Решение №б/н решение по делу №014/07/3-315/2020 от 18 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

  <...> – заместителя руководителя – начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

 <...> – заместителя начальника  отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...>  – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

В отсутствие заявителя, общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕК 43», представитель не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;  

в присутствии представителя заказчика, акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» <...>, представителя по доверенности № 80 от 09.01.2020 г.,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕК 43»» (далее – ООО «ИНТЕК 43», заявитель) на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», (далее – АО «АК «ЖДЯ», заказчик), при проведении  запроса предложений в электронной форме, участниками  которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки ГСМ (извещение №32008777677), нарушающие законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

11 февраля 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «ИНТЕК 43»  на действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки ГСМ (извещение № 32008777677), нарушающие законодательство о закупках.

Из содержания жалобы следует, что заказчик не допустил ООО «ИНТЕК 43» при рассмотрении первых частей заявок на участие в запросе предложений № 1409214 по несоответствию продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации. В позиции №1 классификация моторного масла по ILSAC не соответствует техническому заданию.

Заявитель, считает, что Заказчик необоснованно не допустил заявку  ООО «ИНТЕК 43» как несоответствующую требованиям, установленным в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме.

Заявка ООО «ИНТЕК 43» полностью соответствовала техническому заданию к извещению №32008777677 от 20.01.2020 г., более того горюче-смазочные материалы предложенные ООО «ИНТЕК 43», лучше заявленных в техническом задании.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в техническом задании на поставку  горюче-смазочных материалов, Заказчиком указано: «Масло моторное синтетическое  TOYOTA Engine Oil Synthetic 5w30 (бочка 208 л) или эквивалент Лицензия API – не ниже SM/ RC/GF-5».

Что означает, что все перечисленные лицензии API относятся к моторным маслам для бензиновых двигателей.

Согласно расшифровки характеристик запрашиваемого масла в техническом задании: Лицензия API – не ниже SM/ RC/GF-5:

SM - Класс API SM – утвержден 30 ноября 2004 года. Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC. Моторные масла, соответствующие требованиям API SL, SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SJ или более ранние.

RC - Resource Conserving (обозначается RC, пример API SN RC)  и является ресурсосберегающим маслом и в этой категории только классификация моторного масла API SN. Спецификация RC (Resource Conserving) появилось в 2010 году, когда и API SN.

GF-5   - Введена 1 октября 2010 г. Соответствует требованиям качества классификации API SN. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30. Отличается улучшенным энергосбережением на 0.5%, усиленными противоизносными свойствами, обеспечивает сниженное образование осадка в турбине, ощутимое снижение нагара в двигателе. Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5 введена 1 октября 2010 г. Соответствует требованиям качества классификации API SN. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30. Отличается улучшенным энергосбережением на 0.5%, усиленными противоизносными свойствами, обеспечивает сниженное образование осадка в турбине, ощутимое снижение нагара в двигателе.

На рассмотрении жалобы по существу представитель заказчика возразил по доводам жалобы и пояснил, что 05.02.2020 г. по результатам рассмотрения поступивших 11 заявок отклонены предложения 4 (четыре) участника закупки, в том числе отклонена заявка заявителя ООО «ИНТЕК 43».  

<...> сообщил, что причина отклонения участника ООО «ИНТЕК 43»  в допуске к оценке и сопоставления заявок,   связана с наличием в заявке участника  наименования масла по классификации «СF», что  относится к категории масла для дизельных двигателей и не удовлетворяет потребности заказчика, весь автопарк которого состоит из транспортных средств с бензиновым двигателем.

Уточнил, что в перечне и требованиях к поставляемому товару были указаны конкретные  наименования по классификации API – не ниже SM/ RC/GF-5  или эквивалента.

При этом, <...> сообщил, что предложенное участником масло «СF», не является эквивалентом требуемым маслам  SMRC, GF-5. 

Представитель заказчика дополнительно пояснил, что поставка эквивалента возможна, и заказчик не отклонял заявки участников закупки, если в заявке были указаны эквиваленты к товарам.

На вопрос Комиссии почему основанием отклонения указано классификация моторного масла по ILSAC, <...>  пояснил, что само  по себе указание на классификация моторного масла по ILSAC, не могло повлиять на итоги закупки, поскольку фактическим основанием отказа является не соответствие предложенного ООО «ИНТЕК 43»  в составе заявки моторное масло  «СF»,  которое не является эквивалентом моторным маслам SM/ RC/GF-5 указанным техническом задании.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

АО «АК «ЖДЯ» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», утвержденным решением Совета директоров АО «АК «ЖДЯ» от 21.12.2018 г. №6/6 (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Как следует из материалов дела, 20.01.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32008777677, закупочная документация о проведении открытого запроса предложений №102.01-20, утвержденная первым заместителем директора АО «АК «ЖДЯ» <...> от 16.01.2020 г.,  проект договора поставки  № 02.01-20, техническое задание на поставку: Поставка горюче-смазочных материалов.

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

1) дата окончания подачи заявок - 03.02.2020 в 14:00 (МСК+6);

2) дата рассмотрения первых частей заявок - 03.02.2020 (МСК+6);

3) дата рассмотрения вторых  частей заявок - 05.02.2020 (МСК+6);

4) Дата подведения итогов - 05.02.2020 (МСК+6);

5) начальная (максимальная) цена договора: 3 500 000 рублей в то числе  НДС 20%;

Предмет заключаемого по результатам закупки договора – поставка  горюче-смазочных материалов (далее- ГСМ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные требования установлены и в Положении (пункт 1.2.3).

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Положением АО «АК «ЖДЯ», регламентирующим закупочную деятельность заказчика, предусмотрен способ закупки путем проведения открытого запроса предложений в электронной форме (подпункт 3 пункта 1.3.2) и порядок его проведения (пункт 4).

В соответствии с буквальным толкованием части 6.1 статьи 3 Закона о закупках указание на товарный знак без использования слов «(или эквивалент)» разрешается использовать в случаях, указанных в абзацах а), б), в), г) пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 21 документации на проведение открытого запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключение договора на поставку горюче-смазочных материалов №02.01-20 от 16.01.2020 г. и в техническом задании заказчиком установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Так первая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки: сведения о конкретных значениях показателей и характеристик товара, предлагаемых к поставке участником в соответствии с требованиями, установленными в Техническом задании.

При этом, не допускается указание в первой части заявки на участие в запросе предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о  конкурентной закупке.

В разделе 4 формы входящие в состав заявки подраздел 4.1. форма «Заявка участника» по позиции 1.1 указано «Масло моторное синтетическое NJYONA Engine Oil  Synthetik 5w30 (бочка 208 л) или эквивалент Лицензия API – не ниже SM/ RC/GF-5  - 8 штук.

Из пояснений заказчика следует, что 05.02.2020 г. в установленном законом порядке был организован и проведен открытый запрос предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключение договора поставки горюче-смазочных материалов (извещение №32008777677).  

Согласно пояснения ООО «ИНТЕК 43» по первой позиции технического задания предложен товар с технической характеристикой: «Масло моторное синтетическое SAE 5W-30 (бочка 180 кг/216.5 л.) Лицензия АPISN/CF ».

Материалами дела установлено, что в составе заявки  ООО «ИНТЕК 43» по позиции 1.1 заявлено: Масло моторное синтетическое SAE 5W-30 (бочка 180 кг/216.5 л.) Лицензия АPISN/CF» 27726,00 рублей – 8 штук.

Изучив представленные в материалы дела документы Комиссия установила, что предложенное ООО «ИНТЕК 43» в составе заявки в части указания моторного масла Лицензия АPISN соответствует требованиям технического задания заказчика. Однако заявленная участником в техническом задании моторное масло Лицензия АPICF, которая  по данным официального сайта Американского нефтяного института АPI https://www.api.org/ соответствует дизельным двигателям не удовлетворяет потребности заказчика заявленные в техническом задании на поставку: Поставка горюче-смазочных материалов, а именно Масло моторное синтетическое  TOYOTA Engine Oil Synthetic 5w30 (бочка 208 л) или эквивалент Лицензия API – не ниже SM/ RC/GF-5. Данные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела ООО «ИНТЕК 43» документами  и  конкурсной документацией.

Между тем, как установлено в ходе рассмотрения жалобы ООО «ИНТЕК 43» заказчиком в техническом задании, размещенном 27.01.2020 г. в 17:43(МСК+6)на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/documents.html?regNumber=32008777677 (далее - ЕИС) в соответствии с собственными потребностями, сформированы функциональные и технические характеристики закупаемого товара: «Масло моторное синтетическое  TOYOTA Engine Oil Synthetic 5w30 (бочка 208 л) или эквивалент Лицензия API – не ниже SM/ RC/GF-5», данное моторное масло по требованиям API соответствует   бензиновым двигателям.

Таким образом, согласно расшифровки характеристик запрашиваемого заказчиком моторного масла в техническом задании: Лицензия API – не ниже SM/ RC/GF-5, предназначено для бензиновых двигателей.

SM - Класс API SM – утвержден 30 ноября 2004 года. Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC. Моторные масла, соответствующие требованиям API SL, SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SJ или более ранние.

RC - Resource Conserving (обозначается RC, пример API SN RC)  и является ресурсосберегающим маслом и в этой категории только классификация моторного масла API SN. Спецификация RC (Resource Conserving) появилось в 2010 году, когда и API SN.

GF-5   - Введена 1 октября 2010 г. Соответствует требованиям качества классификации API SN. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30. Отличается улучшенным энергосбережением на 0.5%, усиленными противоизносными свойствами, обеспечивает сниженное образование осадка в турбине, ощутимое снижение нагара в двигателе. Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5 введена 1 октября 2010 г. Соответствует требованиям качества классификации API SN. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30. Отличается улучшенным энергосбережением на 0.5%, усиленными противоизносными свойствами, обеспечивает сниженное образование осадка в турбине, ощутимое снижение нагара в двигателе.

Согласно данным категории масел размещенным на сайте: https://www.api.org/products-and-services/engine-oil/eolcs-categories-and-classifications/oil-categories#tab-diesel-c-categories моторное масло Лицензия АPICF - не подходит для использования в большинстве автомобильных двигателей с дизельным двигателем, выпущенных после 2009 года. Более поздние масла категории «С» обычно подходят или предпочтительны для дизельных автомобильных двигателей, для которых были указаны масла «CF». Однако более старое оборудование и / или двухтактные дизельные двигатели, особенно те, которые требуют моносортной продукции, могут требовать масла категории «CF».

Следовательно, предложенное ООО «ИНТЕК 43» в составе заявки 31.01.2020 г. №149-М моторное масло Лицензия АPI CF предназначено для дизельных двигателей, что не отвечает требованиям технического задания и потребностям заказчика.

Таким образом, материалами дела установлено, что участником ООО «ИНТЕК 43» в составе заявки было предложено не соответствующее техническому заданию моторное топливо предназначенное для дизельных двигателей, а именно АPICF. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются заявителем.

Таким образом, довод жалобы в части предложения горюче-смазочных материалов, обладающих лучшими техническими характеристиками, чем определено в техническом задании в части предложенного Лицензии АPICF,  не нашел своего подтверждения.

Принимая во внимание обоснованность отклонения заявки ООО «ИНТЕК 43», указание заказчиком в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений №1409214, от 05.02.2020 г. основания решения в части6 «в позиции №1 классификация моторного масла по  ILSAC не соответствует техническому заданию», не могло повлиять на итоги закупки, поскольку  предложенное  ООО «ИНТЕК 43», моторное масло CF, не соответствует    требованиям документации, техническому заданию.

Учитывая изложенное, действия Комиссии заказчика отклонившей заявку Заявителя ввиду несоответствия требованиям документации, не противоречат требованиям Закона о закупках, положения о закупках, документации.

Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения, а действие (бездействие) Комиссии АО «АК «ЖДЯ» по указанию в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений №1409214,  участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно: «Не соответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации. В позиции №1 классификация моторного масла по ILSAC» по соответствует техническому заданию», а также отклонению заявки   ООО «ИНТЕК 43»   не нарушает прав и законных интересов ООО «ИНТЕК 43», поскольку, заявка  Комиссией   отклонена обоснованно по причине частичного несоответствия заявленным требованиям, предложенного с составе заявки, а именно  дизельного моторного масла Лицензия АPICF.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «ИНТЕК43» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «ЖДЯ» при проведении  запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки горюче-смазочных материалов (извещение № 32008777677) необоснованной.
  2. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны