Решение №014/01/10-3519/2019 РЕШЕНИЕ по делу № 014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопо... от 12 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск резолютивная часть оглашена 28 сентября 2020 года

изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

при участии:

от заявителя, государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Усть-Майская ЦРБ» (далее – ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ», заявитель): Барашкова Т.А. (представитель по доверенности);

от ответчика, акционерного общества «Теплоэнергосервис» (далее – АО «ТЭС», АО «Теплоэнергосервис», ответчик): Оконешникова Е.К. (представитель по доверенности),

рассмотрев дело № 014/01/10-3519/2019, возбужденное в отношении акционерного общества «Теплоэнергосервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России, антимонопольный орган) от прокуратуры Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) поступило заявление ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ» о принятии мер прокурорского реагирования по факту повышения АО «Теплоэнергосервис» тарифа на тепловую энергию с 4 115,14 руб./Гкал до 22 410,00 руб./Гкал, то есть более чем в 5 раз.

Приказом Якутского УФАС России от 09.12.2019 № 51 в отношении АО «Теплоэнергосервис» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела №014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 20.12.2019 рассмотрение дела назначено на 22 января 2020 года в 15 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 22.01.2020 в связи с установлением в ходе рассмотрения дела необходимости получения дополнительных доказательств, а также привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, рассмотрение дела отложено на 19 февраля 2020 года в 15 часов 00 минут.

Определением о привлечении эксперта от 24.01.2020 к рассмотрению антимонопольного дела № 014/01/10-3519/2019 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, представителя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС(Я)).

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.02.2020 в связи с установлением в ходе рассмотрения дела необходимости получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 13 апреля 2020 года в 15 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 10.04.2020 в связи с эпидемиологической обстановкой на территории Российской Федерации и в целях принятия мер по противодействию коронавирусной инфекции, на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», поручения ФАС России от 02.04.2020 № АЦ/27550/20, приказа Якутского УФАС России от 19.03.2020 № 21, рассмотрение дела отложено на 15 июня 2020 года в 15 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 11 июня 2020 года в связи с одновременным проведением 15 июня 2020 года с 15:00 часов публичных обсуждений правоприменительной практики Якутского УФАС России в online-режиме, по причине отсутствия кворума рассмотрение дела отложено на 25 июня в 15:00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 25 июня 2020 года в связи установлением в ходе рассмотрения дела необходимости получения дополнительных доказательств от ГКЦ РС(Я), АО «Теплоэнергосервис», ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ», рассмотрение дела отложено на 17 августа в 15 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 17 августа 2020 в связи с отсутствием кворума рассмотрение дела отложено на 03 сентября в 16 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-3519/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 18 сентября 2020 в связи ходатайством АО «Теплоэнергосервис» рассмотрение дела отложено на 28 сентября в 16 часов 00 минут.

По результатам рассмотрения имеющихся в деле сведений и документов, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено следующее.

Как следует из материалов дела, между АО «Теплоэнергосервис» и ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ» заключен договор № 00042 теплоснабжения (далее – договор № 00042) больничного комплекса Туберкулезной службы ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ» (далее – «Туббольница»).

04.07.2019 г. (исх. №564) АО «Теплоэнергосервис» направило в адрес ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ» письмо о заключении дополнительного соглашения к вышеуказанному договору, где тарифы на поставку теплоэнергоресурсов увеличены с 4115,14 руб. до 22410,00 руб., более чем в 5 раз. В качестве основания увеличения тарифов АО «Теплоэнергосервис» указало пункт 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», а также пункт 5 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Постановление № 1075).

В ответ на данное письмо ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ» сообщило о невозможности заключения дополнительного соглашения, так как требуется заключение соглашения с Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) об изменении размера субсидии, выделяемой для исполнения государственного задания больницы и плана финансово-хозяйственной деятельности. Также больница просила предоставить калькуляцию расходов для обоснования тарифа со ссылками на правовые основания.

АО «Теплоэнергосервис» в исх. от 02.08.2019 №3054 указало, что Постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее ГКЦ РС (Я)) №158 от 14.12.2018 г. устанавливает долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «Теплоэнергосервис» потребителям Республики Саха (Якутия) на 2019-2023 годы за исключением потребителей (в том числе ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ»), теплопотребляющие установки которых технологически соединены с источником тепловой энергии АО «Теплоэнергосервис» непосредственно или через тепловую сеть. Такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения, и к тепловым сетям потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей, не подлежат государственному регулированию и должны определяться соглашением сторон. Так же сообщили, что тариф на тепловую энергию поставляемую ГБУ РС (Я) «Усть-Майская ЦРБ» установлен приказом АО «Теплоэнергосервис» №488 от 28.06.2019 г., расчет предельной цены осуществлен в соответствии с фактическими ценами на энергетические ресурсы, а также операционными и неподконтрольными расходами котельной, приложило калькуляцию.

АО «Теплоэнергосервис» приказом от 28.08.2019 №488 «Об установлении предельной цены на тепловую энергию для монопотребителей Усть-Майского филиала» установило для расположенного в с. Усть-Мая объекта теплоснабжения «ГБУ PC(Я) «Усть-Майская ЦРБ» Туберкулезная больница п. Усть-Мая» на период с 01.07.2019 по 30.06.2020 нерегулируемый тариф в размере 22 410 руб./Гкал, что превышает установленный органом регулирования уровень цен (тарифа) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения в этом же населенном пункте на этот же календарный период более чем в 5 раз.

В то же время, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) письмом от 15.11.2019 № И-01-25/1922 уведомило АО «Теплоэнергосервис» о том, что здание противотуберкулезного диспансера ГБУ PC(Я) «Усть-Майская ЦРБ» Туберкулезная больница п. Усть-Мая имеет аварийное состояние и требует сноса. Медицинская деятельность будет прекращена до конца 2019 года. В этой связи АО «Теплоэнергосерсвис» предлагалось направить дополнительное соглашение со сроком действия до 31.12.2019 с обязательством оплаты за потребленную тепловую энергию с 01.07.2019 по 31.12.2019 за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020 году. В этом же письме было предложено направить дополнительное соглашение со сроком действия до 31.12.2019 и обязательством оплаты за потребленную тепловую энергию с 01.07.2019 по 31.12.2019 за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020 году.

Письмом ГБУ PC(Я) «Усть-Майская ЦРБ» от 10.12.2019 № 2968 в адрес АО «Теплоэнергосервис» уведомило о ликвидации с 01.01.2020 объекта «здание ГБУ PC(Я) «Усть-Майская ЦРБ» Туберкулезная больница п. Усть-Мая» по адресу: п. Усть-Мая, Амгинский тракт 2 и об отключении от теплоснабжения указанного объекта с 16.12.2019.

АО «Теплоэнергосервис» на основании приказа от 16.12.2019 г. №245 законсервировало котельную «Туббольница» по адресу: Амгинский тракт, п Усть- Мая.

Федеральная антимонопольная служба России (исх. от 28.06.2019 №ИА/54920) в целях обеспечения единой правоприменительной практики в процессе формирования договорных отношений в сфере теплоснабжения при дерегулировании цен на отдельные виды товаров в указанной сфере, а также в процессе осуществления антимонопольного контроля сообщила следующее.

 

Частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), а также пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Постановление № 1075) установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

ФАС России отметила, что по видам товаров в сфере теплоснабжения, предусмотренным частью 2.1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ, в отношении принятых ранее тарифных решений (в том числе долгосрочных тарифов), установленных для организаций, которые с 01.01.2018 (согласно части 2.2 статьи 8 Федерального закона № 190‑ФЗ), а также с 01.01.2019 (согласно пункту 5 (5) Постановления № 1075) переходят на нерегулируемые цены в сфере теплоснабжения, отсутствует необходимость их пересмотра и (или) отмены по причине дерегулирования. Цены на указанные виды товаров в сфере теплоснабжения определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию.

По вопросу формирования отношений с «монопотребителем».

 

Пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ определено, что соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, определяются цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Из содержания указанной нормы следует, что ее действие распространяется как на случаи поставки тепловой энергии (теплоносителя) единственному потребителю, так и на случаи присоединения к источнику тепловой энергии теплопотребляющих установок нескольких потребителей непосредственно или через тепловую сеть, от которой тепловую энергию получает только каждый из этих потребителей в отдельности, при условии, что такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ, дерегулирование цен на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель осуществляется при условии соответствия критериям, установленным указанным пунктом.

Материалами дела установлено, что котельная «Туббольница» расположена в пос. Усть‑Мая, работает на угле с установленной мощностью 0,33 Гкал/ч., входит в общую систему центрального теплоснабжения МО «Поселок Усть-Мая».

АО «Теплоэнергосервис» письмом от 27.03.2020 №05/2029 пояснило, что котельные пос. Усть-Мая, указанные в схеме теплоснабжения МО «Поселок Усть-Мая», технологически между собой не соединены.

Комиссия УФАС по РС (Я) приходит к выводу, что теплопотребляющие установки ГБУ PC(Я) «Усть-Майская ЦРБ» Туберкулезная больница и котельная, тепловая сеть АО «Теплоэнергосервис» не имеют технологического соединения с системой теплоснабжения, с другими котельными пос. Усть-Мая, следовательно, с 01.01.2019 (согласно пункту 5 (5) Постановления № 1075) переходят на нерегулируемые цены в сфере теплоснабжения, которые определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию.

Федеральная антимонопольная служба России (исх. от 28.06.2019 №ИА/54920) по вопросу признания цены монопольно высокой сообщила следующее.

Установление, поддержание монопольно высокой цены товара подпадает под запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В процессе проведения антимонопольного расследования важно в полной мере провести исследование наличия (отсутствия) условий и факторов, предусмотренных частями 2 - 8 статьи 6 Закона о защите конкуренции.

Особое внимание необходимо уделить исследованию факторов, установленных частью 4 указанной статьи, согласно которой цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

 

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции приведены в том числе два пути установления хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Для исследования всех указанных выше факторов в процессе проведения антимонопольного расследования используются два основных метода определения монопольно высокой цены товара:

1) затратный метод;

2) метод сопоставимых рынков.

Начинать оценку цены товара на предмет того, является ли она монопольно высокой, необходимо с установления наличия сопоставимых товарных рынков по составу покупателей или продавцов исследуемого товара, условиям обращения такого товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, в которых цена на исследуемый товар сформировалась в условиях конкуренции.

При этом установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом в пределах цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, не может являться основанием для квалификации ее в качестве монопольно высокой без проведения анализа уровня затрат на производство и реализацию товара и получаемой таким субъектом прибыли.

Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, также потребует оценки ее с использованием также затратного метода.

Установление наличия сопоставимого конкурентного рынка осуществляется антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в том числе с учетом сведений, представленных лицами, участвующими в деле.

В случае отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции, в отношении такого рынка презюмируется его функционирование в неконкурентных условиях. В таком случае установление монопольно высокой (низкой) цены осуществляется с использованием одного только затратного метода.

Необходимо отметить, что для рынка тепловой энергии характерно оказание услуг теплоснабжающими организациями потребителям в пределах расположения тепловых сетей. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

Таким образом, географическими границами рынка будут границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии.

В целях обеспечения объективности результата оценки цены товара необходимо руководствоваться в том числе разъяснением № 1 Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товар», утвержденное протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2.

В рамках рассмотрения дела ГКЦ РС(Я) исх. от 30.06.20 №23/03т-1912 сообщил, что как наиболее сопоставимый рынок по полезному отпуску тепловой энергии и условиям рынка котельной «Туббольница» АО «Теплоэнергосервис» п. Усть-Мая является расчет тарифа по котельной «Бэрэ» ГУП «ЖКХ РС (Я)» МО «Сыланский наслег» Чурапчинского улуса (района). Так же представили расчет тарифа котельной «Бэрэ», согласно которого установлено следующее:

- полезный отпуск тепловой энергии 467,78 Гкал. который поставляется бюджетным потребителям и населению (у котельной «Туббольница» - 532,47 Гкал.);

- используемое топливо – уголь (у котельной «Туббольница» - уголь);

- необходимая валовая выручка - 5 921,00 тыс. рублей (у котельной «Туббольница» - 11 933 тыс. рублей);

- тариф на тепловую энергию 12 657,67 руб./Гкал. (у котельной «Туббольница»- 22 410 руб./Гкал.).

Комиссия проанализировав данные расчета тарифа котельной «Бэрэ» и котельной «Туббольница» учитывая при этом, что полезный отпуск тепловой энергии и используемое топливо аналогично, но у котельной «Бэрэ» в составе покупателей есть население и тарифы котельной «Бэрэ» подлежат государственному регулированию, а тарифы котельной «Туббольница» не подлежат государственному регулированию.

Таким образом, локальный рынок тепловой энергии котельной «Бэрэ» и котельной «Туббольница» не сопоставимы по составу покупателей, принципу установления тарифов, при этом необходимо отметить, что при государственном регулировании при схожих условиях поставки тариф на тепловую энергию котельной «Бэрэ» установлен почти в 2 раза ниже, чем установило АО «Теплоэнергосервис» по котельной «Туббольница».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия установила отсутствие сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции. В связи с этим установление монопольно высокой (низкой) цены будет осуществляться с использованием одного только затратного метода.

В рамках рассмотрения дела ГКЦ РС(Я) исх. от 5.12.2019 №23/04ю-3174 и от 12.02.2020 №23/03т-402 сообщило, что согласно пункту 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также пункту 5 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» не подлежат государственному регулированию тарифы на тепловую энергию для «монопотребителя». Так же представило протоколы заседания Правления ГКЦ РС (Я), постановления Правления ГКЦ РС (Я) об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Теплоэнергосервис», расчет тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую АО «Теплоэнергосервис», для потребителей Усть – Майского района с 2017 по 2019 годы. ГКЦ РС(Я) отметил, что тарифы на 2017-2018 годы были установлены по поселенческому принципу, в которых затраты по монокотельным учтены с учетом остальных источников теплоснабжения, распределение затрат необходимой выручки по каждому источнику теплоснабжения не предоставляется возможным.

Постановлением ГКЦ РС(Я) № 158 установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «Теплоэнергосервис», потребителям с. Усть-Мая муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в размере:

– на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 4 115,14 руб./Гкал;

– на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 4 026,50 руб./Гкал.

Согласно пункту 6.1 Протокола заседания ГКЦ РС (Я) от 14.12.2018 №158 и расчету тарифа на тепловую энергию для потребителей с. Усть-Мая МР «Усть-Майский улус (район)» расходы по содержанию котельной «Туббольница» исключены из расчета тарифа с 01.07.2019.

Таким образом, тариф на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 4 115,14 руб./Гкал установлен с учетом содержания котельной «Туббольница», тариф на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 4 026,50 руб./Гкал, который ниже на 2,1% тарифа первого полугодия, установлен без учета расходов по содержанию котельной «Туббольница». Следовательно, АО «Теплоэнергосервис» с 01.07.2019 имеет право устанавливать нерегулируемую цену в сфере теплоснабжения, которые определяются по соглашению сторон.

АО «Теплоэнергосервис» приказом от 28.06.2019 №488 установило предельные цены на тепловую энергию, поставляемую потребителям, тепловые установки которых соединены с котельной «Туббольница» п. Усть -Мая с 01.07.2019 года по 30.06.2020 года в размере 22410,0 руб./Гкал.

Комиссия при проверке материалов дела представленных в качестве обоснования сумм, необходимых для производства и реализации товара «тепловая энергия» по котельной «Туббольница»: подробного расчета на тепловую энергию, вырабатываемую АО «Теплоэнергосервис» с 01.07.2019 по 30.06.2020, отчетов по прямым затратам Усть- Майского филиала, пояснений, других документов с учетом возражения на заключение об обстоятельствах дела от 10.09.2020 по делу № 014/01/10-370/2020 от 25.09.2020 №05/4134 установлено следующее.

Согласно пояснениям АО «Теплоэнергосервис» тариф на 2019 год рассчитан в соответствии с:

– Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

– Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

– Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»

АО «Теплоэнергосервис» (исх. от 19.09.2019 №3735) пояснило, что необходимая для реализации валовая выручка (необходимые расходы) для производства и реализации тепловой энергии котельной «Туббольница» на 2019 год в размере 11992 тыс. рублей определена на основе фактических расходов по оказанию услуг теплоснабжения за 2018 год с применением индекс – дефлятора в размере 4,3% в соответствии с базовым вариантом Прогноза социально – экономического развития РФ. Так же указало, что применен метод тарифного регулирования: «метод экономически обоснованных расходов».

Оценка расчета тарифа на тепловую энергию, установленного

АО «Теплоэнергосервис» приказом от 28.06.2019 № 488

 

Котельная Туббольница

(с. Усть-Мая)

ед. изм.

Факт 2018г

Установленный тариф на 2019

Проверка тарифа Якутским УФАС

тариф

отклонение (гр.3-гр.2)

А

Б

В

1

2

3

4

1.

Баланс производства

Гкал

       

1.1.

Полезный отпуск, всего

Гкал

549,76

532,47

532,47

 

 

 

         

2.

Смета расходов

тыс.руб.

       

2.1.

Операционные (подконтрольные) расходы

тыс.руб.

4 080,40

4 482,00

4 482,00

0,00

2.1.1.

Сырье и материалы

тыс.руб.

148

155

155,00

0,00

2.1.1.1.

Материалы на ремонт и эксплуатацию

тыс.руб.

144

95

95,00

0,00

2.1.1.2.

Прочие (оргтехника, канцтов.,бумага, периодика, тех.лит-р,

тыс.руб.

4

4

4,00

0,00

2.1.1.3.

Расходы по охране труда

тыс.руб.

53,7

56

56,00

0,00

2.1.2.

Расходы на оплату труда

тыс.руб.

3554,2

3 936

3 936,00

0,00

2.1.3.

Проезд в отпуск

тыс.руб.

60,1

60

60,00

0,00

2.1.4.

Работы и услуги произ. характера, выполн. сторон. организациями

тыс.руб.

14,4

15

15,00

0,00

2.1.4.1.

Автоуслуги

тыс.руб.

14,4

15

15,00

0,00

2.1.5

Прочив операционные расходы

тыс.руб.

303,7

316,00

316,00

0,00

 

Расходы на природоохранные мероприятия

тыс.руб.

164,7

172

172,00

0,00

 

Расходы по охране труда (медосмотры)

тыс.руб.

8,6

9

9,00

0,00

 

Командировочные расходы

тыс.руб.

4,2

4

4,00

0,00

 

Услуги связи (IT услуги, сопровождение ПО)

тыс.руб.

11

11

11,00

0,00

 

Подготовка кадров

тыс.руб.

42,3

44

44,00

0,00

 

Услуги по тралению причала ПРИН

тыс.руб.

15

16

16,00

0,00

 

Энергетическое обследование ПРИН.

тыс.руб.

37,7

39

39,00

0,00

 

Страхование

тыс.руб.

20,2

21

21,00

0,00

 

 

тыс.руб.

       

2.2.

Неподконтрольные расходы

тыс.руб.

4335,4

4 422,00

4 422,00

0,00

2.1.

Амортизация основных средств

тыс.руб.

2803,5

2 803

2 803,00

0,00

2.2.

Арендная плата

тыс.руб.

1,5

2

2,00

0,00

2.3.

Страховые отчисления

.1ЫС4Ш.

1125,8

1 212

1 212,00

0,00

2.4.

Налоги и платежи .включаемые в себестоимость продукции

тыс.руб.

404,6

405

405,00

0,00

 

Налог на имущество ПРИН.

тыс.руб.

402,5

403

403,00

0,00

 

Экологические платежи ПРИН.

тыс.руб.

0,4

0

0,00

0,00

 

Госпошлина ПРИН.

тыс.руб.

1,7

2

2,00

0,00

 

 

тыс.руб.

       

3.3.

Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

тыс.руб.

1161

1 072

1 072,00

0,00

 

 

тыс.руб.

       

3.3.1.

Топливо

тыс.руб.

930,9

787

787,00

0,00

 

 

         

3.3.2.

Элеткроэнергия

тыс.руб.

230,1

285

285,00

0,00

 

 

         

3.3.3.

Вода

тыс.руб.

       

 

Итого расходы из себестоимости

тыс.руб.

9 576,80

9 976

9 976,00

0,00

 

 

тыс.руб.

       

4.

Расходы из прибыли

тыс.руб.

269

1 956

280,60

-1675,40

4.1.

Выплаты социального характера

тыс руб.

108

866

119,60

-746,40

4.2.

Расходы по сомнительным долгам

тыс.руб.

 

192

 

-192,00

4.3.

% к уплате

тыс.руб.

107

107

107,00

0,00

4.4.

услуги банка

тыс.руб.

54

54

54,00

0,00

4.5.

Налог на прибыль 20%

тыс.руб.

 

304

 

-304,00

4.6.

Предпринимательская прибыль по ставке 5%

тыс.руб.

 

433

 

-433,00

5.

Необходимая валовая выручка

тыс.руб.

9 845,80

11 932

10 256,6

-1675,40

6.

тариф

руб/Гкал

17 909,27

22 410

19 262,31

3147,69

7.

Рентабельность

%

2,81%

19,61%

2,81%

 

Как следует из сравнительной таблицы, в части определения себестоимости продукции для целей определения величины экономически обоснованных расходов, существенных отклонений при проверке расчета не выявлено.

Как видно из сравнительной таблицы, расходы из прибыли установлены в размере 1 956 тыс. руб., что выше суммы необходимых расходов из прибыли на 1675,40 тыс. руб., в том числе по статьям «Выплаты социального характера» (746,40 тыс. руб.), «Расходы по сомнительным долгам» (192 тыс. руб.), «Налог на прибыль 20% (304 тыс. руб.), «Предпринимательская прибыль (433,0 тыс. руб.). А также выше расходов из прибыли произведенными в 2018 году в размере 269 тыс. рублей, которые были приняты согласно пояснению АО «Теплоэнергосервис» в обоснование расходов на 2019 год. В результате рентабельность поставки тепловой энергии, вырабатываемой котельной «Туббольница», с 2018 г. в размере 2,81% увеличилась в 2019 году до 19,61%, то есть в 6,9 раз.

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2 при оценке рентабельности хозяйствующего субъекта от реализации товара антимонопольному органу следует сравнивать фактическую рентабельность с уровнями рентабельности, установленными нормативно (для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно).

ГКЦ РС(Я) исх. от 5.12.2019 №23/04ю-3174 и от 12.02.2020 №23/03т-402 представило расчет тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую АО «Теплоэнергосервис», для потребителей Усть – Майского района, установленный постановлением ГКЦ РС (Я) №158, на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 4 026,50 руб./Гкал. Согласно данному расчету при отпуске тепловой энергии остальным потребителям пос. Усть -Мая в размере 53188,72 Гкал. необходимая валовая выручка определена в размере 214164,58 тыс. рублей, себестоимость продукции - 211402,64 тыс. рублей, расходы из прибыли -2761,74 тыс. рублей. Таким образом, нормативная рентабельность продукции в регулируемом тарифе составляет 1,3%.

Таким образом, АО «Теплоэнергосервис» при установлении предельной цены на тепловую энергию, поставляемую потребителям, тепловые установки которых соединены с котельной «Туббольница» п. Усть-Мая рентабельность определило в размере 19,61%, что выше в 15 раз уровня нормативной рентабельности - 1,3%, которая установлена ГКЦ РС (Я) для остальных потребителей пос. Усть – Мая, что указывает на превышение необходимого обоснованного уровня расходов из прибыли.

Установленное в ходе проверки расчета тарифа АО «Теплоэнергосервис» завышение отдельных статей тарифа привело к завышению показателя «Необходимая валовая выручка» на сумму 1675,40 тыс. рублей, что, в свою очередь, при неизменном отпуске тепловой энергии и себестоимости, привело к необоснованному завышению тарифа на тепловую энергию на величину 3 147,69 руб./Гкал (см. таблицу).

В соответствии с изложенным, в ходе проверки правильности расчета тарифа на основании представленных теплоснабжающей организацией данных установлено, что обоснованный уровень тарифа на тепловую энергию на период с 01.07.2019 по 30.06.2020 составляет – 19 262,31 руб./Гкал, против установленного АО «Теплоэнергосервис» тарифа – 22 410 руб./Гкал.

Таким образом, АО «Теплоэнергосервис» на период с 01.07.2019 по 30.06.2020 предельную цену (тариф) на тепловую энергию, поставляемую монопотребителю ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ», установило выше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В ходе рассмотрения дела ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ» пояснило, что после изменения тарифа с 01.07.2019 г. с 4115,14 руб. до 22410,00 руб., более чем в 5 раз, финансовая потребность по коммунальным расходам на 2019 год увеличилась с 2044,3 тыс. рублей до 5927,1 тыс. рублей. В настоящее время учреждение испытывает значительные финансовые трудности, кредиторская задолженность учреждения на 01.07.2020 г. составляет 11939,9 тыс. рублей.

АО «Теплоэнергосервис» в возражениях на заключение об обстоятельствах дела № 014/01/10-3519/2019 (исх. от 25.09.2020 №05/4134) указало, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации – величина, учитывая при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифа с применением метода экономически обоснованных затрат (расходов) или метода индексации установленных тарифов, остающаяся в распоряжении организации и расходуются по ее усмотрению. Так же указало, что согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 №760-э, постановления Правительства от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» внереализационные расходы включаются в необходимую валовую выручку:

а) расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования;

б) расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей;

в) расходы на вывод из эксплуатации (в том числе на консервацию) и вывод из консервации производственных объектов;

г) другие обоснованные расходы, в том числе расходы на услуги банков, расходы на обслуживание заемных средств, определяемые органами регулирования в размере, не превышающем сумму выплаты процентов, рассчитанную исходя из ключевой ставки Банка России, увеличенной на 4 процентных пункта.

Таким образом, предпринимательская прибыль и внереализационные расходы это два разных понятия и не могут быть взаимоисключающими в расчете тарифа.

Комиссия Якутского УФАС согласна, что предпринимательская прибыль и внереализационные расходы это два разных понятия и не могут быть взаимоисключающими в расчете тарифа при государственном регулирования тарифа на тепловую энергию.

Приказом федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 №760-э установлено следующее:

-Пунктом 10. Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения регулируемыми организациями раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. При установлении цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным регулируемым видам деятельности.

-Пунктом 12. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Пунктом 13. В случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, в том числе осуществляет реализацию товаров в сфере теплоснабжения по ценам (тарифам), не подлежащим регулированию и определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с пунктом 5(1) Основ ценообразования, расходы на осуществление таких видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль и убытки не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается. Органы регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически не обоснованные доходы регулируемых организаций.

Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу, что необходимая валовая выручка формируются на основании экономически обоснованных расходов, которые подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью, при этом повторный учет одних и тех же расходов не допускается, которые учитываются при установлении тарифов.

Таким образом, расходы по сомнительным долгам и другие расходы из прибыли учитываются ГКЦ РС (Я) при установлении регулируемых тарифов. Кроме, того расходы по сомнительным долгам, учтенные АО «Теплоэнергосервис» в тарифе, не связаны с поставкой тепловой энергии ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ», и, следовательно, не должны учитываться в тарифе.

АО «Теплоэнергосервис» в возражениях на заключение об обстоятельствах дела № 014/01/10-3519/2019 (исх. от 25.09.2020 №05/4134/) привело анализ достаточности тарифов по котельной «Туббольница» за 2018-2019 г.г. Согласно приведенным данным за 2019 год необходимая валовая выручка составила 7815 тыс. рублей, себестоимость – 7611 тыс. рублей, прибыль – 204 тыс. рублей, в том числе: ВСХ-81 тыс. рублей, % к уплате 83 тыс. рублей, услуги банка – 40 тыс. рублей.

Таким образом, АО «Теплоэнергосервис» фактическими данными за 2019 г. подтвердило, что предельную цену (тариф) на тепловую энергию, поставляемую монопотребителю ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ» с 01.07.2019, установило выше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» установлено, что естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче тепловой с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии.

В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

АО «Теплоэнергосервис» является единой теплоснабжающей организацией (далее – ЕТО) – постановление Администрации МО «Усть – Майского района» от 19.04.2017 №93п.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что АО «Теплоэнергосервис» осуществляет естественно - монопольный вид деятельности, а, следовательно, является субъектом естественных монополий. При таких условиях, в силу требований статей 3, 4 Федерального закона «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение АО «Теплоэнергосервис» на локальном товарном рынке пос. Усть-Мая в границах сетей котельной «Туббольница» является доминирующим.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия установила, что действия АО «Теплоэнергосервис», занимающего доминирующее положение на локальном рынке тепловой энергии, выразившиеся в установлении предельной цены (тарифа) на тепловую энергию, поставляемую монопотребителю – ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ», выше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, тем самым ущемило интересы ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ» обязав его в составе цены (тарифа) оплачивать расходы из прибыли, которые возникают на другом товарном рынке- тарифы, которые подлежат государственному регулированию.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции РФ.

Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Реализованная определенная правовая возможность в определенной ситуации при определенных условиях приводит к превышению пределов осуществления права, злоупотреблению правом и, как частный случай, нарушению антимонопольного законодательства.

Нарушение антимонопольного законодательства является злоупотреблением права, то есть превышением пределов осуществления гражданских прав.

Вышеуказанные действия (бездействие) АО «Теплоэнергосервис» не могут расцениваться в качестве совершенных в допустимых пределах осуществления гражданских прав и признаются Комиссией нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Доводы ответчика, изложенные в письме от 25.09.2020 № 05/4134 на заключение Комиссии об обстоятельствах дела № 014/01/10-3519/2019 Комиссия рассмотрела и пришла к выводу об их необоснованности и недоказанности в силу вышеизложенного.

На основании вышеизложенного, изучив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по делу, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в вышеизложенных действиях (бездействии) АО «Теплоэнергосервис», выразившиеся в установлении предельной цены (тарифа) на тепловую энергию, поставляемую монопотребителю – ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ», выше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, которые превышают сумму необходимых расходов из прибыли, повлекших за собой ущемление прав и законных интересов заявителя ГБУ РС(Я) «Усть-Майская ЦРБ», имеется нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 2 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

р е ш и л а:

1. Признать акционерное общество «Теплоэнергосервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с отключением от теплоснабжения здания противотуберкулезного диспансера ГБУ PC(Я) «Усть-Майская ЦРБ» (Туберкулезная больница п. Усть-Мая) по причине ликвидации противотуберкулезной больницы с 01.01.2020.

3. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны