Решение №14022020 Решение по жалобе №014/07/3-308/2020 от 14 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Международный Аэропорт Иркутск»

664009, Иркутская область,

г. Иркутск, ул. Ширямова, д.13

АО «Авиакомпания «Якутия»

678175, Республика Саха (Якутия),

г. Якутск, ул. Быковского 9

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/07/3-308/2020

г. Якутск «14» февраля 2020г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

 – старшего государственного инспектора антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

. – ведущего-специалиста эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), члена Комиссии,

в отсутствии:

 

заявителя, акционерного общества «Международный Аэропорт Иркутск» (место нахождения: 664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 13, ИНН 3811146038, ОГРН 1113850006676) (далее – «Международный Аэропорт Иркутск», Заявитель), надлежащим образом уведомлены, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия;

при участии от ответчика акционерного общества «Авиакомпания Якутия» (место нахождения:678175, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Быковского 9, ИНН 1435149030, ОГРН 1041402039403) (далее – АО «Авиакомпания «Якутия», Заказчик) представителя 

рассмотрев жалобу от 06.02.2020 г. (вх. №1113) АО «Международный Аэропорт Иркутск» на действия Заказчика АО «Авиакомпания «Якутия» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов АО «Авиакомпания «Якутия» в г. Иркутск (извещение №32008807371 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от 14.01.2020г. (вх. №200Э) АО «Международный Аэропорт Иркутск» на действия АО «Авиакомпания «Якутия» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов АО «Авиакомпания «Якутия» в г. Иркутск (извещение №32008807371 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указал следующие доводы:

  1. Установление такого способа закупки как конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства является неправомерным, ограничивающими конкуренцию, все действия Заказчика свидетельствуют о намерении Заказчика заключить договор с определенной компанией.

Рынок по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов в аэропорту г. Иркутска является низкоконкурентным рынком, так как только две организации имеют возможность оказания соответствующих услуг в международном аэропорту г. Иркутск, это:

- АО «Международный Аэропорт Иркутск», не являющийся организацией, относящейся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

-ООО «Панорма+, является организацией, относящейся к категории СМиСП

2. Определить предмет договора по условиям Документации о закупке не представляется возможным.

Как указано в п. 1,1, Договора, предметом договора являются обязательства по обеспечению рейсов Заказчика, за плату и по заявкам Заказчика, бортовым питанием, напитками, бортовой посудой, буфетно-кухонным оборудованием и оказывать связанные с этим хэндлинговые услуги, при этом перечень окапываемых исполнителем хэпдлинговых услуг должен быть указан в Приложении № 1 к договору, при этом какие именно услуги должны оказываться Исполнителем, в договоре не указано.

В разделе 1 Документации о закупке «Общие положения» в графе «Начальная максимальная цепа договора» указана разбивка стоимости рациона в зависимости от класса обслуживания, а также указаны отдельные типы ВС, обеспечение бортовым питанием которых необходимо, однако при этом не установлено, какие хендлинговые услуги входят в предмет Договора. Таким образом, предмет договора не является четка определенным, что не позволяет Участнику корректно сформулировать ценовое предложение.

  1. В п.3 информационной карты документации о закупке указано только место рассмотрения предложений закупки и подведения итогов тогда как в Положении о закупках АО «Авиакомпания «Якутия» указано что «документация о закупках должна содержать информацию о месте и дате рассмотрения предложений участников», аналогичное требование указано в п.12 ч.10 ст.4 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  2. 30 января 2020 года АО «Международный Аэропорт Иркутск» обратилось к Заказчику с запросом на разъяснение положений документации путем размещения запроса в электронной площадке ЭТП ГПБ, однако, в нарушение требований ч.2 ст.3.2. Закона 223-ФЗ Заказчиком такие разъяснения не были и не были размещены и на ЭТП ГПБ».

АО «Авиакомпания «Якутия предоставили письменное возражение на жалобу АО «Международный Аэропорт Иркутск» (вх.742 от 28.01.2020г.) в котором просят признать жалобу необоснованной.

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы было назначено на «14» февраля 2020 г. в 11 час. 00 мин.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются специальными по отношению к закону о защите конкуренции.

Таким образом, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон №223-ФЗ), согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях.

В соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, жалоба АО «Международный Аэропорт Иркутск» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы пришла к выводу о признании жалобы АО «Международный Аэропорт Иркутск» необоснованной по следующим основаниям:

1. Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

Согласно ч. 1 ст.3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч.2 ст.3.4 Закона о закупках Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с п.2 ч.8 ст.3 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно п.4 Положению «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. №1352 (далее-Положение), закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как указано в п.5 Положения совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения, должен составлять не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Следовательно, проведение АО «Авиакомпания «Якутия» закупки только среди субъектов малого и среднего предпринимательства не является ограничением конкуренции применительно к субъектам, не отвечающим признакам малого и среднего предпринимательства и доводы заявителя в этой части необоснованны.

2. Из содержания жалобы заявителя следует, что определить предмет договора по условиям Документации о проведении конкурса (далее- Документация) не представляется возможным.

Согласно п.1 ч.6.1 ст.3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с п. 3 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п.15 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Закона.

Как указано в Приложении 3 к Документации Заказчика (далее-Техническое задание) предметом закупки является заключение договора на обеспечение рейсов АО «Авиакомпания «Якутия» бортовым питанием.

Так же в Техническом задании подробно указаны: объемы оказываемых услуг, цены рационов питания и услуг, требования к составу рационов бортового питания и выходу порций в граммах АО «Авиакомпания «Якутия».

Согласно п. 2.1.3. Договора при наличии у Заказчика достаточного количества съемно буфетно-кухонного оборудования и бортовой посуды (далее-БКО и БП), Заказчик обязан обеспечить обменный фонд Исполнителя исправным БКО и БП. При отсутствии БКО и БП у Заказчика, Исполнитель по письменному согласованию с Заказчиком комплектует бортовое питание на одноразовой посуде принадлежащей Исполнителю либо предоставляет Заказчику в аренду собственную многоразовую посуду, которая оплачивается Заказчиком дополнительно в соответствии с ценами, указанными в Перечне хэндлинговых услуг (Приложение №1 к договору).

Следовательно, в Приложении №1 Договора указывается перечень услуг которые исполнитель обязался выполнить согласно договору об оказании услуг по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов АО «Авиакомпания «Якутия».

Таким образом, анализ Документации показал, что в целом, Заказчиком предмет договора определен четко и конкретно, с соблюдением норм и положений Закона о закупках.

  1. Исходя из доводов жалобы, документация от закупке не содержит дату и время рассмотрения предложений участников закупки.

Вместе с тем, в извещении о проведении закупки указаны даты рассмотрения первых и вторых частей заявок, что и является датой рассмотрения предложений участников.

Таким образом, Документация о закупке содержит требуемую п.12, ч.10, ст.4 Закона №223-ФЗ информацию о месте и дате рассмотрения предложений (заявок) участников закупки.

  1. 30 января 2020 года АО «Международный Аэропорт Иркутск» обратилось к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации путем размещения запроса в электронной форме на электронной площадке ЭТП ГПБ, однако, Заказчиком такие разъяснения не были даны и не были размещены в ЕИС и на ЭТП ГПБ. В частности в запросе о разъяснении были следующие вопросы:
  2. Как указано в п.14 информационной карты участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Полагаем, что данное условие является незаконным, в результате чего Заказчиком создаются условия по искусственному ограничению конкуренции.
  3. Определить предмет договора по условиям Документации о закупке не представляется возможным.
  4. Документация о закупках не содержит дату и время рассмотрения предложений.
  5. На каком основании «услуги по обеспечению бортовым питанием для пассажиров и экипажей воздушных судов АО «Авиакомпания «Якутия» в г. Иркутск отнесена к категории 56.29 по ОКПД и категории 56.29 по ОКВЭД?

Согласно ст.3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Аналогичное положение установлено в п.15.5.2 ст.15 Положения о закупках, согласно которому Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления запроса на разъяснения положений документации направляет разъяснения претенденту, направившему запрос, в форме электронного документа, а также осуществляет разъяснения положений. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Комиссией Якутского УФАС установлено что АО «Авиакомпания «Якутия» разместила разъяснения в ЕИС (http://www.zakupki.gov.ru) 05.02.2020г. и подробно пояснила положения документации в рамках заданных вопросов в запросе о разъяснении.

Таким образом, Заказчик надлежащим образом осуществив разъяснение положений документации не нарушил ст.3.2 Закона о закупках.

Вместе с тем, конкурсная комиссия, согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок для конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32008807371 признала конкурс несостоявшимся в связи с тем, что на участие в закупке не подано ни одной заявки.

Согласно ст.17 Положения о закупках закупка при знается несостоявшейся, если по окончании срока подачи заявок:

- заявка подана только одним участником и не отозвана им;

- не подана заявка ни одна заявка (с учетом отозванных заявок).

В случае признания закупки несостоявшейся Заказчик вправе:

- заключить договор с единственным участником несостоявшейся закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям документации о закупке;

- принять решение о проведении повторной закупки, в том числе с объявлением иных условий (включая НМЦ);

- отказаться от проведения закупки.

Из пояснений представителя Заказчика, на заседании Комиссии Якутского УФАС России, следует, что у АО «Авиакомпании «Якутия» на момент рассмотрения жалобы плана дальнейших действий по поводу закупки нет.

Учитывая изложенное, оценив все доводы заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия Якутского УФАС России не находит основания для признания жалобы обоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу АО «Международный Аэропорт Иркутск» (ИНН 3811146038, ОГРН 1113850006676) на действия АО «Авиакомпания «Якутия» (ИНН 1435149030, ОГРН 1041402039403 при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов АО «Авиакомпания «Якутия» в г. Иркутск (извещение №32008807371 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) – необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны