Решение №б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1966/2020 по результатам рассмотрения жал... от 23 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Аэропорт Якутск»

     6770140, г. Якутск,

    Площадь Валерия Кузьмина, 10

                                                                                                                      office@yks.aero

 

ЗАО РХЗ «НОРДИКС»,

140204, Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка 3

Почтовый адрес: Россия, 119021, Москва, а/я 22

Телефон: +7(495) 787-87-07, +7(495) 787-87-08

 info@rhz.ru

 

 

          ООО «РТС-тендер»

      121151, г. Москва, наб. Тараса          Шевченко, д. 23А, 25 этаж, пом. 1

       ko@rts-tender.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1966/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск                                                                                                                            20 июля 2020 года                                                                                                    

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии;

<...>, члена Комиссии;

<...>, члена Комиссии

в присутствии посредством сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО «Ростелеком»:

 заказчика, акционерного общества «Аэропорт Якутск» (далее – АО «Аэропорт Якутск», заказчик) представителей по доверенности ,

заявителя, закрытого акционерного общества  Рошальский химический завод «НОРДИКС» (далее – ЗАО РХЗ «НОРДИКС», заявитель) представителей по доверенности 

рассмотрев жалобу ЗАО РХЗ «НОРДИКС»   на действия (бездействие) заказчика  Акционерное общество «Аэропорт Якутск» при проведении запроса в электронной форме на право заключения договора на поставку противообледенительной жидкости для УОВС для нужд АО «АЭРОПОРТ ЯКУТСК» (извещение №32009266948),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба  ЗАО РХЗ «НОРДИКС»)  на действия (бездействие) заказчика  Акционерное общество «Аэропорт Якутск» при проведении запроса в электронной форме на право заключения договора на поставку противообледенительной жидкости для УОВС для нужд АО «АЭРОПОРТ ЯКУТСК» (извещение №32009266948).

Как следует из жалобы заявителя документации о закупке  АО «Аэропорт Якутск» указана конкретная марка товара, по данному поводу заявитель обратился с запросом заказчику о даче разъяснения.

Из заявления следует, что заказчик в ответе на запрос разъяснения ссылается на необходимость подтверждения совместимости противообледенительной жидкости (далее ПОЖ) тип I при двухэтапной противообледенительной обработке с противообледенительной жидкостью «MAX FLIGHT AVIA» тип IV, имеющейся у Заказчика. Однако, в качестве подтверждения такой возможности совместного применения должно быть письменное подтверждение производителем жидкости «MAX FLIGHT AVIA» тип IV (аналогично по другим типам).

Заявитель полагает, что в условиях неконкурентного рынка противообледенительных жидкостей в РФ требование о предоставлении подтверждения только производителем «MAX FLIGHT AVIA» тип IV о совместимости его ПОЖ (тип IV) с ПОЖ (тип I) другого производителя является не выполнимым. Считает, что Заказчик формирует невыполнимое требование и ограничение участия других производителей.

Заявитель указывает, что для оценки совместимости ПОЖ (тип I) и ПОЖ (тип IV) разных производителей при двухэтапной противообледенительной обработке ВС в 2016 году ФГУП ГосНИИ ГА разработало «Методику исследований ПОЖ разных типов на взаимную совместимость», которая введена в действие директивным письмом Росавиации от 12.05.2016г. № 03.02-680. Указанная методика позволяет оценить объективную и независимую оценку совместимости ПОЖ (тип I) и ПОЖ (тип IV).

Заявитель считает, что не согласно с ответом заказчика, так и условиями документации о закупке, указывает  что данные требования к поставке товаров конкретных товарных знаков, влекут за собой необоснованное ограничение количества участников, а действия заказчика не обоснованы и противоречащими правилам использования ПОЖ в авиации.

Заявитель считает, что совместное использование ПОЖ разных производителей не запрещено,  полагает, что использование жидкостей различных производителей определяется не условиями их смешения, а возможностью их совместного использования.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении заказчиком допущенных нарушений, внести в  закупочную документацию изменения в части «Противообледенительная жидкость тип I должна быть совместима при двухэтапной противообледенительной обработке с противообледенительной жидкостью «MAX FLIGHT AVIA» тип IV, имеющейся у Заказчика, возможность совместного применения должна быть письменно подтверждена производителем жидкости «MAX FLIGHT AVIA» тип IV», поскольку данное условие ограничивает конкуренцию и круг потенциальных участников рынка и нарушает требования части 6.1. статьи 3 Закона о закупках.

Сообщает, что   производитель ПОЖ  «MAX FLIGHT AVIA» является конкурентом заявителя, на вопрос Комиссии направлялся ли заявителем  запрос производителю о подтверждении совместимости типа1 с типом IV, сообщили, что не направляли.

В ходе рассмотрения дела представители организатора торгов, заказчика с жалобой  заявителя не согласились, поддержали представленные ранее письменные возражения.

Из ответа заказчика от 17.07.2020 следует, что описание предмета конкурентной закупки указанные в закупочной документации требования к товару, в том числе с указанием их совместимости не нарушают запретов, предусмотренных Законом о закупках и направлены на определение потребностей заказчика и выявления товара, подлежащего поставке в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям заказчика и обусловлено необходимостью обеспечения взаимодействия имеющегося в остатке ПОЖ используемого заказчиком.

Представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1  Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

АО «Аэропорт Якутск» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг» АО «Аэропорт Якутск», утвержденным Советом директоров АО «Аэропорт Якутск на основании протокола № 130 от 25.12.2018 (далее – Положение о закупках).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений). 

Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 22 которого  под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

25.06.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение, закупочная документация № 32009266948 о запросе предложений в электронной форме на поставку противообледенительной жидкости для УОВС для нужд АО «Аэропорт Якутск» (извещение № 32009266948) (далее – закупочная документация, документация о закупках).

25.06.2020 Закупка переведена на этап «Подача заявок» с этапа «Формирование извещения»;

06.07.2020 Размещены разъяснения закупочной документации;

06.07.2020 Размещен проект изменения извещения о закупке № 32009266948 «Поставка противообледенительной жидкости для УОВС», этап закупки подача заявок;

08.07.2020 Размещены разъяснения закупочной документации;

13.07.2020 Закупка переведена на этап «Работа комиссии» с этапа «Подача заявок»;

15.07.2020 Размещен протокол № 32009266948-01 «Протокол рассмотрения заявок в электронной форме;

15.07.2020Закупка переведена на этап «Размещение завершено» с этапа «Работа комиссии»;

16.07.2020 Закупка переведена на этап «Работа комиссии» с этапа «Размещение завершено»;

17.07.2020 Размещен протокол № 32009266948-02 «Протокол подведения итогов в электронной форме;

17.07.2020 Закупка переведена на этап «Размещение завершено» с этапа «Работа комиссии».

Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупке в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 1.2.1 Положения о закупках установлено, что закупки осуществляются в следующих целях:

1) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах;

2) реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

3) обеспечение гласности и прозрачности деятельности Заказчика;

4) обеспечение целевого и эффективного использования средств;

5) предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

6) развитие и стимулирование добросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.Раздел 4 Положения о закупках регламентирует процедуру проведения закупки путем проведения открытого запроса предложений.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев: несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

В силу подпункта 1 части 10 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:  требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно описания технических и эксплуатационных характеристик объекта закупки, размещенном в  Техническом задании  к документации о закупке, заказчику требуется:

 

Внешний вид, визуально

Жидкость красно-оранжевого цвета

 

 

Водородный показатель при 20°С, ASTM E70, ГОСТ 22567.5

7,0-9,0

pH

 

Плотность при 20 °С, ASTM D 891, ГОСТ 18995.1

1,081±0,015

г/см3

 

Показатель преломления при 20°С, ASTM D 1747, ГОСТ 18995.2

1,398 ±0,0015

-

 
 

Температура кристаллизации, не выше, ASTM D 1177, ГОСТ 18995.5

минус 59

°С

 

 

Температурный предел аэродинамической пригодности:                                   минус 45°С

Температура нагрева при обработке ВС:                                                                 до + 85 °С

Температура хранения:                                                                                 от – 54 до + 45 °С

Гарантийный срок хранения не менее 2 (двух) календарных лет с момента поставки. По истечении гарантийного срока возможность продления применения на 1 год после проведения анализа качества у изготовителя за счет поставщика.

При работе не требует специального технологического оборудования и приборов контроля качества.

Противообледенительная жидкость тип I сертифицирована в установленном порядке в Центре по сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей и имеет действующий Сертификат соответствия установленного образца.

Противообледенительная жидкость тип I должна поставляться со следующими документами:

- Руководство по работе с жидкостью;

- Паспорт Безопасности;

- Сертификат соответствия ГОСТ Р;

- Свидетельство о гос. регистрации;

- Экспертное заключение по результатам проведения токсикологических испытаний;

- Паспорт качества на каждую партию.

Требование к упаковке: противообледенительная жидкость должна быть поставлена в пластиковых контейнерах (1000 л) в металлической обрешетке, с поддоном. Горловина и кран для слива должны быть обязательно опломбированы.

Количество поставляемой противообледенительной жидкости тип I – 12000 литров (12972±180 кг).

Согласно пункта 2 Технических условий «Противообледенительная жидкость тип IV на монопропиленгликолевой основе (концентрация 100%)  тип IV состоит  на пропиленгликолевой основе с добавлением концентрата «Sneg Slurry EU» должна соответствовать международным стандартам SAE AMS 1428/ISO 11078 и требованиям Гражданской авиации России, входить в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в осенне-зимнем сезоне 2020-2021гг., согласованном ФГУП ГосНИИ ГА совместно с разработчиками отечественной авиатехники.

Должно быть обеспечено внесение в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в последующих осенне-зимних сезонах.

Противообледенительная жидкость тип IV должна быть совместима при двухэтапной противообледенительной обработке с противообледенительной жидкостью «Octaflo Lyod» тип I, имеющейся у Заказчика, возможность совместного применения должна быть письменно подтверждена производителем жидкости Octaflo Lyod тип I.

 

Описание технических и эксплуатационных характеристик объекта закупки

 

Внешний вид

Жидкость зеленого цвета

Динамическая вязкость при 20°С, вискозиметр Брукфильда, шпиндель LV 2, 0,3 об/мин, мПа*с, в пределах

13000-20500

Показатель преломления при 20 °С, в пределах,

ГОСТ 18995.2, ASTM D 1747

1,390 – 1,393

Водородный показатель pH при 20 °С, в пределах,

ГОСТ 22567.5, ASTM E 70

7,0 – 7,5

Температура кристаллизации не выше

минус 36°С (факультативно)

 

Температура применения:                                                  до минус 29 °С

Температура нагрева при обработке ВС:                               + 65 °С

Температура хранения:                                                  от – 20 до + 30 °С

 

Гарантийный срок хранения не менее 2 (двух) календарных лет с момента поставки. По истечении гарантийного срока возможность продления применения на 1 год после проведения анализа качества у изготовителя за счет поставщика.

 

Противообледенительная жидкость тип IV сертифицирована в установленном порядке в Центре по сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей и имеет действующий Сертификат соответствия установленного образца.

 

Противообледенительная жидкость тип IV (концентрация 100%) должна поставляться со следующими документами:

- Руководство по работе с жидкостью;

- Паспорт Безопасности;

- Сертификат соответствия ГОСТ Р;

- Свидетельство о гос. регистрации;

- Экспертное заключение по результатам проведения токсикологических испытаний;

- Паспорт качества на каждую партию.

 

Требование к упаковке: противообледенительная жидкость должна быть поставлена в пластиковых контейнерах (1000 л) в металлической обрешетке, с поддоном. Горловина и кран для слива должны быть обязательно опломбированы.

Количество поставляемой противообледенительной жидкости тип IV – 1000 л.

Согласно пункту 3. Технических условий,   Противообледенительная жидкость тип IV на моноэтиленгликолевой основе (концентрация 100%) тип IV на моноэтиленгликолевой основе должна соответствовать международным стандартам SAE AMS 1428/ISO 11078 и требованиям Гражданской авиации России, входить в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в осенне-зимнем сезоне 2020-2021гг., согласованном ФГУП ГосНИИ ГА совместно с разработчиками отечественной авиатехники.

Должно быть обеспечено внесение в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в последующих осенне-зимних сезонах.

Противообледенительная жидкость тип IV должна быть совместима при двухэтапной противообледенительной обработке с противообледенительной жидкостью «Octaflo Lyod» тип I, имеющейся у Заказчика, возможность совместного применения должна быть письменно подтверждена производителем жидкости Octaflo Lyod тип I.

 

Описание технических и эксплуатационных характеристик объекта закупки

 

Внешний вид

Жидкость зеленого цвета

Динамическая вязкость при 20°С, вискозиметр Брукфильда, шпиндель LV 1, 0,3 об/мин, мПа*с, в пределах,

2000-7000

Показатель преломления при 20 °С, в пределах,

ГОСТ 18995.2, ASTM D 1747

1,384 – 1,387

Водородный показатель pH при 20 °С, в пределах,

ГОСТ 22567.5, ASTM E 70

7,0 – 7,5

Температура кристаллизации не выше

минус 37°С (факультативно)

 

Температура применения:                                                                                до минус 28,5 °С

Температура нагрева при обработке ВС:                                                                       + 65 °С

Температура хранения:                                                                                   от – 25 до + 35 °С

 

Гарантийный срок хранения не менее 2 (двух) календарных лет с момента поставки. По истечении гарантийного срока возможность продления применения на 1 год после проведения анализа качества у изготовителя за счет поставщика.

 

Противообледенительная жидкость тип IV сертифицирована в установленном порядке в Центре по сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей и имеет действующий Сертификат соответствия установленного образца.

 

Противообледенительная жидкость тип IV (концентрация 100%) должна поставляться со следующими документами:

- Руководство по работе с жидкостью;

- Паспорт Безопасности;

- Сертификат соответствия ГОСТ Р;

- Свидетельство о гос. регистрации;

- Экспертное заключение по результатам проведения токсикологических испытаний;

- Паспорт качества на каждую партию.

 

Требование к упаковке: противообледенительная жидкость должна быть поставлена в пластиковых контейнерах (1000 л) в металлической обрешетке, с поддоном. Горловина и кран для слива должны быть обязательно опломбированы. Количество поставляемой противообледенительной жидкости тип IV – 5000 л.

При этом, в соответствии предусмотренными  в пункте 1 Технического  задания документации о закупке требованиями  «Противообледенительная жидкость тип 1 Противообледенительная жидкость в виде готового для применения водного раствора концентрации 70:30 (70% ПОЖ и 30% воды по объему) тип I на основе этиленгликоля и деионизированной воды должна соответствовать международным стандартам SAE AMS 1424/1, ISO 11075 и требованиям Гражданской авиации России, входить в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в осенне-зимнем сезоне 2020-2021 гг., согласованном ФГУП ГосНИИ ГА совместно с разработчиками отечественной авиатехники. Должно быть обеспечено внесение в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в осенне-зимнем сезоне 2020-2021 гг. Противообледенительная жидкость тип I должна быть совместима при двухэтапной противообледенительной обработке с противообледенительной жидкостью «MAX FLIGHT AVIA» тип IV, имеющейся у Заказчика, возможность совместного применения должна быть письменно подтверждена производителем жидкости «MAX FLIGHT AVIA» тип IV».

 Из заявки ЗАО РХЗ «НОРДИКС»  следует, что  заявителем предлагается к поставке: 1. «Противообледенительная жидкость «Дефрост ЕГ 88.1» (тип I, тип IV)  70%/30%  Противообледенительная жидкость тип 1.- Противообледенительная жидкость в виде готового для применения водного раствора концентрации 70:30 (70% ПОЖ и 30% воды по объему) тип I на основе этиленгликоля и деионизированной воды. Водородный показатель при 20°С - 7,0-9,0. Плотность при 20 °С - 1,081±0,015 г/см3. Показатель преломления при 20°С - 1,398 ±0,0015. Температура кристаллизации, не выше - минус 59°С. Температурный предел аэродинамической пригодности - минус 45°С. Температура нагрева при обработке ВС - до + 85 °С. Температура хранения - от – 54 до + 45 °С. Гарантийный срок хранения не менее 2 (двух) календарных лет с момента поставки. По истечении гарантийного срока возможность продления применения на 1 год после проведения анализа качества у изготовителя за счет поставщика. Страна происхождения – Россия, производитель – ООО «Оксайд».  Количестве -  12000 (12972±180);

2.  Противобледенительная жидкость «Дефрост ЭКО 4» (тип IV), Противообледенительная жидкость тип IV на монопропиленгликолевой основе (концентрация 100%). Противообледенительная жидкость (концентрация 100%) тип IV на пропиленгликолевой основе с добавлением концентрата «Sneg Slurry EU». 100%  Динамическая вязкость при 20°С, вискозиметр Брукфильда, шпиндель LV 2, 0,3 об/мин, мПа*с, в пределах - 13000-20500. Показатель преломления при 20 °С, в пределах - 1,390 – 1,393. Водородный показатель pH при 20 °С, в пределах - 7,0 – 7,5. Температура кристаллизации не выше - минус 36°С (факультативно). Температура применения - до минус 29 °С. Температура нагрева при обработке ВС - + 65 °С. Температура хранения - от – 20 до + 30 °С. Гарантийный срок хранения не менее 2 (двух) календарных лет с момента поставки. По истечении гарантийного срока возможность продления применения на 1 год после проведения анализа качества у изготовителя за счет поставщика, Страна происхождения – Россия, производитель – ООО «Оксайд».  Количестве – 5000;

3. Противобледенительная жидкость «Дефрост ЭКО 4» (тип IV), 100% Противообледенительная жидкость тип IV на моноэтиленгликолевой основе (концентрация 100%). Внешний вид - Жидкость зеленого цвета. Динамическая вязкость при 20°С, вискозиметр Брукфильда, шпиндель LV 1, 0,3 об/мин, мПа*с, в пределах - 2000-7000. Показатель преломления при 20 °С, в пределах - 1,384 – 1,387. Водородный показатель pH при 20 °С, в пределах - 7,0 – 7,5. Температура кристаллизации не выше - минус 37°С (факультативно). Температура применения - до минус 28,5 °С. Температура нагрева при обработке ВС - + 65 °С. Температура хранения - от – 25 до + 35 °С. Гарантийный срок хранения не менее 2 (двух) календарных лет с момента поставки. По истечении гарантийного срока возможность продления применения на 1 год после проведения анализа качества у изготовителя за счет поставщика. Страна происхождения – Россия, производитель – ООО «Оксайд».   Количестве - 1000 Литр (кг).

Материалами дела установлено, что  в соответствии с методикой исследований ПОЖ разных типов на взаимную совместимость утвержденной зам. ген. директора АСЦ ФГУП ГосНИИ ГА, к.т.н. О.Ю. Страдомским от 20.04.2016г. результаты исследований должны быть отражены в Инструкциях по применению ПОЖ. В действующих инструкциях по применению Octaflo Lyod тип 1 и MaxFlight AVIA, также утвержденных АСЦ ФГУП ГосНИИ ГА в п.1.2.4  указано, что водные растворы ПОЖ Octaflo Lyod при двухэтапных ПОО ВС совместимы с ПОЖ MaxFlight AVIA/SNEG, ПОЖ MaxFlight AVIA совместима с ПОЖ Octaflo Lyod при двухэтапной ПОО.

Таким образом, применение Octaflo Lyod и MaxFlight AVIA совместно с другими ПОЖ для различных этапов обработки возможно только после согласования с производителем данных ПОЖ. Не допускается смешивание в емкостях для хранения, баках деайсера ПОЖ разных наименований и производителей.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что заявка  ЗАО РХЗ «Нордикс» отклонена на основании пп. 2 п. 1.10.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг не соответствует требованиям технического задания (1. Противообледенительная жидкость «Дефрост ЕГ 88.1» (тип I) не соответствует температурный предел аэродинамической пригодности и температура хранения; 2. Противообледенительная жидкость «Дефрост ЭКО 4» (тип IV) не соответствует температура применения; 3. Противообледенительная жидкость «Дефрост ЭКО 4» (тип IV) не соответствует пропиленгликолевая основа, динамическая вязкость при 20°С и температура кристаллизации).

Изучив документацию  о закупке заказчика Комиссия пришла к выводу, что установление в закупочной документации требований об использовании конкретных товарных наименований без указания на возможность замены их эквивалентом обусловлено потребностями заказчика и спецификой его деятельности, направлено на эффективное расходование средств и не может рассматриваться как ограничение конкуренции и не противоречит требованиям пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

 

Комиссия считает, что указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым поскольку закупка эквивалентного товара заказчиком  приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика и обусловлена необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Такие затраты, как увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей, допустимы и не противоречат требования законодательства о закупках. Данные обстоятельства подтверждаются «Методикой исследований противообледенительных жидкостей (ПОЖ) разных типов на взаимную совместимость», утвержденным заместителем генерального директора ФГУП ГосНИИИ ГА Авиационного сертификационного центра от 20.01.2016, а также письмом Росавиации «О проверках совместимости  противообледенительных жидкостей (ПОЖ)»  от 29.11.2016  № 03.05-2093.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ЗАО РХЗ «НОРДИКС»   на действия (бездействие) заказчика  Акционерное общество «Аэропорт Якутск» при проведении запроса в электронной форме на право заключения договора на поставку противообледенительной жидкости для УОВС для нужд АО «АЭРОПОРТ ЯКУТСК» (извещение №32009266948) необоснованной.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны