Решение б/н по итогам рассмотрения жалобы от 30 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по итогам рассмотрения жалобы №014/07/3-1725/2020

г. Якутск                                             Резолютивная часть оглашена: «29» июня 2020 г.

                                                             Изготовлено в полном объеме: «30» июня 2020 г.      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

^^^ – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

^^^ – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

^^^ – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя:

%%% – представитель ООО «Стэм» по доверенности №СТ-ГО-03 от 09.01.2020;

*** – представитель АО «Алмазы Анабара» по доверенности № 04/с-1723 от 21.10.2019;

*** – представитель АО «Алмазы Анабара» по доверенности № 04/с-1723 от 21.10.2019;

рассмотрев жалобу ООО «СТЭМ» (далее – заявитель) на действия АО «Алмазы Анабара» (далее – Заказчик) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение работ по комплексному испытанию электроустановок с целью измерения сопротивления изоляции, защитного заземления и аппаратуры защиты на приисках «Маят» и «Молодо», а также объектах АО «Алмазы Анабара» в г. Якутске (далее – Закупка) (извещение №32009136688 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 22 июня 2020 года поступила жалоба ООО «СТЭМ» на действия АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение работ по комплексному испытанию электроустановок с целью измерения сопротивления изоляции, защитного заземления и аппаратуры защиты на приисках «Маят» и «Молодо», а также объектах АО «Алмазы Анабара» в г. Якутске (далее – Закупка) (извещение №32009136688 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), следующего содержания.

Доводы жалобы:

Следуя требованиям Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках, товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках) ООО «СТЭМ» (далее – Общество) прошло аккредитацию на электронной торговой площадке и подало заявку на участие в запросе предложений на проведение работ по комплексному испытанию электроустановок с целью измерения сопротивления изоляции, защитного заземления и аппаратуры защиты на приисках «Маят» и «Молодо», а также объектах АО «Алмазы Анабара» в г. Якутске.

19 июня 2020 года на ЭТП была опубликована выписка из протокола №45-5 комиссией заказчика было принято решение в отношении ООО «СТЭМ» (Пояснения о присвоении 0,00 балла по критерию оценки 2 «Квалификация участника».

Указанные в выписке из протокола обстоятельства не соответствуют действительности, ввиду того что Общество подало заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями заказчика с приложением всех заполненных форм и указанием опыта.

Действия заказчика по присвоению 0,00 баллов по критерию 2 «Квалификация участника» в открытом запросе цен в электронной форме неправомерны.

Если бы Обществу был присвоен «успешный опыт оказания услуг, аналогичной предмету закупки» по методике оценки заявок участников закупочной процедуры, то ООО «СТЭМ» стало бы ее победителем, поскольку по методике оценке заявок ООО «СТЭМ» полностью соответствует критерием заказчика.

Таким образом, действия заказчика привели к ограничению конкуренции в данной закупке.

АО «Алмазы Анабара» представило в антимонопольный орган материалы, а также возражения по доводам, изложенным в жалобе, согласно которым просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках)  предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из жалобы следует, что при проведении закупки заказчиком нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку заказчиком было принято неправомерное решение о присвоении заявителю 0 баллов по критерию «Квалификация участника» несоответствующего положениям документации.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением           закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

1. Извещение о проведении закупки размещено в ЕИС - 08.05.2020;

2. Номер извещения – 32009136688;

3. Заказчик – Акционерное Общество «Алмазы Анабара» (677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18);

4. Порядок проведения закупки: Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

5. Способ определения поставщика – запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

6. Наименование закупки – проведение работ по комплексному испытанию электроустановок с целью измерения сопротивления изоляции, защитного заземления и аппаратуры защиты на приисках «Маят» и «Молодо», а также объектах АО «Алмазы Анабара» в г. Якутске;

7. Начальная цена – 1 378 000, 00 Российский рубль;

8. Дата начала подачи заявок – 08.05.2020;

9. Дата окончания подачи заявок - 25.05.2020 в 10:00 (МСК+6);

10. Дата рассмотрения первых частей заявок – 28.05.2020;

11. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 09.06.2020;

10. Дата подведения итогов - 18.06.2020.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АО «Алмазы Анабара», утвержденного протоколом №19/18 от 19.11.2018 Советом директоров АО «Алмазы Анабара» (далее - Положение о закупке).

Конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Участником закупки по Закону о закупках может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

На основании изложенного, законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.

Под запросом предложений понимается способ конкурентной закупки, при котором победителем признается участник, заявка которого в соответствии с критериями, установленными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 9 статьи 3.4 Закона о закупках заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников запроса предложений в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке. Аналогичный принцип установлен пп. 3 п. 45.5.7 Положения о закупках Заказчика.

Пунктом 2 Приложения № 4 «Методика оценки заявки участников закупочной процедуры» (п. 9.4 документации о закупке), являющейся частью закупочной документации, Заказчиком установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.

В соответствии с указанной методикой оценки, участник закупки в подтверждение своего опыта по критерию «Квалификация участника» представляет копии исполненных договоров и актов выполненных работ к ним, за три года, предшествующих закупке.

При этом, в случае, если участник в составе заявки не представил ни одного договора, такой участник получает балл равный 0.

Между тем, комиссией антимонопольного органа установлено, что в составе заявки участник закупки ООО «СТЭМ» не представил копии исполненных договоров и актов выполненных работ к ним, за три года, предшествующих закупке в качестве подтверждения своего опыта по критерию «Квалификация участника».

Таким образом, Заказчик, с учетом положений закупочной документации, обоснованно счел присвоить 0 (ноль) баллов заявителю по показателю «Успешный опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки» критерия «Квалификация участника».

В этой связи, протоколом №45-5 от 18 июня 2020 года тендерная комиссия Заказчика приняла решение присвоить ООО «СТЭМ» по критерию оценки 2 «Квалификация участника» 0,00 баллов.

Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев обстоятельства жалобы приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат и не нарушают Закон о закупках, Положение о закупках и не нарушают права заявителя.

При таких условиях, довод заявителя о том, что Заказчик неправомерно установил количество баллов заявителю по Критерию оценки 2 «Квалификация участника», не нашел своего подтверждения.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СТЭМ» на действия АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение работ по комплексному испытанию электроустановок с целью измерения сопротивления изоляции, защитного заземления и аппаратуры защиты на приисках «Маят» и «Молодо», а также объектах АО «Алмазы Анабара» в г. Якутске (извещение №32009136688 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии          

                   

Члены Комиссии                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны