Решение №ИЛ/2275/24 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-465/20... от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ФИРМА РОЛИТЕКС»

111402, г. Москва, ул. Кетчерская, д. 13,

этаж цокольный помещение 1

ИНН 7720371812 КПП 772001001

е-mail: ***

Государственное автономное учреждение

Республики Саха (Якутия) «Мегино - Кангаласская

центральная районная больница»

678070, Мегино - Кангаласский р-н, с. Майя,

ул. Советская, д. 21

ИНН 1415003890 КПП 141501001

е-mail: ***

Государственное казенное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Центр закупок Республики Саха (Якутия)»

ИНН 1435335477 КПП 143501001

677000, г. Якутск, ул. Проспект Ленина д. 22,

е-mail: ***

ЭТП ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

ИНН 7710357167 ОГРН 1027739521666

е-mail: ***

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-465/2024

г. Якутск                                                                                                                                «23» апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

***. – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – представителя Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мегино - Кангаласская центральная районная больница» по доверенности № 648/431 от 16.04.2024;

*** – представителя Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» по доверенности № б/н от 09.01.2024;

*** – представитель Заявителя ООО «Фирма Ролитекс» по доверенности № б/н от 10.04.2024,

рассмотрев жалобу № 014/07/3-465/2024 ООО «Фирма Ролитекс» на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мегино - Кангаласская центральная районная больница» при организации аукциона в электронной форме, на поставку стиральных машин по запчастям для нужд ГАУ РС (Я) «Мегино-Кангаласская ЦРБ» (извещение № 32413410139), на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/) (далее – аукцион),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 08.04.2024 г. (вх. № 4159-ЭП/24) поступила жалоба «Фирма Ролитекс»» (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мегино - Кангаласская центральная районная больница» (далее – Заказчик) при организации аукциона в электронной форме, на поставку стиральных машин по запчастям для нужд ГАУ РС (Я) «Мегино - Кангаласская ЦРБ» (извещение № 32413410139), на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/).

Доводы жалобы:

«Информация о товаре, работе, услуге:

Классификация по ОКПД2

Классификация по ОКВЭД2

Единица измерения

Количество (объем)

Дополнительные сведения

1

28.94.52.110 Комплектующие (запасные части) машин для производства текстильных изделий, не имеющие самостоятельных группировок

28.94 Производство машин и оборудования для изготовления текстильных, швейных, меховых и кожаных изделий

Штука

2.00

Контроллер

2

Штука

2.00

Электродвигатель

3

Штука

2.00

Электромагнит

4

Штука

2.00

Барабан в сборе

5

Штука

2.00

Облицовка (корпус)

6

Штука

4.00

Ремень

7

Штука

2.00

Контроллер управления

8

Штука

2.00

Модуль расширения

9

Штука

2.00

Частотный преобразователь

10

Штука

2.00

Фильтр входной

11

Штука

2.00

ТЭН

12

Штука

2.00

Клапан соленоидный

13

Штука

2.00

Электроклапан

14

Штука

8.00

Демпфер виброгасящий

15

Штука

2.00

Дверца торцевой (в сборе)

16

Штука

2.00

Лоток-дозатор (в сборе)

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени):

08.04.2024 11:00

 

ДОВОДЫ: В силу п.1 и п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

В соответствии с п.15 ч.10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с ч.6.1 ст.3 настоящего Федерального закона;

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч.2 ст.1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Заказчиком осуществляется закупка с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

1. Согласно Приложения № 3 Документации о проведении аукциона в электронной форме «Описание предмета закупки» Заказчику требуются поставка стиральных машин по запчастям для нужд ГАУ РС (Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ".

В указанном Приложении все требования к значениям показателей характеристик закупаемого товара приведены Заказчиком как не подлежащие изменению показатели характеристик товара. При этом, не приведена необходимость обеспечения взаимодействия (совместимости) таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком и подпадающие под исключения, указанные в п.3 ч.6.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ.

С учетом недостаточности информации об объекте закупки, а также сведений об обеспечении необходимой совместимости с имеющимся у Учреждения оборудования, Заказчику был направлен соответствующий запрос о разъяснении документации аукциона.

На поступивший запрос Заказчик разместил разъяснение следующего содержания:

«1. Все подробные технические характеристики запчастей указаны в Описании предмета закупки.

После определения победителя аукциона и заключения договора Поставщику по запросу могут быть предоставлены дополнительные сведения.

2. У Заказчика имеются условия и специалисты с нужной квалификацией для проведения замены всех запрашиваемых запчастей.

3. Согласно техническому заданию Заказчику необходимы запчасти, поставка новых стиральных машин не предусмотрена».

Из разъяснений очевидно, что Заказчик умышленно скрывает сведения об используемых товарах, для которых закупаются запчасти, чем ограничивает доступ к достоверной и полной информации о предмете закупки для потенциальных участников закупки до момента подачи заявки на участие и заключения Договора, чем нарушил п.1 ст.3 Закона о закупках.

2. Анализ технического задания показал, что закупаемый набор запасных частей с неизменяемыми характеристиками представляет собой ни что иное, как CТИРАЛЬНО-ОТЖИМНАЯ МАШИНА «ВЕГА» В-15 производства АО «Вяземский машиностроительный завод» в количестве 2-х штук стоимостью 442 560 руб. с НДС в соответствии с действующим на день размещения закупки официальным прайсом производителя.

Таким образом, стоимость 2-х новых стиральных машин с гарантией завода-производителя составит 885 120,00 руб. с НДС, стоимость машин с доставкой в адрес Заказчика с. Майя от производителя г. Смоленск ориентировочно составит 1 000 000,00 руб. с НДС.

Тогда, как НМЦ стиральных машин по запчастям, а именно в соответствии с техническим заданием набор запасных частей для 2-х б/у машин, которые планируется установить силами специалистов Заказчика, составляет 1 439 964,68 руб.

Разбивка в техническом задании конкретной модели стиральной машины конкретного производителя по запчастям под видом необходимости замены этих запасных частей является ни чем иным, как намерением необоснованно завысить НМЦК на 440 000,00 руб. с НДС, исказить предмет закупки и ввести участников закупки в заблуждение, и не применять параметры эквивалентности с целью не допустить эквивалентный товар других производителей, например CТИРАЛЬНО-ОТЖИМНАЯ МАШИНА «ПРОХИМ» С15.

Установление в документации о закупке таких требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, является признаком ограничения конкуренции в закупке, создает преимущество производителю (дистрибьютору, дилеру) и ограничивает участников закупки.

Считаем, что подобное описание объекта закупки противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, предусмотренного п.3 ст.3 Закона о закупках.

3. Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку количество закупаемого товара не соответствует положениям технического задания, поскольку количество товара, указанное в приложении №3 «Описание предмета закупки», не соответствует НМЦК и сведениям, размещенных в ЕИС.

Так, в приложении №3 документации указано следующее количество товаров: контроллер 1 шт., электродвигатель 1 шт., электромагнит 1 шт., барабан в сборе 1 шт., облицовка (корпус) 1 шт., ремень 2 шт., контроллер управления 1 шт., модуль расширения 1 шт., частотный преобразователь 1 шт., фильтр входной 1 шт., ТЭН 1 шт., клапан соленоидный 1 шт., электроклапан 1 шт., демпфер виброгасящий 4 шт., дверца торцевой (в сборе) 1 шт., лоток-дозатор (в сборе) 1 шт.

В НМЦК и в ЕИС указано следующее количество товаров: контроллер 2 шт., электродвигатель 2 шт., электромагнит 2 шт., барабан в сборе 2 шт., облицовка (корпус) 2 шт., ремень 4 шт., контроллер управления 2 шт., модуль расширения 2 шт., частотный преобразователь 2 шт., фильтр входной 2 шт., ТЭН 2 шт., клапан соленоидный 2 шт., электроклапан 2 шт., демпфер виброгасящий 8 шт., дверца торцевой (в сборе) 2 шт., лоток-дозатор (в сборе) 2 шт.

Такие действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Закон о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установление указанных требований к товарам является неправомерным, не несут за собой никаких объективных, существенных последствий, ограничивают конкуренцию и не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Учитывая изложенное считаем, что Заказчик нарушил требования пунктов 1, 2, 3 части 1, части 6 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «Закон о закупках», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные ст. 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Рассматриваемый аукцион в электронной форме проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

21.03.2024 г. извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, и документация по закупке размещены в Единой информационной системе на сайте https://zakupki.gov.ru.

Согласно извещению:

Предмет договора: Поставка стиральных машин по запчастям для нужд ГАУ РС (Я) «Мегино - Кангаласская ЦРБ»;

Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 1 439 964,68

Заявки на участие в закупке принимались с «21» марта 2024 года и до окончания срока подачи заявок - «08» апреля 2024 года.

Жалоба на положения документации закупки поступила в Якутское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, и на основании частей 10, 11 статьи 3 Закона о закупках подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Особенности проведения закупочных процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательств, установлены статьей 3.4. Закона о закупках.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона защите конкуренции, Якутским УФАС России принято решение о продлении срока принятия решения и переносе срока рассмотрения жалобы по делу № 014/07/3-465/2024 на 23 апреля 2024 года на 15 часов 00 минут.

В ответ на уведомление о поступлении жалобы (исх. № ИЛ/1810/24 от 08.04.2024 г.) Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мегино - Кангаласская центральная районная больница» предоставило возражение на жалобу (вх. № 4478-ЭП/24 от 12.04.2024), где заказчик выразил несогласие с доводами Заявителя.

Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

1. Довод жалобы Заявителя сводится к тому, что требования к характеристикам товара предмета закупки составлены таким образом, что подходящим является только единственный производитель, что приводит к ограничению количества участников закупки, способных поставить товар, отвечающих потребностям заказчика, и является ограничением конкуренции.

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что согласно описанию предмета закупки на поставку стиральных машин по запчастям, Заказчиком установлены конкретные требования к характеристикам товара не подлежащие изменению показателям.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе следующим принципом: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик формирует закупочную документацию в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к необходимым к поставке товарам, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции

В свою очередь, Заказчик проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата - получение товара именно в том виде, качестве, порядке и объеме, на который Заказчик обоснованно рассчитывал.

Законом не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам.

При этом отсутствие у участников необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый участник самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Между тем, Комиссией Якутского УФАС России в целях получения дополнительных сведений, был сделан запрос информации от 16.04.2024 г. №ИЛ/1965/24 в АО «Вяземский машиностроительный завод». В ответ на запрос информации АО «Вяземский машиностроительный завод» письмом за исх. № 1426 от 17.04.2024 г. сообщило, что установка деталей других производителей без проведения испытаний на заводе-изготовителя невозможно, а в случае установки запасных частей/расходных материалов других производителей может повлиять на срок и качество эксплуатации стиральной машины.

Комиссия Якутского УФАС России так же отмечает, что Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

Более того, как пояснил Заказчик (письмо за исх. № 648/421 от 12.04.2024 г.) замена на другие запасные части (с другими характеристиками) экономически нецелесообразно, поскольку у Заказчика уже имеются используемые стиральные машины.

Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств невозможности исполнения установленного требования, а также то, что спорные положения закупочной документации каким-либо образом способны ограничить доступ к участию в Закупке, а также ущемить его интересы.

Любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель).

Поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.

На основании вышеизложенного, в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение договора на поставку товара, а не на его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения о проведении закупки и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком описание предмета закупки составлено с учетом положений подпункта «б» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и не ограничивает потенциальное число участников закупки.

Довод Комиссией Якутского УФАС России признан необоснованным.

2. Согласно второму доводу Заявитель указывает на разбивку товара на запасные части для их дальнейшего сбора, что является признаком нецелевого и неэффективного расходования денежных средств.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пунктов 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 11.1 Положения о закупке Начальная (максимальная) цена договора (цена лота), а также цена договора, заключаемого с единственным поставщиком, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Так же, согласно пункту 11.2 Положения о закупке, при расчете должно быть использовано не менее трех источников ценовой информации. В случае невозможности получения ценовой информации не менее чем из трех источников, заказчик вправе произвести расчет с использованием меньшего количества источников с обоснованием отсутствия такой возможности.

Вместе с тем, Заказчиком сформирована начальная максимальная цена договора на основании трех коммерческих предложений в соответствии с разделом 11 Положения о закупке заказчика;

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что действующее законодательство в сфере закупок, в том числе Положение о закупке не обязывает Заказчика применять несколько источников получения общедоступной информации при формировании начальной (максимальной) цены договора путем применения метода анализа рынка.

Заказчик вправе самостоятельно определять количество источников для получения необходимой информации.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что начальная (максимальная) цена договора определена и обоснована Заказчиками посредством применения метода анализа рынка, на основании полученных коммерческих предложений.

Таким образом, установление начальной (максимальной) цены договора соответствует утвержденному Положению о закупке.

Довод Комиссией Якутского УФАС России признан необоснованным.

3. Довод жалобы Заявителя сводится к тому, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание предмета закупки, так как количество закупаемого товара не соответствует НМЦК и сведениям размещенных в ЕИС.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС указывает, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки, Заказчик должен был установить требования в количестве поставляемого товара таким образом, чтоб данные в описании предмета закупки были идентичными с закупочной документацией и не вводили участников в заблуждение.

Таким образом, установленные Заказчиком требования в количестве поставляемого товара для двух стиральных машин, противоречит описанию предмета закупки в части установления количества запасных частей как для одной стиральной машины, в связи с этим вводят в заблуждение потенциальных участников закупки.

Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в части установления противоречивых требований к количеству поставляемого товара.

Таким образом, заказчик в лице Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мегино - Кангаласская центральная районная больница» при организации аукциона в электронной форме, на поставку стиральных машин по запчастям для нужд ГАУ РС (Я) "Мегино - Кангаласская ЦРБ" (извещение № 32413410139) нарушил требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод Комиссией Якутского УФАС России признан обоснованным.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Ввиду того, что наличие в закупочной документации противоречивых требований относительно количества поставляемого товара привело или могло привести к ограничению количества участников закупки, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Фирма Ролитекс» (111402, г. Москва, ул. Кетчерская, д. 13, этаж цокольный помещение 1, ИНН 7720371812, КПП 772001001) на действия заказчика Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Мегино - Кангаласская центральная районная больница» (678070, Мегино - Кангаласский р-н, с. Майя, ул. Советская, д. 21, ИНН 1415003890, КПП 141501001) при организации аукциона в электронной форме, на поставку стиральных машин по запчастям для нужд ГАУ РС (Я) "Мегино - Кангаласская ЦРБ" (извещение № 32413410139), на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/), – обоснованной.

2. Признать заказчика Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Мегино - Кангаласская центральная районная больница» нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3 Выдать заказчику Государственному автономному учреждению Республики Саха (Якутия) «Мегино - Кангаласская центральная районная больница» обязательное для исполнения предписание для устранения выявленных нарушений.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны