Предупреждение №02/5176 Предупреждение от 28 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск»

677008, г. Якутск, пер. Базовый, д. 4.

mup.zhilkomservis@mail.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействий) содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – УФАС по РС (Я)) рассмотрев заявление ООО «Якутскэкосети» на действия МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» от 14.10.2020 г., а также материалы заявления ООО «Якутскэкосети» переданные из прокуратуры г. Якутска (вх.№12499 п от 03.12.2020 г.) содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установило следующее.

ООО «Якутскэкосети» указывает, что 13.10.2020 г. решением оператора полигона – МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» введен запрет на заезд специализированной техники ООО «Якутскэкосети» на городской полигон без предъявления талонов.

Аналогичная информация 13.10.2020 г. была размещена на сайте news.ykt.ru «Якутскэкосетям» ограничили ввоз мусора на городской полигон. Спор продолжается».

Также согласно письму №А56-1-536 Главного федерального инспектора по Республике Саха (Якутия) в связи с хозяйственным спором между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) – ООО «Якутскэкосети» и собственником полигона размещения ТКО МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск», последним принято решение ограничить с 13 октября 2020 г. въезд специализированной техники регионального оператора на полигон.

МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» в своем письме от 16.10.2020 г. №1048 пояснило, что ограничение въезда на полигон связано с порядком заезда на полигон установленным в соответствии с договором на захоронение твердых бытовых отходов, а именно посредством использования талонов.

Решением №257 от 15.10.2020 г. заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 1.1. было рекомендовано администрации ГО «город Якутск» и МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» незамедлительно обеспечить въезд на полигон спецтехники регионального оператора ООО «Якутскэкосети».

При этом пунктом Решения №257 также рекомендовано МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск»:

1.2. Совместно с ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ»:

1.2.1. Обеспечить установку пункта весового контроля на городском полигоне по адресу г. Якутск, Вилюйский тракт 9 км. Срок – до 23 октября 2020 года.

1.2.2. Заключить договор на оказание услуг по захоронению отходов на 2020 год по нормативным объемам, установленным Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при утверждении тарифа. Срок – 21 октября 2020 года.

Рабочей группой созданной приказом Министерства Жилищного хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) а также протоколом №425 от 06.11.2020 г. выездного совещания по урегулированию приема-передачи пункта весового контроля, расположенного на городском полигоне по адресу г. Якутск, Вилюйский тракт, 9 км было отмечено, что на выездном совещании отсутствовали представители администрации ГО «город Якутск» и МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск». Комиссией зафиксировано что пункт автовесового контроля, состоящий из автомобильных весов, бетонированной площадки, ангара и компьютерного оборудования фактически установлен. В день проведения проверки работоспособности пункта весового контроля были проведены контрольные взвешивания 3 мусоровозов.

Рабочей группой было рекомендовано ООО «Якутскэкосети» и МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» обеспечить подписание сторонами акта-приема передачи пункта весового контроля.

Исходя из пояснений МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» от 23.11.2020 г. №1139 автомобильные весы для пункта автовесового контроля на полигоне приобретены региональным оператором. Работы по установке пункта автовесового контроля на полигоне осуществлены подрядчиком, выбранным региональным оператором, по договору с региональным оператором.

МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» указывает, что в настоящее время предприятию являющемуся владельцем полигона пункт весового контроля не передан, комиссия по допуску средства измерения к эксплуатации не сформирована и акт о допуске средства измерения не подписан.

В связи с чем, в настоящее время коммерческий учет твердых коммунальных отходов на полигоне ведется без применения пункта весового контроля.

ООО «Якутскэкосети» в ответе №2243/2020 от 20.11.2020 г. на дополнительный запрос указывает, что на текущую дату в связи с затягиванием со стороны МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» подписания акта приемки-передачи пункта автовесового контроля, спецтехника Регионального оператора заезжает на городской полигон без использования установленного средства измерения.

Таким образом, средства измерения массы твердых коммунальных отходов не используются сторонами по настоящий момент, что не позволяет установить точную массу твердых коммунальных отходов ввозимых на полигон.

Исходя из имеющихся материалов и пояснений ООО «Якутскэкосети» и МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» также установлено, что между хозяйствующими субъектами по настоящий момент имеются разногласия в части согласования условий и фактическим исполнением договора на захоронение твердых бытовых отходов.

Согласно протоколам разногласий к договору на захоронение твердых бытовых отходов на 2020 год в редакции исполнителя в лице МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» количественный учет принимаемых отходов ведется по объему. Учёт отходов по количеству ведется в единицах объема — метр кубический в случае отсутствия средства измерения объема при учете объемов отходов применяется подпункт «б» пункта 11 правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505. Данные учета служат основаниями для определения стоимости услуг приема и захоронения отходов и оплаты оказанной услуги. Данные учета могут быть использованы сторонами в целях осуществления учёта и отчетности в области обращения с отходами.

ООО «Якутскэкосети» в редакции заказчика указывает, что количественный учёт принимаемых отходов ведется по весу принятых твердых коммунальных отходов для захоронения. Учёт объема по количеству ведется в единицах — килограмм. Исполнителем для захоронения или выхода из строя такого средства измерения при учёте объема применяется подпункт «б» пункта 11 правил коммерческого учёта объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505. Коэффициент уплотнения признается за 2 (два). Данные учета служат основанием для определения стоимости услуг приема и захоронения отходов и оплаты оказанной услуги. Данные учёта могут быть использованы Сторонами в целях осуществления учёта и отчетности в области обращения с отходами. В случае применения подпункта «б» пункта 11 правил коммерческого учёта объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505, то исполнитель покрывает убытки Заказчика, вследствие отсутствия средств измерения веса принятых твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505, то исполнитель покрывает убытки Заказчика, вследствие отсутствия средств измерения веса принятых твердых коммунальных отходов на полигоне. Для определения размера убытка применяются статистические данные объекта размещения отходов производства и потребления, расположенного по адресу РС (Я), г. Нерюнгри, п. Серебряный бор, принадлежащего МУП «Переработчик».

ООО «Якутскэкосети» указывает, что при применяемом МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» расчете по учету объема ТКО, утвержденный годовой норматив объема массы отходов для захоронения будет израсходован по окончании 1 полугодия и может привести к необоснованному увеличению стоимости услуги за захоронение ТКО, а также тарифа Оператора полигона.

При этом также между сторонами имеются разногласия в части порядка оплаты услуг по договору в течении 5 календарных дней в соответствии с выдаваемыми оператором полигона талонами и предварительной оплатой заезда на полигон. ООО «Якутскэкосети» указывает, что Общество не имеет возможности принять условия предприятия в части предварительной оплаты за захоронение отходов по причине поступления оплаты от потребителей услуг регионального оператора по обращению с ТКО после 20 числа месяца, следующего за отчетным, то есть после получения услуги.

МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» в своих пояснениях №1139 от 23.11.2020 г. указывает, что для соблюдения надлежащей технологии захоронения Предприятию необходимо закупать сыпучие материалы (для изоляции отходов), приобретать горюче-смазочные материалы для работы спецтехники, обеспечивать работу спецтехники, оплачивать работу водителей спецтехники и иных работников полигона. Иные способы и сроки оплаты для регионального оператора возможны в случае заключения договора на захоронение отходов с урегулированием всех разногласий или в случае полной и своевременной оплаты региональным оператором услуг по захоронению.

ООО «Якутскэкосети» указывает, что решение о приёме ТКО на полигон по талонам препятствует не только исполнению своих обязанностей Региональным оператором, но и может привести к существенному ухудшению санитарного состояния ГО «город Якутск», ГО «Жатай» и стать причиной возникновения вреда жизни и здоровью граждан.

В результате между сторонами имеются судебные споры о взыскании Предприятием долга с Общества в судебном порядке в арбитражном суде по делу №А58-9332/2019 о взыскании 85 183 106,38 руб.

Также иск от 15.10.2020 г. ООО «Якутскэкосети» к МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» об обязании заключить договор на оказание услуг по захоронению отходов на 2020 год на условиях, предложенных истцом 04.03.2020. Дело в Арбитражном суде №А58-7188/2020.

ООО «Якутскэкосети» в своём заявлении указывает, что спорная ситуация возникла из-за отсутствия на городском полигоне весового контроля.

УФАС по РС (Я) для уточнения порядка расчета предельного единого тарифа, а также тарифа на захоронение объема образуемых на территории РС (Я) твердых коммунальных отходов был направлен запрос в Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – Госкомцен РС (Я)) (исх. №02/4347 от 02.11.2020 г.).

06.11.2020 г. исходя из полученных пояснений №23/04пр-3114 установлено, что Постановлениями Правления Госкомцен РС (Я) № 217 от 17 декабря 2019 г. утвержден долгосрочный предельный единый тариф на услуги регионального оператора ООО «Якутскэкосети», № 215 от 17 декабря 2019 г. – долгосрочный предельный тариф на захоронение для МУП «Жилкомсервис». Регулирование тарифов в сфере обращения с ТКО осуществляется строго в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тарифы региональных операторов, а также операторов установлены Госкомцен РС (Я) согласно Основам ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Госкомцен РС (Я) принял в расчёт предельного единого тарифа, а также тарифа на захоронение объем образуемых на территории РС (Я) ТКО согласно утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) территориальной схеме (приказ № 523-п от 12 декабря 2019 года), где его учет производился по нормативам накопления ТКО в рыхлом (неуплотненном) виде согласно Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2016 г. №1638/16. Стоимость транспортировки рассчитывается на 1 м3 исходя из объема кузова мусоровоза (22 м3), технико-экономических показателей работы, прямых и косвенных затрат, а также двойного коэффициента уплотнения. Госкомцен РС (Я) принял двойной коэффициент уплотнения при расчете расходов на транспортировку, основываясь на среднем коэффициенте уплотнения мусора мусоровозов с боковой загрузкой, используемых при транспортировании ТКО в Республике Саха (Якутия). Коэффициент уплотнения ТКО применяется при расчете транспортных расходов, входящих в состав единого тарифа.

Также УФАС по РС (Я) установлено, что в соответствии пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 №505 (ред. от 15.09.2018) «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения.

Таким образом, согласно Правилам №505 обязанность по оборудованию объектов лежит на владельцах объектов, то есть на МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» - операторе полигона.

Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 №505 (ред. от 15.09.2018) «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

УФАС по РС (Я) исходя из указанных норм и на основании пояснений сторон делает вывод, что продолжительное отсутствие средств измерения отходов ввозимых на полигон ставит в невыгодное положение регионального оператора ООО «Якутскэкосети», так как не позволяет фактически установить точную массу ввозимых коммунальных отходов.

МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» на рынке услуг по приему и захоронению твердых коммунальных отходов в географических границах ГО «город Якутск» на момент направления заявления (вх.№10880 э) и выдачи предупреждения занимает доминирующее положение согласно статье 5 Закона о защите конкуренции, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с Соглашением №3 от 29.05.2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство) и ООО «Якутскэкосети», ООО «Якутскэкосети» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории центральной зоны РС (Я).

Таким образом, на ООО «Якутскэкосети» наложены обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, исполнение которых ставится в зависимость от согласования условий, заключения и исполнения договора на захоронение твердых коммунальных отходов с МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» как владельца полигона (объекта) по размещению твердых коммунальных отходов.

Исходя из пояснений МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» от 23.11.2020 №1139 между Предприятием и ООО «Якутскэкосети» по настоящее время отсутствует действующий договор на захоронение отходов.

УФАС по РС (Я) на основании имеющихся материалов и сведений, приходит к выводу о том, что действия (бездействия) МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» по не согласованию выгодных условий договора на захоронение твердых бытовых отходов с региональным оператором ООО «Якутскэкосети» по существенным условиям заявленными ООО «Якутскэкосети» на 2020 год, введению запрета на заезд специализированной техники ООО «Якутскэкосети» на городской полигон с 13.10.2020 г., не установлению и не введению в эксплуатацию средств измерения (пункта автовесового контроля) отходов ввозимых на полигон в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 №505 (ред. от 15.09.2018) «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил, не обоснованное не заключение нового договора на захоронение твердых бытовых отходов с ООО «Якутскэкосети», либо уклонение от заключения - имеют признаки запрещаемых действий (бездействий) в соответствии со статьей 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Закона о защите конкуренции, а именно:

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

8) создание дискриминационных условий.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции «Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» - Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленного в связи с наличием в действиях МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» (ОГРН 1111435006935, ИНН 1435242617) признаков нарушений антимонопольного законодательства предусмотренных пунктами 3, 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона №135 «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании статьи 39.1 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

о необходимости прекращения действий (бездействий) содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий по устранению причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно:

  1. Направить действия на оборудование городского полигона по размещению твердых бытовых отходов по адресу: город Якутск, Вилюйский тракт 9 км средством измерения ввозимых на полигон отходов (пунктом весового контроля) и ввести его в эксплуатацию в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 №505 (ред. от 15.09.2018) «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;
  2. Направить действия на согласование существенных пунктов договора заявленными региональным оператором ООО «Якутскэкосети» (ОГРН 1141447009252, ИНН 1435284215) на захоронение твердых бытовых отходов с учетом принятых долгосрочных предельных тарифов в соответствии с Постановлениями Правления Госкомцен РС (Я) от 17 декабря 2019 года №215 и 217;
  3. Направить действия на заключение договора с региональным оператором ООО «Якутскэкосети» (ОГРН 1141447009252, ИНН 1435284215) на захоронение твердых бытовых отходов на городском полигоне размещения твердых бытовых отходов и исполнение договора.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в тридцатидневный календарный срок с момента получения.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Обращаем Ваше внимание, что согласно частям 7, 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» - при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Врио руководителя Управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны