Решение б/н Решение по жалобам от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия)

677000, РС (Я), г. Якутск, ул. Аммосова, д. 18  
АО "Ксеньевский прииск"  

ЭТП Газпромбанк  
 

Решение по результатам рассмотрения

жалобы №014/10/18.1- 1578/2023,

014/10/18.1- 1579/2023

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

... – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

... – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

... – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии; При участии посредством видеоконференцсвязи:

От организатора торгов: Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), представитель – П. по доверенности от 09.06.2023 г., П. по доверенности от 09.06.2023 г.

От заявителя: АО «Ксеньевский прииск», представитель — Л. по доверенности №87/2023-КП.

От третьего лица: ПАО «Прииск Дамбуки», представитель — К., по доверенности от 11.07.2023 г.       

        Рассмотрев жалобы АО «Ксентьевский прииск» (далее – Заявитель) от 04 октября 2023 г., поступившие 23 октября 2023 года из ФАС России (вх. №10881-ЭП/23) на действия Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее – Организатор торгов) и комиссии Организатора торгов при организации электронного аукциона на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение №22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/),

У С Т А Н О В И Л А:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» поступили жалобы АО «Ксентьевский прииск» (далее – Заявитель) от 04 октября 2023 г., поступившие 23 октября 2023 года из ФАС России (вх. №10881-ЭП/23) на действия Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее – Организатор торгов, Якутнедра) и комиссии Организатора торгов при организации электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/). В своих жалобах Заявитель указывает следующее: Обжалуемые действия организатора аукциона: АО «Ксеньевский прииск» считает, что организатор торгов и аукционная комиссия при проведении аукциона № 22000049380000000048 допустили множество нарушений, среди которых: 1.             В нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции аукционная документация содержит критерии, ограничивающие конкуренцию. 2. В нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции аукционная комиссия не допустила АО «Ксеньевский прииск» к аукциону. 3. Доводы жалобы: 3.1 В нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции аукционная документация содержит критерии, ограничивающие конкуренцию. Аукционная документация допускает двоякое толкование состава работ, что вводит в заблуждение на предмет необходимости описания камеральных работ по пересчету запасов.  Организатором установлены следующие требования в документации:  По результатам аукциона в условия пользования недрами включаются срок начала осуществления разведки месторождений полезных ископаемых, сроки представления подготовленных в установленном порядке материалов по результатам разведки месторождений полезных ископаемых на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод1 .  По состоянию на 01.01.2020 г. сводным отчетным балансом Республики Саха (Якутия) по россыпному месторождению золота р. Селигдар, прав. пр. р. Алдан (уч-к Каменистый), учтены балансовые запасы золота для дражной добычи кат. B+C1 в количестве 8696 тыс. м3 песков и 2 752 кг золота, забалансовые запасы 8701 тыс. м3 песков и 795 кг золота2 .

       Таким образом, в документации одновременно приводятся данные об объемах запасов, а также требование о проведении разведки месторождений. Согласно п. 24 Приказа МПР РФ от 11.12.2006 № 278 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» к разведанным относятся месторождения (участки недр), которые отвечают ряду критериев, в том числе: 1 Приложение № 1 к приказу Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 10 августа 2023 г. № 161 2 Приложение № 3 к приказу Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 10 августа 2023 г. № 161 2023-4723 2  Обеспечивается возможность квалификации запасов по категориям, соответствующим группе сложности геологического строения месторождения.        

     Вещественный состав и технологические свойства промышленных типов и сортов полезного ископаемого изучены с детальностью, обеспечивающей получение исходных данных, достаточных для проектирования рациональной технологии их переработки с комплексным извлечением полезных компонентов, имеющих промышленное значение, и определения направления использования отходов производства или оптимального варианта их складирования или захоронения. Как следует из аукционной документации, запасам присвоены категории B+C1, определены вещественный состав и технологические свойства запасов. Таким образом, участок недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый) относится к разведанным и готов к промышленному освоению. Соответственно, требования о проведении разведки являются избыточными, так как участок уже готов к промышленному освоению, и тем самым данные требования ограничивают конкуренцию. Более того, в пп. «з» п. 3 Требований33 содержится указание на необходимость лицам, желающим участвовать в аукционе, предоставить справку с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр. Однако в аукционной документации отсутствует описание, должна ли данная справка содержать сведения о разведке месторождений или нет. Таким образом, участники аукциона не могли предугадать, какой именно перечень работ предполагал Организатор, когда составлял аукционную документацию.

           Организатор ограничил форму пользования недр.

      В Приложении 3 аукционной документации указано, что учтены балансовые запасы золота для дражной добычи кат. B+C1 в количестве 8696 тыс. м3 песков и 2 752 кг золота, забалансовые запасы 8701 тыс. м3 песков и 795 кг золота. Данное положение аукционной документации противоречит п. 1-2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах». Согласно п. 1-2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах» пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции, а также самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству. Таким образом, пользователь имел право выбрать иной способ пользования недр помимо дражной добычи. На основании вышеизложенного, Организатор своими действиями ограничил перечень участников аукциона, которые могли бы осуществлять пользование недр иными способами. 3.2 В нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции аукционная комиссия не допустила АО «Ксеньевский прииск» к аукциону.

         Организатор определил срок окончания подачи заявок – 07.09.2023. АО «Ксеньевский прииск» подало заявку на участие в аукционе 25.08.2023. Протоколом рассмотрения заявок от 21.09.2023 (Приложение 1) (далее – Протокол) аукционная комиссия приняла решение не допускать АО «Ксеньевский прииск» к аукциону. В качестве причин недопуска было указано, что представленные материалы АО «Ксеньевский прииск» не соответствуют пункту 37 Правил4 и пункту 3 Требований, а именно: 3 Приложение № 5 к приказу Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 10 августа 2023 г. № 161 (далее – Требования) 4 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499 2023-4723 3  Отсутствуют данные регистров бухгалтерского учета маркшейдерского оборудования, которое будет применяться при проведении работ на участке недр, отражающие информацию по основным средствам заявителя, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр, что является нарушением пп. «ж» п. 3 Требований, пп. «ж» п. 37 Правил.  В приложенной справке с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр отсутствует сведения о проведении работ, предусмотренных подпунктами 1.1.3., 1.1.4. и 1.2.1. (Проведение разведки месторождений полезных ископаемых и представление материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, предусмотренную статьей 29 Закона Российской Федерации «О недрах»), что является нарушением пп. «з» п. 3 Требований, пп. «з» п. 37 Правил. АО «Ксеньевский прииск» полагает, что действия аукционной комиссии по недопуску АО «Ксеньевский прииск» к участию в аукционе нарушают ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Необоснованное отклонение заявки АО «Ксеньевский прииск» привело к невозможности его участия в аукционе и, соответственно, ограничению числа участников закупки. Заявка на участие в аукционе, поданная АО «Ксеньевский прииск», содержала исчерпывающий перечень документов и сведений, которые были указаны Организатором, что подтверждается следующим: Данные регистров бухгалтерского учета маркшейдерского оборудования Решение аукционной комиссии по недопуску АО «Ксеньевский прииск» в связи с отсутствием в заявке данных регистров бухгалтерского учета маркшейдерского оборудования противоречит фактическим обстоятельствам.

     В Протоколе указано: «Отсутствуют данные регистров бухгалтерского учета маркшейдерского оборудования, которое будет применяться при проведении работ на участке недр, отражающие информацию по основным средствам заявителя, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр, что является нарушением пп. «ж» п. 3 Требований, пп. «ж» п. 37 Правил». Как следует из пп. «ж» п. 3 Требований, пп. «ж» п. 37 Правил данные из регистров бухгалтерского учета должны подтверждать наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. Вышеуказанные положения не содержат требования о необходимости предоставлять регистры бухгалтерского учета, при подаче заявки на аукцион необходимо предоставить только лишь данные из регистров. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в регистрах бухгалтерского учета содержатся данные первичных учетных документов. Таким образом, регистры бухгалтерского учета представляют собой форму систематизации данных их первичных документов. Как следует из Информации Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012, с 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, не являются обязательными к применению. Руководителем экономического субъекта определяется состав регистров бухгалтерского учета, применяемых для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта. Таким образом, коммерческая организация вправе самостоятельного определять, какие формы регистров бухгалтерского учета, организация будет использовать.

         Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н содержит перечень регистров бухгалтерского учета, например, одним из регистров бухгалтерского учета является инвентарная карточка, которая содержит следующие сведения (Пример инвентарной карточки в Приложении 2):  Данные организации – собственника оборудования  Наименование объекта  Ответственный отдел  Сведения о приемке  Счет и субсчет, код аналитического учета по ОКФО  Номер амортизационной группы  Инвентарный номер  Изготовитель  Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету  Срок полезного использования В справке с перечнем технических средств, которые АО «Ксеньевский прииск» планирует использовать для реализации процессов горных работ, АО «Ксеньевский прииск» указывало два вида маркшейдерского оборудования, а также представляло Акты приема передачи, которые содержали все данные из регистров бухгалтерского учета: Оборудование Данные из регистров бухгалтерского учета Подтверждающий документ Тахеометр СХ – 105L № 49708-12  Собственник оборудования  Ответственный отдел  Наименование объекта  Дата принятия к бухгалтерскому учету  Счет и субсчет, код аналитического учета по ОКФО  Номер амортизационной группы  Инвентарный номер  Изготовитель  Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету  Способ начисления амортизации  Срок полезного использования Акт от 13.05.2015 № К0000000010 о приемепередаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (Приложение 3) Аппаратура геодезическая спутниковая PrinCe X91  Собственник оборудования  Наименование объекта  Ответственный отдел  Дата принятия к бухгалтерскому учету  Счет и субсчет, код аналитического учета по ОКФО  Номер амортизационной группы  Инвентарный номер  Изготовитель  Дата ввода в эксплуатацию  Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету  Способ начисления амортизации  Срок полезного использования Акт от 30.04.2017 № 0К00- 000015 о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (Приложение 4) (Приложение 4)

        Таким образом, АО «Ксеньевский прииск» предоставило данные из регистров бухгалтерского учета в отношении маркшейдерского оборудования и тем самым надлежащим образом выполнило пп. «ж» п. 3 Требований, пп. «ж» п. 37 Правил. Справка с описанием технологии проведения работ Решение аукционной комиссии по недопуску АО «Ксеньевский прииск» в связи с отсутствием описания в справке технологии проведения работ противоречит требованиям аукционной документации. В Протоколе указано: «В приложенной справке с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр отсутствует сведения о проведении работ, предусмотренных подпунктами 1.1.3., 1.1.4. и 1.2.1. (Проведение разведки месторождений полезных ископаемых и представление материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, предусмотренную статьей 29 Закона Российской Федерации «О недрах»), что является нарушением пп. «з» п. 3 Требований, Ќ___________пп. «з» п. 37 Правил».

         В Протоколе аукционная комиссия оценивает критерии, которые не были предусмотрены аукционной документацией. Так, в пп. «з» п. 3 Требований указано, что участник аукциона должен к заявке приложить следующий документ: «з) справка с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр, подписанная заявителем или лицом, имеющим право действовать от имени заявителя». Данный пункт содержит только одно требование – в справке должны быть описаны технологии проведения работ.

       В данном пункте не содержится уточнений по форме справки, помимо этого, пп. «з» п. 37 Правил также не содержит требований к форме справки, соответственно, данная справка составлялась АО «Ксеньевский прииск» в произвольной форме, что не противоречит законодательству Российской Федерации, а также аукционной документации. АО «Ксеньевский прииск» в своей справке указало, что планирует осуществить полный цикл горных работ, далее были подробно описаны технологии проведения каждого из этапов работ (Приложение 5): Этап работ Технология проведения этапа Горно-подготовительные работы Формирование подъездных путей, уборка и складирование в отдельный отвал ПРС (при наличии), проходка нагорного и руслоотводного каналов, строительство дамб, перемычек, формирование бортов дражного разреза, строительство котлована для организации монтажной площадки, возведение стапеля на дне котлована для строительства драги Д-250 конструкции Иркутского завода тяжелого машиностроения (ИЗТМ), строительство драги. После завершения строительства драги котлован наполняется водой драга ставится на плав, производится монтаж обогатительного оборудования, драга запускается в эксплуатацию. Горноподготовительные работы выполняются с помощью бульдозерной и экскаваторной техники. Оттайка песков - естественная. Предохранение от сезонного промерзания – затоплением. Добычные работы

      Осуществляются драгой Д-250 ИЗТМ. 2023-4723 6 Промывка песков Включает в себя их дезинтеграцию и классификацию в дражной бочке, подрешетный продукт обогащается на шлюзах мелкого и глубокого наполнения. Водоснабжение при промывке песков осуществляется из дражного разреза по замкнутому циклу. Отвалообразование двухфракционное: эфельная фракция удаляется в эфельный отвал посредством кормовых (эфельных) колод; галечная фракция удаляется в галечный отвал через стакер (ленточный отвалообразователь). Сопровождающая эксплуатационная разведка при отработке россыпи Производится методом оперативного эксплуатационного опробования (бороздовое, лунковое и забойное) с целью уточнения границ продуктивного пласта, содержания золота в горной массе. Технический этап рекультивации нарушенных земель Производится бульдозерной техникой. Производится выполаживание отвалов, восстановление русла реки, засыпка руслоотводного и нагорного каналов и нанесение ПРС (при наличии).

           Таким образом, справка, представленная АО «Ксеньевский прииск», соответствовала пп. «з» п. 3 Требований, пп. «з» п. 37 Правил. Отдельно обращаем внимание ФАС России на тот факт, что ФАС России неоднократно рассматривала жалобы в связи с отклонением заявок участников аукционов по аналогичным жалобам.

           Например, в Решении от 07.04.2022 № 04/10/18.1-229/2022 ФАС России указывает: «В соответствии с подпунктом «з» пункта 37 Правил заявитель в составе заявки должен представить справку с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр. Комиссией ФАС России установлено, что форма справки с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр, не утверждена ни законодательством Российской Федерации, ни Аукционной документацией. Таким образом, указанная справка составляется в произвольной форме. Кроме того, Комиссия ФАС России обращает внимание, что Аукционная документация содержит основные условия пользования участком недр, которые являются частью лицензии на пользование недрами. Указанными условиями в том числе предусмотрена разработка проектной документации на осуществление разведки месторождения. Исходя из вышеизложенного, у Организатора торгов, по мнению Комиссии ФАС России, отсутствовали основания для недопуска заявки Заявителя к участию в Аукционе по указанному пункту, поскольку, исходя из анализа заявочной документации Заявителя, в том числе сведений о перечне технических средств, квалифицированных специалистов, лицензии Заявителя, у Заявителя есть возможность для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр, являющимся предметом Аукциона. Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанный довод Жалобы обоснован». В рассматриваемом аукционе аналогичным образом:  Форма справки не утверждена аукционной документацией  Форма справки не утверждена законодательством Российской Федерации  Аукционная документация содержит основные условия пользования участком недр  Аукционной документацией предусмотрена разработка проектной документации на 2023-4723 7 осуществление разведки месторождения Соответственно, решение аукционной комиссии о недопуске АО «Ксеньевский прииск» является незаконным. Заявка на участие в аукционе, поданная АО «Ксеньевский прииск» содержала исчерпывающий перечень документов и сведений, которые были указаны Организатором. Независимая экспертиза ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг» подтвердила, что документы, предоставленные АО «Ксеньевский прииск» соответствуют аукционной документации. АО «Ксеньевский прииск» при подготовке заявки к участию в аукционе заключило договор тендерного сопровождения с ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг». ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг» подготовило Отчет о независимой экспертизе в рамках услуги тендерного сопровождения от 23.08.2023 г. (Приложение 6) Целью проведения экспертизы являлось оценка проекта заявки участника закупки на соответствие требованиям предусмотренным извещением и документацией о проведении закупки. По результатам проведенной экспертизы ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг» пришло к следующим выводам: Исследуемое требование документации и документ АО «Ксеньевский прииск» Результат оценки ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг» Справка с перечнем технических средств, а также данные из регистров бухгалтерского учета ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг» рекомендовало добавить данные бурового оборудования в справку, а также проверить корректность наименования марок бульдозеров и экскаваторов. ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг» не выявило отсутствие данных из бухгалтерских регистров. Справка с описанием технологии проведения работ ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг» рекомендовало добавить отдельный блок, касающийся разведки. После получения экспертизы АО «Ксеньевский прииск» в справку добавило блок, посвященный сопровождающей эксплуатационной разведке Соответственно, независимой экспертизой также подтверждается, что заявка АО «Ксеньевский прииск» соответствовала требованиям аукционной документации. 4. Рассмотрение жалобы центральным аппаратом ФАС России Как следует из Письма ФАС России от 16.03.2015 № ИА/12337/15, ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

АО «Ксеньевский прииск» ходатайствует о рассмотрении настоящей жалобы в центральном аппарате ФАС России по следующим причинам: 

      Наименование участника аукциона ИНН Субъект ООО «ПРОГРЕСС» 1435215772 Москва ООО «ЗОЛОТО СЕРВИС» 1402048773 Республика Саха (Якутия) АО "СУСУМАНСКИЙ ГОК «СУСУМАНЗОЛОТО» 4905001978 Магаданская область ООО «МОГОТ» 2801208558 Амурская область ПАО «ПРИИСК ДАМБУКИ» 2815000366 Амурская область АО «Ксеньевский прииск» 7512000197 Забайкальский край  Предметом аукциона являются недра Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью.

            Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Таким образом, аукцион на право пользования участком недр является единственным способом передачи недр в пользование, соответственно, законность проведения торгов является одной из ключевых сфер для контроля со стороны центрального аппарата ФАС России. 5. Срок на подачу жалобы Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов. Протокол аукционной комиссии о подведении итогов аукциона был опубликован на сайте https://torgi.gov.ru 28.09.2023, соответственно, срок на подачу жалобы не пропущен. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ПРОШУ: 1. Провести проверку законности действий организатора торгов и аукционной комиссии при проведении аукциона на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории МО «Алданский район» Республики Саха (Якутия) (номер извещения 22000049380000000048).

2. Обязать организатора торгов внести изменения в Приказ Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 10.08.2023 № 161.

3. Приостановить процедуру заключения договора до рассмотрения настоящей жалобы по существу.

4. Признать незаконным и отменить Протокол аукционной комиссии о подведении итогов аукциона от 28.09.2023

5. Признать незаконным и отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 21.09.2023. Представитель АО «Ксеньевский прииск» По доверенности

Л.

     В соответствии с Уведомлениями от 25.10.2023 г. Якутским УФАС России жалобы приняты к рассмотрению, жалобам присвоен номер №014/10/18.1-1578/2023, 014/10/18.1-1579/2023, назначена к рассмотрению посредством видеоконференцсвязи на 30.10.2023 года в 16 часов 00 минут (по местному времени) по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/2542533657 27.10.2023 от организатора торгов в лице Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) поступили возражения на доводы АО «Ксентьевский прииск» с приложениями. 30.10.2023 г. Комиссией по рассмотрению жалоб выслушаны доводы представителя Заявителя и Организатора торгов и принято решение в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» о продлении срока принятия решения по рассмотрению жалобы № 014/10/18.1-1578/2023, № 014/10/18.1-1579/2023. Уведомлением №АК/5032/23, №АК/5033/23 от 01.11.2023 г. рассмотрение жалобы по существу назначено на 09 ноября 2023 года в 15 часов 00 минут по местному времени с возможностью использования сервиса web-видеоконференцсвязи:

       Вход в конференцию: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2542533657 09.11.2023 г. (вх. №11676-ЭП/23) от АО «Ксентьевский прииск» поступили дополнительные пояснения к жалобе. 09.11.2023 г.

       Комиссия по рассмотрению жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам. Организатор аукциона: Якутнедра. Предмет аукциона: аукцион на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории МО «Алданский район» Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых. Форма торгов: аукцион в электронной форме, открытый по форме подачи предложений о цене, проводится в отношении одного участка недр. Решение о проведении аукциона: решение о проведении Аукциона принято в соответствии с приказом Якутнедра от 10.08.2023 №161 (далее – Приказ). Вид пользования недрами: разведка и добыча полезных ископаемых.        Вид полезного ископаемого: золото из россыпных месторождений, золото из россыпных месторождений, ранее нарушенных добычей. Минимальный (стартовый) размер разового платежа: 42 855 290 (сорок два миллиона восемьсот пятьдесят пять тысяч двести девяносто) рублей 52 копейки. Извещение о проведении аукциона: размещено 10.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (далее – официальный сайт) https://torgi.gov.ru (№ извещения 22000049380000000048, лот №1), и на сайте ЭТП ГПБ, по адресу в сети «Интернет»: https://etp.gpb.ru (№ процедуры ГП826118).

                Основание проведения аукциона: Закон РФ от 21.02.1992 г. №2395-I «О недрах» (далее Закон «О недрах») и постановление Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. №2499 «О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения» (далее Порядок). Дата и время подачи заявок: 11.08.2023 09:00; Дата и время окончания подачи заявок: 07.09.2023 18:00; Дата проведения торгов: 28.09.2023 10:00. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе № 22000049380000000048 от 21.09.2023 г. по окончании срока подачи заявок до 18:00 (местное время) 07 сентября 2023 года было подано 6 заявок от заявителей с порядковыми номерами: 2023-4723 10 Идентиф. номер заявки Наименование заявителя ИНН заявителя Дата подачи заявки Время подачи заявки

1. ООО «ПРОГРЕСС» 1435215772 04.09.2023 16:33:17

2. ООО «ЗОЛОТО СЕРВИС» 1402048773 04.09.2023 16:30:00

3. АО «КСЕНЬЕВСКИЙ ПРИИСК» 7512000197 25.08.2023 11:35:50

4. АО "СУСУМАНСКИЙ ГОК «СУСУМАНЗОЛОТО» 4905001978 06.09.2023 14:38:22

5. ООО «МОГОТ» 2801208558 07.09.2023 17:29:25

6. ПАО «ПРИИСК ДАМБУКИ» 2815000366 07.09.2023 17:27:18

      Согласно анализу заявочных материалов, представленных на участие в аукционе на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории МО «Алданский район» позволяет сделать вывод, что представленные материалы АО «КСЕНЬЕВСКИЙ ПРИИСК» не соответствуют пункту 37 Правил и пункту 3 Требований, а именно: 1. Отсутствуют данные регистров бухгалтерского учета маркшейдерского оборудования, которое будет применяться при проведении работ на участке недр, отражающие информацию по основным средствам заявителя, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр, что является нарушением пп. «ж» п. 3 Требований, пп. «ж» п. 37 Правил. 2. В приложенной справке с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр отсутствует сведения о проведении работ, предусмотренных подпунктами 1.1.3., 1.1.4. и 1.2.1. (Проведение разведки месторождений полезных ископаемых и представление материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, предусмотренную статьей 29 Закона Российской Федерации «О недрах»), что является нарушением пп. «з» п. 3 Требований, пп. «з» п. 37 Правил. Согласно пункту Протокола 14.2. на основании п. 57 Правил отказать в приеме заявок на участие в аукционе на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый) на территории МО «Алданский район», следующим заявителям: Идентиф. номер заявки Наименование заявителя Количество голосов «За» Количеств о голосов «Против» Количество голосов «Воздержался» 3 АО «КСЕНЬЕВСКИЙ ПРИИСК» 6 0 0 Комиссия Якутского УФАС России при рассмотрении материалов заявки АО «Ксеньевский Прииск», установила следующее. Так, заявка содержит справку с описанием технологии проведения работ на 1 листе, которые АО «Ксеньевский Прииск» планирует осуществить для отработки участка недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый) на территории МО «Алданский район» Республики Саха (Якутия). Справка содержит следующий текст: Для отработки участка недр «р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый)», расположенном на территории МО «Алданский район» Республики Саха (Якутия), АО «Ксеньевский прииск» (далее по тексту - Общество) планирует осуществить полный цикл горных работ:  1. Горно-подготовительные работы - формирование подъездных путей, уборка и складирование в отдельный отвал ПРС (при наличии), проходка нагорного и руслоотводного каналов, строительство дамб, перемычек, формирование бортов дражного разреза, строительство котлована для организации монтажной площадки, возведение стапеля на дне котлована для строительства драги Д-250 конструкции Иркутского завода тяжелого машиностроения (ИЗТМ), строительство драги. После завершения строительства драги котлован наполняется водой драга ставится на плав, производится монтаж обогатительного оборудования, драга запускается в эксплуатацию. Горно-подготовительные работы выполняются с помощью бульдозерной и экскаваторной техники. Оттайка песков - естественная. Предохранение от сезонного промерзания - затоплением. 2. Добычные работы осуществляются драгой Д-250 ИЗТМ. 3. Промывка песков включает в себя их дезинтеграцию и классификацию в дражной бочке, подрешетный продукт обогащается на шлюзах мелкого и глубокого наполнения. Водоснабжение при промывке песков осуществляется из дражного разреза по замкнутому циклу. Отвалообразование двухфракционное: эфельная фракция удаляется в эфельный отвал посредством кормовых (эфельных) колод; галечная фракция удаляется в галечный отвал через стакер (ленточный отвалообразователь). 4. Сопровождающая эксплуатационная разведка при отработке россыпи производится методом оперативного эксплуатационного опробования (бороздовое, лунковое и забойное) с целью уточнения границ продуктивного пласта, содержания золота в горной массе. 5. Технический этап рекультивации нарушенных земель производится бульдозерной техникой.

        Производится выполаживание отвалов, восстановление русла реки, засыпка руслоотводного и нагорного каналов и нанесение ПРС (при наличии). 6. Исходя из содержания справки, следует, что проведение разведки месторождений полезных ископаемых и представление материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, предусмотренную статьей 29 Закона Российской Федерации «О недрах» как отдельный этап полного цикла работ на участке недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый) на территории МО «Алданский район» не предусмотрен, так как отсутствует в справке. Приложением №5 к приказу №161 утверждены Требования к содержанию заявки на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории МО «Алданский район» Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (далее - требования к заявке). В соответствии с пп. "з" п. 37 Правил в составе заявки на участие в аукционе должна быть представлена справка с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр (далее - Справка), подписанная заявителем или лицом, имеющим право действовать от имени заявителя. Форма Справки Правилами не определена. При этом отсутствие описания технологии проведения работ влечёт за собой невозможность оценки достаточности представленных технических средств и кадровых возможностей для проведения работ. Якутнедра в своих пояснениях указывают, что таким образом, справка должна содержать сведения о всех этапах проведения работ на участке недр в соответствии с установленным в аукционной документации видом пользования недрами и с учетом сведений об участке недр. Целью аукциона на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории МО «Алданский район» Республики Саха (Якутия), является разведка и добыча полезных ископаемых.

      Организатор аукциона указывает, что в справке с описанием технологии проведения работ предоставленной АО «Ксеньевский прииск» полностью отсутствуют сведения по разведке месторождения, что послужило основанием для отклонения заявки. (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 декабря 2022 г. N 08-11-42/50491 "О представлении 2023-4723 12 сведений при подготовке заявочной документации" Письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2023 г. N ГМ/2733/23 "О представлении информации"). Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что фактически справка АО «Ксеньевский прииск» не содержит технологического описания работ по разведке месторождения, что в свою очередь не дает оценить Комиссии организатора торгов возможность и готовность участника осуществить все этапы проведения работ на участке недр в соответствии с установленным в аукционной документации, а именно является разведки и добыча полезных ископаемых. Исходя из чего Комиссией организатора торгов правомерно сделан вывод о в части несоответствия справки входящей в состав заявки АО «Ксеньевский прииск» пп. "з" п. 37 Правил. При этом Заявитель указывает, что независимая экспертиза ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг» подтвердила, что документы, предоставленные АО «Ксентьевский прииск» соответствуют аукционной документации. Между тем при рассмотрении указанной экспертизы в части соответствия справки документации красным шрифтом указывается, что рекомендовано добавить отдельный блок, касающийся разведки. Таким образом следует, что разведка как отдельный блок не указана в справке Заявителя, что также отмечено независимой экспертизой ООО «ЭТП ГПБ Консалтинг». Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя. 2. Заявитель указывает, что АО «Ксентьевский прииск» предоставило данные из регистров бухгалтерского учета в отношении маркшейдерского оборудования и тем самым надлежащим образом выполнило пп. «ж» п. 3 Требований, пп. «ж» п. 37 Правил.

         Комиссией Якутского УФАС России установлено, что пп. «ж» п. 37 Правил содержит следующие требования: данные о том, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами: перечень технических средств заявителя, а также технических средств юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением данных регистров бухгалтерского учета, отражающих информацию по основным средствам заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающую наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне технических средств указываются наименования технических средств, их количество, заводские, инвентарные или регистрационные номера, реквизиты документов, подтверждающих нахождение таких технических средств во владении и пользовании заявителя и (или) юридического, физического лица, привлекаемого для осуществления пользования участком недр; В своих возражениях Организатор торгов указывает, что в части отсутствия данных из регистров бухгалтерского учета: предоставление данного документа для участия в аукционе предусмотрен пп.Ж п.37 Порядка. Согласно п. 4 ст. 10 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются: 1) наименование регистра; 2) наименование экономического субъекта, составившего регистр; 3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; 4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; 5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; 6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; 7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. 2023-4723 13 АО «Ксеньевскиий прииск» как указал в своей жалобе не предоставил данные из регистров бухгалтерского учета, а предоставил акты приема-передачи по договору купли продажи. Согласно п. 19 Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Вместе с тем в представленные АО «Ксеньевский прииск» акты приема-передачи не содержат обязательные требования регистра бухгалтерского учета, предусмотренные п.4 ст.10 "О бухгалтерском учете".

       Комиссией Якутского УФАС России установлено, что АО «Ксеньевский прииск» в составе заявки предоставлены акты на Тахеометр СХ – 105L № 49708-12 от 13.05.2015 № К0000000010 о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) на 3 л.; на Аппаратуру геодезическую спутниковую PrinCe X91от 30.04.2017 № 0К00-000015 акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) на 3 л. При этом к составу заявки не приложены непосредственно данные регистров бухгалтерского учета, как того требует документация, а именно пп. «ж» п. 37 Правил. Так, формулировка «с приложением данных регистров бухгалтерского учета» при обращении к п. 4 ст. 10 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 19 Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» предполагает предоставления данных содержащихся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. При этом документация не содержит требований к предоставлению актов приема-передачи, либо возможности представления данных актов вместо данных регистров бухгалтерского учета. Предоставление же иных данных и документов не позволяет в полной мере оценить соответствие имеющейся техники требованиям документации. Таким образом, не предоставление АО «Ксеньевскиий прииск» данных регистров бухгалтерского учета не позволяет Комиссии организатора торгов оценить наличие технических средств. Отсутствие данных регистров бухгалтерского учета маркшейдерского оборудования, которое будет применяться при проведении работ на участке недр, отражающие информацию по основным средствам заявителя, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр нарушаю пп. «ж» п. 3 Требований, пп. «ж» п. 37 Правил, о чем указано в Протоколе Организатора торгов. Довод заявителя является необоснованным. При этом доводы заявителя о нарушении ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции Организатором торгов не могут быть рассмотрены в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как выходят за рамки процедуры рассмотрения жалобы, в соответствии с порядком установленным данной статьей. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, 2023-4723 14 а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Вместе с тем жалоба на положения документации о проведении торгов может быть подана исключительно до окончания срока приема заявок на участие в торгах.

          Доводы жалобы на положения документации не рассматриваются комиссией антимонопольного органа в порядке статья 18.1 Закона защите конкуренции при подачи жалобы после срока подачи заявок. Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

            Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

          Признать жалобы №014/10/18.1-1578/2023, 014/10/18.1-1579/2023  АО «Ксентьевский прииск» (ИНН 7512000197) от 04 октября 2023 г., поступившие 23 октября 2023 года из ФАС России (вх. №10881-ЭП/23) на действия Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435151857) и комиссии Организатора торгов при организации 2023-4723 15 электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/) – необоснованными.                      Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны