Решение №014/01/18.1-1214/2022 Решение по жалобе от 26 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Лирона Фактор»

127434, г. Москва, Дмитровское шоссе,

д. 7, корп. 2, 1 эт., пом. XIV, комн. 25,

ИНН/КПП 7713707324/771301001;

ОГРН 1107746394183;

email: info@lironacap.com

АО «Саханефтегазсбыт»

677000, РС (Я), г. Якутск,

ул. Чиряева, д. 3

ИНН/КПП 1435115270/143501001;

ОГРН 1021401050857;

email: torgi.sngs@mail.ru

oil@ynp.ru

torgi.sngs@mail.ru

Электронная торговая площадка:

АО «OTC»

119049, г. Москва, 4-ый Добрынинский пер., д. 8

email: info@otc.ru

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/01/18.1-1214/2022

г. Якутск                                                                                                                                              26.08.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

... – временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

... – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

... – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии посредством видеоконференцсвязи:

От заявителя: представитель ООО «Лирона Фактор» генеральный директор Б. согласно приказу №8 от 09.09.2019 г.

От ответчика: Представитель заказчика АО «Саханефтегазсбыт» Л. по доверенности №ЮР-5433 от 22.11.2021 г.

Рассмотрев жалобу ООО «Лирона Фактор» на действия (бездействия) заказчика в лице АО «Саханефтегазсбыт» по признакам нарушения законодательства о закупках при проведении запроса цен в электронной форме «Оказание услуг по разработке стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года» (извещение №32211594316 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Лирона Фактор» (вх. №6197э от 18.08.2022 г.) на действия (бездействия) заказчика в лице АО «Саханефтегазсбыт» по признакам нарушения законодательства о закупках при проведении запроса цен в электронной форме «Оказание услуг по разработке стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года» (извещение №32211594316 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

В своей жалобе Заявитель указывает следующее:

03 августа 2022 г. на сайте zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) и ЭТП (otc.ru), в порядке, установленном ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ №223, Закон о закупках) размещены извещения о проведении Запроса цен в электронной форме. 16 августа 2022 г. в ЕИС размещены извещение о внесении изменений и документация по запросу цен в электронной форме (редакция от 16.08.2022г.).

Полагаем, что содержание данной документации противоречит нормам ФЗ №223 ввиду нижеследующего.

АО «Саханефтегазсбыт» (далее – Заказчик) отнесено к числу заказчиков со специальной правосубъектностью (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).

Решением Совета директоров АО «Саханефтегазсбыт» от «22» июля 2022 г. № 8-22 утверждено Положение о закупке Заказчика.

Заказчик в документации п. 1.1.1 устанавливает: «Акционерное общество «Саханефтегазсбыт», расположенное по адресу: 677000, г. Якутск, ул. Чиряева, 3 (далее – Заказчик), Извещением о проведении Запроса цен в электронной форме, размещенным на сайте Заказчика www.саханефтегазсбыт.рф и на сайте оператора электронной площадки АО «ОТС» www.otc.ru (далее – ЭП), пригласило юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — Участники) к участию в процедуре закупки в электронной форме (далее — закупка) на оказание услуг по формированию стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года».

В соответствии с Законом о закупках и п. 7.5.1 Положения о закупках в ЕИС размещен план План закупок Заказчика (https://zakupki.gov.ru/223/plan/public/plan-info/print-form/show-with-paging.html?planInfoId=5436419&page=1) (приложение к жалобе). В соответствии с Планом закупок Заказчика под порядковым № 27 размещена информация о закупке «Оказание услуг по разработке Стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года»; Код по ОКПД2 - 62.01.11.000. Позиция плана № 883 относится к обжалуемой закупке (https://zakupki.gov.ru/epz/orderplan/tru-plan/card/common-info.html?id=76922129385&infoId=5954326).

В ЕИС и на сайте Заказчика www.саханефтегазсбыт.рф согласно Постановлению Правительства от 11 декабря 2014 №1352 (Далее – Постановление № 1352) и ч.8 ст. 3 ФЗ № 223 размещен Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) (Далее – Перечень закупок у СМСП) (Приложение к жалобе).

В Перечне закупок у СМСП под №1210 расположен ОКПД2 - 62.01.11.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения».

Согласно сведениям в ЕИС лот закупки 32211594316 ОКПД2 - 70.22.1 Услуги консультативные по вопросам управления деятельностью предприятия.

Согласно Плану закупок и Перечню закупок у СМСП Заказчика (в соответствии с ОКПД2), а также Постановлению №1352 процедура «Оказание услуг по разработке Стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года» должна проходить только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Документацией закупки 32211594316 возможно участие любых лиц, в том числе и крупного бизнеса.

Проведение Закупок, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, регламентируются ст. 3.4. ФЗ №223. В соответствии с ч. 2 ст. 3.4. ФЗ № 223 и п. 11.1 Положения о закупках Заказчика проведение закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, Запросом цен в электронной форме не предусмотрено (перечень возможных процедур регламентируется ФЗ №223).

В соответствии с ч. 10 ст. 3.4. ФЗ № 223 и п. 11.6.1 Положения о закупках Заказчика проведение закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". ЭТП АО «ОТС» www.otc.ru не входит в список электронных площадок в соответствии с Приложением № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 12.07.2018 N1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ».

Заказчик подменяет ОКПД2, указанный в Плане закупок, для возможности проведения закупки в нарушение ФЗ № 223 и Постановлению №1352.

Применением заведомо неправильного ОКПД2 (в отличие от плана закупок) для закупки 32211594316 Заказчик ограничивает конкуренцию, проводя в нарушение ФЗ № 223 и Постановления №1352. Не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.

Отдельно обращаем внимание на предыдущие проведения данной закупки номера в ЕИС: 32110820166 и 32211327276. При этом по обеим вышеуказанным закупкам Заказчик выбирал правомерный ОКПД2, а именно 62.01.11.000.

В рамках обжалования документации закупки №32211327276 УФАС по Республике Саха (Якутия) не согласилось с доводами нашей жалобы, но в рамках ведомственного обжалования ФАС России поддержала жалобу ООО «Лирона Фактор» по жалобе на Якутское УФАС России (№ ПИ/64002/22).

Недобросовестное поведение Заказчика можно установить троекратным проведением одной закупки в нарушение законодательства.

Нами усматривается возможность сговора Заказчика и Участника закупки № 32211327276, который присутствовал при рассмотрении жалобы в УФАС. Участие в комиссии УФАС Участника до объявления его победителем (протокол №2 от 01 июня 2022 г.; за 19 дней до протокола), являющегося одним из участников и победителем в дальнейшем, свидетельствует о том, что документация разрабатывалась для обеспечения победы определенных поставщиков, которое в идеальной ситуации (т. е. в условиях действительной, а не мнимой конкуренции) должно соблюдать принцип беспристрастности и нейтралитета, однако Участник посчитал необходимым выразить свое мнение о своем отношении к документации, которую мы обжаловали.

Дополнительным подтверждением сговора является незаконный протокол № 3 об отказе от заключения договора в рамках закупки №32211327276, размещенный Заказчиком 14 июля 2022 г. При этом срок подписания договора с победителем истек 22 июня 2022 г. Каких-либо действий со стороны победителя, чьи права были нарушены незаконным отказом Заказчика от подписания договора по истечению 21 дня после последней даты подписания, согласно сайту kad.arbitr.ru не предпринимаются. Совокупность действий Заказчика и бездействий победителя указывает на их согласованность.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 3 ФЗ №223 Заказчик заключает договоры исключительно в соответствии с планом закупки, если сведения о закупке в обязательном порядке подлежат включению в план закупки. Сведения о закупке 32211594316 в обязательном порядке подлежат включению в план закупки и включены в него как закупка только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказчик, по общему правилу, не вправе заключить договор, если сведения о закупке не были им включены в план закупки. Проведение закупки при намеренном нарушении норм ФЗ №223 Заказчиком является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.

Проведение закупки 32211594316 нарушает требования законодательства Российской Федерации о закупках отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 223–ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2011 г. № 2–П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Закон о закупках является рамочным и в полной мере не регулирует весь комплекс правоотношений в сфере закупок субъектами, в нем поименованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 упомянутой нормы правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков.

В этой связи разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично–правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.

Действия заказчика не отвечают принципам стабильности и определенности гражданских правоотношений.

Таким образом, действия Закупочной документации, не отвечает принципам, установленным Федеральным законом № 223 – ФЗ и нарушает запрет, установленный ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку необоснованно ограничивает количество претендентов на участие в закупке.

С учетом вышеизложенного, прошу:

- Рассмотреть настоящую жалобу по существу в порядке и сроки, установленные действующим законодательством РФ;

- Совершить все необходимые действия по устранению нарушений прав и законных интересов заявителя жалобы, привлечению виновных лиц к административной ответственности в рамках имеющихся полномочий;

- Осуществить внеплановую проверку при размещении заказа в форме запроса цен в электронной форме;

- Признать жалобу обоснованной, обязать устранить допущенные нарушения;

- Обязать организатора закупки устранить неправомерные нормы документации в нарушение ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Гражданским кодексом Российской Федерации и закупочным законодательством РФ.

- В соответствии с чч. 18, 19 ст. 18.1 «Закона о защите конкуренции» приостановить торги.

- Провести конкурентную закупку в электронной форме заново с учетом плана закупок и норм ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Генеральный директор

ООО «ЛИРОНА ФАКТОР» Б.

В соответствии с Уведомлением 19.08.2022 г. исх. №02/2254 Якутским УФАС России жалоба принята к рассмотрению, жалобе присвоен номер 014/07/3-1214/2022, назначена к рассмотрению посредством видеоконференцсвязи на 26 августа 2022 года в 15 часов 00 минут (по местному времени) по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/7929209194

25.08.2022 г. от АО «Саханефтегазсбыт» получены возражения на жалобу с приложениями и полномочиями лица, участвующего в жалобе.

26.08.2022 г. от АО «Саханефтегазсбыт» получены дополнения к возражению.

26.08.2022 г. комиссия по рассмотрению жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru опубликовано извещение №32211594316 о запросе цен в электронной форме: «Оказание услуг по разработке стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года».

Заказчик: АО «Саханефтегазсбыт»;

Начальная (максимальная) цена договора: 7 916 666,66 ₽;

Наименование электронной площадки: http://otc.ru;

Адрес электронной площадки: ЭТП "OTC.ru";

Информация о процедуре закупки

Дата начала срока подачи заявок: 03.08.2022 00:00 (МСК+6);

Порядок подачи заявок: В соответствии с документацией;

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика):

19.08.2022 09:00 (МСК+6);

Дата подведения итогов: 19.08.2022 (МСК+6);

Место подведения итогов: Российская Федерация, Респ. Саха /Якутия/, г. Якутск, ул. Чиряева, 3, 216

Порядок подведения итогов: В соответствии с документацией.

Так, при рассмотрении Документации установлено, что согласно пункту 1.2.1. данная процедура не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) в соответствии со статьями 447—449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации или публичным конкурсом, в соответствии со статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, данная процедура накладывает на организатора закупки обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям документации.

Согласно пункту 1.2.6. Документации во всем, что не урегулировано Извещением о проведении закупки и настоящей Документацией стороны руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Саханефтегазсбыт», утвержденного Советом директоров АО «Саханефтегазсбыт» на основании протокола от 22.07.2022 г. №8-22 (далее - Положение о закупке).

Согласно сведениях о лотах, размещенных на странице извещения №32211594316 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ классификация по ОКПД2: 70.22.1 Услуги консультативные по вопросам управления деятельностью предприятия.

АО «Саханефтегазсбыт» в своих возражениях указывает, что согласно плана закупки по позиции №1303 (закупка №32211594316) в информации о закупке не указано что данная закупка должна и будет проводиться только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, а также указан ОКПД2 закупаемой услуги – 70.22.1 «Услуги консультативные по вопросам управления деятельностью предприятия». Кроме того, закупка товаров, работ и услуг с ОКПД2 70.22.1 не входит в перечень закупок которые осуществляются исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства (приложение №1 Приказа АО «Саханефтегазсбыт» от 25.08.2021 г. №Закуп-3969).

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ под номером 2210536688 размещён план закупок АО «Саханефтегазсбыт» действующий на момент размещения о закупке №32211594316. Так, согласно позиции №1303 указанного плана закупок АО «Саханефтегазсбыт» запланирована закупка «Оказание услуг по разработке стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года», начальная цена 7 916 666,66 ₽, способ закупки: запрос цен в электронной форме, Закупка в электронной форме. ОКПД указанной закупки 70.22.1 УСЛУГИ КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Таким образом, план закупок АО «Саханефтегазсбыт» содержит позицию размещенной закупки №32211594316 с соответствующим ОКПД 70.22.1.

В соответствии с приложением №1 Приказа АО «Саханефтегазсбыт» от 25.08.2021 г. №Закуп-3969 установлен Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП).

Указанный перечень не содержит ОКПД2 70.22.1., таким образом, АО «Саханефтегазсбыт» правомерна размещена закупка №32211594316 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, а не для лиц исключительно являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Между тем заявитель указывает, что план закупок АО «Саханефтегазсбыт» содержит позицию №883 «Оказание услуг по разработке Стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года», начальная (максимальная) цена договора 11 359 000 руб., ОКПД 62.01.11.000.

Указанный ОКПД 62.01.11.000 содержится в списке Перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с приложением №1 Приказа АО «Саханефтегазсбыт» от 25.08.2021 г. №Закуп-3969.

Указанная закупка под номером №32211327276 с ОКПД 62.01.11.000 размещена АО «Саханефтегазсбыт» ранее 20.04.2022 г. в Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/.

Таким образом, АО «Саханефтегазсбыт» указанные закупки размещены в соответствии с действующим на момент размещения планом закупок, что соответствует потребностям общества в закупаемых товарах, работах, услугах.

Согласно дополнению к возражению АО «Саханефтегазсбыт» указывает, что предъявленный ОКПД2 70.22.11 при составлении документации запроса цен в электронной форме №32211594316 на «Оказание услуг по разработке стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года» наиболее точно соответствует результату оказания услуг по причине того, что ОКПД2 70.22.11 включает в себя услуги по оказанию консультативной, управленческой и оперативной помощи, касающейся стратегии предпринимательства и общего планирования, формирования структуры и контроля организации. Более конкретно общие мероприятия по консультациям в области управления могут быть связаны с одним видом или совокупностью следующих видов услуг: разработкой политики; определением организационной структуры, которая наиболее эффективно соответствовала бы целям организации; юридическим оформлением; стратегическими бизнес-планами; консультативными услугами по вопросам развития хозяйственной деятельности и реструктуризации, диверсификация, выбором системы управленческой информации; подготовкой управленческих докладов и контроля; планами изменения предпринимательской деятельности; ревизиями; управления разработкой программ повышения прибыльности; прочими вопросами.

Таким образом, результатом оказания услуг по данной закупке будет являться именно стратегия развития, так называемый бизнес-план Общества по цифровой трансформации на основании которого в дальнейшем будут внедряться те технологии и программное обеспечение, которые будут указаны в стратегии цифровой трансформации.

АО «Саханефтегазсбыт» отмечает, что ОКДП2 62.01.11.000 включает в себя услуги по разработке структуры и/или написанию системы команд, включая обновления и исправления, необходимые для создания и/или реализации приложения, такие как: разработка структуры и содержания web-сайтов и/или написание системы команд, необходимых для создания и внедрения web-сайтов, разработка структуры и содержания баз данных и/или написание системы команд, необходимых для создания и внедрения баз данных (хранилищ данных); - разработка структуры и написание системы команд, необходимых для проектирования и разработки прикладных программ, кроме программирования для разработки web-сайтов, баз данных или интеграции пакетов программного обеспечения; - индивидуализация и интеграция, настройка (модификация, конфигурация и т.п.) и внедрение существующего приложения таким образом, чтобы оно функционировало бы в рамках информационной системы клиента; - тестирование программного обеспечения.

АО «Саханефтегазсбыт» поясняет что, данный ОКПД2 не соответствует проводимой закупке, поскольку Обществу на начальном этапе цифровой трансформации необходима стратегия такого развития и лишь затем разработка и внедрения программного обеспечения для реализации цифровой трансформации.

Комиссией Якутского УФАС России по рассмотрению жалобы установлено, что согласно пункту 2.8. «Требования к выполнению проекта» технического задания, размещенного в Документации о проведении закупки разработка проекта стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года должна осуществляться в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, одобренных Президиумом.

2.8.1. Исполнитель обязан оказать Заказчику услуги по разработке проекта стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года, включая:

2.8.1.1. Анализ российского (при необходимости международного) опыта по проведению цифровой трансформации рынков по профильным для Заказчика направлениям деятельности:

а) Выбор Компаний-аналогов, имеющих схожие характеристики с Заказчиком;

б) Анализ опыта, тенденций и ключевых направлений цифровой трансформации Компаний-аналогов;

2.8.1.2. Анализ текущего состояния и перспектив цифровой трансформации отрасли Заказчика, включая основные вызовы, драйверы и барьеры цифровой трансформации, а также анализ ключевых направлений цифровой трансформации рынков;

2.8.1.3. Аналитическая поддержка при проведении оценки текущего состояния и перспектив цифровой трансформации Заказчика;

2.8.1.4. Верхнеуровневый анализ текущего состояния цифровой трансформации профильных направлений деятельности Заказчика;

2.8.1.5. Верхнеуровневый анализ портфеля текущих и запланированных проектов, инициатив и мероприятий цифровой трансформации Заказчика;

2.8.1.6. Верхнеуровневый анализ существующих ограничений реализации инициатив и мероприятий цифровой трансформации Заказчика (ресурсных, технологических и прочее);

2.8.1.7. Аналитическая поддержка Заказчика при проведении оценки цифровой зрелости по профильным для Заказчика направлениям деятельности;

2.8.1.8. Аналитическая поддержка Заказчика при проведении оценки рисков и угроз информационной безопасности, которые могут возникнуть в ходе цифровой трансформации;

2.8.1.9. Укрупнённая оценка возможности повышения уровня цифровой зрелости Заказчика;

2.8.1.10. Аналитическая поддержка Заказчика при определении целевого состояния цифровой зрелости, включая показатели достижения целевого состояния КПЭ;

2.8.1.11. Аналитическая поддержка при разработке дорожной карты инициатив и мероприятий цифровой трансформации Заказчика:

а) Описание инициатив и мероприятий цифровой трансформации Заказчика, в том числе по импортозамещению, на основании информации, полученной от Заказчика;

б) Описание целевой модели цифровых компетенций и кадрового обеспечения цифровой трансформации Заказчика или инициатив по её внедрению;

2.8.1.12. Формирование дорожной карты инициатив и мероприятий цифровой трансформации Заказчика на основании информации, включая:

- ключевые сроки и этапы реализации инициатив, мероприятий и проектов цифровой трансформации;

- ответственные подразделения за реализацию инициатив и мероприятий цифровой трансформации;

- анализ основных рисков и подходов к их минимизации;

- описание ключевых мероприятий по обеспечению информационной безопасности Заказчика;

2.8.1.13. Верхнеуровневая оценка затрат на реализацию инициатив и мероприятий, и эффектов от внедрения цифровых технологий;

2.8.1.14. Верхнеуровневый анализ ключевых нормативно-правовых актов с точки зрения оценки возможностей и ограничений для цифровой трансформации Заказчика.

2.8.1.15. Разработка рекомендаций по использованию возможностей и предложения по изменению ключевых нормативно-правовых актов, регулирующих цифровую трансформацию Заказчика.

Таким образом, согласно техническому заданию Заказчику требуется проведение аналитических работ в указанной сфере и формирование дорожной карты инициатив и мероприятий цифровой трансформации предприятия Заказчика.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 21.06.2022) (далее - Общероссийский классификатор продукции) ОКПД2 «Услуги консультативные по вопросам стратегического управления» 70.22.11 включает:

 

- услуги по оказанию консультативной, управленческой и оперативной помощи, касающейся стратегии предпринимательства и общего планирования, формирования структуры и контроля организации

Более конкретно общие мероприятия по консультациям в области управления могут быть связаны с одним видом или совокупностью следующих видов услуг: разработкой политики; определением организационной структуры (системы принятия решений), которая наиболее эффективно соответствовала бы целям организации; юридическим оформлением; стратегическими бизнес-планами; консультативными услугами по вопросам развития хозяйственной деятельности и реструктуризации, таким как слияния, приобретения, совместные предприятия, стратегические союзы, диверсификация, приватизация; выбором системы управленческой информации; подготовкой управленческих докладов и контроля; планами изменения предпринимательской деятельности; ревизиями; управления разработкой программ повышения прибыльности; прочими вопросами, предоставляющими особый интерес для высшего управленческого звена организации

Эта группировка не включает:

- услуги по юридическим консультациям и представительству, см. 69.10.1;

- услуги советников и посредников, организующих слияния и приобретения, см. 66.19.21

При этом ОКПД2 62.01.11 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения» согласно Общероссийскому классификатору продукции включает в себя:

- услуги по разработке структуры и/или написанию системы команд, включая обновления и исправления, необходимые для создания и/или реализации приложения, такие как: разработка структуры и содержания web-сайтов и/или написание системы команд, необходимых для создания и внедрения web-сайтов, разработка структуры и содержания баз данных и/или написание системы команд, необходимых для создания и внедрения баз данных (хранилищ данных);

- разработка структуры и написание системы команд, необходимых для проектирования и разработки прикладных программ, кроме программирования для разработки web-сайтов, баз данных или интеграции пакетов программного обеспечения;

- индивидуализация и интеграция, настройка (модификация, конфигурация и т.п.) и внедрение существующего приложения таким образом, чтобы оно функционировало бы в рамках информационной системы клиента;

- тестирование программного обеспечения

Эта группировка не включает:

- услуги, осуществляемые по договору, согласно которому проектирование и разработка web-сайта связаны с его размещением, см. 63.11.13;

- услуги, осуществляемые по договору, согласно которому проектирование и разработка приложения связаны с его размещением и управлением на постоянной основе, см. 63.11.19;

- услуги, осуществляемые по договору, согласно которому проектирование и разработка базы данных связаны с постоянным управлением хранимыми данными, см. 63.11.19

Исходя из содержания технического задания закупки №32211594316 Заказчику не требуется проектирование и разработка информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения.

В случае указания Заказчиком ОКПД2 62.01.11.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения» в закупке №32211594316 предмет закупки и техническое задание, размещенное в Документации заказчика не соответствовало бы общероссийскому классификатору продукции.

Исходя из чего на основании имеющихся сведений и пояснений Заказчика, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалобы делает вывод, что размещение закупки АО «Саханефтегазсбыт» «Оказание услуг по разработке стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года» (извещение №32211594316 на сайте https://zakupki.gov.ru/) и указание ОКПД2 70.22.11 «Услуги консультативные по вопросам стратегического управления» соответствует предмету закупки, техническому заданию и нуждам Заказчика.

На основании изложенного, доводы Заявителя о неверном выборе Заказчиком в лице АО «Саханефтегазсбыт» ОКПД 2 70.22.11 «Услуги консультативные по вопросам стратегического управления» при проведении закупки №32211594316 «Оказание услуг по разработке стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года» и не проведения закупки исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства являются необоснованными.

В действиях заказчика отсутствует нарушение Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Гражданского кодекса Российской Федерации и иных норм действующего законодательства, а право на участие Заявителя в закупке не нарушено.

Доводы Заявителя о том, что усматривается возможность сговора Заказчика и Участника закупки №32211327276, и недобросовестного поведения заказчика не могут быть рассмотрены Комиссией Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, установленном статьей 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как указанная закупка №32211327276 не является предметом обжалования, а также указанные действия не относятся к порядку проведения процедуры торгов.

При этом проведение внеплановой проверки в соответствии со статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не предусмотрено.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу №014/01/18.1-1214/2022 ООО «Лирона Фактор» (ИНН 7713707324) на действия (бездействия) заказчика в лице АО «Саханефтегазсбыт» (ИНН 1435115270) по признакам нарушения законодательства о закупках при проведении запроса цен в электронной форме «Оказание услуг по разработке стратегии цифровой трансформации АО «Саханефтегазсбыт» на период до 2030 года» (Извещение №32211594316 на сайте https://zakupki.gov.ru/) - необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны