Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1704/20... от 13 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1704/2022

г. Якутск                                                                                          «13» декабря 2022 года                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<...> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии (в дистанционном режиме с помощью систем видеоконференцсвязи):

<...> – представитель ГАУ РС (Я) «Республиканская больница №1 – Национальный центр медицины» по доверенности №52 от 19.10.2022;

Рассмотрев жалобу ООО «МЕДПРИБОР ПРО» на действия заказчика при организации и проведении аукциона в электронной форме

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от ООО «МЕДПРИБОР ПРО» на действия заказчика при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предмет «Поставка системы ультразвуковой визуализации: эхокардиографической системы с тележкой (портативная) для нужд КСЦ» (закупка №32211879366 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

В ходе проведения закупки, заказчик допустил нарушение принципа недопустимости ограничения конкуренции.

Технические характеристики товара, указанные в описании предмета закупки (приложение № 2), соответствуют товару единственного, конкретного производителя, а именно системе ультразвуковой CX50, производства Philips, в связи с чем данная закупка является безальтернативной для других поставщиков аналогичных товаров, что влечет за собой ограничение конкуренции.

Таким образом, заказчик нарушил принцип недопустимости ограничения конкуренции при закупке, установленный ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ГАУ РС (Я) «Республиканская больница №1 – Национальный центр медицины» представило письменные возражения на жалобу ООО «МЕДПРИБОР ПРО», согласно которым просит признать жалобу необоснованной и требования, содержащиеся в жалобе, не подлежащими удовлетворению.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 24 ноября 2022 года опубликовано извещение о проведении закупки № 32211879366 – аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предмет «Поставка системы ультразвуковой визуализации: эхокардиографической системы с тележкой (портативная) для нужд КСЦ».

 К документам закупки приложена документация о проведении аукциона (в электронной форме), номер и дата заявки: эа-2022-11-1353, предмет закупки: Поставка системы ультразвуковой   визуализации: эхокардиографической системы с тележкой (портативная) для нужд КСЦ, начальная (максимальная) цена договора: 28 484 520,00 рублей (далее – Документация о закупке).

Заказчиком рассматриваемой закупки является государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины» (677000, РС (Я), г. Якутск, ш. Сергеляхское, д. 4).

Организатором закупки выступает государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, проспект Ленина, 22).

Рассматриваемая закупка проводилась на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Частью 3 Документации о закупке установлено описание предмета закупки, а именно к системе ультразвуковая визуализация эхокардиографическая система с тележкой (портативная) в количестве 4 шт.

Заказчиком установлены требования к характеристикам товара, в том числе к области применения, датчикам исследований, монитору, программам и др.

Согласно доводам жалобы, указанные требования к поставляемому товару ограничивают возможность участникам предложить продукцию от других производителей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках).

Согласно пунктам 1 и 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом наблюдательного совета ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ» от «29» сентября 2022 г. № 5 (2022) утверждена шестнадцатая редакция положения о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ» (далее – Положение о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ»).

Согласно подпункту 15 пункта 7.1 Положения о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ» документация о конкурентной закупке утверждается заказчиком и включает в себя описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В контексте указанных положений Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Предпочтительный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.

Из пояснения Заказчика следует, что поставка системы ультразвуковой   визуализации с установленными характеристиками необходима заказчику для достижения наилучшего терапевтического эффекта и максимального исключения любых нежелательных реакций и последствий при лечении пациентов.

Таким образом, указанные характеристика товара являются принципиальными для заказчика, так как направлены на достижение наилучших клинических результатов.

Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар, обосновав необходимость именно в этом товаре. Указание в документации о закупке производителя товара без сопровождения словами «или эквивалент» не ограничивает количество участников заказа, поскольку указанный в документации о закупке товар может быть поставлен несколькими поставщиками.

Заявителем в составе своей жалобы не приложены доказательства, о том, что закупаемый заказчиком товар не находится в свободном обращении и поставить такой товар может только одно конкретное лицо.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться само по себе как ограничение доступа к участию в закупке.

Довод заявителя о том, что описание товара свидетельствует о возможной потребности заказчика в продукции единственного производителя и само по себе ограничивает круг участников закупки является безосновательным, поскольку предметом закупки является поставка, а не изготовление товара, в связи с чем отсутствие товара, запрашиваемого заказчиком, не свидетельствует о невозможности его приобретения в целях участия в закупке.

Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.

Согласно протоколу № 32211879366-1 рассмотрения первых частей заявок от 06.12.2022 на участие в аукционе было допущено 2 заявки.

В рассматриваемом случае, в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата – обеспечение необходимым медицинским оборудованием, которое необходимо для осуществления профессиональной деятельности заказчика.

Необходимость отражения тех или иных требований к товару в извещении о закупке продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.

Действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

На основании изложенного, в действиях Заказчика Комиссией Якутского УФАС России не установлено нарушений, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «МЕДПРИБОР ПРО», приходит к выводу о том, что заказчик ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предмет «Поставка системы ультразвуковой визуализации: эхокардиографической системы с тележкой (портативная) для нужд КСЦ» (закупка №32211879366 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru), указав в описании предмета закупки характеристики товара, не нарушил требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и осуществления закупки, содержащегося в Положении о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «МЕДПРИБОР ПРО» на действия заказчика ГАУ РС (Я) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины» (677010, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Сергеляхское ш., д. 4, ОГРН 1021401067632, ИНН 1435099188), при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предмет «Поставка системы ультразвуковой визуализации: эхокардиографической системы с тележкой (портативная) для нужд КСЦ» (закупка №32211879366 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) – необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны