Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы гбу служба спасения РС(Я) от 13 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказчику:

Акционерное общество «Саханефтегазсбыт»

 

 

Электронная площадка:

АО «ОТС»

 

  

Заявителю:

Государственное бюджетное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Служба спасения

Республики Саха (Якутия)

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-2455/2021

г. Якутск                                                                             «13» декабря 2021 года

                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 – Заместитель руководителя Якутского УФАС России, председатель Комиссии;

 – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член комиссии

 – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член Комиссии;

При участии:

 – представителя АО «Саханефтегазсбыт» по доверенности № Юр-5433 от 22.11.2021 г.

– представителя АО «Саханефтегазсбыт» по доверенности № б/н от 07.12.2021 г.

 – представителя ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» по доверенности № б/н от 06.12.2021 г.

 – представителя ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» по доверенности № б/н от 06.12.2021 г.

 - представителя ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» по доверенности № б/н от 06.12.2021 г.

 - представителя ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» по доверенности № б/н от 06.12.2021 г.

Рассмотрев жалобу ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» на действия (бездействия) заказчика АО «Саханефтегазсбыт» при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах.

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» на действия (бездействия) заказчика АО «Саханефтегазсбыт» при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах (Извещение № 32110832391 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru).

ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» в жалобе указывает следующие доводы:

«ГБУ РС(Я) "Служба спасения РС(Я)" не согласно с требованиями установленными в документации о закупке, в которой установлены нижеследующие требования:

1. В пункте 2.1.8. Обязательные требования к Участнику: Участник закупки должен:

1) Иметь Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК):

-   газоспасательных работ;

-   поисково-спасательных работ;

-   работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ.

2) Иметь собственный или привлекаемый (оформленный в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации или привлекаемый по трудовым либо гражданско- правовым договорам) квалифицированный персонал. Согласно Постановления Правительства РФ от 16.12.2020 №2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».

2. Иметь Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;

Считаем что вышеуказанные требования несостоятельны по следующим основаниям:

1. Согласно пункта 2 статьи 10 ФЗ-151" об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований установленным порядком осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями, т.е. субъектовые аварийно-спасательные формирования, прошедшие аттестацию в территориальной аттестационной комиссии, имеют одинаковые права, как и аварийно-спасательные           формирования, прошедшие аттестацию в федеральном органе исполнительной власти.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных      формирований.     спасателей и граждан, приобретающих   статус спасателя" и приказом МЧС России от 20 февраля 2013 г, N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" ГБУ РС(Я) "Служба спасения РС(Я)", включая спасателей службы проходит аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ и получает соответствующее Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ (далее Свидетельство на АСР) в Территориальной комиссии по аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия), утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2014 года N1548-p "О территориальной комиссии по аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)" и согласно вышесказанному Свидетельству на АСР обслуживает опасные производственные объекты, осуществляющих свою деятельность по добыче, транспортировке, а также хранение и использование нефти и нефтепродуктов.

2. В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона 135 "О защите конкуренции" сообщаем, что неправомерным является объединение путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Работа по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не относится к газоспасательным видам деятельности.

На основании вышеизложенного просим:

1. Признать настоящую жалобу обоснованной.

2. Приостановить прием заявок при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах.

3. Обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с законодательством.»

АО «Саханефтегазсбыт» в ответ на уведомление о поступлении жалобы № 02/7276 от 01.12.2021 г. направило возражения по доводам, изложенным ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)».

«01.12.2021 года «Саханефтегазсбыт» получено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки в части заключения договора № 014/07/3-2110/2011.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Уведомление о поступлении жалобы поступило в АО «Саханефтегазсбыт» в момент вскрытия заявок и их рассмотрения. Решения о допуске или о не допуске участников закупки принято не было в связи с приостановлением закупочной процедуры.

АО «Саханефтегазсбыт» считает, что условия документации запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания не нарушает принцип добросовестной конкуренции, в том числе не нарушает права и законные интересов заявителя жалобы ГБУ РС(Я) «Служба спасения PC (Я)».

1. Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» объекты топливно- энергетического комплекса - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Пунктом 12 ст. 12 Федерального закона от-21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные   химические и биологические вещества,   а также  гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного       вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

В соответствии с Приложением № 1 к п. IV Требований к формированию сведений и ведению государственного реестра, Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных         объектов    и ведению государственного реестра        опасных производственных         объектов,   формы свидетельства о регистрации       опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» площадки нефтебазы, склады, парки, комплексы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов относятся к опасным производственным объектам.

В соответствии с Приложением № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты АО «Саханефтегазсбыт» являются опасными производственными объектами и относятся к сфере топливно-энергетического комплекса и подлежат регулированию Минэнерго России.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-Фз "Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает в качестве обязательного условия для осуществления аварийно-спасательными службами основного вида деятельности (проведения аварийно-спасательных работ) их аттестацию. Согласно Приказа МЧС России от 20.02.2013 № 102, в соответствии с подпунктом «в» п. 6.1 ч. 6 аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, как в рассматриваемом случае, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти - в данном случае Минэнерго России.

Таким образом, у Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отсутствуют правовые основания для рассмотрения доводов, указанных в жалобе ГБУ PC (Я) «Служба спасения PC (Я)» при организации и проведении закупки в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт" профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2021-2021 годах.

2. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, I-IV классов опасности на объектах АО «Саханефтегазсбыт» осуществляется своими силами на основании имеющейся Лицензии №14 00488 от 27 ноября 2019 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также на основании Договора с ИП Петров Е.Н. от 18.02.2021 на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов» согласно которому собранные отходы отправляются на обработку, утилизацию, обезвреживанию. У ИП Петрова Е.Н. имеется Лицензия 14 №00351 от 07 августа 2017 год выданному ИП Петрова Е.Н. на право осуществления вышеуказанных видов деятельности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, просим признать жалобу ГБУ PC (Я) «Служба спасения PC (Я)» необоснованной.»

         Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения закупок, торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

  1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, жалоба ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 29 ноября 2021 года опубликовано извещение о проведении закупки № 32110832391 – запрос предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах.

Заказчиком рассматриваемого запроса предложений в электронной форме является АО «Саханефтегазсбыт» (677000, город Якутск, ул. Чиряева, д. 3, ИНН/КПП: 1435115270/546050001)

Рассматриваемый запрос предложений в электронной форме проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В информационной карте закупки установлены дата и время начала и окончания подачи заявок на участие в закупке – с 18.11.2021 (МСК+6) до 09:00 06.12.2021 г.

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что настоящая жалоба была направлена по электронной почте в адрес Якутского УФАС России 29 ноября 2021 года в 15:20 (время местное).

Таким образом, жалоба ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» была направлена в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

29.11.2021 в Якутское УФАС России поступила жалоба ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» (вх. №10227э от 29.11.2021).

01.12.2021 Якутским УФАС России направлено в адрес заявителя и Заказчика Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении заключения договора до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 02/7276 от 01.12.2021).

15.11.2021 в Якутское УФАС России поступили возражения Заказчика (вх. 10375э от 03.12.2021 г.)

07.12.2021 в Якутское УФАС России поступил ответ Заявителя на возражения заказчика № 1673-7р от 07.12.2021 г.

07.12.2021 в 15:00 назначено рассмотрение, срок принятия решения по делу продлен до 15:00 13 декабря 2021 года.

13.12.2021 г. в Якутское УФАС России поступило заявление ООО «Газспассервис» об участии в рассмотрении жалобы.

13.12.2021 в 15:00 жалоба рассмотрена по существу.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, а также руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России установила следующее:

29 ноября 2021 года на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110832391 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах.

Способ проведения: Запрос предложений в электронной форме.

        Комиссия Якутского УФАС, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

  1. Согласно постановлению Правительства РФ от 22.11.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя») (далее – ПП РФ № 1091) – аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ПП РФ № 1091 определены аттестационные органы, осуществляющие аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, ими являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее – аттестационные комиссии):

        - Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее – Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

        - аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими органами;

        - аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими организациями;

        - аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

        В соответствии с пунктом 18 ПП РФ № 1091 аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

        Форма и описание бланка свидетельства об аттестации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление и выдача бланков свидетельства об аттестации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по заявкам аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций и аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 Приказа МЧС России от 20 февраля 2013 г. № 102 «Об утверждении положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» к полномочиям аттестационных комиссий, за исключением аттестационных комиссий, создаваемых по объектовому принципу, относится проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В свою очередь распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2014 г. № 1548-р «О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)» утверждены задачи Комиссии, одной из которых является проведение аттестации осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), организациями, находящимися в сфере их ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты), и органами местного самоуправления.

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» является подведомственной организацией Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), соответственно, ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» относится к перечню служб аттестуемых территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия).

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России) № 680 от 20.08.2020 г. утверждено положение о центральной ведомственной комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), согласно которому комиссия проводит аттестацию:

  1. аварийно-спасательных служб (формирований), созданных Минэнерго России;
  2. аварийно-спасательных служб (формирований), находящихся в ведении Минэнерго России, а также аварийно-спасательных служб (формирований) созданных организациями, находящимися в ведении Минэнерго России;
  3. аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, осуществляющими (предполагающими осуществлять) противофонтанное обслуживание объектов нефтедобывающей и газовой промышленности;
  4. профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), созданных ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Газпром», предназначенных для ведения аварийно-спасательных работ на нефтегазодобывающих объектах указанных организаций.

Однако, аварийно-спасательные службы (формирования), управомоченные на ведение работ, указанных заказчиком в документации, равны в своих правах, при условии, что виды деятельности, указанные в свидетельстве об аттестации, удовлетворяют требования заказчика. Соответственно, свидетельство, выданное уполномоченным на то органом (комиссией), позволяющее аварийно-спасательной службе (формированию) осуществлять деятельность указанной заказчиком подлежит допуску к рассмотрению закупочной комиссией заказчика. Требование заказчика о наличии свидетельства об аттестации, выданное Минэнерго не содержит расширительного толкования в части того, что участнику необходимо предоставить свидетельство об аттестации на право ведения определенных работ (необходимых заказчику) выданное аттестационной комиссией, указанной в пункте 5 постановления Правительства РФ от 22.11.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»).  

В этой связи, довод заявителя, по мнению Комиссии Якутского УФАС России считается обоснованным.

  1. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2451 «Об утверждении правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 2451), ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов – комплекс работ, проводимых при возникновении разлива нефти и нефтепродуктов и направленных на локализацию разлива нефти и нефтепродуктов, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных  факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь. Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил № 2451, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации – в течение 6 часов.

        Поскольку в понятие «ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов» входит деятельность по сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов, которая не может быть отделена от деятельности по ликвидации, заказчиком верно установлены требования о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, поскольку в соответствии с Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» - указанная деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.

    На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что требование о наличии у участника лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является правомерным.

В части довода, признанного Комиссией Якутского УФАС России АО «Саханефтегазсбыт» нарушило требования пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)»  на действия (бездействия) заказчика Акционерного общества «Саханефтегазсбыт»  при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах (Извещение № 32110832391 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru)  – обоснованной.

  1. Установить в действиях акционерного общества «Саханефтегазсбыт» нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  2. Выдать АО «Саханефтегазсбыт» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:          

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны