Решение №ИЛ/5458/23 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1638/2... от 20 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1638/2023

 

г. Якутск «20» ноября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

** – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – представителя ООО «Якутскэкосети» по доверенности №72/2023 от 16.11.2023;

В отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом.

Рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тулон» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Конкурс),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) настоящим уведомляет Вас о том, что 10 ноября 2023 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Тулон» на действия (бездействие) общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право поставки автомобильных масел, специальных жидкостей и смазок (извещение № 32312885342 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«24 октября 2023 года на сайте www.zakupki.gov.ru Заказчик опубликовал извещение о проведении закупки – Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку автомобильных масел, специальных жидкостей и смазок.

07 ноября 2023 года Заказчик разместил Протокол рассмотрения вторых частей заявок. Исходя из данного протокола следует, что Заявитель – ООО «Тулон», не был допущен к участию в закупке, с указанием основания «Не соответствует требованиям (Несоответствие требованиям описания объекта)».

При этом в протоколе отсутствует конкретное указание в чем именно выразилось данное несоответствие.

При этом Заказчик в протоколе не указал ссылку на нормы действующего законодательства РФ, на Положения о закупке, на основании которых была отклонена заявка для участия в закупке, на извещение о проведении закупки, с указанием в чем именно есть несоответствие.

Заявитель считает, что при рассмотрении заявок Заказчик нарушил требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

1. ООО «Тулон» подало заявку на участие в закупке, приложив всю документацию, необходимую для участия в аукционе, в том числе с указанием технических параметров предлагаемых к закупке товаров, который Заявитель готов поставить, и которые полностью соответствуют техническим параметрам заявленных Заказчиком к товарам.

Считаем, что при проведении настоящей закупки Заказчиком нарушены принципы информационной открытости закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренные п. 1 и п. 2 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

2. При этом в протоколе Заказчик не конкретизировал, не указал какие именно пункты Положения о закупке товаров, работ, услуг Заказчика были нарушены; в чем именно выразилось «несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке требованиям документации». В итоге Заказчик «отделался» общей фразой, не конкретизировав нарушение участником закупки (данном случае ООО «Тулон») требований закупочной документации.

Согласно п. 8.1.8. Положения о закупках Заказчика протокол, составленный по итогам осуществления закупки у СМСП, должен соответствовать требованиям, указанным в части 14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Подпунктом «б» пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать в том числе следующие сведения: результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе: оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.

При этом в Протоколе отсутствуют основания отклонения заявки Заявителя на участие в закупке с указанием положений Документации, которым не соответствует заявка Заявителя на участие в закупке.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, составившего ненадлежащий Протокол, нарушают подпункт «б» пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Статьей 6 Закона о закупках установлено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

4. Также 8 ноября 2023 года был размещен Протокол подведения итогов закупки, согласно которому был установлен победитель в закупке, уже без участия ООО «Тулон», поскольку ранее незаконно он был отстранен от участия в закупке. По итогам в закупке победителем стало ООО ТД «Караги» с ценовым предложением 4 199 824,00. Тогда как от ООО «Тулон», в случае допуска к участию в закупке после рассмотрения вторых частей заявок, стал бы победителем в данной закупке, поскольку указал ценовое предложение в размере 4 144 328,00 рублей, что является самым минимальным предложением из имеющихся. Таким образом Протокол подведения итогов закупки от 08.11.2023г. также подлежит отмене, поскольку ранее ООО «Тулон» было отстранено от участия в закупке.

ПРОШУ:

Приостановить проведение процедуры заключения контракта по закупке № 32312885342 до рассмотрения настоящей жалобы, по существу.

Признать жалобу обоснованной.

Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать обязательное к исполнению предписание на устранение нарушений норм нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно отменить Протокол рассмотрения вторых частей заявок от 07.11.2023г. и Протокол подведения итогов закупки от 08.11.2023г. в отношении закупки № 32312885342 провести рассмотрение вторых частей заявок на участие в закупке заново.»

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом жалоба ООО «Тулон» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 24 октября 2023 года обществом с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» опубликовано извещение № 32312885342 о проведении в конкурса электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки автомобильных масел, специальных жидкостей и смазок и конкурсная документация.

Заказчик: Общество с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» (юридический адрес: 677013, Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Билибина, д. 5, к. 2, этаж 3);

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 07.11.2023 11:00;

Дата рассмотрения первых частей заявок - 07.11.2023;

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 07.11.2023;

Дата подведения итогов – 08.11.2023.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик при составлении протокола не указал ссылку на нормы действующего законодательства РФ, на Положения о закупке, на основании которых была отклонена заявка для участия в закупке, на извещение о проведении закупки, с указанием в чем именно есть несоответствие.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил письменные возражения, считает, что протокол рассмотрения вторых частей заявок составлен в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 8.1.8 Положения Заказчика.

10.11.2023 в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «Тулон».

13.11.2023 Якутским УФАС России направлено в адрес Заявителя, Заказчика и электронной торговой площадки Уведомление о поступлении жалобы №014/07/3-1638/2023 (исх. №ИЛ/5307/23 от 13.11.2023).

16.11.2023 в Якутское УФАС России поступило возражение от Заказчика.

17.11.2023 в Якутское УФАС России поступили заявочные материалы участников закупки.

20.11.2023 в 15:00 рассмотрена жалоба, по существу.

Учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Якутского УФАС России считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителя Заявителя.Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети», утвержденным Протоколом общего собрания участников №П-48 от 30.09.2022 (далее – Положение о закупках).

Подпунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В силу подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

В силу подпункта «б» пункта 3 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.

Частью 27 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 Закона о закупках и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 8.1.8. Положения о закупках протокол, составленный по итогам осуществления закупки у СМСП, должен соответствовать требованиям, указанным в части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32312885342 от 07.11.2023 подано 5 (пять) заявок, включая заявку заявителя – все заявки допущены (состав документов участника закупки соответствует требованиям документации).

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32312885342 от 07.11.2023 – 3 (три) заявки допущены для дальнейшего участия в конкурсе, 2 (две), в том числе заявка ООО «Тулон» не допущены в связи с тем, что они не соответствуют требованиям, а именно: несоответствие требованиям (несоответствие требованиям описания объекта).

В протоколе отсутствуют основания отклонения заявки Заявителя и других участников на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, которым не соответствует такая заявка, что противоречит принципам информационной открытости закупки и нарушает требования подпункта «б» пункта 3 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Довод жалобы Заявителя является обоснованным.

В письменных возражениях Заказчик указал, что заявка Заявителя отклонена в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 раздела 5 Документации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 раздела 5 Документации непредставление документов и информации, предусмотренных пунктом 8 § 1 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме» раздела 2 «Порядок проведения открытого конкурса в электронной форме».

Согласно подпункту 3 пункта 8 раздела 3 Документации вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к закупаемым товарам (работам, услугам) (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений, свидетельств и т. п.), если таковые требуются в соответствии с пунктом 6 раздела 3 «Информационная карта».

Пунктом 6 раздела 3 раздела 3 Информационной карты Документации участнику закупки необходимо предоставить копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- копии действующих документов на поставляемую продукцию, выданные сертифицированной лабораторией и подтверждающих качество Товара, спецификации, его происхождение (сертификат или декларацию соответствия) с приложением паспорта качества (продукции) или протокол испытаний масла, со ссылкой на настоящий сертификат или декларацию, на партию масла по техническим характеристикам, соответствующим требованиям, указанным в Приложении №1 к Описанию объекта закупки (Приложение 2);

- копии официальных писем от ПАО «Автодизель» (ЯМЗ), ПАО «КАМАЗ», ПАО «ТМЗ», ПАО «АвтоВАЗ», подтверждающих наличие одобрений, указанных в Приложении №1 к Описанию объекта закупки (Приложение 2).

Комиссией Якутского УФАС России на основании заявочных материалов предоставленных ООО ЭТП ГПБ, установлено, что ООО «Тулон» не предоставил в составе второй части заявки документы, предусмотренные пунктом 6 раздела 3 раздела 3 Информационной карты Документации.

Таким образом, заявка ООО «Тулон» правомерно отклонена Заказчиком на основании подпункта 1 пункта 11 раздела 5 Документации (непредставление документов и информации, предусмотренных пунктом 8 § 1 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме» раздела 2 «Порядок проведения открытого конкурса в электронной форме»).

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика противоречат пункту 1 части 1 статьи 3 и нарушают требования подпункта «б» пункта 3 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

С учетом всех установленных при рассмотрении жалобы обстоятельств, оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений не имеется в виду того, что допущенное нарушение не повлияло на итоги закупки.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тулон» (юридический адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, Хатынг-Юряхское шоссе, 6 км. дом 116, ИНН/ КПП 1435339979/143501001) на действия (бездействие) общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» (юридический адрес: 677013, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Билибина, дом 5, корпус 2, этаж 3, ИНН/КПП 1435284215/143501001) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право поставки автомобильных масел, специальных жидкостей и смазок (извещение № 32312885342 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/), обоснованной.

  2. Признать Заказчика в лице общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3, подпункт «б» пункта 3 части 14 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание не выдавать.

  4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны