Решение б/н ГБУ РС(Я) "РЦИТ" на ГАУ РС(Я) "Поликлиника №1" от 11 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-377/2020

г. Якутск 11 марта 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб (далее также – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<…> – заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

в присутствии:

заявителя государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр инфокоммуникационных технологий» (далее – ГБУ РС(Я) «РЦИТ», заявитель): Филиппов А.В. (представитель по доверенности);

заказчика государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Поликлиника №1» (далее также – ГАУ РС(Я) «Поликлиника №1», заказчик): Николаев Д.С. (представитель по доверенности);

рассмотрев жалобу ГБУ РС(Я) «РЦИТ» на действия заказчика ГАУ РС(Я) «Поликлиника №1» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг предоставления IP телефонной связи при совершении вызовов с оборудования пользователя (извещение №32110014383), в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Управление антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ГБУ РС(Я) «РЦИТ».

В ходе рассмотрения дела представитель ГБУ РС(Я) «РЦИТ» указал на следующие доводы жалобы:

1) в аукционной документации отсутствуют требования о наличии участника закупки лицензий на:

- услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

- услуги местной телефонной связи;

- оказание телематических услуг (в случае необходимости передачи видеосигнала),

что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и частей 6, 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2) включение заказчиком в документацию электронного аукциона требования сохранения существующей ABC нумерации создает преимущественные условия участия отдельному участнику закупки и влечет ограничение количества потенциальных участников закупки, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Просит признать жалобу обоснованной.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что с жалобой не согласны, просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия антимонопольного органа установила следующее.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ГАУ РС(Я) «Поликлиника №1» провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Типовым положением о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных и автономных учреждений Республики Саха (Якутия), подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) - Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Поликлиника № 1», утвержденного Протоколом Наблюдательного совета ГАУ РС (Я) «Поликлиника № 1» №1 от 28.01.2020 г., Председателем Наблюдательного совета Прокопьевым Е.С.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 18 которого под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

20.02.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг предоставления IP телефонной связи при совершении вызовов с оборудования пользователя (изв. № 32110014383), документация о закупке, а также проект договора.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 18 раздела 2 аукционной документации «Информационная карта» установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, в числе которых установлено наличие необходимых лицензий, свидетельств, сертификатов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

Аналогичные требования установлены пунктом 8.1 раздела 3 «Описание объекта закупки»:

«8.1.   Услуги оказываются на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и в соответствии с техническими нормами и стандартами, установленными Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральным законом «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ (в ред. 9-ФЗ от 03.02.2014) и Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, международной и междугородней связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 18.05.2005 № 310 (ред. от 06.10.2011)».

Из вышеуказанного следует, что заказчиком установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Довод жалобы об отсутствии требования о наличии у участника закупки лицензии признан необоснованным.

Пунктом 11.1 раздела 3 аукционной документации «Описание объекта закупки» установлено, что номерной план должен быть непрерывным, выделяемые телефонные номера должны быть последовательными, например, хх-хх-20, хх-хх-21 и т.д.; должна быть сохранена существующая нумерация (социально значимый объект).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. В связи с чем заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации и закрепленных в Законе о закупках принципов осуществления закупок. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Следовательно, при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

Как следует из пояснений заказчика, изменение существующей нумерации повлечет большие издержки заказчика по внесению изменений в существующие регламентные документы, а также перенастройку автоматической телефонной станции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Анализ положений документации о закупке и материалов дела показал, что требование заказчика о сохранении существующей нумерации на период оказания услуг, дает возможность принять участие любому потенциальному участнику закупки, заключившего предварительно соглашение с оператором связи, являющимся собственником имеющихся у заказчика номеров.

Довод заявителя о том, что участник закупки, даже при согласии текущего оператора на передачу ресурса нумерации ABC и начать оказание услуг связи с момента заключения договора не представляется возможным, так как срок, необходимый для предоставления услуги Федеральным агентством связи по передаче ресурса нумерации ABC составляет 40 дней со дня регистрации таких заявлений в СЭД, которые могут быть поданы только после определения поставщика (заключения договора), Комиссией Якутского УФАС России не может быть принят во внимание, так как пунктом 4.4.1 проекта контракта предусмотрено право исполнителя привлечь к исполнению своих обязательств по Договору третьих лиц, то есть в случае победы в электронном аукционе, участник закупки до получения одобрения с Федерального агентства связи может заключить договор с оператором связи, являющимся собственником ресурса номеров, необходимых заказчику.

Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Между тем, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих отказ оператора связи в предоставлении на передачу ресурса номеров, необходимых заказчику.

Таким образом, довод жалобы о включении заказчиком в документацию электронного аукциона требования сохранения существующей ABC нумерации признан необоснованным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб,

решила:

Признать жалобу ГБУ РС(Я) «РЦИТ» на действия заказчика ГАУ РС(Я) «Поликлиника №1» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг предоставления IP телефонной связи при совершении вызовов с оборудования пользователя (извещение №32110014383) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель председателя комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны