Решение №014/07/3-398/2023 Решение №014/07/3-398/2023 по результатам рассмотрения жалоб... от 13 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 Решение.pdf (3360.48 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ 014/07/3-398/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск                                                                                                   13 апреля 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – старшего специалиста 1-го разряда отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи при участии:

представителя заказчика, акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (далее – АО «АК «ЖДЯ», заказчик), по доверенности <...>,

в отсутствие:

заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Транс-Ойл» (далее – ООО «ТД «Транс-Ойл», заявитель), не подключился,

рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом «Транс-Ойл» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «Железные дороги Якутии»  при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку летнего дизельного топлива (извещение №32312196426 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Торговый дом «Транс-Ойл» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «Железные дороги Якутии»  при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку летнего дизельного топлива (извещение №32312196426 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

«Заказчиком АО «АК «ЖДЯ» 16 марта 2023г. были опубликованы извещение и документация о проведении запроса предложений №36.03-23 в электронной форме на право заключения договора на поставку летнего дизельного топлива. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 28 марта 2023 г. 09 час. 00 мин. (время московское).

До окончания срока подачи ООО «ТД Транс-Ойл» подало свою заявку на участие в вышеуказанной закупочной процедуре.

Согласно протоколу №2 от 28 марта 2023 года рассмотрения, оценки и сопоставления заявок ООО ТД Транс-Ойл было отказано в допуске к оценке и сопоставлению заявок. Основание отказа: «В заявке участника указаны несоответствующие действительности сроки поставки товара».

В качестве обоснования такого решения Заказчик приводит самостоятельные расчеты сроков поставки товара, не предусмотренные документацией о закупке, основываясь на приказе Минтранса России от 07.08.2015г. №245 и предоставленном участником в составе заявки образце сертификата (паспорта) на товар.

В своей заявке ООО ТД Транс-Ойл указало срок поставки товара в полном соответствии с требованиями документации о закупке – с 05 апреля по 10 апреля 2023г.

Предоставленный в составе заявки ООО ТД Транс-Ойл сертификат (паспорт) на товар является именно образцом, как это и установлено требованием закупочной документации (подпункт 2.13 пункта 2 закупочной документации) и не может служить заказчику основой для каких-либо решений по допуску или оценке заявки участника, поскольку нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ и пункта 2 статьи 456 ГК РФ. Данная позиция подтверждается постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2011 г. по делу №А45-14652/2010, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2012 по делу №А56-29603/2011 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.10.2015 г. по делу №А40-6612/2015.

Считаем, что порядок исчисления сроков поставки товара, произведенный Заказчиком и отраженный в протоколе №2 от 28 марта 2023 года рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, является незаконным, поскольку данный порядок не был описан в документации о закупке и нарушает положения пункта 6 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ, а именно – не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Таким образом, Заказчиком нарушен установленный для данной процедуры порядок определения победителя, что фактически нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и является нарушением части 6 и пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ».    

АО «АК «ЖДЯ» представило письменные возражения на жалобу, согласно которым просит признать жалобу необоснованной и требования, содержащиеся в жалобе, не подлежащими удовлетворению.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16 марта 2023 года опубликованы извещение и документация о проведении закупки № 32312196426 – запроса предложений на право заключения договора на поставку летнего дизельного топлива, начальная (максимальная) цена договора: 32 000 000, 00 рублей; дата начала срока подачи заявок: 16.03.2023; дата окончания подачи заявок: 28.03.2023; дата подведения итогов: 28.03.2023; на участие в закупке поданы 3 заявки, отклоненных 3.

Заказчиком рассматриваемой закупки является акционерное общество «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (678900, Республика Саха (Якутия), Алданский улус, г. Алдан, ул. Маяковского, д. 14, info@rw-y.ru, +7 (4112) 318081).

Рассматриваемая закупка проводилась на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Как следует из протокола №2 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 28.03.2023 закупка признана несостоявшейся, в связи с тем, что к участию в запросе предложений не допущена ни одна заявка. ООО «ТД «Транс-Ойл» отказано в допуске к оценке и сопоставлению заявок по причине: в заявке участника указаны не соответствующие действительности сроки поставки товара. Предоставлен паспорт на дизельное топливо ДТ-Л-К5 ООО «Газпром нефтехим Салават», г. Салават, Башкортостан. На основании правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов жд транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015г. №245 срок доставки цистерны со ст. Салават до ст. Алдан составляет 23 дня, что не соответствует требованиям закупочной документации. Обоснование отказа: пп.2 п. 10.1 закупочной документации.     

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу требований части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», утвержденным решением Совета директоров АО «АК «ЖДЯ» от «02»  декабря 2022 г.№5/3 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 1.10.1 Положения о закупке Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 1.9.1, 1.9.2, 1.9.6 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные и/или не указаны сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В приложении №1 к документации о проведении запроса предложений № 36.03-23 приведен перечень и требования к поставляемому товару следующего содержания:

 

Поставка летнего дизельного топлива

 

№ п\п

Наименование

Описание

Ед. изм

Кол-во

Период поставки товара на ст. Алдан

1

Дизельное топливо

Летнее,

ГОСТ 32511-2013 или

ГОСТ Р 52368-2005

 с  предельной температурой фильтруемости не выше минус

  5  ºС

тн

400

 

 

400 тн. - с 5 апреля по 10 апреля 2023 г.

 

 

Поставка дизельного топлива с хранения и из резерва не рассматривается.

Отгрузка дизельного топлива производится исключительно железнодорожным транспортом, при этом минимальной нормой отгрузки является одна ж/д цистерна.

Пунктом 2.13 закупочной документации определено, что заявка на участие в запросе предложений должна включать, в том числе, образец паспорта на поставляемый товар, согласно приложению №1, с указанием страны производителя товара.

Изучив представленную оператором электронной площадки заявку ООО «ТД «Транс-Ойл» Комиссией установлено, что в составе заявки заявитель приложил паспорт №55586 на дизельное топливо ЕВРО, летнее, сорта С, экологического класса К5 марки ДТ-Л-К5 по ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009), заявитель: ООО «Газпром нефтехим Салават», ул. Малогвардейцев, 30, г. Салават, Башкортостан, Российская Федерация, 453256, дата изготовления: 11.10.2022.  

В своей заявке №12-03/23 от «20» марта 2023 года на участие в запросе предложений для выбора организации на право заключения договора на поставку летнего дизельного топлива, для нужд Акционерного общества «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» ООО «ТД «Транс-Ойл» указало следующий срок поставки продукции на ст. Алдан:

 «Дизельное топливо летнее с предельной температурой фильтруемости не выше минус 5 ºС   400 тн. –  с 05 апреля по 10 апреля 2023 г.».

Приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245 утверждены Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом» (далее – Правила), которые определяют порядок исчисления сроков доставки грузов, в том числе порожних контейнеров, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 2 Правил в соответствии с Уставом перевозчики обязаны доставлять грузы и порожние вагоны по назначению и в установленные сроки.

Комиссией установлено, что в ходе рассмотрения заявок заказчиком произведен расчет срока поставки предлагаемого ООО «ТД «Транс-Ойл» дизельного топлива со ст. Салават до места доставки – ст. Алдан в соответствии с вышеуказанными Правилами, согласно которого срок поставки товара составил 23 дня.   

Вышеуказанное подтверждается представленным Заказчиком подробным расчетом нормативного срока доставки дизельного топлива от 13.04.2023 вх. №2902э.

Пунктом 1.9.8 Положения о закупке установлено, что Заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям документации о конкурентной закупке (извещения о проведении запросов котировок) достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству РФ, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.

Таким образом, недостоверность сведений указанных в заявке участника закупки ООО «ТД «Транс-Ойл» находит свое подтверждение, а доводы жалобы о том, что примененный Заказчиком порядок исчисления сроков поставки товара является незаконным, поскольку данный порядок не был описан в документации о закупке, являются необоснованными.   

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу ООО «Торговый дом «Транс-Ойл» на действия (бездействие) заказчика АО «АК «Железные дороги Якутии»  при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку летнего дизельного топлива (извещение №32312196426) необоснованной.  

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии                                                                                          <...>

 

 

Члены комиссии:                                                                                            <...>

 

 

 

                                                                                                                                    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны