Решение (комиссия) №ИЛ/1564/24 РЕШЕНИЕ по делу №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопол... от 26 марта 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск резолютивная часть оглашена «12» марта 2024 года

изготовлено в полном объеме «26» марта 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

*** – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Члены Комиссии:

*** – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

При участии в дистанционном режиме с использованием систем видеоконференцсвязи:

*** – представителя АО «Телен» по доверенности №02/03 от 12.03.2024 г.

*** – представителя по доверенности ГУП «ЖКХ РС (Я)» от 20.11.2023 №564.

рассмотрев дело №014/01/10-859/2023 по признакам нарушения акционерным обществом «Телен» (678666, РС (Я), Таттинский улус, с. Харбалах, тер. урочище Кыыртаах, корп. 1, ИНН 1425000746, КПП 142501001) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) были рассмотрены материалы, поступившие из Прокуратуры Таттинского района по вопросу роста стоимости поставки каменного угля за одну тонну для прочих потребителей и заявление ГУП «ЖКХ РС (Я)» (далее – заявитель) от 07.03.2023 № б/н (вх. №1694 от 09.03.2023) на действия АО «Телен» (далее – Ответчик) указывающие на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №43/23 от 06.06.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и определения о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2023 в отношении акционерного общества «Телен» (678666, Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Харбалах, тер. Урочище, Кыыртаах, к. 1, ОГРН: 1021400849799, ИНН: 1425000746, КПП: 142501001) возбуждено дело №014/01/10-859/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2023 рассмотрение дела №014/01/10-859/2023 было назначено на «08» августа 2023 года в 15 часов 00 минут.

Во исполнение определения о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2023 АО «Телен» направило письменный отзыв по обстоятельствам дела, в котором указывает, что стоимость угля была утверждена 27.06.2023 г., на сегодняшний день тариф для прочих потребителей составляет 3029 руб./тн. (без НДС), ранее цена на уголь для прочих потребителей составляла 3238 руб./тн (без НДС). В этой связи формирование стоимости на поставку угля для прочих потребителей является обоснованной.

На рассмотрении дела 08.08.2023 представитель АО «Телен» поддержал доводы, изложенные в отзыве в полном объеме.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 08.08.2023 рассмотрение дела №014/01/10-859/2023 было назначено на «05» сентября 2023 года в 15 часов 00 минут.

Во исполнение определения об отложении рассмотрения дела №014/01/10- 859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 08.09.2023 и запроса информации от 16.08.2023 г. №АК/3476/2023 АО «Телен» направило скорректированный расчет цены каменного угля для прочих потребителей была равна 3238 руб./тн (без НДС), с учетом понижения ставки НДПИ с 01 апреля 2023 г. стоимость угля составила 3029 руб/тн (без НДС).

На рассмотрении дела 05.09.2023 представитель АО «Телен» поддержал доводы, изложенные в отзыве в полном объеме. Согласно определению о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 05.09.2023 рассмотрение дела №014/01/10-859/2023 было назначено на «23» октября 2023 года в 15 часов 00 минут.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.10.2023 рассмотрение дела №014/01/10-859/2023 было назначено на «14» ноября 2023 года в 16 часов 00 минут.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.11.2023 рассмотрение дела №014/01/10-859/2023 было назначено на «11» января 2024 года в 16 часов 00 минут.

В адрес АО «Телен» направлен запрос информации от 11.12.2023 №ИЛ/5922/23.

В Якутское УФАС России от АО «Телен» поступило ходатайство о продлении срока представления документов по запросу информации от 11.12.2023 №ИЛ/5922/23 до 29.12.2023 г.

26.12.2023 г. в Якутское УФАС России от АО «Телен» поступило ходатайство о продлении срока представления документов по запросу информации от 11.12.2023 №ИЛ/5922/23 до 17.01.2024 г. 11.01.2024 г. в Якутское УФАС России от АО «Телен» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела №014/01/10-859/2023 в связи с необходимостью предоставления информации по запросу информации от 11.12.2023 №ИЛ/5922/23.

Определением об отложении рассмотрения дела №014/01/10-859/2023 от 11.01.2024 г. №ИЛ/135/24 ходатайства АО «Телен» от 14.12.2023 г. и 26.12.2023 г. удовлетворены, срок предоставления информации продлен до 17.01.2024 г.

18.01.2024 г. от АО «Телен» поступил ответ на запрос информации от 11.12.2023 №ИЛ/5922/23.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.01.2024 рассмотрение дела №014/01/10-859/2023 было назначено на «27» февраля 2024 года в 16 часов 00 минут.

Согласно определению о назначении дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.02.2024 рассмотрение дела №014/01/10-859/2023 было отложено в связи с принятием заключения по обстоятельствам дела и назначено на «12» марта 2024 года в 16 часов 00 минут.

От ГУП «ЖКХ РС (Я)» поступило дополнение по делу согласно которому, ГУП «ЖКХ РС (Я)» просит выдать Ответчику предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об установлении экономически обоснованной цены на уголь и о необходимости производства перерасчета в рамках заключенных договоров на поставку угля на 2023 год по ценам, установленным решением.

По результатам рассмотрения действий АО «Телен» в части роста стоимости поставки каменного угля за одну тонну для прочих потребителей на территории Таттинского района, установлено наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Якутского УФАС России отмечает следующее.

Датой присвоения АО «Телен» - ОГРН является 07.12.2002, действует на основании Устава и осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли.

Согласно Уставу АО «Телен» осуществляет добычу, переработку и реализацию угля, а также других природных ресурсов.

Статья 10 Закона о защите конкуренции несет запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Таким образом, для квалификации действий АО «Телен» по статье 10 Закона о защите конкуренции наличие доминирующего положения является обязательным.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В силу части 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.

Так, согласно данным государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности Федеральной налоговой службы выручка АО «Телен» за 2022 год составила 812 094 000 рублей.

Таким образом, на АО «Телен» не распространяются исключения предусмотренные частью 2.1 и 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Якутским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Регламент), проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки каменного угля марки «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года, по результатам которого составлен аналитический отчет от 05.06.2023 г.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России при рассмотрении дела № 014/01/10-859/2023 пришла к выводу о том, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Телен» по итогам 2022 года занимало доминирующее положение на рынке поставки каменного угля марки «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского района Республики Саха (Якутия).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» вся территория Республики Саха (Якутия) является местностью, которая относится к районам Крайнего Севера.

Экстремальные природно-климатические условия, сложная транспортная доступность и ограниченные сроки завоза грузов в субъекты Российской Федерации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, в короткие сроки навигации.

При выявлении условий обращения услуги (товара), ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (покупателем), учтено следующее:

- территориальное расположение продавца и покупателя услуг –покупатели угля расположены в Таттинском улусе, однако уголь ими закупается как правило, по принципу приближенности поставщика марки, которую они используют в своей деятельности.

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности). К специфическим особенностям Северо - Восточных территорий России, какой среди прочих является Республика Саха (Якутия) (большая территория – 3083,5 тыс. км², значительная отдалённость от других регионов, отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России, малоразвитая транспортная инфраструктура внутри региона).

- особенности транспортной инфраструктуры, возможность/невозможность перемещения товара к покупателю.

Стоимость перевозки в зависимости от удаленности продавца от потребителя на территории Республики Саха (Якутия), так как транспортные расходы (в частности расходы на топливо) являются одной из составляющих, в конечной стоимости товара и занимают существенную часть в затратах покупателя.

На выбор потребителем – поставщика, влияет принцип приближенности последнего. Это так же влияет и на поставку угля в сроки, установленные в договоре, а также на возможность поиска перевозчика по найму, либо перевозку собственными силами (наличие необходимого состава автопарка).

Для перевозки больших (средних) объемов угля необходимо наличие автотранспорта с определённой грузоподъемностью и находящегося постоянно на линии. Если покупателю в процессе потребления необходим большой запас угля, то могут возникнуть сложности при его перевозке в другие улусы (районы).

- климатические особенности Республики Саха (Якутия) так же влияют на доставку твердого топлива между районами региона. Так, в зимний период возможен срыв графиков поставок из-за непогоды, отсутствия автомобильных дорог надлежащего качества, и пропускной способности автодорог. Учитывая, то что часть угля доставляется на территорию Республики Саха (Якутия) водным транспортом в том числе с помощью переправы, по автозимнику, необходимо успеть завершить поставку до закрытия навигационного периода, либо с момента открытия автозимника (ледовой переправы);

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) 522 населенных пункта относятся к труднодоступным и отдаленным (81 процент), из них 242 населенных пункта не имеют круглогодичной транспортной доступности, в связи с чем доставка грузов в эти населенные пункты возможна только автомобильным транспортом в период автозимника.

Согласно проанализированным договорам поставки предусмотрена реализация угля конкретной марки.

Район производства и потребления угля совпадают (либо близко расположены) по причине изначального заложенного принципа снижения транспортных издержек.

Как установлено Комиссией Якутского УФАС России, АО «Телен» заключил договоры только с близлежащими районами, а такие хозяйствующие субъекты при проведении «теста гипотетического монополиста» сообщили, что при повышении при повышении стоимости приобретатели будут покупать рассматриваемый товар (в большинстве случаев) у того же поставщика, на территории Таттинского улуса в связи с транспортной доступностью.

Таким образом, снижения объема продаж товара в пределах Таттинского района, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов), расположенных в пределах таких границ товарного рынка не произойдет (так как объемы потребляемого угля котельными рассматриваемых улусов рассчитаны на поддержание отопительного сезона, а сокращение объемов может вызвать критическую ситуацию с теплоснабжением и подачей горячей воды для потребителей региона).

На основании вышеизложенного, при проведении анализа нельзя учитывать иные хозяйствующие субъекты, в связи с тем, что рынок поставки каменного угля (для прочих потребителей) в Таттинском улусе не является конкурентным, а именно из-за того, что на территории Таттинского улуса отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, которые занимаются поставкой каменного угля (для прочих потребителей).

Комиссия, изучив материалы проведенного исследования, в том числе с учетом стопроцентной доли АО «Телен» на вышеуказанном товарном рынке за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, пришла к выводу, что положение АО «Телен» на товарном рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) по итогам 2022 года является доминирующим.

В соответствии с частью 5¹ статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 014/01/10-859/2023.

В результате проведенного исследования по итогам 2022 года установлено, что рынки оптовой торговли углем энергетическим марки «Д», в границах Таттинского улуса являются высококонцентрированными.

По итогам 2022 года на рынке оптовой торговли углем марки «Д» предварительно в географических границах Таттинского улуса признаки доминирующего положения выявлены в отношении АО «Телен» с долей 100%. Конкурентную среду на вышеназванном рынке можно оценить, как не развитую.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на поставку каменного угля (для прочих потребителей) не подлежат государственному регулированию.

Конечная цена в договоре поставки каменного угля (для прочих потребителей) устанавливается компанией (либо иным лицом, владеющим правом поставки каменного угля для прочих потребителей) самостоятельно.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу, что рынок поставки каменного угля для прочих потребителей не подлежит государственному регулированию.

На основании материалов дела Комиссией Якутского УФАС России, установлено, что стоимость поставки каменного угля для прочих потребителей в АО «Телен»:

Период

Цена за 1 тонну/руб. (без учета НДС)

Цена за 1 тонну/руб. (с учетом НДС)

По состоянию на 01.09.2021

2215,00

2658,00

По состоянию на 01.01.2022

2465,00

2958,0

По состоянию на 01.09.2022

2884,00

3460,80

По состоянию на 29.12.2022

2884,00

3460,80

По состоянию на 01.01.2023

3238,00

3885,6

К прочим потребителям относятся все организации, индивидуальные предприниматели кроме ГУП ЖКХ РС (Я).

Розничные цены на каменный уголь, реализуемый прочим потребителям, не подлежат государственному регулированию. Таким образом, в полномочия Госкомцен РС (Я) не входит согласование и утверждение цен на каменный уголь АО «Телен», реализуемый для прочих групп потребителей.

Между тем, в рамках поручений Главы Республики Саха (Якутия) *** №Пр-898-А1 от 13.02.2023 г. и Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) *** №Пр-248-П1 от 03.11.2022 г.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения поступивших материалов Якутским УФАС России были направлены соответствующие запросы в адрес Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) и Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).

Согласно данным, представленным Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) (письмо от 19.01.2023 № И-06-377), в 2021 году всего предприятием добыто 208,0 тыс. тонн угля, при плане 205,0 тыс. тонн, выполнение плановых показателей составляет 101,5%, На 2022 год добыто 246,0 тыс. тонн угля, при плане добычи 256,0 тыс. тон угля, выполнение плановых показателей составляет 96,1%, план на 2023 год составляет 250,0 тыс. тонн угля.

Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) указало, что в настоящий момент на территории Таттинского района свою хозяйственную деятельность по добыче каменного угля марки «Д» открытым способом осуществляет только АО «Телен».

Предприятие ведет разработку Харбалахского месторождения открытым способом на основании лицензии ЯКУ 01839 ТЭ на левом берегу реки Амги в 45 километрах к юго-востоку от районного центра Таттинского улуса села Ытык–Кюель. Разработка месторождения осуществляется с 1967 года.

Разработка месторождения имеет важное стратегическое и социально-экономическое значение, разрез занимает выгодное экономико-географическое положение по отношению к заречным улусам. Основным потребителем каменного угля АО «Телен» является ГУП «ЖКХ РС (Я)». В рамках контракта углем обеспечены 6 центральных районов республики (Чурапчинский, Таттинский, Амгинский, Усть-Алданский, Мегино-Кангаласский и Томпонский).

Согласно письму от 06.10.2022 №23/02и-3054 Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Якутским УФАС России, установлено, что согласно пункту Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен на топливо твердое, топливо бытовое и керосин, реализуемые населению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 № 468 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» Госкомцен РС (Я) в целях реализации основных задач в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливает цены (тарифы) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению. Так цены для населения утверждены приказом ГКЦ РС (Я) от 27.06.2022 № 26 «Об утверждении цен на твердое топливо, реализуемое населению Республики Саха (Якутия)».

Комиссия Якутского УФАС России при анализе сведений покупателей каменного угля за период с 01.01.2022 г по 30.09.2023 г. АО «Телен» установила следующее.

По состоянию на 31.12.2023 г. АО «Телен» заключил с контрагентами 50 договоров на поставку каменного угля марки «Д», находящихся на территориях: Таттинский улус, Амгинский улус, Верхневилюйский улус, Усть-Алданский улус, Мегино-Кангаласский улус, Чурапчинский улус.

Таблица 1. Сведения обо всех покупателях каменного угля марки «Д» с 01.01.2022 г по 30.09.2023 г.

С начала 2022 года АО «Телен» повысило цену на уголь с***, без НДС до *** с сентября 2022 г. или на 16,99%, соответственно, аналогичные цены были установлены на территории Таттинского улуса, при этом, по договорам, заключенным с*** (Чурапчинский улус) от 13.10.2022 г. №48 цена на каменный уголь составила*** с ООО «Сеал-Урал» (Таттинский улус) от 30.03.2022 г. №23 цена на каменный уголь составила ***

АО «Телен» с сентября 2022 года повысило цены на каменный уголь на 16,99%, при этом, производственная себестоимость единицы продукции была значительно меньше предыдущих месяцев 2022 г. и составляла *** руб.

Вместе с тем, ранее Решением по делу №014/01/10-1810/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 22.05.2023 г. в рамках которого ГКЦ РС(Я) были рассмотрены расчеты АО «Телен» и отметил, что со 2 полугодия 2022 г. установленная цена в размере *** не подлежит повышению, так как данная цена обеспечивает 32,6% рентабельности продаж организации, что является высоким показателем на рынке.

Согласно информации представленной в таблице №1 в 2023 году цена каменного угля без учета НДС изменялась 5 раз и составляла: ***(рост от цены согласованной ГКЦ РС(Я) (***) составил 16,87%), *** (22,9%), *** (24,1%), ** (30,9%), 3238,00 руб/т.(31,3%). При этом, временной диапазон установления цен был различным.

Между тем, АО «Телен» изменял цену в 2022 году 3 раза: ***, *** и *** в 2022 году два раза: *** и *** (для прочих потребителей) и для ГУП «ЖКХ» РС (Я)» *** и *** руб./т.

Среднее значение производственной себестоимости единицы продукции в 2023 г. (****) было значительно ниже 2022 г. (***) основную долю в себестоимости занимают прочие расходы, которые в 2022 году составляли 35,44%, а в 2023 г. 26,36%.

Таким, образом, АО «Телен» при установлении стоимости поставки каменного угля марки «Д рядовой» установило монопольно высокую цену товара чем, нарушило требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России при рассмотрении дела № 014/01/10-859/2023 пришла к выводу о том, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Телен» по итогам 2022 года занимало доминирующее положение на рынке поставки каменного угля энергетической марки: «Д рядовой» (поставляемого для прочих потребителей) на территории Таттинского улуса Республики Саха (Якутия).

В действиях АО «Телен» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие) в части установления, поддержания АО «Телен» монопольно высоких цен на каменный уголь энергетической марки: «Д рядовой» в период 2023 года.

Согласно письму от 06.10.2022 №23/02и-3054 Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Якутским УФАС России, установлено, что согласно пункту Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен на топливо твердое, топливо бытовое и керосин, реализуемые населению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 № 468 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» Госкомцен РС (Я) в целях реализации основных задач в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливает цены (тарифы) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению. Так цены для населения утверждены приказом ГКЦ РС (Я) от 27.06.2022 № 26 «Об утверждении цен на твердое топливо, реализуемое населению Республики Саха (Якутия)».

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что АО «Телен» нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к заключению о том, что АО «Телен» при установлении стоимости поставки каменного угля марки «Д рядовой» установило монопольно высокую цену товара чем, имеет признаки нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии 27.02.2024 в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято и направлено в адрес лиц, участвующих в деле, заключение об обстоятельствах дела № 014/01/10-859/2023.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 014/01/10-859/2023 в Якутское УФАС России от Ответчика поступили письменные возражения.

Согласно данным пояснениям, ООО «Сунтарцеолит» считает, просят рассматривать фактические траты после своды бухгалтерского баланса т.е до 31 марта 2024 года, а также, что себестоимость единицы продукции в 2023 г. значительно выше, чем в 2022 году, что подтверждается высоким ростом цен на материальные ресурсы и т.д.

Комиссия Якутского УФАС России, при изучении возражений и материалов дела указывает на то, что установленные в заключении об обстоятельствах дела №014/01/10-859/2023 установлены верно и не подлежат корректировке и изложены ранее по тексту решения.

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/10-859/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к выводу о том, что АО «Телен» при установлении стоимости поставки каменного угля марки «Д рядовой» установило монопольно высокую цену товара чем, нарушило требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая положения части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 22, пунктов 2 - 3.1 части 1 статьи 23 и части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольных органов при выявлении нарушений антимонопольного законодательства относится выдача хозяйствующим субъектам и иным лицам предписаний, направленных на прекращение соответствующих нарушений, устранение их последствий, включая восстановление положения, существовавшего до нарушения.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-859/2023, руководствуясь статьей 10, статьей 22, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 44, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях акционерного общества «Телен» нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены на каменный уголь для прочих потребителей;

  2. Выдать обязательное для исполнения предписание;

  3. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны