Решение №977 Решение по жалобе №014/07/3-977/2021 от 7 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 – временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

 – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), члена комиссии;

– ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), члена комиссии;

в присутствии посредством сервиса web-видеоконференцсвязи:

представителя ответчика 

представителя заявителя 

рассмотрев жалобу от 27.05.2021 г. (вх. №4686) ЗАО «БЭК» на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора поставки аккумуляторных батарей для ИБП (извещение №32110122489 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 27.03.2021г. поступила жалоба (вх. №4686) ЗАО «БЭК» на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора поставки аккумуляторных батарей для ИБП (извещение №32110122489 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указал следующие доводы:

«Согласно протоколу заседания закупочного органа АК «АЛРОСА» (ПАО) №7210-1000074387-4 от 26 апреля 2021 года, в котором заявка Закрытого акционерного общества «Балтийская энергетическая Компания» была отклонена по причине несоответствия продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации: на основании п.3.12.7 пп.4 Документации о закупке не соответствует спецификации.

Учитывая, что в спецификации не содержалась критериев эквивалентности, помимо емкости и напряжения аккумуляторных батарей, ЗАО «БЭК» подобрало под эти характеристики полноценные аналоги.

26 апреля 2021 г. ЗАО «БЭК» был направлен запрос по результатам рассмотрения единых (общих) заявок, в котором было изложено вышесказанное.

30 апреля 2021 года был получен ответ от заказчика, в котором уточнялись несоответствия технических характеристик.

Указанные характеристики, за несоответствие которым была отклонена заявка ЗАО «БЭК», отсутствовали в техническом задании.

ЗАО «БЭК» считает, что Заказчик нарушил установленный Федеральным законом от 18.07.20211 №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» порядок рассмотрения заявок участников, не допустив предложение ЗАО «БЭК» к дальнейшему участию в запросе цен, при том что оно полностью соответствовало требованиям, установленным закупочной документацией.»

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) являются специальными по отношению к закону о защите конкуренции.

Таким образом, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях.

В соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, жалоба ЗАО «БЭК» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

АК «АЛРОСА» (ПАО) предоставила письменное возражение на жалобу (вх. №4949от 04.06.2021г.) в котором просят признать жалобу необоснованной.

Представитель Заявителя на заседании комиссии поддержал в полном объеме доводы, изложенные в жалобе.

25.03.2021 года в единой информационной системе (ЕИС) на сайте http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32110122489 о проведении конкурентной закупки в электронной форме.

Способ проведения закупки: запрос цен в электронной форме

Начальная (максимальная) цена договора: 6 124 450,04 руб.

Предмет закупки: поставка аккумуляторных батарей для ИБП.

Как указано в протоколе заседания закупочного органа АК «АЛРОСА» (ПАО) №7210-1000074387-4 от 26.04.2021г заявка ЗАО «БЭК» отклонена в связи с тем, что на основании п.п.4 п.3.12.7, Документации о закупке не соответствует спецификации.

Закупочную деятельность Заказчика регламентирует Положение о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) (далее – Положение о закупках) и документация о закупке по публикуемому (открытому) запросу цен в электронной форме на право заключения договора на предмет «Поставки аккумуляторных батарей для ИБП» (далее – закупочная документация).

В п.3.12.6 закупочной документации указано, что по результатам рассмотрения заявок в отношении заявки каждого участника принимается решение о допуске (заявка признана соответствующей установленным требованиям и допускается к дальнейшим процедурам) или об отказе в допуске к участию в закупке (заявка признана не соответствующей установленным требованиям и отклоняется).

Согласно, п.п.4 п.3.12.7 закупочной документации, на основании которой отклонили заявку ЗАО «БЭК», отказ в допуске к участию в закупке возможен если предлагаемая продукция не соответствует требованиям раздела 9 – техническому заданию (требований к продукции/работам/услугам).

Спецификация (или техническое задание) представлена отдельным файлом как п.9.2 закупочной документации:

Спецификация

на поставку аккумуляторных батарей для ИБП

УС СТ "Алмазавтоматика" АК "АЛРОСА" (ПАО)

           
           

№ п/п

№ SAP

Наименование

Ед.изм.

Кол-во

Страна происхождения товара

1

929068

АКБ CSB HR-1221W-F2 12В 5,25Ач

шт.

2 944

 

2

1046567

АКБ Delta HRL 12-100 12В 100Ач L

шт.

36

 

3

1046568

АКБ Delta FT 12-100 M 12В 100Ач L

шт.

52

 

Итого:

 

 

3 032

 

На заседании Комиссии Якутского УФАС России представитель заказчика пояснил, что спецификация содержит только наименование товаров АКБ CSB HR-1221W-F2 12В 5,25Ач, АКБ Delta HRL 12-100 12В 100Ач L, АКБ Delta FT 12-100 M 12В 100Ач L. Данный способ описания предмета закупки понятен производителям и поставщикам указанной группы товаров, и такой способ обеспечивает более точное и четкое описание предмета закупки.

Также заказчик в своем возражении указал, что информация и сведения, раскрывающие технические и эксплуатационные характеристики аккумуляторных батарей находятся в свободном доступе на сайте как производителя указанных аккумуляторов, так и на иных сайтах продавцов-магазинов, осуществляющих их свободную онлайн-продажу.

Пункт 19.2 Положения о закупках, как и часть 6.1. ст.3 Закона о закупках предусматривает, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик руководствуется следующими правилами:

  • в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
  • в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
  • в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев, установленных пп. 1-5 п.19.3 Положения. При этом должны быть установлены: критерии определения соответствия эквивалента и правила описания участником в составе своей заявки предлагаемых параметров продукции с указанием на эквивалентность.

Пунктом 1.2.34 Документации о закупке предусмотрена возможность поставки эквивалентной продукции. Критериями соответствия эквивалента предусмотрено, что поставляемые замены (аналоги) должны быть совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны), или должны превосходить по качеству товар, указанный в техническом задании (спецификации). Правила описания участником эквивалента: участник в составе своей заявки предлагаемых параметров продукции указывает аналогичность в техническом предложении.

Заявитель в своей жалобе подчеркивает, что так как в спецификации не содержалось критериев эквивалентности, помимо емкости и напряжения аккумуляторных батарей, ЗАО «БЭК» подобрало под эти характеристики полноценные аналоги.

29 апреля 2021 года ЗАО «БЭК» направило в адрес заказчика запрос о разъяснений причин отклонения заявки.

30 апреля от АК «АЛРОСА» (ПАО) поступил ответ в котором уточнялось по каким именно критериям технические параметры аккумуляторных батарей заявителя не соответствуют заявленным требованиям заказчика:

 

Заявленные

характеристики

закупщика

Предложение ЗАО
«Балтийская
Энергетическая
Компания»

Соответствие

Наименование,
марка, модель
АКБ

CSB HR-1221W-F2 12В
5 Ач

СГАН 12-5

 

Тип клемм

FASTON (зажим F2)
6,35 мм

FASTON (зажим) 4,75
мм

Не соответствует

Температурные

характеристики

заряда

от -10 °С до 60 °С

от -10 °С до 40 °С

Не соответствует

 

Заявленные

характеристики

закупщика

Предложение ЗАО
«Балтийская
Энергетическая
Компания»

Примечания

Наименование, марка, модель
АКБ

АКБ Delta HRL 12-100
12В 100 Ач L

СГАН 12-100 C

 

Температурные

характеристики

заряда

от -10 °С до 60 °С

от -10 °С до 40 °С

Не соответствует

 

Заявленные

характеристики

закупщика

Предложение ЗАО
«Балтийская
Энергетическая
Компания»

Примечания

Наименование, марка, модель
АКБ

АКБ Delta FT 12-100
12В 100 Ач L

СГАН (ф) 12-100 С

 

Тип клемм

Под болт М6

под болт М8

Не соответствует

Температурные

характеристики

заряда

от -10 °С до 60 °С

от -10 °С до 40 °С

Не соответствует

Размер

508*110*223 (238 высота с клеммой)

395*110*300

Не соответствует

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из ответа АК «АЛРОСА» на письмо ЗАО «БЭК» о разъяснении причин отклонения следует, что заказчик отклонил заявку заявителя по причине несоответствия тип клемм, температурных характеристик и размера аккумуляторных батарей заявленным характеристикам закупщика.

Между тем, заказчик не указал данные технические характеристики в документации о закупке. Краткая техническая характеристика товара приведена только в графе «наименование»: напряжение и емкость аккумуляторных батарей.

Следовательно, ЗАО «БЭК» и другие участники закупки не могли знать каким именно техническим характеристикам, кроме емкости и напряжения, должен соответствовать товар. Заявитель предложил товар исключительно исходя из краткого описания указанного в спецификации заказчика.

Таким образом, ввиду неправомерного отклонения заявки заявителя от участия в закупке заказчиком нарушен пункт 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ЗАО «Балтийская энергетическая компания» на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора поставки аккумуляторных батарей для ИБП (извещение №32110122489 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) – обоснованной.
  2. Признать АК «АЛРОСА» (ПАО) нарушившей пункт 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны