Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 014/05/19-1575/2021 от 31 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

31 августа 2021г.                                                                                                                  г. Якутск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:

Председатель Комиссии: <..>. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены Комиссии:

<..> –  заместитель начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<..>. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

рассмотрев дело № 014/05/19-1575/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту обращения <..>, указывающее на признаки нарушения части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), по существу

В присутствии:

- заявителя: <..>

- лица, в действиях, которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Вентпромстрой» - г. Якутск, ул.Халтурина, д.6, к.3 , секция М46 2 «В» - законный представитель <..>- подключился;

- заинтересованных лиц:

 – Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной Администрации города Якутска – представитель по доверенности Чемезов Е.В.- подключился;

- МКУ Управление муниципального контроля Окружной Администрации города Якутска – представитель  подключился, надлежащим образом был извещен;

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение <..>  (вх.№5440п от 18.06.2021), в котором сообщается об установке и эксплуатации ООО «Венпромстрой» двух рекламных конструкций на территории Гагаринского округа без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданного органом местного самоуправления с признаками нарушения части 10 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Из заявления следует, что несанкционированные рекламные конструкции установлены на территории Гагаринского округа (ул. Авиаторов, 90/1) и с использованием рассматриваемых рекламных конструкций распространяется реклама ООО «Вентпромстрой» с признаками нарушения части 10 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Рассматриваемые рекламные конструкции ООО «Вентпромстрой» содержат следующую информацию: 1) ВЕНТПРОМСТРОЙ. КОНДИЦИОНЕРЫ И ВЕНТИЛЯЦИЯ. 32-13-33, 8(914)228-11-83; 2) ПОРОШКОВАЯ ОКРАСКА. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИСКИ, ДВЕРИ, АЛЮМИНИЕВЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ТРУБЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ 720-027 УЛ. АВИАТОРОВ 19А. Данные обстоятельства подтверждаются приложенными фотографиями рекламных конструкций заявителем от 18.06.2021 вх.№5440п.

Определением Якутского УФАС России от 17.08.2021 возбуждено производство по делу №  014/05/19-1575/2021 по признакам нарушения части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», запрошены необходимые для рассмотрения дела документы, материалы, пояснения.

31.08.2021 в ходе рассмотрения дела представитель по доверенности ООО «Вентпромстрой» <..> пояснил, рассматриваемые рекламные конструкции установлены ранее неизвестными лицами, возможно, бесхозный и используются давно в целях привлечения внимания к деятельности ООО «Вентпромстрой», содержание рекламы определялось и утверждалось лично им. МКУ «Аппаратом департамента градостроительства» ООО «Вентпромстрой» были выданы предписания о демонтаже рекламных конструкций  №30 от 10.06.2021 и №31 от 10.06.2021. В настоящий момент, как утверждает <..> рекламная информация, которая была указана в предписаниях, была демонтирована, тем самым считает, что предписания были исполнены. На вопрос Комиссии были ли демонтированы рекламные конструкции, <..> пояснил, что  сами конструкции не бели демонтированы, поскольку установлены давно, собственника конструкций не определили.

Представитель по доверенности ООО «Виконт-Лэнд» Волченкова И.Л. утверждает, что одну рекламную конструкцию, установленную  на территории Гагаринского округа по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов, 90\1, <..>  устанавливал сам: заливал фундамент, а также утверждал, что данная конструкция его. Как поясняет Волченкова И.Л., данные рекламные конструкции установлены и эксплуатируются обществом около 6 лет.

Представитель по доверенности Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной Администрации города Якутска <..> пояснил, что заявление от ООО «Вентпромстрой» на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не поступало. МКУ «Аппаратом департамента градостроительства» ООО «Вентпромстрой» были выданы предписания №30 от 10.06.2021 и №31 от 10.06.2021. На вопрос Комиссии, будет ли считаться, что предписание исполнено, если демонтирована только рекламная информация. <..>. пояснил, что в данном случае выданные предписания не исполнены, поскольку рекламные конструкции не демонтированы, данное обстоятельство подтверждается фотографиями рекламных конструкций, установленных на территории Гагаринского округа по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов, 90\1 (вх.№7782э от 31.08.2021).

Также представитель ООО «Вентпромстрой» <..> уточнил, рекламная конструкция, установленная на обочине проезжей части, служит в качестве дорожного знака,  закрывая пространство анкера электрической опоры. Тем самым предупреждает водителей об опасном участке дороги, кроме того в свете фар освещает дорогу.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), пришла к следующим выводам.

Антимонопольным органом установлен, факт распространения рекламы услуг ООО «Вентпромстрой»  двух рекламных конструкций на территории Гагаринского округа без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданного органом местного самоуправления с признаками нарушения части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», данное обстоятельство подтверждается фотографиями конструкций, расположенных по адресу: г.Якутск, ул. Авиаторов, 90/1, приложенным с заявлением.

Рассматриваемая реклама услуг ООО «Вентпромстрой» содержит следующую информацию: 1) ВЕНТПРОМСТРОЙ. КОНДИЦИОНЕРЫ И ВЕНТИЛЯЦИЯ. 32-13-33, 8(914)228-11-83; 2) ПОРОШКОВАЯ ОКРАСКА. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИСКИ, ДВЕРИ, АЛЮМИНИЕВЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ТРУБЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ 720-027 УЛ. АВИАТОРОВ 19А. Данные обстоятельства подтверждаются приложенными фотографиями рекламных конструкций заявителем от 18.06.2021 вх.№5440п.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. В статье 3 Федерального закона «О рекламе» под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из содержания рассматриваемой рекламы, ООО «Вентпромстрой» предоставляет услуги по продаже вентиляционных систем,  кондиционеров, а также оказывает услуги порошковой окраски автомобильных дисков, дверей, алюминиевых конструкций, труб и металлических поверхностей.

Реклама привлекает внимание потребителей к услугам продавца товара (в частности, услуг по продаже вентиляционных систем,  кондиционеров, а также услуги порошковой окраски автомобильных дисков, дверей, алюминиевых конструкций, труб и металлических поверхностей), информация, используемая в рекламе (визуальная и текстовая) адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к услугам по продаже вентиляционных систем,  кондиционеров, а также услуги порошковой окраски автомобильных дисков, дверей, алюминиевых конструкций, труб и металлических поверхностей, на формирование или поддержание интереса к нему способствует их реализации на рынке.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно пункту 15 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара.

Таким образом, рассматриваемая информация, распространяемая с использованием рекламных конструкций, расположенных на территории Гагаринского округа, ул. Авиаторов д.90/1, продвигает услуги ООО «Вентпромстрой» (ОГРН 1051402122155, ИНН 1435045256), отвечает всем признакам рекламы: содержит объект рекламирования, обращает внимание к деятельности ООО «Вентпромстрой»: к услугам по продаже вентиляционных систем,  кондиционеров, а также услуг порошковой окраски автомобильных дисков, дверей, алюминиевых конструкций, труб и металлических поверхностей, адресована неопределенному кругу лиц, способствует продвижению данных услуг на товарном рынке.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, по состоянию на 16.08.2021г, дополнительными видами деятельности ООО «Вентпромстрой» ОГРН 1051402122155, ИНН 1435045256 являются - 25.11 - Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей, 33.20 - Монтаж промышленных машин и оборудования, 43.22 - Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, 43.99.5 - Работы по монтажу стальных строительных конструкций.

Таким образом, совокупное восприятие информации содержащейся в рекламе дает основание полагать, что объектом рекламирования, в данном случае, выступают услуги по продаже вентиляционных систем,  кондиционеров, а также услуги порошковой окраски автомобильных дисков, дверей, алюминиевых конструкций, труб и металлических поверхностей, осуществляемый ООО «Вентпромстрой» ОГРН 1051402122155, ИНН 1435045256, указание наименования организации в рекламе способствует их продвижению на рынке.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В ходе рассмотрения обстоятельств дела установлено, что Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации «город Якутск», разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ООО «Вентпромстрой», расположенных по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов, д. 90/1, не выдавалось, госпошлина не оплачивалась. Кроме того, Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска в отношении ООО «Вентпромстрой» были выданы предписания о демонтаже рекламных конструкций от 10.06.2021 №30 и от 10.06.2021 №31.

Согласно представленным доказательствам ООО «Виконт-Лэнд» и Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной Администрации города Якутска (вх. №7781э от 31.08.2021) была демонтирована только рекламная информация, а сами рекламные конструкции не демонтированы. Данное обстоятельство подтверждается приложенными  фотографиями рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов, 90/1, представленными ООО «Виконт-Лэнд» и Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной Администрации города Якутска (вх.№7782э от 31.08.2021).

С учетом вышеизложенного, выданные предписания №30 от 10.06.2021 и №31 от 10.06.2021 ООО «Вентпромстрой» не были исполнены.

Таким образом, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам. Наружная реклама ООО «Вентпромстрой», распространённая с использованием рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов 90/1, установлена и эксплуатировалась  период с 2015 года по 31.08.2021 без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданного органом местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела установлено, что одна из рекламных конструкций установлена на обочине проезжей части дороги ул. Авиаторов и ограничивает видимость дороги.  По словам представителя по доверенности <..>., данная рекламная конструкция выполняет роль предупреждающего знака, поскольку ранее очень часто на данном участке дороги происходили дорожно-транспортные происшествия, машины врезались в анкерные столбы, которые сейчас закрыты рекламной конструкцией. Данное обстоятельство подтверждается устными пояснениями в ходе рассмотрения дела от 31.08.2021<..>

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению ГОСТ Р 52044-2003.

Положениями пункта 4.2 действующего ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" установлены следующие требования к размещению наружной рекламы: наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства; наружная реклама не должна иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта.

В силу пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

Так, в соответствии с п. 13.8 Технического регламента средства наружной рекламы с целью обеспечения безопасности дорожного движения средства наружной рекламы не должны:

- размещаться на дорожном знаке, его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения;

- ухудшать видимость средств регулирования дорожного движения или снижать их эффективность;

- иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода, животных или иного объекта;

- иметь яркость элементов изображения при внутреннем и внешнем освещении выше фотометрических характеристик дорожных знаков;

- освещаться в темное время суток на участках дорог, где дорожные знаки не имеют искусственного освещения.

Доказательствами, имеющимися в материалах дела подтверждается, что рекламная конструкция, на которой размещалась реклама ООО «Вентпромстрой» не является дорожным знаком, но установлена на обочине, следовательно, может ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, создать угрозу безопасности дорожного движения. Тем самым, рекламная конструкция, установленная на обочине проезжей части по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов, 90/1, используемая ООО «Вентпромстрой», противоречат пунктам 4.2 и 6.1 ГОСТ-а Р 52044-2003, а именно мешают восприятию водителем дорожной обстановки, уменьшают габарит инженерных сооружений.

С учетом вышеизложенного, указанная рекламная конструкция, где размещалась реклама услуг ООО «Вентпромстрой», расположенная по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов, 90/1, нарушает пункт 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, реклама услуг по продаже вентиляционных систем,  кондиционеров, а также оказывает услуги порошковой окраски автомобильных дисков, дверей, алюминиевых конструкций, труб и металлических поверхностей, предоставляемых ООО «Вентпромстрой», распространяемая по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов, 90/1, является ненадлежащей, поскольку нарушает требования пункта 3 части 4 статьи 5 и части 9 статьи 19  Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 4 статьи 5, несет рекламодатель.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19, несет рекламораспространитель.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы является ООО «Вентпромстрой».

Исходя из материалов дела и доказательств, имеющихся в Управлении, рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Вентпромстрой» юридический адрес: 677005, г. Якутск, ул. Халтурина, д. 6, к. 3, ОФИС М462"В", ОГРН: 1051402122155, ИНН: 1435045256. Документов, подтверждающих обратное, ООО «Вентпромстрой» не представил.

Материалами дела установлено, что распространение ненадлежащей рекламы, нарушающей требования пункта 3 части 4 статьи 5 и части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» с использованием рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов, 90/1 в период предположительно с 2015 года по 31.08.2021, данные обстоятельства подтверждаются устными пояснениями в ходе рассмотрения дела от 31.08.2021 представителя по доверенности ООО «Вентпромстрой» <..>.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 14.3, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП – влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33частью  1  статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

р е ш и л а:

  1. Признать рекламу ООО «Вентпромстрой», распространённую с использованием рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Якутск, ул. Авиаторов, 90/1, ненадлежащей, нарушающей требования части 4 статьи 5 и части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»;
  2. ООО «Вентпромстрой» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
  3. Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

 

Решение  изготовлено  в  полном объеме 10 сентября 2021 г. Решение может быть  обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны