Решение №014/01/17-249/2019 Решение от 11 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 014/01/17-249/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                               Резолютивная часть оглашена «04» июля 2019 г.

Изготовлено в полном объеме «11» июля 2019 г.

г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

"..." – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председатель Комиссии;

"..." – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),  член комиссии;

"..." – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член комиссии.

При участии в рассмотрении дела

Заявитель: Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в Республике Саха (Якутия) – "...", в качестве слушателя, без доверенности;

Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» - "...", по доверенности № б/н от 21.02.2017 г.

 

Рассмотрев дело № 014/01/17-249/2019, возбужденное по заявлению РО ООД «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в РС (Я) на действия МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» при осуществлении закупки дизельного топлива и автомобильного бензина АИ-92 через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС) и в Хангаласском районе (не менее 2-х АЗС), извещение № 31807353935. от 25.12.2018 г. на сайте www.zakupki.gov.ru,    

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 17.01.2019 г. поступило заявление Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в Республике Саха (Якутия) на действия МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» при осуществлении закупки дизельного топлива и автомобильного бензина АИ-92 через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС) и в Хангаласском районе (не менее 2-х АЗС), извещение № 31807353935. от 25.12.2018 г. на сайте www.zakupki.gov.ru.

В ходе рассмотрения заявления были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем Приказом Якутского УФАС России от 19.04.2019 г. № 014/01/17-249/2019  возбуждено дело № 014/01/17-249/2019 в отношении Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

13.06.2019 г. представитель МУП «Жилкомсервис» на рассмотрении дела не смогла пояснить позицию ответчика в соответствии с нормами действующего законодательства, не обладала информацией по существу рассматриваемого дела, не смогла ответить на вопросы Комиссии с каким поставщиком заключен договор.

 

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Аналитический отчет установления состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с Порядком проведения анализа установлены следующие характеристики рынка:

  1. Временным интервалом является период с 25.12.2018 г. по 20.06.2019 г.
  2. Предмет торгов: приобретение дизельного топлива и автомобильного бензина АИ-92 через автозаправочные станции поставщика расположенные в городе Якутске и Хангаласском районе Республики Саха (Якутия) для нужд МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск" в первом полугодии 2019 года.
  3. Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах:

№1 АО НК «Туймаада-нефть», 677005, г. Якутск, Курашова ул. Д. 46;

№2 ООО «Сибирь Ойл» 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 78.

 

25.12.2018 года в единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31807353935.

Организатором закупки выступает Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» ГО «город Якутск», адрес: 677000, РС (Я) г. Якутск, пер. Базовый 4 тел/факс 8-4112-36-93-13.

 Начальная максимальная цена контракта – 32 531 000,00 (тридцать два миллиона пятьсот тридцать одна тысяча) рублей с учетом НДС - 20% - 5 421 833,33 (пять миллионов четыреста двадцать одна тысяча восемьсот тридцать три) рубля 33 копейки.

Объем поставки: АИ-92 – 70 000 л., дизельное топливо – 450 000 л., без указания объемов поставки по районам.

Место поставки: через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС) и в Хангаласском районе (не менее 2-х АЗС).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 31807353935-02 от 16 января 2019 г. победителем аукциона признан участник под № 1.

28.01.2019 между МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск" и ООО «Сибирь Ойл» был заключен договор № 2019.8496.

04 июня 2019 г. Якутским УФАС России, в рамках возбужденного дела №014/01/17-249/2019 о нарушении антимонопольного законодательства был отправлен запрос информации №02/2129 в адрес хозяйствующих субъектов – участников топливного рынка на территории Республики Саха (Якутия).

Целью запроса являлось установление признаков ограничения конкуренции для потенциальных участников закупки № 31807353935 по поставке ГСМ (топлива) для нужд МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск".

Список хозяйствующих субъектов топливного рынка территории Республики Саха (Якутия):

АО «Саханефтегазсбыт»

ПАО «ЯТЭК»

ООО «Сибирь-Ойл»

ООО «Сервис-Ойл»

ООО «Сибирское топливо»

АО НК «Туймаада-нефть»

ООО «Паритет»

Участникам рынка были заданы следующие вопросы:

Является ли для Вас, как для потенциального участника торгов, ограничением для участия - объединение в одной закупке (лоте) задания по поставке ГСМ для нужд Заказчика через 6 АЗС в г. Якутске и 15 АЗС в девяти районах Республики Саха (Якутия) Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах?

Рассматривали ли Вы вышеуказанные торги на предмет возможного участия в период их проведения?

Являются ли для Вас неоднородными рынки поставки топлива посредством АЗС на территории г. Якутска и рынки поставки топлива посредством АЗС в районах в пределах Республики Саха (Якутия)?

Торги, в которых разъединены лоты на поставку нефтепродуктов посредством АЗС на территории г. Якутска и лоты на аналогичную поставку на территории Хангаласского района (либо иного из вышеуказанных районов) являются для Вас более привлекательными для участия?

Закупка пластиковых карт для отпуска нефтепродуктов через сторонние АЗС для нужд Заказчика, на территории районов, в пределах которых Вы не имеете собственных АЗС – является для Вас затратной?

 

В письмах от 11.06.2019 г. № 1095-11 ПАО «ЯТЭК», от 13.06.2019 г. № б/н ООО «Паритет», от 11.06.2019 г. № 94/3 ООО «Сервис-ой» указали, что объединение в один лот задание по поставке ГСМ через АЗС в несколько районов РС(Я) является ограничением для участия в закупке.

В письмах от 11.06.2019 г. № 1095-11 ПАО «ЯТЭК», от 13.06.2019 г. № б/н ООО «Паритет», от 11.06.2019 г. № 94/3 ООО «Сервис-ой», от 06.06.2019 г. № 07-04/1/2396 АО «Саханефтегазсбыт», от 04.06.2019 г. № б/н ООО «Сибирское топливо» указали, что рынок поставки топлива посредством АЗС на территории РС (Я) является неоднородным.

В письмах от 10.06.2019 г. № 397 АО НК «Туймаада-нефть» и от 10.06.2019 г. № 237 ООО «СибОйл» указали, что объединение в один лот задание по поставке ГСМ через АЗС в несколько районов РС(Я) не является ограничением для участия в закупке.

Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев ответы потенциальных участников закупки указывает, что объединение в один лот задания по поставке ГСМ для нужд Заказчика через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС) и в Хангаласском районе (не менее 2-х АЗС) не позволяет потенциальным участникам закупки участвовать в закупке, в связи с отсутствием АЗС в некоторых указанных районах, в том числе, в нужном количестве.

Также, потенциальные участники не могут определить объем поставок ГСМ в каждом населенном пункте и так как это влияет на формирование цены (транспортную составляющую) не позволяет сформировать начальную максимальную цену.

При этом товарные рынки реализации топлива посредством АЗС в г. Якутске и Хангаласском районах не являются однородными, имеют разных участников, разные объемы, территориальные особенности и являются разными товарными рынками.

Заказчик, объединив в одном лоте требование о наличии 6-ти АЗС в Якутске и в Хангаласском районе (не менее 2-х АЗС) – существенно ограничивает круг участников торгов, при этом хозяйствующие субъекты топливного рынка на территории Республики Саха (Якутия), не имеющие собственных АЗС в указанных районах, в том, числе, в нужном количестве, не могут участвовать в подобных торгах.

Всего в торгах участвовало две компании, победитель торгов ООО «Сибирь Ойл» имел необходимое количество заправок лишь в г. Якутске, при этом организация вынуждена заключать дополнительные договоры со сторонними владельцами АЗС для реализации топлива в районах, где она не располагает собственными АЗС посредством оплаты через пластиковые карты.

Заказчик установил требование о наличии у Участника закупки (Поставщика) АЗС в 2 районах PC (Я) без указания конкретного населенного пункта, что с учетом обширной территории данных районов дает разброс в месте оказания услуг от 100 до 1000 километров (от одного населенного пункта района до следующего), которые Заказчик готов преодолеть, чтобы совершить заправку.

Как было отмечено выше, представитель ответчика на смогла пояснить необходимость наличия АЗС в количестве именно от 6-ти в г. Якутске и от 2-х в Хангаласском районе, в каких населенных пунктах должны находиться АЗС, в каком объеме на каждой АЗС необходимо поставить ГСМ.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, в действиях МУП «Жилкомсервис» по объединению в один лот поставку ГСМ через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС) и в Хангаласском районе (не менее 2-х АЗС), содержаться признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и приводит к ограничению конкуренции.

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия по рассмотрению дела приняло Заключение об обстоятельствах дела № 014/01/17-249/2019 от 21.06.2019 г.

РО ООД «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в РС (Я) получило Заключение – вход. № б/н от 25.06.2019 г.

МУП «Жилкомсервис» получило Заключение – вход. № 1555 от 25.06.2019 г.

Дополнительных документов и пояснений на Заключение по делу в Якутское УФАС России не представлено.

04.07.2019 г. в ходе рассмотрения дела представитель МУП «Жилкомсервис» дополнительных пояснений не представил.

МУП «Жилкомсервис» объединив в один лот два района РС (Я), которые являются отдельными локальными рынками, сократил число участников аукциона, что является ограничением конкуренции.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 014/01/17-249/2019 учитывая совокупность имеющихся доказательств, пояснений, фактических обстоятельств, рассмотренных Комиссией, приходит к выводу о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» части 1 статьи 17 Федерального Закона «О защите конкуренции».

В связи с фактическим подписанием и исполнением договора по предмету рассматриваемых торгов, предписание не выдавать.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006г.№135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     "..."

 

 

Члены Комиссии:                                                                                 "..."

 

 

                                                                                                                "..."

Связанные организации

Связанные организации не указаны