Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-882/20... от 15 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-882/2020

г. Якутск                                                                                            «15» апреля 2020 года                                                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя:

<…> – представитель ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» по доверенности №41 от 15.04.2020;

<…> – представитель ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» по доверенности №40 от 15.04.2020;

<…> – генеральный директор ООО «СибНИЦ «Жизнедеятельность»;

Рассмотрев жалобу ООО «СибНИЦ «Жизнедеятельность» на действия заказчика ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» при организации и проведении запроса цен

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 06 апреля 2020 года поступила жалоба от ООО «СибНИЦ «Жизнедеятельность» на действия заказчика ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» при организации и проведении запроса цен на разработку проектов «Нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для УКПГ СВГКМ и УКПГ МГМ»  (извещение № 32008993388 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

В нарушение п.п. 1, 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках заказчик неправомерно отклонил заявку ООО СибНИЦ «Жизнедеятельность» с формулировкой «Не соответствует. В аттестате аккредитации лаборатории отсутствует аккредитация на определение метана и бензапирена, основного канцерогенного вещества, которые являются основными загрязняющими веществами от объектов добычи природного газа (состав работ указан в п.8 тех.задания), в соответствие с методиками расчетов выбросов ЗВ в атмосферу (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.08.201 №352).». Заявитель полагает, что подготовил заявку в соответствии с требованиями Документации о проведении запроса цен Лот №20/3-15, Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «ЯТЭК».

17.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32008993388 о проведении запроса цен на право заключения договора на разработку проектов «Нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для УКПГ СВГКМ и УКПГ МГМ», документация о закупке, утвержденная генеральным директором ПАО «ЯТЭК» Коробовым А.В., а также проект договора. Начальная (максимальная) цена договора 1 810 964,00 руб.

02.04.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен Протокол №20/3-15/1 подведения итогов запроса цен – рассмотрения заявок участников запроса цен и определения победителя.

Согласно Протоколу №20/3-15/1 подведения итогов запроса цен, заявка заявителя ООО СибНИЦ «Жизнедеятельность» была отклонена с формулировкой «Не соответствует. В аттестате аккредитации лаборатории отсутствует аккредитация на определение метана и бензапирена, основного канцерогенного вещества, которые являются основными загрязняющими веществами от объектов добычи природного газа (состав работ указан в п. 8 тех.задания), в соответствие с методиками расчетов выбросов ЗВ в атмосферу (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.08.201 №352).».

Согласно пункту 9.3 Документации о проведении запроса цен «Заказчик вправе предъявить к участникам иные дополнительные требования, которые должны быть указаны в документации о закупке. Перечень таких дополнительных требований и перечень информации и документов, подтверждающие соответствие участника таким требованиям устанавливаются в части II «Информационная карта закупки» настоящей документации о закупке. Согласно п. 9.5. Документации о проведении запроса цен «Участник закупки обязан подтвердить соответствие требованиям к участнику закупки надлежащими документами, установленными в части II «Информационная карта закупки» настоящей документации о закупке.».

Согласно п.24 части II «Информационная карта закупки» участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям должны быть представлены (п.п. 16) «Дополнительные документы: Копия свидетельства (аттестат) об аккредитации лаборатории».

При этом в п.8 Технического задания (состав и объем работ), на которое ссылается заказчик в Протоколе №20/3-15/1 подведения итогов запроса цен, не указаны конкретные виды замеряемых веществ. В приложениях 2.1 и 2.2 к проекту договора заказчиком указаны необходимость инструментальных замеров атмосферного воздуха по веществам азота оксид, азота диоксид, углерод оксид и бенз(а)пирен (расчетный метод). Необходимость измерения метана в Документации о запросе цен изначально отсутствовала.

ООО СибНИЦ «Жизнедеятельность» в составе заявки направило аттестат аккредитации №РОСС КН.0001.517314 от 27.03.2018 об аккредитации Санитарно-промышленной лаборатории Аналитического центра ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго» ИНН 3808142516 (далее – Лаборатория). Области аттестации данной Лаборатории включают в себя определение метана и бензапирена. Актуальные области аккредитации лаборатории представлены в Реестре аккредитованных лиц на сайте Росаккредитации http://fsa.gov.ru/.

Вместе с тем, в представленном ООО СибНИЦ «Жизнедеятельность» дополнительно согласно запросу ПАО «ЯТЭК» от 30.03.2020 (направлен заявителю после окончания приема заявок) приложении к аттестату аккредитации Лаборатории аккредитация на определение метана и бензапирена отсутствовала. Несмотря на это, право и обязанность заказчика проверить актуальность любой информации, предоставляемой заявителем в открытых источниках информации, которыми в том числе является Реестр аккредитованных лиц в системе Росаккредитации. Кроме того, в представленной заявке на участие в запросе цен ООО СибНИЦ «Жизнедеятельность» приняло на себя все установленные в документации о закупке требования и условия, в том числе все условия проекта Договора. Это значит в том числе и то, что ООО СибНИЦ «Жизнедеятельность» в целях исполнения договора, учитывая принципы конкуренции, имеет возможность и право привлечь любую аккредитованную лабораторию, имеющую соответствующие заявленным в документации о запросе цен области аккредитации.

Считаю, что заявка заявителя ООО СибНИЦ «Жизнедеятельность» соответствует требованиям документации о запросе цен, в том числе требованиям технического задания, а у комиссии по закупкам не было оснований для отклонения заявки ООО СибНИЦ «Жизнедеятельность». Действия комиссии по закупкам нарушают часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 3, часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» представило письменные возражения на жалобу, согласно которым несогласно с доводами жалобы и просит признать жалобу необоснованной.

На рассмотрении жалобы по существу, представители сторон поддержали и озвучили ранее представленные письменные доводы.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 №ИА/27895/20 «О дистанционном рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков» в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и обеспечения реализации прав на участие в рассмотрении жалоб на действия субъектов контроля при осуществлении закупок рассмотрение жалоб в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» проводится исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя (далее – Стороны).

Для участия в дистанционном рассмотрении жалобы Сторонам (иным заинтересованным лицам) необходимо было пройти по ссылке для входа в конференцию: http://vcs01fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=058404&confpass=0378 и выполнить предлагаемые действия по установке при первом входе в конференцию.

К началу рассмотрения жалобы по существу к дистанционному рассмотрению жалобы посредством интернет-видеоконференции присоединились представители заказчика и заявителя.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 17 марта 2020 года опубликована информация о закупке № 32008993388 о проведении запроса цен на разработку проектов «Нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для УКПГ СВГКМ и УКПГ МГМ».

К закупке приложена Документация о проведении запроса цен Лот №20/3-15 «Разработка проектов "Нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу» (далее – Документация о закупке).

Заказчиком рассматриваемого запроса цен является публичное акционерное общество «Якутская топливно-энергетическая компания» (ИНН 1435032049, КПП 141001001, ОГРН 1021401062187, место нахождения: 678214, Республика Саха /Якутия/, улус Вилюйский, поселок Кысыл-Сыр, ул. Ленина, д. 4, почтовый адрес: 677015, Республика Саха /Якутия/, г. Якутск, ул. Петра Алексеева, дом 76) (далее – Заказчик, ПАО «ЯТЭК»).

Рассматриваемый запрос цен проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ПАО «ЯТЭК» на рассмотрение настоящей жалобы представило Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания», утвержденное решением Совета директоров ПАО «ЯТЭК» (протокол б/н от «28» декабря 2018 года) (далее – Положение о закупках ПАО «ЯТЭК»).

25 марта 2020 года Заказчиком подведены итоги запрос цен (протокол №20/3-15/1), согласно которым по окончании срока подачи заявок на участие в запросе цен было подано 3 заявки:

  1. Заявка ООО «СибНиц «Жизнедеятельность»;
  2. Заявка ООО «НордЭко»;
  3. Заявка ФГБУ «ЦЛАТИ по ДВФО».

Комиссия Заказчика, рассмотрев заявки, решила признать заявку ООО «СибНиц «Жизнедеятельность» не соответствующей требованиям по следующей причине: «В аттестате об аккредитации лаборатории отсутствует аккредитация на определение метана и бензапирена, основного канцерогенного вещества, которые являются основными загрязняющими веществами от объектов добычи природного газа».

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Подпунктом 4 пункта 6.2 Положения о закупках ПАО «ЯТЭК» установлено, что в ЕИС подлежит размещению проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8.5 Положения о закупках ПАО «ЯТЭК» документация о конкурентной закупке должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (работы, услуги), к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 4 Информационной карты Документации о закупке установлен предмет закупки – разработка проектов «Нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для УКПГ СВГКМ и УКПГ МГМ».

Техническим заданием установлены состав и объем работ, в том числе составление отчета по инвентаризации источников и выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с приказом Минприроды РФ от 07.08.2018 №352.

Подпунктом 16 пункта 24 Информационной карты Документации о закупке  установлено перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в том числе указана необходимость предоставления копии свидетельства (аттестата) об аккредитации лаборатории.

Приложениями №2.1 и №2.2 к проекту договора на оказание услуг по разработке и согласованию в контролирующих органах проектов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) для объектов ПАО «ЯТЭК» установлен расчет стоимости по видам работ (услуг) на оказание услуг по разработке природоохранной документации для объекта ПАО «ЯТЭК», согласно которому в Этап 1 «Разработка природоохранной документации» входит, в том числе, инструментальные замеры атмосферного воздуха атмосферного воздуха для источников - ИЗА №0046, 0047, 0048, 0052, 0053, 0054, 0058, 0060, 0062, 0063, 0064 по бенз(а)пирену (расчетный метод).

Таким образом, Документацией о закупке установлено требование о том, что участник закупки должен представить копию свидетельства (аттестата) об аккредитации лаборатории, в том числе имеющей аккредитацию на определение бенз(а)пирена.

Согласно пункту 13.5 Документации о закупке Комиссия по осуществлению закупок не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе цен, запросе цен в электронной форме в следующих случаях:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены настоящей документацией о закупке, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным настоящей документацией о закупке, установления комиссией по осуществлению закупок факта предоставления недостоверной информации на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным извещением и документацией о закупке, а также соисполнителей, субподрядчиков, если таковые указаны в заявке участника, требованиям, установленным извещением и документацией о закупке.

В составе своей заявки ООО «СибНиц «Жизнедеятельность» представило аттестат аккредитации лаборатории ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго» №РОСС RU.001.517314 от 27.03.2018 на 1 листе.

Область аккредитации (являющаяся неотъемлемой частью аттестата) ООО «СибНиц «Жизнедеятельность» в составе заявки представлена не была.

Согласно возражениям ПАО «ЯТЭК», Заказчик дополнительно запросил у ООО «СибНиц «Жизнедеятельность» область аккредитации по аттестату аккредитации лаборатории ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго» №РОСС RU.001.517314 от 27.03.2018.

Рассмотрев представленные документы, Заказчик сделал вывод о том, что в аттестате об аккредитации лаборатории отсутствует аккредитация на определение бенз(а)пирена.

Указанное обстоятельство подтверждается самим участником ООО «СибНиц «Жизнедеятельность». Согласно доводам жалобы ООО «СибНиц «Жизнедеятельность» направило приложение к аттестату аккредитации, в котором отсутствовала аккредитация на определение метана и бензапирена.

Согласно пояснениям Заказчика, отсутствие аккредитации на определение метана в протоколе подведения итогов по заявку ООО «СибНиц «Жизнедеятельность» указано ошибочно. Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что указанная ошибка не повлияла на фактическое отклонение заявки.

С учетом изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик обоснованно отклонил заявку ООО «СибНиц «Жизнедеятельность» по причине того, что в аттестате об аккредитации лаборатории отсутствует аккредитация на определение бензапирена.

Комиссия отклоняет довод заявителя о том, что Заказчик обязан был проверить в открытых источниках актуальность любой информации, предоставляемой заявителем, в связи с тем, что проверка достоверности сведений, представленных участником закупки, не является обязанностью Заказчика в соответствии с Законом о закупах и Положением о закупках ПАО «ЯТЭК».

Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «СибНиц «Жизнедеятельность» приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях заказчика ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» при организации и проведении запроса цен на разработку проектов «Нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для УКПГ СВГКМ и УКПГ МГМ»  (извещение № 32008993388 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) отсутствует нарушение процедуры проведения закупок, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и доводы жалобы являются несостоятельными.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «СибНИЦ «Жизнедеятельность» (664081, г. Иркутск, ул. Пискунова, д. 160, оф. 211) на действия заказчика ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ИНН 1435032049, КПП 141001001, ОГРН 1021401062187, 678214, Республика Саха (Якутия), улус Вилюйский, поселок Кысыл-Сыр, ул. Ленина, д. 4) при организации и проведении запроса цен на разработку проектов «Нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для УКПГ СВГКМ и УКПГ МГМ»  (извещение № 32008993388 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) – необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны