информации

5

Подшипник скольжения: фторопласт Ф-4К20

Нет информации

6

Уплотнение шара: фторопласт Ф-4К20 с дублирующим уплотнением из фторосилоксанового эластомера

Уплотнение кольца Ф4Г3К6

7

ТУ 3742-001-45630744-2003 г.

ТУ УО4671406-003-1999 г.

По техническому заданию заказчика (позиции с 10-13 ТЗ)

Предложение ООО «Сантех-Восток»

1

Кран должен поставляться в комплекте с механич редуктором с горизонтальным валом управления

Нет информации

2

На каждом механизме управления крана должно быть нанесено направления движения запорного органа «О-3» (открыто-закрыто) нестираемым способом

Нет информации

3

Горловина: Ст.20

Нет информации

4

Шток: коррозийно-стойкий сталь (20х13)

Нет информации

5

Подшипник скольжения: фторопласт Ф-4К20

Нет информации

6

Уплотнение шара: фторопласт Ф-4К20 с дублирующим уплотнением из фторосилоксанового эластомера

Уплотнение кольца Ф4Г3К6

7

ТУ 3742-001-45630744-2003 г.

ТУ УО4671406-003-1999 г.

Согласно пункту 1.7.4 Положения о закупках, протокол, составляемый комиссией по закупкам в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дату подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дату и время регистрации каждой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количество заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым она не соответствует;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении им значений по каждому из предусмотренных критериев оценки (если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся в случае ее признания таковой;

6) иные сведения, предусмотренные настоящим Положением.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Якутского УФАС России установила, что заявитель предоставил в техническом предложении товар, не соответствующий как по наименованию товарного знака, так и по определенным техническим характеристикам. Доказательств отсутствия возможности поставить товар, отвечающий техническому заданию заказчика, заявителем не представлено. Требование заказчика о поставке товара определенного товарного знака обусловлено определенными причинами, подтвержденными материалами дела и не противоречат законодательству.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что закупочная комиссия АО «Теплоэнергия» правомерно отклонила заявку ООО «Сантех-Восток», поскольку данная заявка не соответствует требованиям Технического задания документации о закупке.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «Сантех-Восток» на действия (бездействие) закупочной комиссии АО «Теплоэнергия» при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку запорной регулирующей арматуры (извещение № 32008946031) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

           

Члены комиссии:

 

                      

                                                   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны