Решение №06-36/13т П Р Е Д П И С А Н И Е по делу № 06-36/13т об устранении нару... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 06-36/13т о нарушении законодательства о размещении заказов

 

г. Якутск                                                         резолютивная часть оглашена 14 февраля 2013 года

                                                                         изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также – Комиссия) в следующем составе:

<...> – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместитель председателя Комиссии;

<...> .- главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместитель председателя Комиссии;

<...> - старший государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, член Комиссии;

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «РегионСтройПроект» (далее – ООО «РегионСтройПроект», заявитель): <...>., <...>, представители по доверенности;

от заказчика и конкурсной комиссии Администрация муниципального образования «Поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее также – заказчик, МО «Поселок Усть-Нера»): направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей,

рассмотрев жалобу ООО «РегионСтройПроект» на действия муниципального заказчика - Администрации муниципального образования «Поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении открытого конкурса «Разработка проектной документации дома №1 по ул. Андрианова в п. Усть-Нера» (извещение № 0116300036213000001), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о размещении заказов, Закон № 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя на основании Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от № 498 от 24.07.2012,

 

у с т а н о в и л а:

 

07 февраля 2013 года ООО «РегионСтройПроект» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) с жалобой на действия муниципального заказчика - Администрации муниципального образования «Поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении открытого конкурса «Разработка проектной документации дома №1 по ул. Андрианова в п. Усть-Нера».

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) вышеуказанная жалоба принята к рассмотрению, на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о ее поступлении, времени и месте рассмотрения (14 февраля 2013 года в 14 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)).

До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.

Представитель ООО «РегионСтройПроект» жалобу поддержал в полном объеме и пояснил. Заказчик нарушил часть 4 статьи 10 Закона о размещении заказов в части выбора неправомерного способа размещения заказа в форме открытого конкурса.

В извещении о проведении открытого конкурса указан код ОКДП 4560000. Согласно перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется только посредством открытого аукциона, код ОКДП 4560000 входит в указанный перечень.

Следовательно, способом размещения заказа согласно части 2 статьи 10 Закона о размещении заказов является открытый аукцион в электронной форме.

В нарушение части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная документация не содержит порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Согласно условиям конкурсной документации срок выполнения работ составляет 5 календарных дней с момента заключения контракта.

Разделом XXII применения типовых проектов жилых помещений и гражданских зданий «Временных норм продолжительности проектирования» CH 283-64, утвержденных Государственным комитетом по делам строительства СССР 30 июля 1964 года продолжительность проектирования объекта являющегося предметом конкурса должна составлять не менее 65 календарных дней.

Срок выполнения работ, установленный в конкурсной документации, не соответствует объему работ согласно техническому заданию конкурсной документации.

Просит отменить протоколы, составленные в ходе размещения заказа и аннулировать открытый конкурс.

Из письменных пояснений МО «Поселок Усть-Нера» следует, что ООО «РегионСтройПроект» не является участником размещения заказа, то есть не может обжаловать положения конкурсной документации, конкурс на данный вид работ был объявлен дважды в 2012 году и признан несостоявшимся. В январе 2013 года был найден подрядчик для выполнения работ.

При проведении аукциона контракт заключается с подрядчиком, предложившим наименьшую стоимость, что влияет на качество работ.

Просят признать жалобу ООО «РегионСтройПроект» необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав представителей лица, приходит к следующему.

02 февраля 2013 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru государственным заказчиком размещено извещение № 0116300036213000001 о проведении открытого конкурса на разработку проектной документации дома №1 по ул. Андрианова в п. Усть-Нера и конкурсная документация.

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 1 534 000,00  рублей.

08 февраля 2013 года конкурсной комиссией проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, о чем составлен протокол № 0116300036213000001-1. Согласно данному протоколу, до окончания срока подачи заявок (09:00 08.02.2013 года) в адрес Заказчика поступила одна заявка на участие в конкурсе ОАО «Якутский государственный научно-исследовательский институт строительства».

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службой по Республике Саха, в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части возможности подписания муниципального контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО «РегионСтройПроект» считает частично обоснованной по следующим основаниям.

Довод заявителя о нарушении заказчиком части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения заказа подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Согласно части 3 названной статьи решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями названного Закона.

Следовательно, заказчик, уполномоченный орган при выборе способа размещения заказа ограничен теми императивными нормами Закона, которые прямо устанавливают форму проведения процедуры размещения заказа.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

Указанная статья устанавливает приоритет использования аукциона как способа размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам.

Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 года № 236-р утвержден перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее – Перечень № 236-р).

В данный Перечень № 236-р входит код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 4500000 Услуги строительные и объекты строительства (кроме кодов 4510100, 4510110, 4510120, 4529000, 4530811). С оговоркой - в том числе размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

В группу ОКДП ОК 004-93 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства» входит код ОКДП 4560000 «Проектная документация и технико – экономическое обоснование продукции».

Согласно извещению о проведении открытого конкурса предметом конкурса является разработка проектной документации дома №1 по ул. Андрианова в п. Усть-Нера. Квалификация товаров, работ, услуг -. ОКДП 4560000 «Проектная документация и технико - экономическое обоснование продукции».

Письмом Министерства экономического развития торговли РФ от 27 марта 2008 года N 3663-АП/ДО5 Федеральной антимонопольной службы от 25 марта 2008 года N ИА/6294 «О способах размещения заказов на выполнение работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования» (далее - Письмо) установлено, что учитывая имеющиеся в ОКДП ОК 004-93 разночтения при включении работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации, в том числе архитектурно-строительных решений и технико-экономического обоснования к различным кодам ОКДП ОК 004-93, Минэкономразвития России и ФАС России разъясняют, что при применении перечня заказчики вправе осуществлять размещение заказов на выполнение работ, связанных с разработкой проектной документации (в частности, архитектурно-строительное проектирование, архитектурно-планировочные работы и т.д.), а также разработкой технико-экономического обоснования, согласно коду 4560000 ОКДП ОК 004-93 путем проведения конкурса или аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России считает, что классификатор (ОКДП) имеет правовое значение для решения вопроса о выборе торгов, между тем Письмом разъяснено, что заказчики вправе осуществлять размещение заказов  по коду 4560000 ОКДП ОК 004-93 путем проведения конкурса или аукциона, то есть применение конкурса в качестве способа размещения заказа на оказание соответствующих услуг допустимо.

Таким образом, Администрацией МО «Поселок Усть-Нера» не нарушены требования части 4 статьи 10 Закона N 94-ФЗ, относительно выбора способа размещения заказа путем проведения открытого конкурса.

Довод заявителя об отсутствии в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе признан обоснованным по следующим основаниям. 

В пунктах 14,15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов указано, что конкурсная документация должна содержать в том числе: критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов (часть 2 статьи 28).

Материалами дела установлено, что конкурсная документация не содержит критерии оценки заявок, порядок оценки.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что муниципальный заказчик нарушил пункты 14, 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.

Довод заявителя об установлении заказчиком неразумных сроков выполнения работ признан обоснованным на основании следующего.

Пунктом 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 2 Информационной карты конкурсной документации срок выполнения работ - в течение 5 календарных дней с момента заключения контракта.

Согласно пункту 5 задания на проектирование сроки проектирования -  течение 5 календарных дней с момента заключения контракта.

Таким образом, исполнитель по данному контракту должен осуществить инженерно – геологические изыскания, обмерно – обследовательские работы, ПД за пять календарных дней с момента подписания контракта, при этом согласно пунктам 1.2, 1.4  проекта муниципального контракта «Содержание и сроки выполнения основных этапов работ определяются заданием на проектирование. ЗАКАЗЧИК обязан предоставить ПОДРЯДЧИКУ исходные данные в течение 10 дней с момента подписания настоящего муниципального контракта».

Статья 1 Закона о размещении заказов устанавливает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно части 3 части 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что муниципальным заказчиком установлен такой срок для разработки проектной документации дома №1 по ул. Андрианова в п. Усть-Нера, повлекли или могли повлечь к ограничению числа участников размещения заказа.

При принятии решения Комиссия исходила из понятия разумного срока, так как полагает, что выполнение работ, указанных в задании на проектирование в течение пяти календарных дней не представляется возможным, ввиду не соразмерности количества выполняемых работ и срока их исполнения.

Кроме того, имеются разночтения в проекте муниципального контракта, в части предоставления исходных данных исполнителю в течении десяти дней с момента подписания контракта и выполнения работ в течении пяти дней с момента подписания контракта.

Таким образом, МО «Поселок Усть-Нера» нарушена часть 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, в части установления пятидневного срока выполнения работ.

В ходе внеплановой проверки Комиссией УФАС по Республике Саха (Якутия) установлено следующее.

Частью 4 статьи 22 Закона о размещении заказов установлены требования к содержанию конкурсной документации.

Материалами дела установлено, что конкурсная документация состоит из Информационной карты, задания на проектирование, форм заявок и анкет, проекта муниципального контракта.

Информационная карта конкурсной документации состоит из 17 пунктов, при этом данные содержащиеся в ней противоречат статье 22 Закона о размещении заказов, в частности пунктам 1-9, 12-16, и в целом содержат положения о размещении заказа в форме открытого аукциона в электронной форме.  

Таким образом, муниципальным заказчиком не выполнены нормы части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, в части содержания конкурсной документации.

Частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов установлено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Согласно пункту 11 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого конкурса должно содержать место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса.

В пункте 9 Информационной карты установлен порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе: «Заявки на участие в конкурсе должны быть поданы с 28 сентября  2012 г. по 27 октября 2012 г. до 11 час. 00 мин. (по местному времени), в порядке, предусмотренном документацией об конкурсе. Аукционные заявки подаются участниками размещения заказа по адресу: 678730, РС (Я), Оймяконский улус, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 13, каб. 20».

Извещение о проведении открытого конкурса на разработку проектной документации дома №1 по ул. Андрианова в п. Усть-Нера опубликовано 02 февраля 2013 года.

В извещении о проведении конкурса установлен следующий срок предоставления документации: с 02.02.2013 по 08.02.2013 года. Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (время местное): 08.02.2013 года 09:00. Дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе (время местное): 09.02.2013 года. Дата подведения итогов открытого конкурса: 11.02.2013 года.

Следовательно, при опубликовании извещения о проведении открытого конкурса 02 февраля 2013 года, то вскрытие конвертов и окончания срока подачи заявок должно быть не менее чем 04 марта 2013 года.

Таким образом, муниципальным заказчиком нарушил часть 1 статьи 21 Закона о размещении заказов, в части сокращения сроков размещения извещения о проведении открытого конкурса.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов  в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

При этом частью 3 данной статьи настоящего Федерального закона установлено, что размещение на официальном сайте документации об открытом аукционе в электронной форме, в которой указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.

Как установлено из материалов дела, обоснование начальной максимальной не размещено на официальном сайте, и не представлено в составе документов на рассмотрение комиссии.

Таким образом, муниципальный заказчик нарушил требования статьи 19.1, пункта 4.4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Из материалов дела установлено, что в пункте 12.3 проекта муниципального контракта установлено право заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Таким образом, муниципальным заказчиком допущено нарушение части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «РегионСтройПроект» частично обоснованной, в части неправомерного срока выполнения работ и отсутствия порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
  2. Признать муниципального заказчика Администрацию муниципального образования «Поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившим части 1, 3 статьи 21, часть 4 статьи 22, статью 19.1, часть 8 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать муниципальному заказчику Администрацию муниципального образования «Поселок Усть-Нера» предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Председатель комиссии                                                                                                   <...>

Члены комиссии:                                                                                                          <...>

                                                                                                                                          <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны