Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-84/11А о нарушении антимонопольного з... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. РЕШЕНИЕ

    по делу № 02-84/11А

    о нарушении антимонопольного законодательства

     

                                                                                                                                                         г. Якутск

     

    Резолютивная часть решения оглашена «16» сентября 2011 г.

    В полном объеме решение изготовлено «30» сентября 2011 г.

     

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее  Комиссия) в составе:

    Председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

                Члены Комиссии:

    <…> – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

    <…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы;

                при участии:

                от заявителя ОСАО «Ингосстрах» – <…> по доверенности. № 15486/11 от 16.02.2011 г.

    от ответчика ООО СК «Согласие» – <…> по доверенности № 4/Д от 01.08.2011г.

    от заинтересованных лиц: ГУ «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)» - <…> по доверенности № 640 от 08.09.2011г.;  ОАО ЯФ СОАО «ВСК» – <…> по доверенности от 06.06.2011г.,

    рассмотрев дело № 02-84/11А по признакам нарушения ООО СК «Согласие» (129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 42) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

     

    установила:

     

    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 28.06.2011 г. поступило заявление ОСАО «Ингосстрах» на действия ООО СК «Согласие» при участии в открытом конкурсе, проводимом Государственным учреждением «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)» на заключение договора по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

    Заказчиком на сайте http://www.zakupki.gov.ru  13 мая 2011 г. размещено извещение о проведении открытого конкурса. Согласно конкурсной документации предметом конкурса явилось - оказание услуг на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев  транспортных средств.

    Наименование и объем услуг: обязательное страхование 59 транспортных средств (далее также ТС) на 2011 год.

    Критерии оценки заявок: цена контракта - 80,0 %, качество работ, услуг -20,0 %.

    07.06.2011 г. состоялась процедура вскрытия конвертов, всего для участия в конкурсе было подано три заявки: ОСАО «Ингосстрах», ООО СК «Согласие», ОАО ЯФ СОАО «ВСК».

    16.06.2011 г. состоялась процедура рассмотрения заявок, согласно Протоколу 0316200014711000015-2 все компании, подавшие заявки, допущены к участию в конкурсе.

    Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе проведена 22.06.2011 по адресу: Российская Федерация, 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Ойунского 12.

    Комиссия по проведению конкурса оценила и сопоставила заявки на участие в открытом конкурсе в соответствии с критериями и требованиями, указанными в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации и приняла следующее решение:

    по Лоту №1 «Оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности»:

    - признать победителем и присвоить первый номер заявке (заявкам) №2:

    ИНН7706196090, КПП 143502001, Общество с ограниченной ответственностью СК «Согласие» (Адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, д.23) с ценой государственного контракта 419,747 (четыреста девятнадцать тысяч семьсот сорок семь) Российский рубль

    - присвоить второй номер заявке (заявкам) №1:

    ИНН 7705042179, КПП 774401001, Открытое акционерное общество «Ингосстрах» (Адрес: г. Якутск, ул. Кулаковского, 20) с ценой государственного контракта 460,798,40 (четыреста шестьдесят тысяч семьсот девяносто восемь) Российский рубль.

    ОСАО «Ингосстрах»  в соответствии с действующим законодательством, информацией, размещенной 13.05.2011г. заказчиком на сайте http://www.zakupki.gov.ru. применил по пятидесяти девяти ТС коэффициенты страховых тарифов с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739. Цена контракта составила – 460,798,40.

    Страховщик ООО СК «Согласие», предложивший цену 419,747, признан победителем конкурса. Заявитель считает, что в действиях ООО СК «Согласие» присутствуют признаки недобросовестной конкуренции.

    Представитель ООО СК «Согласие» поясняет, что коэффициенты страховых тарифов рассчитаны на основе данных по страховым тарифам, полученным от ГУ «Автобаза Президента, Парламента и Правительства РС (Я)», и при этом не отрицает факт существенного занижения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) для определения расчета страховой премии по ОСАГО.

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее.

    На официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено извещение и конкурсная документация открытого конкурса на право заключения в 2011 году договора на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) автотранспорта Государственного учреждения «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)».

    Было представлено 3 заявки на участие в открытом конкурсе: ОСАО «Ингосстрах», ООО  СК «Согласие», ОАО ЯФ СОАО «ВСК».

    Согласно журналу регистрации поступления заявок на участие в открытом конкурсе – первая заявка поступила от ОАО «Ингосстрах» 23.05.2011 г., вторая – ООО СК «Согласие» 02.06.2011 г., третья – ОАО ЯФ СОАО «ВСК» 03.06.2011 г.

    В результате оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств ГУ «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)» конкурсная комиссия приняла решение: «По результатам оценки конкурсных заявок присвоен первый номер и признан победителем конкурса ООО СК «Согласие». Основным критерием была цена контракта, ООО СК «Согласие» предложило наименьшую цену – 419,747 (Четыреста девятнадцать тысяч семьсот сорок семь) рублей.

    Предложившим лучшую цену после победителя, признано ОСАО «Ингосстрах» с ценой договора 460,798 (четыреста шестьдесят тысяч семьсот девяносто восемь) рублей 40 копеек.

    В соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

    В силу части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками; страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. Возможность отклонения страховщиками от  установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии Законом не предусмотрена.

    Порядок расчета коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) утвержден пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739.

    Величина данного коэффициента зависит от класса транспортного средства на начало годового срока страхования. При отсутствии страховых выплат по окончании годичного срока страховой класс транспортного средства повышается, и при расчете страховой премии применяется понижающий коэффициент.

    Как следует из пункта 4 примечания к пункту 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 применение указанных понижающих коэффициентов зависит от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При отсутствии на момент заключения договора о страховании информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства на начало годового срока страхования присваивается класс 3.

    В техническом задании, входящем в состав конкурсной документации, не содержалось достоверных сведений о классе собственника транспортного средства, необходимых для правильного определения коэффициента КБМ.

    В пункте 3 примечания к пункту 3 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 указано, что информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.

    Согласно государственному контракту на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев ТС от 24.02.2010 предыдущим страховщиком ГУ «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)» являлось ОСАО «Ингосстрах».

    Как следует из пояснений представителей ГУ «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)», ООО СК «Согласие» и ОАО ЯФ СОАО «ВСК» расчет коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) для определения расчета страховой премии ОСАГО произведен на основе данных, представленных Заказчиком. Указанные данные получены всеми участниками конкурса до момента окончания подачи заявок, по устному запросу страховщиков, посредством факсимильной связи.

    ГУ «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)» в материалы дела представлен расчет коэффициента «бонус-малус», направленный  ООО СК «Согласие» и ОАО ЯФ СОАО «ВСК».

    Анализ представленных документов показал, что ООО СК «Согласие», рассчитывая страховую премию, необоснованно применило понижающий коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в отношении транспортных средств, указанных в техническом задании, отличный от установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», а именно страховщик ООО СК «Согласие» применил следующие КБМ:

    - по десяти ТС применил коэффициент 0,85 вместо 0,95;

    - по пяти ТС 0,7 вместо 0,75;

    - по восемнадцати ТС 0,9 вместо 0,95;

    - по двум ТС 0,7 вместо 0,9.

    - и иные отличные от утвержденных КБМ по девятнадцати ТС.

    Общество своими действиями необоснованно уменьшило итоговую сумму страховой премии, следовательно, получило преимущество в осуществлении страховой деятельности и допустило недобросовестную конкуренцию. Данные действия общества привели к введению в заблуждение в отношении цены контракта, к получению преимущества перед другими участниками конкурса при осуществлении предпринимательской деятельности на одном рынке, могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.

    В силу части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.

    В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции  недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

    Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Применив коэффициенты, не соответствующие утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. № 739,  ООО СК «Согласие» уменьшило сумму страховой премии, следовательно, предложило наилучшую цену договора. Данные действия позволили ООО СК «Согласие» стать победителем открытого конкурса, что  лишило ОСАО «Ингосстрах» возможности стать победителем открытого конкурса на законных основаниях, причинило убытки ОСАО «Ингосстрах», так как последние, не заключив договор не получили доходы, которые могло бы получить в виде страховой премии.

    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

     

    РЕШИЛА:

     

  2. Признать ООО СК «Согласие» (129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 42) нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о привлечении ООО «Согласие» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны