Решение №РЕШЕНИЕ №014/07/3-1129/2022 РЕШЕНИЕ №014/07/3-1129/2022 от 2 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №014/07/3-1129/2022

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск 31 июля 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> председателя Комиссии;

<...> члена Комиссии;

<...> члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференции, при участии:

от заявителя, индивидуального предпринимателя Семеновой Г.Ю. (ОГРНИП 320144700015358, ИНН 143500464460) (далее – заявитель, ИП Семенова Г.Ю.): <...>

от заказчика, государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Нерюнгринская центральная районная больница» (ОГРН 1021401005933, ИНН 1434016164) (далее – Заказчик, ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ»): главный врач ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ» <...> (законный представитель), <...> (представитель по доверенности),

в отсутствие организатора закупки, государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (ОГРН 1181447012086, ИНН 1435335477) (далее – организатор закупки, ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)»), извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении без участия представителя,

рассмотрев жалобу ИП Семеновой Г.Ю. на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку аппарата рентгеновского для ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ» (извещение №32312525247 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

12.07.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ИП Семеновой Г.Ю. на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку аппарата рентгеновского для ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ» (извещение №32312525247 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/).

Из сути жалобы следует, что Заказчик отказался от заключения договора с победителем закупочной процедуры ИП Семеновой Г.Ю. Просит признать жалобу обоснованной.

Доводы жалобы:

«10 июля 2023 года в 11:55 на электронной площадке размещен протокол рассмотрения первых частей заявок № 32312525247-01.

12 июля 2023 года в 10:52 на электронной площадке размещен протокол рассмотрения вторых частей заявок № 32312525247-03.

12 июля 2023 года в 10:55 на электронной площадке размещен итоговый протокол №32312525247-04.

По результатам рассмотрения первых и вторых частей заявок ИП Семенова Г.Ю. признана соответствующей требованиям аукционной документации. В соответствии с итоговым протоколом ИП Семенова Г.Ю. признана победителем электронного аукциона.

Статья 17 федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (части 1 и 5) запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках.

На основании пункта 3 части 1, части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции к таким действиям, в частности, относятся нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры.

Согласно части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В силу пункта 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ обжалование осуществляется в случае предъявления заказчиком к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В соответствии с п. 40 информационной карты, описан срок и порядок направления и заключения договора с победителем закупки.

Однако заказчиком проект договора, в установленный законом срок, направлен не был. Писем от заказчика также не поступало.

Вместо направления договора, заказчиком 14.07.2023 года размещен протокол № 32312525247-05 «Протокол отказа от заключения договора». Извещение о закупке (приглашение): № 32312525247 «Поставка аппарата рентгеновского для ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ"».

В указанном протоколе нет ссылок на законодательство, Положение заказчика о закупках, и другие нормативные акты, где была бы предусмотрена возможность одностороннего отказа от заключения договора стороной заказчика, а также причины, по которым заказчик принял такое решение. В аукционной документации также не предусмотрена такая возможность.

Основанием отказа послужило предоставленное участником закупки регистрационного удостоверения на оборудование, в части характеристики.

Однако, данный документ не являлся обязательным документом к направлению в первой или второй частях заявок. И носит добровольный характер. Не может быть принят как за основной документ. Участником закупки была направлена заявка в форме предложения в соответствии с описанием предмета закупки, которое комиссией уполномоченного учреждения было признано соответствующим. К тому же при составлении описания предмета закупки, заказчик должен был использовать технические характеристики аппарата. И так как, только один пункт РУ не соответствует описанию предмета закупки, заказчиком возможно была допущена ошибка.

Участник закупки, на момент подачи заявки не обязан обладать товаром, который является предметом закупки. А потому, заказчики не имеют права требовать документы, которые бы подтверждали наличие у участника закупки товаров в момент подачи заявки. Чаще всего товар приобретается уже после заключения договоров и контрактов, за исключением заключения таковых с производителями. Даже при участии в закупках производителей товаров, они также могут отсутствовать в наличие и только после победы в торгах и заключении договора, быть поставлены на изготовление и поставку в необходимых количествах.

А может быть и ситуация, при которой вначале участник закупки планировал к поставе один товар, а по факту может поставить другой аналогичный по характеристикам, товар.

В данной ситуации ИП Семенова Г.Ю. предоставила бы другие документы на оборудование, в соответствии с первой частью заявки. Данные документы на рентген аппарат были бы направлены вместе с подписанным договором и обеспечением исполнения договора.

Заказчик своими действиями не дал возможность победителю аукциона предоставить данные о товаре.

Регистрационное удостоверение находится в общем доступе в сети интернет на официальном сайте производителя рентген оборудования. По указанным в описании предмета закупки характеристикам менеджеры выявили марку желаемого к приобретению рентген аппарата и его аналоги. То есть, возникает вопрос, если данное РУ у производителя единственное на аппарат, то в случае поставки рентген аппарата «Парус» другими участниками закупки, какое РУ будет использоваться ими.

Считаем, что своими действиями заказчик нарушил права ИП Семеновой Г.Ю.

Согласно п. 1 ч. 10. Ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Извлечение из письма Минэкономразвития России от 21.09.2016 N ОГ-Д28-11025:

«В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.»

Вместе с тем, согласно пунктам 2, 12 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчик вправе требовать наличие у участника закупки опыта поставки товаров, работ, услуг, а также предоставление в составе заявки образцов товара.

Извлечение из «Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (июнь 2020 года)»:

«Заказчик не вправе требовать образцы товара, которыми участник не может обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: сертификат соответствия, технические условия и так далее, а также документы, подтверждающие результат лабораторных исследований соответствующих товаров».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать образцы товара, которыми участник не может обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как сертификат соответствия, технические условия и так далее, а также документы, подтверждающие результат лабораторных исследований соответствующих товаров.

При этом Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара, предлагаемого к поставке при заполнении заявки на участие в закупке.

Так как ИП Семенова Г.Ю. была признана соответствующей требованиям по первой части заявки (по предложению участника), то и РУ не может быть документом, который заказчиком был принят за основание для одностороннего отказа от заключения контракта.

(Решение ФАС России от 14.05.2020 по делу N 223ФЗ-346/20, предписание ФАС России от 14.05.2020 по делу N 223ФЗ-346/20).

Считаю, что заказчик на стадии заключения договора предъявил к участнику закупки требования, не предусмотренные документацией о конкурентной закупке и положением о закупке, тем самым нарушил ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Из сути жалобы следует, что Заказчик неправомерно отказался от заключения договора с победителем Закупки ИР Семеновой Г.Ю.

Организатор закупки представил письменные пояснения по ходу проведения закупочной процедуры и выбора победителя, а также ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения на жалобу. Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы и пояснения, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Нерюнгринская центральная районная больница», утвержденным решением главного врача ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ», размещенным в единой информационной системе в сфере закупок 25.04.2023 (далее – Положение о закупке).

27.06.2023 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки № 32312525247 и документация о закупке (далее – Извещение, Документация)

Способ закупки: аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предмет закупки: поставка аппарата рентгеновского для ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ».

Начальная (максимальная) цена договора: 9 898 000.00 руб.

Дата и время окончания подачи заявок (поместному времени): 05.07.2023 11:00.

Дата проведения аукциона: 11.07.2023

Дата рассмотрения вторых частей заявок: 14.07.2023

Дата подведения итогов: 14.07.2023.

На участие в закупке было подано 3 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям по первым и вторым частям.

Из размещенного Организатором закупки в ЕИС итогового протокола №32312525247-04 от 12.07.2023 (далее – Итоговый протокол №32312525247-04 от 12.07.2023) Комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков Республики Саха (Якутия) в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия по осуществлению закупок) следует, что Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании победителем участника закупки ИП Семенова Галина Юрьевна (ИНН 14350046446), подавшего заявку № 2 с ценовым предложением 9 400 000,00 рублей.

14.07.2023 Заказчик разместил в ЕИС протокол № 32312525247-05 от 14.07.2023 отказа от заключения договора с победителем электронного аукциона, в котором в частности указано следующее.

«Согласно протокола № 32312525247-2 подведения итогов электронного аукциона от 12.07.2023года решением комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения ГКУ PC (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутии)» победителем признана организация: Индивидуальный предприниматель Семенова Галина Юрьевна.

Наименование юридического лица: Индивидуальный предприниматель Семенова Галина Юрьевна. Место нахождения (регистрация): 677000, Республика Саха (Якутия), г Якутск, ул. Орджоникидзе, д 35,кв 22. ИНН: 143500464460

Сведения о фактах, являющимся основанием для отказа от заключения договора:

Описание факта

Реквизиты документов, подтверждающие такие факты

Основание отказа от заключения договора: в документации электронного аукциона были установлены технические характеристики аппарата рентгеновского, в части вращения излучателя вокруг оси X 270 градусов оборота, вращение излучателя вокруг оси У 270 градусов оборота. Победителем электронного аукциона приложены документы: заявка участника, регистрационное удостоверение на рентген аппарат «Парус».

Согласно регистрационного удостоверения на рентген аппарат «Парус», установлено вращение излучателя вокруг оси X 180 градусов оборота, вращение излучателя вокруг оси У 180 градусов оборота, что не соответствует заявленным техническим характеристикам.

Заявка участника РУ «Парус»

Рассмотрев представленные документы. Комиссия заказчика в лице Председателя комиссии Яворского А.А., в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Гражданским кодексом РФ, приняла решение:

Отказаться от заключения договора с победителем электронного аукциона в электронной форме с Индивидуальным предпринимателем Семёнова Галина Юрьевна.

Данный протокол подлежит размещению в ЕИС.

Один экземпляр настоящего протокола передается Индивидуальному предпринимателю Семёнова Галина Юрьевна по средствам почтового отправления.

Настоящий протокол подлежит хранению в течение трех лет с даты принятия решения об отказе от заключения договора».

По состоянию на момент рассмотрения жалобы договор по итогам проведенной закупки не заключен и, таким образом, закупочная процедура не завершена.

Представителем Заказчика пояснено, что основанием отказа от заключения договора с ИП Семеновой Г.Ю., явились технические несоответствия характеристик предлагаемого к поставке товара установленным Заказчиком характеристикам рентгеновского аппарата в Описании предмета закупки (часть 3 Документации о закупке) – вращение излучателя вокруг оси X 270 градусов и вокруг оси У 270 градусов (пункты 2.5 и 2.6 Описания предмета закупки), так по мнению Заказчика, указанные технические характеристики рентгеновского аппарата «Парус» составляют по осям вращения X и У по 180 градусов соответственно.

Как пояснил представитель Заказчика, данный вывод был сделан на основании приложенного к первой части заявки регистрационного удостоверения на рентгеновский аппарат «Парус».

Согласно пункту 2.12 распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 09.08.2018 №641‑РГ «О создании государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) Центр закупок Республики Саха (Якутия)» к полномочиям Организатора закупок относятся организация и проведение конкурентных закупок товаров, работ, услуг для заказчиков Республики Саха (Якутия), определенных в порядке взаимодействия заказчиков Республики Саха (Якутия) с государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)», утвержденном решением Правительства Республики Саха (Якутия), в качестве организатора торгов (специализированной организации) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с подпунктами 2, 16 пункта 5.2 Порядка взаимодействия заказчиков Республики Саха (Якутия) с государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках Закона о закупках, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2021 №512, заказчик разрабатывает описание предмета закупки и утверждает извещение и (или) документацию о закупке.

Согласно пункту 17.22 Положения о закупке, Комиссия по осуществлению закупок проверяет первые части заявок на участие в аукционе, содержащие информацию, предусмотренную пунктом 17.6 настоящего раздела, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. При этом потребность заказчика определяется только исходя из положений документации, субъективное изменение толкования потребности заказчика комиссией по осуществлению закупок в разрез положениям описание предмета закупки с учетом порядка заполнения заявки участниками закупки, отраженной в инструкции по заполнению заявки, не допускается.

Согласно пункту 17.53 Положения о закупке, Комиссия по осуществлению закупок на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены указанным разделом.

Комиссией по осуществлению закупок, на основании результатов рассмотрения первых и вторых частей заявок, опубликован Итоговый протокол №32312525247-4 от 12.07.2023, в соответствии с которым поступившие заявки были признаны соответствующими, а победителем аукциона в электронной форме была признана заявка с идентификационным номером 2, поданная участником закупки ИП Семенова Г.Ю.

В соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков Республики Саха (Якутия), организатору закупок переданы функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), дальнейшие действия по заключению, расторжению и изменению договора относятся к функциям заказчика.

Из анализа части 3 Документации о закупки Комиссия установила, что Заказчиком при описании предмета закупки определены следующие значения указанных характеристик.

п/п

Наименование показателя характеристики товара

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ГОСТ, регламент, стандарт

Min

Max

Изменяемые

Не подлежащие изменению

2.5

Вращение излучателя вокруг оси X

270

     

градусы

ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.4

2.6

Вращение излучателя вокруг оси У

270

     

градусы

ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.4

Комиссия установила, что участником закупки ИП Семеновой Г.Ю. в табличной форме первой части заявки указаны следующие конкретные значения указанных технических характеристик.

п/п

Наименование показателя характеристики товара

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ)

ГОСТ, регламент, стандарт

Конкретное значение

2.5

Вращение излучателя вокруг оси X

270

градусы

ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.4

2.6

Вращение излучателя вокруг оси У

270

градусы

ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.4

Комиссия приходит к выводу о том, что указанные заявке технические характеристики предлагаемого к поставке товара соответствуют требованиям Заказчика, установленным в описании предмета закупки в части 3 Документации о закупке.

Аналогичное решение Организатора закупки содержится в протоколе Комиссии по осуществлению закупок №32312525247-04 от 14.07.2023 о соответствии вторых частей поданных заявок требованиям Документации о закупке и выборе победителя.

В соответствии с пунктом 2.6 Проекта договора (часть 5 Документации о закупке), Заказчик в процессе приемки проверяет Товар на соответствие установленным в Договоре требованиям, в том числе к таре и упаковке, количеству, качеству, комплектности, принадлежностям, характеристикам и документации. При выявлении обстоятельств, препятствующих приемке Товара, Заказчик составляет уведомление об отказе от приема Товара в письменной форме с указанием обстоятельств (недостатков, некомплектности, недостачи и т.д.), препятствующих приемке Товара.

Согласно пункту 1.5 Проекта договора, Качество товара должно соответствовать установленным требованиям государственных стандартов качества, требованиям задания на закупку, что подтверждается регистрационным удостоверением, сертификатом или декларацией о соответствии.

Комиссия, изучив закупочную документацию, что в составе первой части заявки не требовалось направлять регистрационное удостоверение на медицинское изделие аппарат рентгеновский передвижной палатный «Парус» (допущено к обращению на территории РФ приказом Росздравнадзора от 22.10.2019 №7939).

При этом Комиссия установила, что значения показателей характеристик товара, предложенные победителем аукциона в первой части заявки, полностью соответствуют требованиям установленным заказчиком в описании предмета закупки, а требование о подтверждении качества товара, предоставлением, в том числе регистрационного удостоверения (пункт 1.5 Проекта договора), обеспечивается при поставке и приемке товара Заказчиком.

Согласно пункту 17.61 Положения о закупке, Участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену договора, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Согласно пункту 12.8 Положения о закупке, Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения договора с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения договора, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в настоящем разделе (при наличии таких требований), или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Как следует из Итогового протокола №32312525247-04 от 12.07.2023, Комиссия по осуществлению закупок товаров допустила участников закупки к участию в аукционе и признала вторые части заявок участников закупки соответствующими требованиям Заказчика, при этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что участником закупки ИП Семеновой Г.Ю. предоставлена недостоверная информация в отношении своего соответствия требованиям Заказчика.

Таким образом, указанное в протоколе № 32312525247-05 от 14.07.2023 основание для отказа от заключения договора с победителем не предусмотрено Документаций о закупке и противоречит требованиям Положения о закупке.

В силу части 15 статьи 3.2. Закона о закупках, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В соответствии с пунктом 11 Документации договор по итогам закупки заключается не позднее 20 дней, но не ранее 10 дней со дня официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.

Согласно пункту 23.2 Положения о закупке, Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Аналогичные положения установлены пунктом 40 Информационной карты (часть 1 Документации о закупке)

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Заказчика, выразившихся в отказе от заключения договора с победителем закупочной процедуры, нарушения требований части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 23.2 Положения о закупке и пункта 40 части 1 Документации о закупке.

Согласно пункту 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ), если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Из материалов дела следует, что Итоговый протокол №32312525247-04 от 12.07.2023 подписан и размещен в информационной системе в сфере закупок 12.07.2022. В силу части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, требований подпункта 23.2 Положения о закупках и пункта 40 части 1 Документации о закупке, договор необходимо было заключить не ранее чем через десять дней после опубликования итогов аукциона. Следовательно, договор с победителем торгов должен был быть заключен не ранее 16.06.2023 и не позднее 26.07.2023.

Общие правила проведения публичных торгов устанавливаются Гражданским кодексом РФ (стати 448-449.1). Следовательно, к правоотношениям сторон также применяются общие правила, регулирующие гражданский оборот, в том числе, при заключении договора по результатам торгов.

По смыслу пункта 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

К заключению договора на торгах применяются, в том числе, правила о направлении оферты и акцепте. Так, подавая заявку на участие в торгах, участник соглашается с условиями, установленными Организатором торгов в Извещении, Аукционной документации. В соответствии со статьей 436 Гражданского кодекса РФ, предложение о заключении договора является безотзывным. Следовательно, торги являются одним из способов заключения договора. Таким образом, действующим законодательство не представляет Организатору торгов возможности отказаться от его заключения по результатам проведенных торгов.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно пункту 2 статьи 6 Гражданского кодекса РФ, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Следовательно, Заказчик ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ» в силу императивных положений закона обязан заключить договор с лицом, выигравшим торги. Уклонение от обязанности по заключению договора недопустимо. Иное противоречило бы не только обязательным положениям, установленным законодательством, но и нарушало бы требования добросовестности, разумности и справедливости.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, Организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки доводов сторон, фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба Заявителя обоснована, Заказчик при организации и проведении Закупки нарушил части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

  1. Признать жалобу ИП Семеновой Г.Ю. (ОГРНИП 320144700015358, ИНН 143500464460) на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ» (ОГРН 1021401005933, ИНН 1434016164) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку аппарата рентгеновского для ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ» (извещение №32312525247) обоснованной.
  2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ» нарушившим часть 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

<...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны