Заключение б/н Об обстоятельствах дела от 28 декабря 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела №02-35/18А о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                                                                                           «26» декабря 2018 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<.....>. – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

<.....> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<.....> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

<.....> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

рассмотрев материалы дела №02-35/18А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ИП <....> (зарегистрирован по адресу: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ф. Попова, д. 17, кв. 22, ИНН 143520582214, ОГРНИП 312143506000040) по признакам нарушения части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 14.6 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) индивидуальным предпринимателем <....> (ИНН 143520582214, ОГРНИП 312143506000040, зарегистрирован по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Можайского, д. 17, корпус 3, кв. 28) путем использования торгового знака по свидетельству международной регистрации №86153 «IKEA» при осуществлении своей хозяйственной деятельности.

Управлением были произведены фотоснимки вывесок магазина «Шведский дом», расположенного по адресу по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автострада 50 лет октября, д. 1а и аккаунт магазина «Шведский дом» в социальной сети Инстаграм по адресу www.instagram.com/ikea_shvedskiy_dom_ykt.

Группа компаний ИКЕА является крупнейшей в мире розничной сетью, предлагающей товары для обустройства дома (мебель и прочая продукция для дома). Розничная сеть ИКЕА, созданная в Швеции, работает по системе франчайзинга. Компания Inter IKEA Systems B.V., расположенная в городе Делфт в Нидерландах, является владельцем и правообладателем концепции ИКЕА. Магазинами ИКЕА управляют различные держатели франшизы в 29 странах мира. Правообладателем товарного знака «IKEA» в Российской Федерации является компания Интер ИКЕА Системс Б.В., Олоф Пальместрат, 1, 2616 ЛН, Дельфт, Нидерланды (номер регистрации товарного знака 86153) (далее – Правообладатель).

Общество с ограниченной ответственностью «ИКЕА ДОМ» (141400, Московская область, г. Химки, микрорайон «ИКЕА», корпус 1) использует товарный знак «ИКЕА» на территории Российской Федерации на основании договоров франчайзинга (коммерческой концессии), заключенных с Правообладателем. Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ИКЕА - ИКЕА — это цельная концепция розничной торговли, которая построена на взаимосвязи огромного количества различных аспектов. Таким образом, товары ИКЕА продаются только в магазинах ИКЕА, которые имеют франшизу, выданную компанией Inter IKEA Systems B.V. Товары ИКЕА продаются только в магазинах, работающих в рамках розничной системы продаж ИКЕА, франшизу на которую выдает компания Inter IKEA Systems B.V. в Нидерландах. Компания Inter IKEA Systems B.V. выдает франшизы в соответствии с четким планом по расширению рынка. Все заявители проходят тщательную процедуру проверки и оценки их надежности, а франшизу смогут получить только компании и/или физические лица с хорошей финансовой базой и опытом работы в сфере розничной торговли.

На официальном сайте компании ИКЕА http://www.ikea.com содержится полный перечень магазинов компании ИКЕА, расположенных на территории Российской Федерации:

ИКЕА Химки
141400, Московская область, Химки, микрорайон №8, строение 1.
ИКЕА Теплый Стан
142770, город Москва, поселение Сосенское, Калужское шоссе 21 км, Торгово-развлекательный центр «МЕГА».
ИКЕА Белая Дача
140053 Московская область, Люберецкий район, г. Котельники, Микрорайон Белая Дача, ИКЕА.
ИКЕА Дыбенко
188680, Ленинградская область, Всеволожский район, Мурманское шоссе, 12-й км, микрорайон "ИКЕА", строение 1.
ИКЕА Парнас
188660, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, западнее п. Бугры, пересечение КАД и а/д Санкт-Петербург — Скотное.
ИКЕА Казань
420100, Казань, пр-т Победы, д. 141, ИКЕА.
ИКЕА Екатеринбург
620131, Екатеринбург, Московский тракт, 9 км, ИКЕА.
ИКЕА Нижний Новгород
607687, Нижегородская область, Кстовский район, дер. Федяково, ИКЕА.
ИКЕА Новосибирск
630024, г. Новосибирск, Кировский район, ул. Ватутина, 107, магазин ИКЕА.
ИКЕА Ростов-на-Дону
346720, Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, пр.Аксайский, 23.
ИКЕА Адыгея-Кубань
385132, Новая Адыгея, Тургеневское шоссе, 27 (за Тургеневским мостом).
ИКЕА Омск
644074, г. Омск, Бульвар Архитекторов, 35.
ИКЕА Уфа
450000 Уфа, Кировский р-н, ул. Рубежная, 174, ИКЕА.
ИКЕА Самара
443028, г. Самара, Красноглинский район, 24-й километр Московского шоссе, д. 5.

Магазин «Шведский дом», расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автострада 50 лет Октября, д. 1а в данном перечне не содержится, однако, реализует продукцию производства фирмы «IKEA(R)» на товарном рынке розничной торговли товарами для дома.

Управлением был направлен запрос с приложением фотоизображений вывесок данного магазина на которых изображается комбинированное обозначение со словесным элементом «ИКЕА», выполненным буквами желтого цвета на фоне изобразительного элемента в виде круга желто-синего цвета; также комбинированное обозначение со словесным элементом «ИКЕА», выполненным буквами выполненным буквами синего цвета в Федеральную службу по интеллектуальной собственности патентам и торговым знакам (далее – ФИПС) о проверке обозначения на тождество и сходство сходных до степени смешения с товарным знаком «IKEA».

В результате проведенного исследования ФИПС была направлена справка (вх.№10542 от 03.12.2018), согласно которой установлено что данные обозначения являются сходными до степени смешения с товарным знаком по свидетельству №86153, поскольку ассоциируются с ним в целом в силу фонетического сходства словесных элементов «ИКЕА»/«IKEA».

Общество с ограниченной ответственностью «ИКЕА ДОМ» и ИП <....> осуществляют коммерческую деятельность на одном и том же товарном рынке, а именно на рынке розничной торговли товарами для дома, таким образом, являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о защите конкуренции, данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе, фирменные наименования, товарные знаки, коммерческие обозначения.

        В соответствии с частью 1 статьи 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, исключительное право на которое удостоверяется свидетельством на товарный знак.

        Нарушение исключительных прав на товарный знак возможно только при наличии свидетельства на товарный знак (статья 1504 ГК РФ), а не при наличии зарегистрированной заявки на регистрацию товарного знака (статья 1492 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Согласно ч. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В силу ч. 2 ст. 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

В соответствии со статьей 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами.

Согласно ч. 6 ст. 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

В силу ч. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции актом недобросовестной конкуренцией являются действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Частью 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе путем незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Согласно пункту 10.6 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

        б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка.

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Характеристика товарного рынка.

а) Временной интервал исследования товарного рынка определён с 01 января 2017 года по настоящее время, согласно договора аренды №21-01-17 нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Автострада 50 лет Октября, д. 1А. Принимая во внимание информацию, размещённую ИП <...> в аккаунте социальной сети Instagramwww.instagram.com/ikea_shvedskiy_dom_ykt, ИП <......> реализует, цитата: «товары из ИKEA».

     б) Продуктовые границы товарного рынка определены исходя из предмета договора, заключенного ИП <......>, а также ассортимента товаров, предлагаемых к продаже в магазине «Шведский Дом», находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Автострада 50 лет Октября, д. 1А и данных из принадлежащего аккаунта социальной сети Instagramwww.instagram.com/ikea_shvedskiy_dom_ykt. ИП <.....> согласно указанной информации реализует товары для компании IKEA.

   Исходя из информации, полученной из единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД) ИП Унжакова является:

- 47.59 Торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах.

        В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности по ОКВЭД у ООО «ИКЕА ДОМ» является:

-     47.59 Торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах;

-   47.91.2 Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно- коммуникационной сети Интернет;

-   47.91.4 Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона.

Таким образом, ООО «ИКЕА ДОМ» и ИП <....> осуществляют коммерческую деятельность на одном и том же товарном рынке, а именно на рынке розничной торговли товарами для дома.

в) Географические границы товарного рынка определялись с учётом того, что группа компаний ИКЕА является крупнейшей в мире розничной сетью, предлагающей товары для обустройства дома (мебель и прочая продукция для дома). Розничная сеть ИКЕА, созданная в Швеции, работает по системе франчайзинга. Компания Inter IKEA Systems B.V., расположенная в городе Делфт в Нидерландах, является владельцем и правообладателем концепции ИКЕА. Магазинами ИКЕА управляют различные держатели франшизы в 29 странах мира. Правообладателем товарного знака «IKEA» в Российской Федерации является компания Интер ИКЕА Системс Б.В., Олоф Пальместрат, 1, 2616 ЛН, Дельфт, Нидерланды. ООО «ИКЕА ДОМ» (141400, Московская область, г. Химки, микрорайон «ИКЕА», корпус 1) использует товарный знак «ИКЕА» на территории Российской Федерации на основании договоров франчайзинга (коммерческой концессии), заключенных с Правообладателем.

Таким образом, географическими границами товарного рынка торговли товарами для дома является территория Российской Федерации. Товарный знак «ИКЕА» защищён на всей территории Российской Федерации.

г) Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, производилось в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Таким образом, хозяйствующим субъектом, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции является ИП <.....>

Хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации является ООО «ИКЕА ДОМ».

Таким образом, ООО «ИКЕА ДОМ» и ИП <...> осуществляют коммерческую деятельность на одном и том же товарном рынке, а именно на рынке розничной торговли товарами для дома, таким образом, являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.

  Использование ИП <....> для обозначения своего магазина, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Автострада 50 лет Октября, д. 1А, а также посредством аккаунта в социальной сети Instagramwww.instagram.com/ikea_shvedskiy_dom_ykt, торговли розничной, осуществляемой непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет с использованием товарного знака по свидетельству №86153, правообладателем которого является компания «IKEA» вне предлагаемой компанией системы франчайзинга, либо без заключения лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака (статья 1489 ГК РФ), может причинить убытки компании «IKEA» в размере сумм возмещения по системе франчайзинга, либо по лицензионному договору о предоставлении права использования товарного знака.

  17 декабря и 26 декабря 2018 года на заседании комиссии по делу №02-35/18А о нарушении антимонопольного законодательства, <....> с виной не согласился, однако изменил вывески/конструкции с обозначением IKEA/ИКЕЯ и информацию в аккаунте Instagram с данным обозначением после возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ИП Унжакова, а также в ходе рассмотрения данного дела.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к заключению о том, что действия ИП <....>, при осуществлении розничной продажи товаров для дома в помещении магазина, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Автострада 50 лет Октября, 1А, а также посредством аккаунта в социальной сети Instagramwww.instagram.com/ikea_shvedskiy_dom_ykt, торговли розничной, осуществляемой непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет путем использования товарного знака по свидетельству №86153, правообладателем которого является компания «IKEA», противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, подпадают под понятие «недобросовестная конкуренция», в целом и образуют состав нарушения части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения на заседании комиссии.

 

Председатель Комиссии:             

 

Члены Комиссии:                                                                         

                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны