Решение №б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2551/2019, № 014/07/3-2769/2019 по резул... от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Якутскэнерго»

677009, г. Якутск, ул. Ф. Попова 14,

inform@yakutskenergo.ru

SikanAnK@rushydro.ru

ООО «Комплексные энергосистемы»

630048, г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 29, комн. 9

K_e_systems@mail.ru

Для сведения: ООО «Энергия Востока»

677009, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, д. 27Д, оф. 34

Energy-v25@yandex.ru

АО «ЕЭТП»

115114, Москва,

ул Кожевническая 14, стр. 5

info@roseltorg.ru

 

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2551/2019, № 014/07/3-2769/2019

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск                                                                                                           14 августа  2020 г.                                                                                                   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...> председателя Комиссии;

<...>, члена Комиссии;

<...>, члена Комиссии;

в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Энергия Востока», надлежаще уведомленного, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы по существу в отсутствие представителя заявителя;

в присутствии представителя заявителя,  общества с ограниченной ответственностью «Комплексные энергосистемы», <...>, представителя по доверенности  от 10.08.2020;

в присутствии представителей заказчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго», <...>, представителя по доверенности  от 06.04.2020 г., <...>, представителя по доверенности  от 06.12.2018 г.

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комплексные энергосистемы» на действия (бездействие) заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго» по лотам: Лот № 1 (ГКПЗ № 1701-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для ремпрограммы», Лот № 2 (ГКПЗ № 1702-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЗЭС», Лот № 3 (ГКПЗ № 1703-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции УКС», Лот № 4 (ГКПЗ № 1704-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЦЭС», Лот № 5 (ГКПЗ № 1705-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса УКС», Лот № 6 (ГКПЗ № 1706-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса ЦЭС» (извещение №  31908284080), нарушающие законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

26.05.2020 решением Арбитражного суда по Республике Саха (Якутия) по делу № А58-114/2020 в части признания решения  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16.10.2019 № 014/07/3-2551/2019, 014/07/3-2769/2019 по жалобе ООО «Комплексные энергосистемы» необоснованной, признано недействительным нарушающим требования  Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Арбитражный суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Комплексные энергосистемы», принять новое решение по жалобе заявителя.

21.10.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО «Энергия Востока», ООО «Комплексные энергосистемы» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго» по лотам: Лот № 1 (ГКПЗ № 1701-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для ремпрограммы», Лот № 2 (ГКПЗ № 1702-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЗЭС», Лот № 3 (ГКПЗ № 1703-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции УКС», Лот № 4 (ГКПЗ № 1704-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЦЭС», Лот № 5 (ГКПЗ № 1705-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса УКС», Лот № 6 (ГКПЗ № 1706-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса ЦЭС» (извещение №  31908284080), нарушающие законодательство о закупках, путем установления неправомерного требования в документации о закупке.

Из содержания жалобы ООО «Энергия Востока» следует, что требование о том, что участник конкурса должен являться лицом, аффилированным заводу-изготовителю продукции, значительно сужает круг участников закупки, ввиду невозможности участия в ней лиц, не производящих самостоятельно требуемый товар, ставя в преимущественное положение участников-производителей перед участниками, не являющимися таковыми.

Из содержания жалобы ООО «Комплексные энергосистемы» следует, что установление в документации о закупке требования о том, что участник закупки должен не просто иметь опыт изготовления и поставки продукции, а в случае если он не является изготовителем, быть специально созданной организацией, аффилированной изготовителю, ограничивает круг участников закупки производителям продукции и аффилированными с ними лицами.

На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика не согласились с доводами жалоб и пояснили, что заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Исходя из предмета договора, предусматривающего изготовление комплектных трансформаторных подстанций, которые будут обеспечивать функционирование объектов энергетики, учитывая, что закупаемая продукция является дорогостоящей, будет монтироваться и запускаться в эксплуатацию на опасном производственном объекте, а также в целях исключения рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом договорных обязательств, предотвращения причинения заказчику ущерба, обеспечения безопасных условий эксплуатации объекта энергетики, в документацию о закупке включено требование к опыту участника. В связи с этим, данное требование является для заказчика принципиально важным и необходимым для качественного выполнения предусмотренных договором работ и услуг, направлено на оценку квалификации участника применительно к его способности качественно выполнить условия договора, минимизацию рисков поставки некачественной либо контрафактной продукции, сокращения сроков изготовления и поставки закупаемой продукции.

Оборудование по лотам поставляется в рамках обеспечения заявок технологического присоединения абонентов. Процедуры технологического присоединения ПАО «Якутскэнерго» имеют строгие сроки исполнения согласно правилам и регламентам технологического присоединения.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

16.10.2019  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, рассмотрев дела  № 014/07/3-2551/2019, 014/07/3-2769/2019  приняла решение признать жалобы ООО «Энергия Востока», ООО «Комплексные энергосистемы» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго» по лотам: Лот № 1 (ГКПЗ № 1701-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для ремпрограммы», Лот № 2 (ГКПЗ № 1702-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЗЭС», Лот № 3 (ГКПЗ № 1703-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции УКС», Лот № 4 (ГКПЗ № 1704-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЦЭС», Лот № 5 (ГКПЗ № 1705-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса УКС», Лот № 6 (ГКПЗ № 1706-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса ЦЭС» (извещение №  31908284080) необоснованными.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО «Комплексные Энергосистемы» обратилось в Арбитражный суд по Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным решения от 16.10.2019 № 014/07/3-2551/2019, 014/07/3-2769/2019.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ПАО «Якутскэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным Протоколом заседания Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 № 277 (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Как следует из материалов рассмотрения жалоб, 10.09.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, документация о закупке «Конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго» по лотам:

Лот № 1 (ГКПЗ № 1701-рем-рем прод-2020-яэ): «Комплектные трансформаторные подстанции для ремпрограммы»;

Лот № 2 (ГКПЗ № 1702-кс-кс то-2020-яэ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЗЭС»;

Лот № 3 (ГКПЗ № 1703-кс-кс то-2020-яэ): «Комплектные трансформаторные подстанции УКС»;

Лот № 4 (ГКПЗ № 1704-кс-кс то-2020-яэ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЦЭС»;

Лот № 5 (ГКПЗ № 1705-кс-кс то-2020-яэ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса УКС»;

Лот № 6 (ГКПЗ № 1706-кс-кс то-2020-яэ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса ЦЭС».

Заказчиком 09.10.2019 года был опубликован протокол процедуры вскрытия заявок № РГС-286/ОК-В от 07.10.2019 г., согласно которому на участие в закупке поступило: Лот № 1: 0 заявок; Лот № 2: 5 заявок; Лот № 3: 3 заявки; Лот № 4: 6 заявок; Лот № 5: 4 заявки; Лот № 6: 4 заявки.

Дата окончания рассмотрения заявок: «05» ноября 2019 г.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Аналогичные требования установлены и в Положении (пункт 1.4.2.2).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

ПАО «Якутскэнерго» провело закупку на основании Закона о закупках, Единого положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденного протоколом заседания совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.1.0.2018 № 277. 20.09.2019 заявитель, полагая, что установленное требование заказчика о наличии опыта изготовления (не менее 1) и поставки комплектных трансформаторных подстанций либо опыта поставки продукции, производимой изготовителем (в случае, если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю) нарушает нормы Закона о закупках и противоречит требованиям Единого положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (Приложение № 1 к протоколу заседания Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 № 277) (далее - Положение),

Как установлено материалами дела ООО «Комплексные энергосистемы» обратилось  к АО «РусГидро Снабжение» с запросом о разъяснении конкурсной документации от 20.09.2019 (Приложение № 5), в котором просило внести изменения в Документацию о закупке и исключить из нее противоречащее Закону о закупках и Положению требование. 25.09.2019 АО «РусГидро Снабжение» разместило разъяснение № 15 на вышеуказанный запрос, которым внести испрашиваемые изменения в Документацию о закупке отказалось.

Пунктом 6.3 Положения о закупке установлены единые требования к участникам закупки. Пункт 6.3.7 содержит отсылочную норму, в соответствии с который иные требования к участникам закупки устанавливаются документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе, ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

Пунктом 2.4 технических требований документации о закупке установлено, что участник должен иметь опыт изготовления (не менее 1) и поставки комплектных трансформаторных подстанций, либо опыт поставки продукции, производимой изготовителем (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю), при этом за последние пять лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в настоящей закупочной процедуре, участником должны быть исполнены обязательства в общем/совокупном объеме не менее 40 % от НМЦ.

Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участниками закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справки об опыте участника», приведенной в документации о закупке, с представлением скан-копий договоров либо их частей (с приложением документов, предусмотренных требованиями договора, подтверждающих факт его исполнения, подписанных с обеих сторон, а так же документов на поставляемую продукцию, подтверждающих факт ее изготовления и с указанием изготовителя (один из перечисленных – декларация о соответствии, сертификат соответствия, ТУ, протокол испытаний)), а так же «Справки об аффилированности участника закупки» с приложением подтверждающих документов по форме, приведенной в документации о закупке. При рассмотрении и оценке заявок участников будут учитываться только те сведения об объемах выполнения аналогичных договоров, которые подтверждены документами, указанными выше.

Как следует из пояснений заказчика, с целью повышения качества оказываемых услуг по технологическому присоединению, компании, входящие в группу компаний ПАО «РусГидро», нацелены на прямую работу с производителями, обладающими компетенциями по сервису оборудования, наличием сервисных центров в регионе, обязательные консультации и рекомендации по эксплуатации и ремонту оборудования специалистами сервисного центра для нужд сетевой организации и потребителей в закрепленном регионе, согласование аварийного резерва запчастей, оперативного прибытия специалистов изготовителя и поставки запасных частей.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Вместе с тем, установленный заказчиком спорный критерий использован им не в качестве оценочного критерия, а в качестве отборочного критерия которое по сути является критерием допуска к участию в закупке, что влечет за собой ограничение участников закупки и нарушает единообразие в применении антимонопольными органами решений по аналогичным делам.

Как указано в пункте 8 Обобщения судебной практики по применению Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), требование об аффилированности фактически ограничивает круг участников закупки лишь производителями (изготовителями) и аффилированными с ними лицами. Устанавливая такое требование, заказчик должен представить доказательства объективной  необходимости заказчика в получении товара исключительно производителей или аффилированных с ним лиц.

Согласно пункту 11 Извещения о проведении конкурса участвовать в закупке могут любые лица, заинтересованные в предмете закупки, в Положении не предусмотрено право заказчика устанавливать требования о возможности участия в закупке только производителей или аффилированные с ними участников, отсутствует норма об ограничении участия в торгах по критерию наличия опыта производства поставляемых товаров.

Согласно материалам дела обжалуемая закупка проводилась на основании Закона о закупках. На основании части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в 8 закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные требования установлены в Положении о закупках № 277. На основании пункта 6.3.7 Положения о закупках заказчик вправе в извещении и (или) в документации о закупке установить любые требования к участникам закупки при условии, что такие требования не накладывают на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Разделом 3.2 Документации о закупке предусмотрена возможность участия в закупке как лиц, способных самостоятельно выполнить требуемую поставку, так и объединений лиц (коллективные участники). Пунктом 10.3 Документации о закупке установлены квалификационные требования к участникам со ссылкой на Технические требования. Пунктом 2.4. Технических требований установлено, что «участник должен иметь опыт изготовления (не менее 1) и поставки комплектных трансформаторных подстанций, либо опыт поставки продукции, производимой изготовителем (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю), при этом за последние пять лет, предшествующие дате подачи заявки на участие в настоящей 10 закупочной процедуре, участником должны быть исполнены обязательства в общем/совокупном объеме не менее 40 % от начальной (максимальной) цены».

Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участниками закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справки об опыте участника», приведенной в документации о закупке, с представлением скан-копий договоров либо их частей (с приложением документов, предусмотренных требованиями договора, подтверждающих факт его исполнения, подписанных с обеих сторон, а также документов на поставляемую продукцию, подтверждающих факт его изготовления с указанием изготовителя (один из перечисленных – декларация о соответствии, сертификат соответствия, ТУ, протокол испытаний), а также «Справки об аффилированности участника закупки с приложением подтверждающих документов по форме, приведенной в документации о закупке.

Материалами дела установлено несоответствие закупочной документации организатора закупок АО «РусГидро Снабжение» закону и  незаконности установленных Заказчиками требований, поскольку исходя из дословного содержания документации о спорной закупке, Заказчиком установлено не требование о том, что участником закупки может являться только производитель поставляемого оборудования либо группа лиц, включающая в себя такого производителя, а требование о наличии у участника закупки опыта изготовления поставляемой продукции либо об аффилированности с лицом, имеющим такой опыт.

В подтверждение соответствия установленному Заказчиком требования участник обязан представить "Справку об опыте участника" по форме, приведенной в документации, с представлением копий договоров и документов об их исполнении, а также "Справку об аффилированности" с приложением предусмотренных документацией подтверждающих документов.

Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что данное требование необоснованно сужает круг лиц, имеющих возможность принять участие в закупке, а  установленное Заказчиком квалификационное требование не согласуется с положениями раздела 3.2 документации о закупке, предусматривающими возможность участия в закупке группы лиц, которыми состав такой группы не ограничен по признаку аффилированности.

Таким образом,  установленное Заказчиком требование фактически исключает из числа участников закупки не только лиц, не являющихся производителями поставляемого оборудования, или аффилированных с ними, но и производителей оборудования, являющегося предметом закупки, но не имеющих опыта изготовления и поставки оборудования в объеме не менее 40% НМЦ.

При этом,  в едином положении о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденном Советом директоров общества 04.10.2018 № 277, также отсутствует норма об ограничении участия в торгах по критерию наличия опыта производства поставляемых товаров.

Таким образом, действия заказчика по установлению в документации о закупки требования о  наличии опыта изготовления и поставки, либо опыта поставки продукции, производимой изготовителем (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю) нарушает требования  части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи Закона о закупках.

Как следует из пояснений представителей заказчика, само по себе установление заказчиком в документации о закупке критерия опыт исполнения договоров, аналогичных заключённому при определении поставщика не является нарушением Закона о закупке.

Заказчик в ходе рассмотрения дела сообщил, что по лотам с №№2-6 (ГКПЗ № 1702-кс-кс то-2020-яэ), (ГКПЗ № 1703-кс-кс то-2020-яэ), (ГКПЗ № 1704-кс-кс то-2020-яэ),  (ГКПЗ № 1705-кс-кс то-2020-яэ) и (ГКПЗ № 1706-кс-кс то-2020-яэ) договоры заключены, поставка комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго» осуществлена. Данные обстоятельства подтверждаются размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru договорами поставки 13.05.2020 по лоту  № 2 (ГКПЗ № 1702-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЗЭС»,  лоту № 3 (ГКПЗ № 1703-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции УКС», по лоту № 4 (ГКПЗ № 1704-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЦЭС», по лоту № 5 (ГКПЗ № 1705-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса УКС», по лоту № 6 (ГКПЗ №1706-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса ЦЭС».

Заказчик также сообщил, что по лоту №1 – (ГКПЗ № 1701-рем-рем прод-2020-яэ) повторно проведена процедура закупки, итоги подведены 10.08.2020, заключение договора приостановлено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.05.2020 размещено извещение о закупке №32009159897 на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго».

Также сообщает, что заказчик планирует   исключить критерий «опыт изготовления и поставки» (как совокупные требования) в составе отборочных требований при закупке оборудования и материалов, и применять оценочный критерий в части отношения участника закупки к изготовителю прилагаемой закупки. Считает, что полное исключение оценки отношения участника закупки к изготовителю предлагаемой продукции несет за собой риски заключения договора с недобросовестным поставщиком и как следствие поставки некачественной либо контрафактной продукции.

Принимая во внимание вышеизложенное, поскольку требование о наличии опыта изготовления и поставки, либо опыта поставки продукции, производимой изготовителем (в случае если это специально созданная организация, аффилированная изготовителю) может указывать на добросовестность, надежность участника закупки и на его профессиональной способности выполнить изготовление и поставку оборудования, предусмотренного документацией о закупке, хоть и  преследует  цели минимизации рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения договоров по результатам закупки, их установление как критерий допуска к участию в закупке на отборочной стадии ограничивает конкуренцию, что  противоречит требованиям   части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи Закона о закупках.

 Согласно части 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.

Таким образом,  установленное в положениях пункта 2.4 технических требований документации о закупке заказчиком требование ограничивает круг участников закупки, создает преимущество  исключительно производителям продукции и аффилированным с ними лицам, что указывает на признаки нарушения части 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушения.

При таких обстоятельствах Комиссия с учетом решения Арбитражного суда по делу  № А58-114/2020 приходит к выводу о признании жалобы ООО «Комплексные энергосистемы» обоснованной, в целях устранения  допущенных нарушений прав и законных интересов ООО  «Комплексные энергосистемы» принимает  решение признать действия заказчика ПАО «Якутскэнерго»  нарушающими требования части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи Закона о закупках.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Комплексные энергосистемы» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго» по лотам: Лот № 1 (ГКПЗ № 1701-РЕМ-РЕМ ПРОД-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для ремпрограммы», Лот № 2 (ГКПЗ № 1702-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЗЭС», Лот № 3 (ГКПЗ № 1703-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции УКС», Лот № 4 (ГКПЗ № 1704-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЦЭС», Лот № 5 (ГКПЗ № 1705-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса УКС», Лот № 6 (ГКПЗ № 1706-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса ЦЭС» (извещение №  31908284080) обоснованной.
  2. Признать заказчика ПАО «Якутскэнерго» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
  3. В связи заключением договоров №№ И-МКТ-20-111,  И-МКТ-20-112, И-МКТ-20-113, И-МКТ-20-114, И-МКТ-20-115 от 08.05.2020 на поставку комплексных трансформаторных подстанций для нужд ПАО «Якутскэнерго» по лотам № 2 (ГКПЗ № 1702-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЗЭС», Лот № 3 (ГКПЗ № 1703-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции УКС», Лот № 4 (ГКПЗ № 1704-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции ЦЭС», Лот № 5 (ГКПЗ № 1705-КС-КС ТО-2020-ЯЭ): «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса УКС», Лот № 6 (ГКПЗ № 1706-КС-КС ТО-2020-ЯЭ):  «Комплектные трансформаторные подстанции для страхового запаса ЦЭС» (извещение №  31908284080) и признанием закупки по лоту №1 (ГКПЗ № 1701-рем-рем прод-2020-яэ): «Комплектные трансформаторные подстанции для ремпрограммы» не состоявшей, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
  4. Материалы дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны